Технологическая карта урока «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений»
Цель: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности; развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.
Планируемые результаты:
- предметные: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;
- метапредметные: формировать умения анализировать, сравнивать;
- личностные: эколого-краеведческое воспитание.
Методы: Проблемные - постановка проблемных вопросов; Словесные - беседа с элементами рассказа, объяснение, сообщение учащихся; Практические - самостоятельная работа.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения |
Текущий контроль |
|||||||||||||||
1.Организационный этап |
Приветствие. Проверка отсутствующих. |
Подготовка к работе. |
- |
Фронтальная беседа. |
|||||||||||||||
2.Постановка познавательной задачи |
Сейчас Вам необходимо вспомнить какую роль играют растения в жизни человека. |
Продукты питания Производство лекарств, химических соединений Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь) Производство бумаги Строительный материал Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д.) Обогащение воздуха кислородом |
Коммуникативные |
Фронтальная беседа. |
|||||||||||||||
3.Изучение новой темы |
Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их. Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества. Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает. И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное. Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм Влияние человека Прямое Косвенное (сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)
Причем, как прямое, так и косвенное воздействие очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе…..так, например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет. И это только те немногочисленные предметы, которые мы с вами можем найти на свалках, растущих как «грибы после дождя». А сколько много загрязняющих веществ поступает в атмосферу и гидросферу, веществ, которые медленно и планомерно убивают растительные и животные организмы. Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия. Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу. Ребята, а в чем отличие заказника от заповедника. Слушаем доклады учеников про природные парки Волгоградской области. |
Создаются заповедники Создаются заказники Создаются ботанические сады Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах) Создание Государственного комитета по охране природы Создание Красной книги ЗАКАЗНИК – природная территория, которая временно охраняет определенные виды растений и животных. Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам. ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами (редкие и ценные виды животных и растений).Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования. |
Коммуникативные Самостоятельная работа в тетради. |
Фронтальная беседа. Наблюдение. |
|||||||||||||||
4.Закрепление изученного материала |
Ребята, как вести себя в природе вы знаете. С вами неоднократно проводились беседы, различные мероприятия по культуре поведения в природе и охране окружающей среды. Я вам сейчас предлагаю нарисовать памятку для младших школьников, как необходимо себя вести в природе, что надо делать, чтобы сохранить растительный мир нашей Родины, сохранить уникальный мир нашей природы («Природу надо охранять!»). |
Рисуют памятку для младших школьников «Природу надо охранять!» |
Работа в группе |
Наблюдение. |
|||||||||||||||
5.Домашнее задание |
П.59, написать рассказ «Мой вклад в охране природы», подготовиться к контрольной работе. |
Записывают в дневник |
- |
Наблюдение. |
|||||||||||||||
6.Подведение итогов |
Анализ и оценка успешности учащихся на уроке. |
Слушают учителя, анализируют |
- |
Фронтальная беседа. |
Екатерина Николаевна