Технологическая карта урока обучения грамоте и презентация к уроку на тему «Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным»
Урок 11 (с. 16 - 17)
Тема |
Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным |
Педагогическая цель |
Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений |
Личностные результаты |
Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Предложение, гласные и согласные звуки, слог-слияние |
Образовательные ресурсы |
Рисунки с изображением роз, маков, картинка с изображением кота, схемы слов |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока |
Фронтальная. Словесный. |
Приветствие учащихся. – Ребята, попробуйте угадать, |
Приветствуют учителя. Организуют свое |
Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой |
Отгадывание загадки |
о чем говорится в загадке: Здесь девчонки и мальчишки Достают тетрадки, книжки. Трудятся старательно, Слушают внимательно. Дети те – одна семья. Кто они, спрошу тебя. А. Кочергина – Проверим готовность к уроку |
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. – Класс, школа, ученики |
на слова учителя |
|
II. Актуализация опорных знаний. 1. Развитие речи учащихся. Работа |
Коллективная, парная. Словесный. Беседа. Работа со скороговоркой |
– Мы сейчас познакомимся со скороговоркой, я ее произнесу, а вы послушайте и подумайте, почему она так называется: «Слишком много ножек у сороконожек». – Проговорим вместе, запомним ее. – Теперь проговорим друг другу в паре |
– Произносится быстро, чисто, без ошибок. Проговаривают скороговорку хором, запоминают ее. Затем проговаривают скороговорку друг другу в паре |
Вслушиваются в скороговорку, запоминают; эмоционально, выразительно проговаривают. Вырабатывают артистические данные, развивают кругозор и память |
Фронтальный, парный. Проговаривание скороговорок |
2. Работа со звуковой схемой слова. Игра «Какое слово задумано» |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Дидактическая игра |
Выставляется схема: – Отгадайте по этой схеме, какое слово я задумала. – Это название цветов? (Показывает картинки с изображением роз, маков.) – Еще одно слово – название посуды для цветов |
Работают со схемой. Подбирают слова к схеме. – Розы, маки. – Ваза |
Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью |
Индивидуальный. Подбор слов |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический. Игра «Солнечный зайчик» |
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку. (Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой.) Учитель зеркальцем пускает «зайчика»: Скачут побегайчики, солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут, Были тут и нет их тут. (Следят глазами за лучиком и говорят, показывают рукой.) |
Встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова и выполняют движения |
Закрепляют стереотип правильной осанки и тренируют зрительный аппарат |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что такое слог? – Сегодня мы узнаем как образуется слог |
– Часть слова |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Игра «Кто это? Что это?». Звуковой анализ слова кот. |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа со схемой |
Учитель показывает картинку с изображением кота. – Кто это? – Правильный ответ поможет найти схема слова. – Сколько слогов в слове кот? – Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите? – А каким звуком заканчивается слово кот? |
– Кот, кошка. – Кот. – Один. – ко. – Звуком [т] |
Различают гласные Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдают, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа |
Фронтальный. Слого-звуковой анализ слова кот; устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
– Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука – согласный и гласный, слились – образовав слияние; третий звук – согласный – находится за пределами слияния. – Произнесите все слово целиком |
– Согласный. – Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду. – Кот |
Выделяют слоги-слия-ния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывают, почему выделенный слог является слиянием. Различают графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, используют их при моделировании слов |
|||
2. Работа с пословицей «Век живи, век учись» |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Послушайте пословицу: «Век живи, век учись». – Как вы понимаете ее смысл? |
Слушают пословицу. – Необходимо постоянно накапливать знания |
Анализируют пословицу, высказывают свое мнение. Объясняют смысл пословицы |
Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали |
Выполняют бег на месте, на предпоследней строчке останавливаются, на последней потянулись, руки вверх |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
3. Работа с рисунком к сказке «Волк
|
Фронтальная, парная. Словесный. Беседа |
– Рассмотрите рисунки. – Героев какой сказки вы видите на рисунке? – Кто на них изображен? – Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла? – Задайте вопросы друг другу |
Рассматривают рисунок. – «Волк и семеро козлят» – Коза, волк, козленок. – Пришел волк и съел козлят. Задают вопросы друг другу |
Отвечают на вопросы правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища |
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
4. Составление предложений |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Работа со схемой |
– Составьте предложения по схемам |
Составляют предложения из двух, трех, четырех слов |
Составляют предложения с опорой на рисунки и схемы |
Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Соотнесение рисунков и слого-звуковых схем слов |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Работа со схемой |
– Рассмотрите и соотнесите рисунки и схемы |
– Ваза, кот, печка |
Работают со схемами-моделями слов: соотносят слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью, доказывают соответствие. Устанавливают количество слогов и их порядок, протяжно произносят каждый слог |
Фронтальный, индивидуальный. Соотнесение рисунков и схем |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. Игра «Назови одним словом» |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Дидактическая игра |
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. – Назовите одним словом предметы. – Соотнесите рисунки и схемы |
– Стул, стол, кровать, шкаф. – Мебель. – Стул, стол, шкаф |
Находят и называют слог-слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью |
Фронтальный, индивидуальный. Соотнесение рисунков и схем; обобщение предметов |
VI. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Спасибо за урок. |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока. Осмысливают свои действия и самооценку. Оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |