12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Беляева Ирина Владимировна3531 Мое профессиональное кредо:
«Это невозможно!» - сказала Причина,
«Это безрассудство!» - отметил Опыт,
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость,
«Попробуй!» - шепнула Мечта.
«Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки» Россия, Приморский край, с. Кремово Материал размещён в группе « Наши интересные уроки» |
Технологическая карта урока обучения грамоте и презентация к уроку на тему «Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным»
Урок 11 (с. 16 - 17)
Тема | Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным |
Педагогическая цель | Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений |
Личностные результаты | Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища |
Основное содержание темы, понятия и термины | Предложение, гласные и согласные звуки, слог-слияние |
Образовательные ресурсы | Рисунки с изображением роз, маков, картинка с изображением кота, схемы слов |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока | Фронтальная. Словесный. | Приветствие учащихся. – Ребята, попробуйте угадать, | Приветствуют учителя. Организуют свое | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой | Отгадывание загадки | о чем говорится в загадке: Здесь девчонки и мальчишки Достают тетрадки, книжки. Трудятся старательно, Слушают внимательно. Дети те – одна семья. Кто они, спрошу тебя. А. Кочергина – Проверим готовность к уроку | рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. – Класс, школа, ученики | на слова учителя | |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Развитие речи учащихся. Работа | Коллективная, парная. Словесный. Беседа. Работа со скороговоркой | – Мы сейчас познакомимся со скороговоркой, я ее произнесу, а вы послушайте и подумайте, почему она так называется: «Слишком много ножек у сороконожек». – Проговорим вместе, запомним ее. – Теперь проговорим друг другу в паре | – Произносится быстро, чисто, без ошибок. Проговаривают скороговорку хором, запоминают ее. Затем проговаривают скороговорку друг другу в паре | Вслушиваются в скороговорку, запоминают; эмоционально, выразительно проговаривают. Вырабатывают артистические данные, развивают кругозор и память | Фронтальный, парный. Проговаривание скороговорок |
2. Работа со звуковой схемой слова. Игра «Какое слово задумано» | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Дидактическая игра | Выставляется схема: – Отгадайте по этой схеме, какое слово я задумала. – Это название цветов? (Показывает картинки с изображением роз, маков.) – Еще одно слово – название посуды для цветов | Работают со схемой. Подбирают слова к схеме. – Розы, маки. – Ваза | Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью | Индивидуальный. Подбор слов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Игра «Солнечный зайчик» | Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку. (Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой.) Учитель зеркальцем пускает «зайчика»: Скачут побегайчики, солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут, Были тут и нет их тут. (Следят глазами за лучиком и говорят, показывают рукой.) | Встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова и выполняют движения | Закрепляют стереотип правильной осанки и тренируют зрительный аппарат | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что такое слог? – Сегодня мы узнаем как образуется слог | – Часть слова | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Игра «Кто это? Что это?». Звуковой анализ слова кот. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа со схемой | Учитель показывает картинку с изображением кота. – Кто это? – Правильный ответ поможет найти схема слова. – Сколько слогов в слове кот? – Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите? – А каким звуком заканчивается слово кот? | – Кот, кошка. – Кот. – Один. – ко. – Звуком [т] | Различают гласные Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдают, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа | Фронтальный. Слого-звуковой анализ слова кот; устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
– Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука – согласный и гласный, слились – образовав слияние; третий звук – согласный – находится за пределами слияния. – Произнесите все слово целиком | – Согласный. – Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду. – Кот | Выделяют слоги-слия-ния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывают, почему выделенный слог является слиянием. Различают графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, используют их при моделировании слов | |||
2. Работа с пословицей «Век живи, век учись» | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Послушайте пословицу: «Век живи, век учись». – Как вы понимаете ее смысл? | Слушают пословицу. – Необходимо постоянно накапливать знания | Анализируют пословицу, высказывают свое мнение. Объясняют смысл пословицы | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали | Выполняют бег на месте, на предпоследней строчке останавливаются, на последней потянулись, руки вверх | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
3. Работа с рисунком к сказке «Волк
| Фронтальная, парная. Словесный. Беседа | – Рассмотрите рисунки. – Героев какой сказки вы видите на рисунке? – Кто на них изображен? – Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? – Задайте вопросы друг другу | Рассматривают рисунок. – «Волк и семеро козлят» – Коза, волк, козленок. – Пришел волк и съел козлят. Задают вопросы друг другу | Отвечают на вопросы правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
4. Составление предложений | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Работа со схемой | – Составьте предложения по схемам | Составляют предложения из двух, трех, четырех слов | Составляют предложения с опорой на рисунки и схемы | Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Соотнесение рисунков и слого-звуковых схем слов | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Работа со схемой | – Рассмотрите и соотнесите рисунки и схемы | – Ваза, кот, печка | Работают со схемами-моделями слов: соотносят слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью, доказывают соответствие. Устанавливают количество слогов и их порядок, протяжно произносят каждый слог | Фронтальный, индивидуальный. Соотнесение рисунков и схем |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Игра «Назови одним словом» | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Дидактическая игра | – Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. – Назовите одним словом предметы. – Соотнесите рисунки и схемы | – Стул, стол, кровать, шкаф. – Мебель. – Стул, стол, шкаф | Находят и называют слог-слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью | Фронтальный, индивидуальный. Соотнесение рисунков и схем; обобщение предметов |
VI. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока. Осмысливают свои действия и самооценку. Оценивают свою работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |