Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

24
3
Материал опубликован 5 July 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Лаврова А. А., Россия, город Верхний Уфалей, МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени», anya.lavrova.73@mail.ru


Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Тип урока: «Открытие» новых знаний

Авторы УМК: «Начальная школа 21 века». Учебник «Русский язык» 4 кл., 2 часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2017
Цели урока:
Деятельностная цель:  организовать деятельность учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.

Содержательная цель: 

актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов;

учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий. 

Формируемые УУД:

предметные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

личностные: осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

/data/files/d1562351643.ppt (презентация)

Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Сегодня у нас открытый урок русского языка, на котором присутствуют гости. Поприветствуем наших гостей и улыбнёмся друг другу.


презентация
PPT / 1.5 Мб

 

Ребята, прочитайте запись:

«Грамматика — грамматика,
Наука очень строгая,

Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!»

Как вы понимаете эти слова?

Можно ли данные слова взять эпиграфом к уроку? Почему?

Запишите в тетради число, классная работа, эпиграф к уроку.

Подготовка класса к работе.

 

 

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний.
 

Сегодня на уроке я предлагаю организовать работу в парах и индивидуально.

Какие организационные правила применим в работе?

Для открытия новых знаний нам понадобятся знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках.

Повторение ранее изученного материала(работа в парах)

Слово учителя: На столах у вас лежат карточки с заданиями разного цвета. (дифференцированная работа)

Прочитайте слова. Что объединяет все слова? (шипящий согласный в конце слова)

На какие группы можно разделить эти слова?

Разделите слова на группы и запишите, раскройте скобки и докажите свой выбор

Объясняя условия выбора орфограммы, вы употребили термин «шипящие». Какие звуки относятся к шипящим? (ж, ш, щ, ч)

Миниитог.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

 

Вспомним алгоритм написания слов, оканчивающихся на шипящий.

определить часть речи:

-глагол – всегда на конце Ь,

-краткое прилагательное в м. р.– нет Ь,

-имя существительное – 1) 3 скл. - Ь,

2)муж.род -нет Ь

3)сущ.в Р.п. мн.ч.-нет Ь

 

- Какую работу выполнили?

Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы.

Самооценка.

+ - самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

? – работал самостоятельно, но были ошибки.

- – самостоятельно работать не мог.

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

-Какая группа слов вызвала затруднение?

5) настеж(ь), вскач(ь) - ?

Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это наречия?

Что такое наречие?

Почему возникло затруднение?

Не изучали правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учащихся (представление работы)

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Осуществлять подведение под понятие.

Этап 3. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: выявить место и причины затруднений

 

В какой области русского языка мы сегодня остановимся?

Какую цель поставите себе на уроке?

Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?

- Чему мы сегодня будем учиться?

Р – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

Как построим нашу работу?

По плану.

И + Н (исследуем и наблюдаем)

ОНЗ (открываем новые знания)

ВП (выводим правило)

ПЗ (применяем знания)

К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Высказывают предположения, формулируют тему урока. Формулируют вопросы к уроку, задачи урока.

 

Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели; формулирование проблемы

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

 

1 задание (работа в паре)

Соберите пословицы

Матушка рожь – кормит всех сплошь.

Землю вскачь не пашут.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.

(самопроверка)

Выпишите наречия с шипящим на конце.

Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце.

Вывод: в наречиях после шипящих _____________.

2 задание

Отгадайте загадки-шутки. Запишите отгадки.

Какая змея наречием бывает? (кобра, уж, гадюка)

Куда девушка выходит, становясь взрослой? (на улицу, замуж, на дорогу)

Замените наречием: очень - очень хочется и побыстрей (невтерпёж, сплошь, вскачь)

(проверка)

Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце.

Вывод: в наречиях ____________________.

Самооценка.

Как пишутся наречия с шипящим на конце?

Кто может сформулировать правило?

Откроем учебник на стр 75, найдём правило и прочитаем.

Как не ошибиться в правописании наречий с шипящим на конце?

Давайте составим алгоритм.

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить правило и исключения

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

 

 

 

Выступление учащихся (представление работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают вывод, данный в учебнике.

 

Коллективное составление алгоритма

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

 

1.Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, сплошь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, вскачь, оторвёшься, могуч, глушь.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

- Над чем нужно поработать?

2.Работа по учебнику. (коллективная работа)

Стр. 75, №1.

Списать предложения, вставить пропущенные буквы.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

 

 

 

 

Самопроверка по эталону.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

 

Творческая работа. (индивидуальная работа)

Вставить в предложение нужное по смыслу слово.

Решил муравьишко отправиться в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал … Глядит, … мягкая трава. Пустились … зелёные кузнечики. .…открыты ходы в норки землероек. … и лиса тут как тут. Она … полакомиться чем – нибудь вкусненьким.

 

Слова для справок: навзнич.., сплош…, вскач…, настеж…, уж…, не проч…

Самооценка.

