Технологическая карта к уроку «Глобальные проблемы современности»
технологическая карта урока «глобальные проблемы современности»
10 класс обществознание
Автор – Кумалякова М.Н., УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
мБОУ «сОШ № 24» Г. чЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Тема урока |
Глобальные проблемы современности |
||
Тип урока |
Комбинированный урок (урок повторения и формирования новых знаний) |
||
Цель урока |
Сформировать у обучающихся представление о сущности глобальных проблем современности, определить причины их появления и возможные пути их решения. |
||
Задачи урока |
Актуализация знаний о различных типах общества, особенностях процесса глобализации; систематизация знаний о глобальных проблемах. 2) Развитие умения обобщать имеющиеся знания, анализировать иллюстративный и текстовый материал, делать выводы. 3) Формирование планетарного сознания, воспитание ответственного отношения к будущему планеты. |
||
Образовательные |
Презентация с материалами урока, текст |
||
План урока |
Мотивация с целью концентрации внимания учащихся, возникновения заинтересованности. Актуализация знаний по теме. Определение сложностей в изучении (постановка проблемного вопроса урока). Поиск решений по выходу из создавшихся затруднений и их реализация. Закрепление полученных новых умений и навыков. Выполнение самостоятельной работы, проверка. Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций, самоанализ. |
||
Личностно значимая проблема |
Какова роль каждого из нас в решении глобальных проблем? Что конкретно может сделать ученик для снижения остроты глобальных проблем? |
||
Методы и формы |
Интерактивные методы обучения: кроссенс, элементы проблемного метода и метода критического чтения. |
||
Основные понятия |
Глобализация, глобальные проблемы |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Проявляются в: сформированности представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; владении умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированности навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
Проявляются в: готовности и способности к самостоятельной информационно познавательной деятельности, умении ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; владении языковыми средствами - умении ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
Проявляются в: сформированности экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретении опыта эколого-направленной деятельности. |
Технологическая карта с дидактической структурой урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные (на весь урок) |
УУД |
||||
1. Мотивация учебной деятельности |
Ученики проходят психогеометрический тест на определение основных черт характера |
Учитель озвучивает ключи теста и на основе результатов теста подводит учеников к мысли, что взаимодействие в малой группе очень похоже на взаимодействие людей в больших группах |
Прохождение опроса в Ментиметре |
Повторение понятий: «индивидуальность», «малые и большие группы» |
Личностные: - формирование позитивной объективной самооценки; - появление устойчивого интереса к новым знаниям;
|
2. Актуализация знаний |
Ученики, рассматривая каждое изображение, определяют соответствующее понятие и дают его краткую характеристику.
|
Учитель через наводящие вопросы направляет учеников к формулированию темы урока.
|
Кроссенс – составление ассоциативной цепочки посредством взаимосвязи изображений, которая приводит к формулированию темы урока «Глобальные проблемы современности» |
Повторение характерных черт типов общества – традиционного, индустриального и постиндустриального; Выделение особенностей процесса глобализации.
|
Личностные: бережное отношение к живой и неживой природе; Регулятивные: целеполагание, ученики ставят перед собой учебную задачу, при этом соотносят то, что уже известно и то, что еще неизвестно. Познавательные: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: формулировать свою позицию, аргументировать её. |
3. Изучение нового материала: самостоятельная познавательная деятельность учеников (работа с иллюстрациями, схемами, текстом), сопровождающаяся объяснениями и дополнениями учителя
|
1) Ученики фиксируют причины появления глобальных проблем в тетради. |
1) Учитель вместе с учениками формулирует причины появления глобальных проблем. |
- Вспомним, о чём мы с вами говорили в начале урока и сформулируем причины появления глобальных проблем. |
Обобщение причин появления глобальных проблем;
Выделение характерных особенностей глобальных проблем и критерий их классификаций;
Выделение сути конкретной глобальной проблемы и её влияние на другие проблемы;
Формулирование путей решения глобальных проблем.
|
Личностные: бережное отношение к живой и неживой природе; социально-критическое мышление, ориентация в особенностях социальных отношений, осознание себя частью социума; Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения заданий, корректировать действия; Познавательные: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации; грамотное построение речевых оборотов в устной и письменной форме; смысловое чтение.
Коммуникативные: формулировать свою позицию, аргументировать её. |
2) Ученики, читая каждое определение, выписывают общие черты глобальных проблем. |
2) Учитель проверяет ответы учеников.
|
- Прочитаем определения глобальных проблем и выделим их общие черты. |
|||
3) Ученики слушают учителя и выделяют особенности каждой группы глобальных проблем. |
3) Рассказ учителя о классификации глобальных проблем. |
- Обратите внимание на схему «Основные группы глобальных проблем». |
|||
4) Ученики выбирают на схеме проблемы и пытаются объяснить их связь. Например, сырьевая проблема, связанная с увеличением добычи полезных ископаемых, приводит к экологической проблеме и т.д. |
4) Учитель может продемонстрировать, в случае затруднений учащихся, пример взаимосвязи или корректирует ответы учеников. |
- Рассмотрите внимательно схему взаимосвязи глобальных проблем и попробуйте объяснить связь конкретных проблем. |
|||
5) Ученики работают с текстом и отвечают на вопросы: 1) ответ на вопрос: в 1970-х гг. прошлого века были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации, которые обусловили готовность к решению глобальных проблем; 2) ресурсы: экономические научно-технические возможности и т.д. 3) пути по тексту: новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, соответствующие человеческие качества, глобальная ответственность каждого человека.
|
5) Учитель проверяет ответы учеников и фиксирует их внимание на направлениях решения глобальных проблем. |
Работа с текстом: - Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему. - Какие пути решения глобальных проблем можете предложить вы? |
|||
4. Закрепление нового материала |
Ученики обобщают пройденный материал |
Учитель выслушивает выводы учеников |
- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке. |
Систематизация изученного материала |
Познавательные: структурирование знаний
|
5. Контроль |
Контроль усвоения темы будет осуществлён на следующих уроках. |
Повторение изученного на уроке материала |
|
||
6. Домашнее задание |
Ученики по рядам делятся на 3 группы по темам: Интерсоциальные проблемы: проблема «Север – Юг», международный терроризм, проблема сохранения мира. «Общество – природа»: продовольственная проблема, сырьевая проблема, экологические проблемы. «Человек – общество – техника»: рост народонаселения, охрана здоровья, технологические аварии.
|
Объяснение выполнения домашнего задания и консультирование учащихся при необходимости |
План изучения проблем по темам в группах: А) особенности проблемы Б) формы проявления В) последствия Г) пути решения
|
Приобретение конкретных знаний по определённой глобальной проблеме. |
Личностные: умение вести диалог на принципах взаимоуважения; Регулятивные: планирование, определяют последовательность задач и промежуточных целей, направленных на достижение конечного результата, составляют план действий; Познавательные: анализ и выделение существенных и несущественных признаков; самостоятельное выявление способов решения проблемы. Коммуникативные: работать в группах; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы; принимать групповое совместные решение.
|