12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гамова Анна Владимировна530
Россия, Крым респ., с. Владиславовка
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»
4

Урок «Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков»



Тема. Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков.

 

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с   буквой  ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

I.    ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.              

Приветствие учащихся

 

Подравнялись, подтянулись

 

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

 

II.     РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.                                     

На – на - на  - на дворе растёт сосна.

Но – но – но – завтра мы пойдём в кино.

Ан – ан – ан – собери свой чемодан.

Ти – ти – ти – съели кашу всю почти.

Ры – ры – ры – летают комары.

Ор – ор- ор – подмели мы двор.

Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.

III. ПОВТОРЕНИЕ.                                                  

-Что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).

-На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и согласные).

-Что такое согласные звуки? (это те звуки, которые не тянутся, не поются и встречают преграду).

-На какие группы делятся согласные звуки? (на звонкие и глухие, на парные и непарные).

-Что такое гласные звуки? (это звуки, которые тянутся, поются и не встречают преграду).

-На какие 2 группы делятся гласные звуки? (на звуки дающие твердость согласного и на звуки дающие мягкость согласного).

 

IV.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.                                                       (Слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. И я вас приглашаю на лесную поляну, в гости к нашим героям.

- Кто сидит на полянке? (лось и заяц).

-Какое время года изображено на картинке?

- Какие предметы вы видите?

-Лось и заяц очень любят играть в слова.  Они пишут их на снегу.

 

V.     ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.                                          

- Вот какие слова записали  наши герои на снегу - лос  сол   ел   пен

- С какой проблемой они столкнулись? (Они не знают букву ь)

-А вы хотите узнать, зачем в словах пишется мягкий знак?

Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?                (Слайд 2)

- Сформулируйте цели нашего урока, используйте слова, записанные на экране:

(Познакомимся..(с новой буквой ь)

Научимся... (читать слова с ь)

Узнаем, что показывает ..ь.)

И поможем нашим героям.

— Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет подняться по этим ступенькам.

-Вот маршрут, по которому мы пойдём?                                   (Слайд 3)

Мы с вами:  исследуем слово; будем конструировать новую букву;  будем работать самостоятельно; будем читать слова и предложения с новой буквой; работать в паре; поднимемся на вершину нашего маршрута.

VI.  УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.       Работа с учебником. Слого - звуковой анализ слова.                

Давайте выполним анализ слова ГУСИ.

-Слово состоит из 2 слогов (два гласных).;

-первый – твердый слог слияния, а второй - мягкий слог слияния (звук С’, мягкость обозначена буквой И.)

Давайте рассмотрим схему слова. Выполним анализ слова  ГУСЬ.

Вывод: Буква Ь сама звука не обозначает, а обозначает  мягкость согласных звуков.

 

2.       Работа в парах.                                                                          

 Ученик за компьютером делает разбор слова ОЛЕНЬ, а все остальные за партами складывают схемы. Взаимопроверка.       

Буква Ь сама звука не обозначает, а обозначает  мягкость согласных звуков.

 

 Поднимаемся на первую ступеньку маршрутного листа.

 

3.       Работа по учебнику. Дидактическое упражнение «Один - много». Мягкий знак в словах.                                                                                       

-Чтение слов на ст. 11 (ученик).

-Один предмет: голубь, лебедь; много предметов: голуби, лебеди.  Гуси, гусь.

-Придумайте свои пары слов.

-Какой месяц сейчас? (декабрь).

-Давайте вспомним ещё названия месяцев, которые имеют на конце Ь.

 

4.       Знакомство с буквой.                 

На что похожа буква Ь?

           «Буква Р перевернулась-  (читает ученик)

           Мягким знаком обернулась.»

 

5.       Конструирование буквы.     

Мягкий знак, это буква Ы без 1 элемента. Дети берут листочки с буквой Ы, сворачивают и получают Ь.

Поднимаемся на вторую ступеньку маршрутного листа.

