Технологическая карта урока «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений»

1
1
Материал опубликован 1 February 2017

Цель: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности; развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.

Планируемые результаты:

- предметные: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

- метапредметные: формировать умения анализировать, сравнивать;

- личностные: эколого-краеведческое воспитание.

Методы: Проблемные - постановка проблемных вопросов; Словесные - беседа с элементами рассказа, объяснение, сообщение учащихся; Практические - самостоятельная работа.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный этап

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Подготовка к работе.

-

Фронтальная беседа.

2.Постановка познавательной задачи

Сейчас Вам необходимо вспомнить какую роль играют растения в жизни человека.

Продукты питания

Производство лекарств, химических соединений

Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь)

Производство бумаги

Строительный материал

Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д.)

Обогащение воздуха кислородом

Коммуникативные

Фронтальная беседа.

3.Изучение новой темы

Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

 Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.

Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.

И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.

Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм

Влияние человека

Прямое Косвенное

(сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)

 

Причем, как прямое, так и косвенное воздействие очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе…..так, например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года,

консервная банка – 90 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет. И это только те немногочисленные предметы, которые мы с вами можем найти на свалках, растущих как «грибы после дождя». А сколько много загрязняющих веществ поступает в атмосферу и гидросферу, веществ, которые медленно и планомерно убивают растительные и животные организмы.

Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.

Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу.

Ребята, а в чем отличие заказника от заповедника.

Слушаем доклады учеников про природные парки Волгоградской области.

Положительное влияние человека на растения

Создает высокоурожайные сорта культурных растений.

Совершенствуются технологии выращивания растений.

Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв.

Выращивает растения в теплицах, парниках.

Разводит растения в ботанических садах и парках.

Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией).

Отрицательное влияние человека на растения

В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям.

Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство)

Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы).

Орошение пустынь приводит к засолению почв.

Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.

Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.

Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.

Создаются заповедники

Создаются заказники

Создаются ботанические сады

Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах)

Создание Государственного комитета по охране природы

Создание Красной книги

ЗАКАЗНИК – природная территория, которая временно охраняет определенные виды растений и животных. Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.

ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами (редкие и ценные виды животных и растений).Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

Коммуникативные

Самостоятельная работа в тетради.

Фронтальная беседа.

Наблюдение.

4.Закрепление изученного материала

Ребята, как вести себя в природе вы знаете. С вами неоднократно проводились беседы, различные мероприятия по культуре поведения в природе и охране окружающей среды. Я вам сейчас предлагаю нарисовать памятку для младших школьников, как необходимо себя вести в природе, что надо делать, чтобы сохранить растительный мир нашей Родины, сохранить уникальный мир нашей природы («Природу надо охранять!»).

Рисуют памятку для младших школьников «Природу надо охранять!»

Работа в группе

Наблюдение.

5.Домашнее задание

П.59, написать рассказ «Мой вклад в охране природы», подготовиться к контрольной работе.

Записывают в дневник

-

Наблюдение.

6.Подведение итогов

Анализ и оценка успешности учащихся на уроке.

Слушают учителя, анализируют

-

Фронтальная беседа.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Екатерина, большое спасибо Вам за урок!

22 March 2017

Похожие публикации