Технологическая карта изучения темы «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»
Технологическая карта изучения темы «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука».
Тип урока | урок актуализации знаний и умений | ||
Тема урока | «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука». | ||
Цель урока | Развивать умение обозначать мягкость согласного звука мягким знаком. | ||
Предметные писать слова с ь ,обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов, объяснять лексическое значение слова. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. Объяснять роль буквы ь. | Метапредметные Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание | Личностные -сохранять мотивацию к учёбе; -ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; -развивать способность к самооценке; - определять правила работы в парах. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. | Встанем ровно и красиво Прозвенел уже звонок. Сядем тихо и неслышно И скорей начнём урок. (звучит мелодия из мультфильма "Какой чудесный день") Пусть солнышко ласково Смотрит к нам в класс Лучик, играя, приветствует вас. Доброго утра! Хорошего дня! Я пожелаю всем вам, друзья! Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу хорошее настроение. Я желаю вам сегодня успехов на уроке, пополнить ваш багаж знаний. А чтобы сохранить хорошее настроение и справиться со всеми трудностями, какими вы должны быть на уроке? (ответы детей) | | Личностные : - определять общие для всех правила поведения; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать свою деятельность; коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности. | Свой урок хочу начать с таких слов. Прочитайте: Знание и труд в тесной дружбе живут. Что это такое? (пословица) Как вы её понимаете? Зачем мы учимся? Что ещё можно сказать про эту запись? (предложение)Почему? Какое правило заметили в записи слов в этом предложения? (жи) Минутка чистописания Назовите букву обозначающую согласный звук в сочетании жи, ,которую будем писать на минутке чистописания? (ж) Что вы знаете про эту букву? Жж жи Напомним правила посадки. Я тетрадочку открою, уголочком положу, Сяду прямо, не согнусь! За работу я примусь! Запишем число, классная работа, пропишем красиво наши буквы и сочитание. Сегодня вас я приглашаю в гости к красавице. А как её зовут догадайтесь сам (Белоснежка)А кто с ней вместе живёт? (гномы)Кто знает автора этой сказки? (Братья Гримм) немецкие сказочники .На какую русскую сказку похожа? (Сказка о мёртвой царевне) Автор? (Пушкин)Где мы встречались с ней? Белоснежка любила своих гномов и занималась их воспитанием и обучением. Сколько гномов в сказке?(семь)Кто составит схему у доски и расскажет про слово? Что можно сказать про согласные звуки? (один слог, два мягких согласных, три звука) Если гномы увидят схему..догадаются они какое слово обозначает эта схема? (нет)Значит это слово надо записать..(на доске появляется слово со схемой)Почему такая разница? Почему? Кто подскажет тему урока? (буква ь) Какие поставим перед собой цели? (на слайде начало фразы..дети продолжают) Повторить о...букве ь Узнаем о роли....ь в словах Развивать.. грамотность, любознательность | Анализируют, сравнивают, классифицируют буквы, слова. Отвечают на вопросы учителя. Отрабатывают навык каллиграфического письма букв. Отвечают на вопрос Определяют цель урока. | Предметные: - правильно группировать звуки, выделять слоги с мягким согласным звуком. Регулятивные: -высказывать своё предположение; - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: -уметь определять и формулировать тему урока; проговаривать последовательность действий на уроке Предметные: каллиграфически правильно писать буквы. Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль при написании букв и предложения. Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные: познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - высказывать свое предположение; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. |
Обобщение и систематизация знаний Взаимопроверка | Белоснежка решила выяснить полученные знания на занятиях у гномика Тихони и провести необычный диктант...гномик не смог выполнить его..поможем ему? Я читаю предложение...если вы с ним согласны..ставите +..если нет -. через запятую...Задание понятно? 1.Наша речь состоит из слов? - 2.В предложении все слова связаны по смыслу.. ? + 3.Слова состоят из слогов? + 4. В слове яма 3 звука? - 5. Согласные звуки й, ч, щ обозначают всегда мягкие согласные? + 6. пред гласными а, о, э, ы,у согласный звук слышится мягкий? – 7. в русском алфавите 33 буквы? + 8. гласных звуков столько же сколько же сколько и гласных букв? – 9. сочетания чу щу пиши с буквой у?+ Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.