 

ФИЗМИНУТКА   

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.       Работа с текстом.          

-Чтение текста (учителем). -О ком говорится в рассказе?

-Повторное чтение («цепочкой»)

-Чем питается лось?

-Повторное чтение («цепочкой»)

-Что насыпали мальчики лосю?

- Выборочное чтение. (Прочитать слова с Ь).

- Хоровое чтение.

 -Как можно назвать рассказ?

 

Поднимаемся на третью ступеньку маршрутного листа.

 

7.       Игра «Лото».                                                                             (Слайд 4-9)

- Я показываю картинки, вы произносите слово,  обращаете внимание на последний звук слова. В таблице находите буквы, которые обозначают этот звук и закрываете соответствующей фишкой. (Буквы, которые дают твёрдый звук – синей фишкой, а которые дают мягкий звук – зелёной).

-стол, лось, шесть, кран, кот, дверь.

Вывод: Буква Ь – показывает мягкость предшествующих согласных звуков.

Мягкий согласный звук на схеме обозначается зеленой карточкой.

 

Поднимаемся на четвёртую ступеньку маршрутного листа.

 

8.       Работа с пословицами. Учебник ст. 10.

-Чтение пословицы (ученик)

-Как вы понимаете смысл пословиц?

 

9.       Работа в группах.                                                                         (Слайд 10)

-На партах лежат конверты со слогами. Составьте из них слова, которые обозначают такие предметы                      

1-        ряд БАНКА-БАНЬКА            (Слайд 11)

2-        ряд ГАЛКА-ГАЛЬКА            (Слайд 12)

3-        ряд ПОЛКА-ПОЛЬКА.          (Слайд 13)

Вывод: Буква Ь может изменить значение слова.

         Мягкий знак может стоять не только в конце, но и в средине слова.

 

Поднимаемся на пятую ступеньку маршрутного листа.

 

VII.        ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. 

Поможем нашим героям исправить ошибки?

- Какую необходимо дописать букву? Ь

-  Какие слова получились? лось  соль   ель  пень.

Составим предложение с одним из слов.(?)

Поднимаемся на последнюю ступеньку маршрутного листа.     (Слайд 14)

- Мы познакомились с  буквой ь.                                                        (Слайд 15)

- Мы научились читать слова с ь.

- Мы узнали,  что показывает буква ь.

 

VIII.    РЕФЛЕКСИЯ  (2 мин)

-Дети читают наизусть.

Мягкий знак, мягкий знак (дети читают по очереди)

Без него нельзя никак,

Без него не написать 30, 20, 10, 5..

Вместо шесть - получим шест,

 

Вместо есть – напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки.

Банька в банку превратится-

 

Вот что может получится,

Если будем забывать

Ь в словах писать!

-Что особенно понравилось на уроке?

- Почему?

-Что вызвало затруднение?

-Почему?

Давайте оценим работу сегодня на уроке. У вас на партах лежат  синие, зелёные и красные карточки. Мне на уроке понравилось и было всё понятно -

красную карточку; Я затруднялся – зелёную; Мне ещё надо поработать - синею                                                                                                              (Слайд 16)

-Молодцы, ребята! Мы были вместе и у нас всё получилось. Спасибо за работу!

 Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак,

Без него не написать 30,20, 10, 5..

Вместо шесть - получим шест,

 

 

Вместо есть – напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками- угольки.

Банька в банку превратится-

 

 

Вот что может получится,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

 

 

           «Буква Р перевернулась-

           Мягким знаком обернулась.»

 

 

 

 

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак,

Без него не написать 30,20, 10, 5..

Вместо шесть - получим шест,

 

 

Вместо есть – напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками- угольки.

Банька в банку превратится-

 

 

Вот что может получится,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

 

 

           «Буква Р перевернулась-

           Мягким знаком обернулась.»

 /data/files/n1513623480.pptx (Буква Ь.)

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.