Выполняют упражнение с последующей проверкой

 

 

 

 

 

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения

Этап 7. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

 

Выборочно- распределительный диктант . (индивидуальная работа)

- Из диктуемых пословиц выписать слова в два столбика:

1) с ь на конце после шипящих, 2) без ь на конце после шипящих.

Скупой богач беднее нищего. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Что прочно, то и беречь можно. Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет. Сплошь да рядом. Дочку замуж выдать – не пирог испечь. На богатого ворота настежь, на убогого запор. На обеде все соседи, а пришла беда- они прочь, как вода. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок.

Взаимопроверка по эталону.

 

Слушают и анализируют текст, выбирают нужные слова, записывают.

 

Взаимопроверка по эталону.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 

Вспомним эпиграф к уроку.

Поднимите руки те, кто приобрёл знания усилиями своей мысли?

- Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

- Что не выполнили из запланированного на уроке?

- Какие задачи решали?

-Какую задачу возьмем на следующий урок и продолжим её решать.

-Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце?

- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

- Где эти знания сможете применить?

- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

(Обращаюсь к тем, у кого возникали противоречия в работе).

- Какие вопросы необходимо решить?

-Спасибо всем за работу

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

Этап 9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа:

уч. С. 75 правило, стр80 упр 4

Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник

 

Предварительный просмотр презентации

Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. урок русского языка в 4 классе Учитель начальных классов: Лаврова А.А

Первое марта. Классная работа

Словарь: аккуратно, приятно, снизу, совсем.

Жёлтая карточка 1.Ночь, ложь- сущ.,ж.р., 3 скл 2.Луч, борщ- сущ.,м.р, 2 скл 3.Нет туч, много луж- сущ.,1скл, мн.ч., Р.п. 4.Стричь, лежишь- глаголы 5.Настеж(?), вскач(?)- не изучали

Красная карточка 1.Молодёжь, речь- сущ.,ж.р., 3 скл 2.Кирпич, плащ- сущ.,м.р, 2 скл 3.Много задач, жду встреч- сущ.,1скл, мн. ч.,Р.п. 4.Хорош, колюч- кр. форма прил 5.Беречь, поешь- глаголы 6.Настеж(?), вскач(?)- не изучали

Алгоритм написания слов, оканчивающихся на шипящий. определить часть речи: глагол – всегда Ь пишется (в неопределённой форме, во 2-ом л ,ед.ч.(беречь, рисуешь и т.д.) краткое прилагательное – НЕТ Ь (чай горяч) имя существительное – 1) 3 скл.- Ь пишется (ночь, тишь и т.д.) 2) муж. род - НЕТ Ь (врач, овощ и т.д) 3) Р.п. мн. ч - НЕТ Ь (из-за туч, много дач)

Самооценка. + самостоятельно и без ошибок выполнял работу. ? работал самостоятельно, но были ошибки. - самостоятельно работать не мог.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий Задачи урока. У – О чем должны узнать на уроке?  - Чему будем учиться?   Р – Что будем развивать?   О – Что будем объяснять?   К – Что будем контролировать?  

Мягкий знак после шипящих на конце наречий План работы И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Соберите пословицы Матушка рожь – кормит всех сплошь. Землю вскачь не пашут. Для дорогого гостя и ворота настежь. Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.

Сплошь, вскачь, настежь, прочь

кобра, уж, гадюка

на улицу, замуж, на дорогу

невтерпёж, сплошь, вскачь

уж, замуж, невтерпёж Это исключения!

Прочитайте правило(стр.75)

Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий определить часть речи наречие- всегда пишется Ь Искл: уж замуж невтерпёж

Уж! Замуж! Невтерпёж!

А- * , Б- * , В- *, Г- * , Д- * , Е- * , Ж- * , З- *

А- 8 , Б- 5 , В- 7, Г- 6 , Д- 1 , Е- 4 , Ж- 3 , З- 2

Испытание № 2 стр.75, упражнение 1

Взаимопроверка ( +, - ) 1. Поле было сплошь покрыто одуванчиками. 2.Ему ничего не оставалось, как скорее уйти прочь отсюда. 3.Он уж давно пришёл. 4.Лошади мчались вскачь.

Навзничь, сплошь, вскачь, настежь, уж, не прочь

пишется Ь пишется Ь беречь сплошь испечь настежь прочь не пишется Ь богач с плеч душ замуж уж

Мягкий знак после шипящих на конце наречий План работы И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)

Мягкий знак после шипящих на конце наречий Задачи урока. У – узнать правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих; - учиться писать правильно мягкий знак на конце наречий после шипящих.  Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь. О – объяснять правописание и значение слов. К – контролировать свою работу и работу одноклассников.  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Тема очень сложная.Требует множество подходов .один из интересных я увидел .молодец.

15 July 2019

Поздравляю с победой!

27 August 2019

Большое спасибо!!!

28 August 2019

Похожие публикации