Технологическая карта к уроку «Глобальные проблемы современности»

2
0
Материал опубликован 25 November 2022

технологическая карта урока «глобальные проблемы современности»

10 класс обществознание

Автор – Кумалякова М.Н., УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

мБОУ «сОШ № 24» Г. чЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Тема урока

Глобальные проблемы современности

Тип урока

Комбинированный урок (урок повторения и формирования новых знаний)

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление о сущности глобальных проблем современности, определить причины их появления и возможные пути их решения.

Задачи урока

Актуализация знаний о различных типах общества, особенностях процесса глобализации; систематизация знаний о глобальных проблемах.

2) Развитие умения обобщать имеющиеся знания, анализировать иллюстративный и текстовый материал, делать выводы.

3) Формирование планетарного сознания, воспитание ответственного отношения к будущему планеты.

Образовательные
ресурсы

Презентация с материалами урока, текст

План урока

Мотивация с целью концентрации внимания учащихся, возникновения заинтересованности.

Актуализация знаний по теме.

Определение сложностей в изучении (постановка проблемного вопроса урока).

Поиск решений по выходу из создавшихся затруднений и их реализация.

Закрепление полученных новых умений и навыков.

Выполнение самостоятельной работы, проверка.

Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций, самоанализ.

Личностно значимая проблема

Какова роль каждого из нас в решении глобальных проблем?

Что конкретно может сделать ученик для снижения остроты глобальных проблем?

Методы и формы
обучения

Интерактивные методы обучения: кроссенс, элементы проблемного метода и метода критического чтения.

Основные понятия

Глобализация, глобальные проблемы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Проявляются в:

сформированности представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

владении умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

сформированности навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Проявляются в:

готовности и способности к самостоятельной информационно познавательной деятельности, умении ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

владении языковыми средствами - умении ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Проявляются в:

сформированности экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

приобретении опыта эколого-направленной деятельности.

 

 

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

(на весь урок)

УУД

1. Мотивация учебной деятельности

Ученики проходят психогеометрический тест на определение основных черт характера

Учитель озвучивает ключи теста и на основе результатов теста подводит учеников к мысли, что взаимодействие в малой группе очень похоже на взаимодействие людей в больших группах

Прохождение опроса в Ментиметре

Повторение понятий: «индивидуальность», «малые и большие группы»

Личностные:

- формирование позитивной объективной самооценки;

- появление устойчивого интереса к новым знаниям;

 


 

 

2. Актуализация знаний

Ученики, рассматривая каждое изображение, определяют соответствующее понятие и дают его краткую характеристику.

t1669378780aa.gif

 

Учитель через наводящие вопросы направляет учеников к формулированию темы урока.

 

t1669378780ab.gif

Кроссенс – составление ассоциативной цепочки посредством взаимосвязи изображений, которая приводит к формулированию темы урока «Глобальные проблемы современности»

Повторение характерных черт типов общества – традиционного, индустриального и постиндустриального;

Выделение особенностей процесса глобализации.

 

Личностные: бережное отношение к живой и неживой природе;

Регулятивные: целеполагание, ученики ставят перед собой учебную задачу, при этом соотносят то, что уже известно и то, что еще неизвестно.

Познавательные: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, аргументировать её.

3. Изучение нового материала:

 самостоятельная познавательная деятельность учеников (работа с иллюстрациями, схемами, текстом), сопровождающаяся объяснениями и дополнениями учителя

 

1) Ученики фиксируют причины появления глобальных проблем в тетради.

1) Учитель вместе с учениками формулирует причины появления глобальных проблем.

- Вспомним, о чём мы с вами говорили в начале урока и сформулируем причины появления глобальных проблем.

Обобщение причин появления глобальных проблем;

 

 

 

Выделение характерных особенностей глобальных проблем и критерий их классификаций;

 

 

 

 

 

Выделение сути конкретной глобальной проблемы и её влияние на другие проблемы;

 

 

 

 

Формулирование путей решения глобальных проблем.

 

 

Личностные: бережное отношение к живой и неживой природе; социально-критическое мышление, ориентация в особенностях социальных отношений, осознание себя частью социума;

Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения заданий, корректировать действия;

Познавательные: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации;

грамотное построение речевых оборотов в устной и письменной форме; смысловое чтение.


 

Коммуникативные: формулировать свою позицию, аргументировать её.

2) Ученики, читая каждое определение, выписывают общие черты глобальных проблем.

2) Учитель проверяет ответы учеников.

 

- Прочитаем определения глобальных проблем и выделим их общие черты.

3) Ученики слушают учителя и выделяют особенности каждой группы глобальных проблем.

3) Рассказ учителя о классификации глобальных проблем.

- Обратите внимание на схему «Основные группы глобальных проблем».

4) Ученики выбирают на схеме проблемы и пытаются объяснить их связь. Например, сырьевая проблема, связанная с увеличением добычи полезных ископаемых, приводит к экологической проблеме и т.д.

4) Учитель может продемонстрировать, в случае затруднений учащихся, пример взаимосвязи или корректирует ответы учеников.

- Рассмотрите внимательно схему взаимосвязи глобальных проблем и попробуйте объяснить связь конкретных проблем.

5) Ученики работают с текстом и отвечают на вопросы:

1) ответ на вопрос: в 1970-х гг. прошлого века были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации, которые обусловили готовность к решению глобальных проблем;

2) ресурсы:

экономические

научно-технические возможности и т.д.

3) пути по тексту: новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, соответствующие человеческие качества, глобальная ответственность каждого человека.

 

5) Учитель проверяет ответы учеников и фиксирует их внимание на направлениях решения глобальных проблем.

Работа с текстом:

- Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

- Какие пути решения глобальных проблем можете предложить вы?

4. Закрепление нового материала

Ученики обобщают пройденный материал

Учитель выслушивает выводы учеников

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке.

Систематизация изученного материала

Познавательные: структурирование знаний

 

 

5. Контроль

Контроль усвоения темы будет осуществлён на следующих уроках.

Повторение изученного на уроке материала

 

6. Домашнее задание

Ученики по рядам делятся на 3 группы по темам:

Интерсоциальные

проблемы: проблема «Север – Юг», международный терроризм, проблема сохранения мира.

«Общество –

природа»: продовольственная проблема, сырьевая проблема, экологические проблемы.

«Человек – общество

техника»: рост народонаселения, охрана здоровья, технологические аварии.

 

Объяснение выполнения домашнего задания и консультирование учащихся при необходимости

t1669378780ac.png

 

План изучения проблем по темам в группах:

А) особенности проблемы

Б) формы проявления

В) последствия

Г) пути решения

 

Приобретение конкретных знаний по определённой глобальной проблеме.

Личностные: умение вести диалог на принципах взаимоуважения;

Регулятивные: планирование, определяют последовательность задач и промежуточных целей, направленных на достижение конечного результата, составляют план действий;

Познавательные: анализ и выделение существенных и несущественных признаков;

самостоятельное выявление способов решения проблемы.

Коммуникативные: работать в группах; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы; принимать групповое совместные решение.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.