в соответствии с доской…. Белоснежка была доброй девушкой и поэтому на урок пришла не одна, а со своими друзьями. Хотите узнать кто это? Слушайте внимательно загадки и попытайтесь отгадать их. Трав копытами касаясь, Это самое крупное животное. Высотой достигает 2,5 метров. Из-за длинных ног ему приходится заходить далеко в воду напиться или встать на колени. Шерсть лося кажется грубой, но имеет подшёрсток, который согревает зверя зимой. Летом лоси темнее, чем зимой. Самец обладатель самых крупных рогов. Самки безрогие. В конце осени самец сбрасывает рога и ходит до весны без них. Кого мы называем животным? На цветок, жужжа, садится, Летающее насекомое, родственник пчелы. Только крупнее и тёмное тельце покрыто густыми волосками. Тёмная спинка имеет жёлтые или оранжевые полоски. Они строят гнёзда в земле, дуплах деревьев и гнёздах птиц. Один из рабочих шмелей трубач вылетает рано утром из гнезда и будит гудением остальных шмелей. Семья живёт только одно лето и осенью погибает. Зимуют только одни самки, которые в апреле откладывают яйца. Кого мы называем насекомым? шерсть как шёлк у киски, Большая дикая кошка, живущая в лесах. Уши украшены кисточками, хвоста почти нет. Зрение. нюх и слух очень хороший. Она ловко лазиет по деревьям и плавает. Охотится на птиц, зайцев, косуль. Но кроме человека врагом остаются стаи волков. Где побеждает коллективизм. -Как вы думаете..почему Белоснежка пригласила их на урок? Запишем их в строчку. Что слова объединяет? Что не будем делать с этими словами? (переносить и ставить ударенпие) Давайте вспомним все что знаем о ь? -только буква -Не может стоять в начале слова Простаку гному досталась карточка. Поможем ему прочитать слова и выполнить задание Белоснежки. (у детей карточки) Карась яблонька Окунь альбом Конь пальцы Что обозначают слова? (предметы) По какому признаку разделены на две группы? Какой вопрос зададим к словам первого столбика? второго? Определим место расположения ь в словах каждой группы.. назовите в каждом слове мягкий согласный. Карась [c'].... ...Какую роль выполняет? Какой вывод сделаем? -ь знак может находиться в середине слова и на конце -смягчает впереди стоящий согласный Белоснежка предлагает выполнить следующее задание -от слов, которые вы видите на доске образовать и записать сначала слово в единственном числе с ь на конце, потом- во множественном , но с уменьшительно-ласкательном значении, т.е. лаского (на экране образец и слова) Подчеркнём ь знак в словах - а вы верите, что ь знак фокусник? Ь знак-хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится Но в слово часто просится Гном Весельчак предлагает поиграть в игру "Твёрдый - мягкий" Прочитаем слова Угол- горящее вещество , добывающее под землёй Ел-хвойное дерево Мел- возвышение дна над поверхностью реки, моря Был-рассказ о реальном событии с моралью Все слова вам понятны? Нужно используя ь знак превратить... Что изменилось в словах..(последний согл, количество звуков и букв, смысл слова) Где мы встречались с былью? кто был автор таких произведений? (Толстой) Какой вывод сделаем? -может менять смысл слова. Это гном соня. Он всегда хочет спать. Давайте взбодрим его. Проведём физминутку. Игра. В сказочной стране наступило новое время года. -Белоснежка просит послушать внимательно текст и угадать о каком времени года пойдёт речь... О каком времени года пойдёт речь? - О каких весенних явлениях говорится? Назовите весенние месяцы..Какой месяц идёт у нас сейчас? (на доске названия месяцев) | Выполняют задания, звуко-буквенный анализ слова. Работ в парах записывают слова Выполняют упражнение. Отвечают на вопросы, делают самостоятельный вывод. Один ребёнок читает загадку..все отгадывают Записывают пары слов в тетрадь | Предметные: -производить звуко-буквенный анализ слова. Личностные : - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание Метапредметные: регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: - уметь выделять слова с ь через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию Личностные : - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). |
Применение знаний и умений . | Групповая работа 1.Апрель с водой, май с травой. 2. Потрудись весной – сытым будешь зимой. 3.Дождь в мае хлеба поднимает. 4.В марте день с ночью меняется, ровняется. 5.Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. 6. Март с водой, апрель с травой, май с цветами. | Организует закрепление знаний. Организует взаимопроверку по эталону. Организует оценочные высказывания учащихся. | Предметные: -овладевать умением самостоятельно печатать слова с ь, определять количество букв и звуков в словах с ь. Метапредметные регулятивные: - работать самостоятельно; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли. |
Рефлексия деятельности | Тайну какой буквы расскрыли? Что узнали и чему научились? -Что показывает буква ь? - Спасибо за работу. Солнышко все чаще стало согревать своим теплом землю. А вам Солнце подарило каждому маленькое солнышко, и хочет проверить вас как вы усвоили сегодняшний материал. Поднимите красное солнышко если всё вам понятно и вы со всем справились на уроке...зелёное если хорошо, но допускали ошибки и жёлтое-если осталось что то непонятным вам V. Рефлексия -Вы замечательно потрудились. Объединитесь в группы и заполните островки настроений: радостное - красные цветы, хорошее - жёлтые , слегка грустное - синие цветы ,плохое – коричневые цветы. Покажите свои полянки (Крепят на доску) -Какая красивая получилась поляна! Пусть ваше настроение будет таким же ярким и радостным на каждом уроке. | По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Личностные : - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |