Технологическая карта открытого занятия «Год науки и технологии»
Ф. И. О воспитателя: Валиахметова Г.Ш
Учреждение: ГБООУ «Новокашировская санаторная школа – интернат»
Вид занятий: Воспитательный час
Возраст детей: 10 – 14 лет
Дата: 20. 10 2021г. Тема урока: «Год науки и технологии»
Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.
Задачи:
Обучающие: повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки.
Развивающее: расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки; развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки.
Воспитательные: воспитание у обучающихся уважения к людям, внесшим огромный вклад в развитие отечественной науки.
Методы и приемы: игра, беседа.
Планируемые результат.
Личностные: Формирование познавательной культуры, понимание необходимости получения знаний, формирование адекватной оценки собственных достижений и возможностей.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умений работать с текстами разных видов (печатным текстом, изображениями, схемами), анализировать школьное образование в разные исторические периоды, делать выводы о значимости школьного образования в жизни человека, научных достижений, составлять логические цепочки в определении наименований школьных принадлежностей.
Регулятивные УДД: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные УДД: тренировать умение полно выражать свои мысли, находиться и взаимодействовать в коллективе.
Организационный момент
Актуализация знаний
- Здравствуйте ребята! Мы сегодня проведём урок, тему которого вы должны будете назвать сами. В шкатулке лежат записки со словами. По этим словам, вам предстоит отгадать учебные предметы.
Задача, цифра, умножение, уравнение, многоугольник –математика
Предложение, суффикс, слово, запятая, правило –русский язык
Нота, скрипичный ключ, песня, ритм, темп –музыка
Сказка, стихотворение, троекратный повтор, зачин, автор –чтение
Бег, лыжи, разминка, соревнования, свисток –физкультура
Озеро, глобус, космос, природа, животные –окружающий мир
Карандаши, кисти, альбом, резинка –ИЗО
Пластилин, бумага, клей, ножницы -технология
- Хорошо, названия предметов вы помните, а знаете ли вы какое слово объединяет все эти школьные предметы? (Наука)
Изучение новых знаний
- А знаете ли вы, что 2021 год объявлен годом науки и технологий?
Сегодня мы поговорим с вами о науке, научных открытиях, о роли науки и техники в нашей жизни. Сегодняшний урок посвящен науке, открывающей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты.
- Что такое наука? НАУКА –– это изучение чего-то нового. Это знания об окружающем мире, накопленные за всю историю человеческой жизни.
- Пока мы с вами сидим здесь и общаемся, в мире постоянно что-то изобретают: например, космические корабли, на которых люди смогут полететь к звёздам; роботов, которые будут помогать людям. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол.
Представитель науки-русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев (читают ученики)
Что же он открыл? Весь мир вокруг состоит из разных химических элементов. Некоторые из них знают даже дети — железо, кислород, йод, кальций. Другие вещества изучают только в старших классах школы.
Химические элементы могут «подружиться» друг с другом, и тогда получится совершенно новое вещество. Например, если соединятся газы водород и кислород, то из них получится… вода! А «дружба» натрия и хлора даёт нам обычную пищевую соль.
Менделеев открыл, что свойства химических элементов периодически повторяются. Без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина… Вся современная наука химия построена на открытии Менделеева.
Во время поездок за границу учёный брал с собой маленькие шахматы и всегда носил их в кармане. Менделеев считал это изобретение остроумным и совершенно необходимым в путешествиях. За шахматной доской он не уставал, а, наоборот, отдыхал и потом мог без всякого перерыва очень долго заниматься научной работой. Дмитрий Иванович говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны.
Ломоносов Михаил Васильевич. Первый русский ученный, физик, химик, историк, поэт и художник. В 1748 году Ломоносов обосновал первую русскую химическую лабораторию. Ломоносов развил атомно – молекулярное представление о строения вещества. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. 1755 году по инициативу Ломоносова основан Московский университет.
Королёв Сергей Павлович. Советский конструктор первых ракетных – космических систем основоположник практической космонавтике, академик АН СССР. Под руководством С.П. Королёва созданы геофизические ракеты, искусственные спутники земли, космические корабли «Восток» и «Восход», и которых впервые и в истории совершены космические полеты и выход в космос.
Циолковский Константин Эдуардович.
Циолковского считают основоположником мировой космонавтике. В детстве он потерял слух, он самостоятельно занимался своим образованием. Он работал до конца своих дней учителем физики и математике в городе Калуге.
Именно Циолковский впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетного сообщения, нашел ряд важнейших решений конструкций ракет и жидкостного ракетного двигателя.
Применение новых знаний
Викторина.
Воспитатель:
-Разделимся на две команды. У меня в коробочке находятся листочки, на которых записаны вопросы. Кто-то один из команды достает листочек, читает вопрос вслух. Я считаю до десяти, вы быстро обсуждаете в команде и отвечаете, Если вы не знаете ответ, то отвечает другая группа.
1.Как называется плюс без палочки? (Минус)
2. Кукла в кукле что это? (матрёшка)
3.У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:» У меня четыре сына, и у каждого есть сестра». Сколько же у него детей? (5 детей:4 сына и 1 дочь)
4.Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл в шашки каждый мальчик? (2 часа)
5.Где у кузнечика ухо? (На ноге)
6.Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы)
7.Приносят ли пользу божьи коровки? (да они поедают тлю)
8.Когда об воду можно порезать руку? (Когда она превратиться в лёд)
9.Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (Цветов)
10. Назови имя самого высокого мальчика, если известно, что Саша выше Коли, а Коля с Денисом одинакового роста. (Саша)
11. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (С.Я. Маршак)
12. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
13. Зайчик, который может появиться лишь в ясный солнечный день. (Солнечный зайчик)
14. Он поймал золотую рыбку. (Старик)
15. Какую ноту кладут в суп? (Соль)
16. Заяц, ведущий популярной детской передачи. (Степашка)
17. Кого в школе больше – детей или мальчиков? (Детей)
18. Любимая валюта пиратов. (Золото)
19. Плоская геометрическая фигура с тремя углами. (Треугольник)
20. Какую фигуру образует колесо? (Круг)
21. На каком инструменте играл былинный герой Садко? (Гусли)
22. Когда Золушка должна была возвратиться с бала? (Ровно в 12 часов ночи)
Игра «Шифровка»
Воспитатель:
-Расшифруйте слова вётеркач (четвёрка), тёкярап (пятёрка), акводй (двойка).
А теперь продолжим. Нам предстоит выяснить очень важные, возможно даже, никому не известные подробности о каждом из вас. Мы узнаем сегодня Кто есть кто среди присутствующих. Загадайте про себя одно число от 1 до 11 (например, 2 и 8). Встаньте те, кто загадал число
1 - это будущие знаменитости;
2 – это лентяи;
3 – это гении;
4 – это трудяги;
5 – это зубрилки;
6 – это гордость нашей школы;
7 – это болтуны и болтушки;
8 – это лучшие спортсмены;
9 – это сони;
10 – это мечтатели и фантазёры;
11 – это спорщики
Четвертое задание «Перевертыши»
Командам предлагаются фразы – перевертыши. Необходимо отгадать зашифрованную фразу. Для всех Кошка- враг обезьяны. (собака – друг человека)
1 команда.
Зажигалка взрослым инструмент (Спички детям не игрушка)
2 команда.
Лисице черт не передал глыбу сыра. (Вороне бог послал кусочек сыра)
Третье задание. «Знатоки природы»
Каждая команда отвечает на 10 вопросов.
1 команда.
Трава от 99 болезней? (зверобой)
На следу каких хищных зверей нет когтей? (кошки, рыси)
Слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими)
Кто может пить водой? (лягушка
Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (воробьи, овсянки)
Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)
Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Что случается с пчелой после того, как она ужалит (умирает)
2 команда.
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Название какого растения говорит, где оно растет? (подорожник
Кто бежит, выставляя задние ноги вперед? (заяц)
Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)
Какая птица самая большая? (Страус)
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
Сколько ног у паука? (8)
Животное наших лесов, похожее на кошку? (рысь)
Допиши географические названия:
Полярная ______________
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
Загадки из РЭШ
В небо прыгнул
Резвый конь-
Хвост его-
Горюч огонь. (ракета)
Пятьдесят ребят
В кроватке спят.
Но только тронь-
Зажгут огонь. (спички)
-Все эти предметы созданы руками человека, благодаря науке.
-Кто знает. Когда в России отмечают День российской науки? (8 февраля)
(Ответы детей)
Воспитатель: -Именно в школьные годы мы начинаем более подробно, детально узнавать что-то новое, интересное из мира науки и научных открытий.
- Человечество всегда интересовало новое и неизведанное. Уже к концу 20-го века было сделано много изобретений. Некоторые из них стали настолько обычным явлением, что трудно представить их как изобретения.
Закрепление знаний
Воспитатель: -Научные открытия наблюдаем мы и сейчас.
Планируется, что в 2021 году широко войдет в нашу жизнь 5G, сеть пятого поколения. Апробация версий уже запущена в России, Корее, Швейцарии. Станет надежнее передача виртуальных данных, возрастет скорость соединений. Беспилотники с солнечными батареями обеспечат скорость интернета, в 40 раз превышающую текущую. Компания Google стремительно движется к этой цели.
Технология 3D печати прочно вошла в современную жизнь. Уже близко развитие биотехнологии для распечатывания жизнеспособных органов. Подобные эксперименты позволяют решить проблему доноров при операциях. Картриджи 3D принтера наполнены суспензией из живых клеток и умным гелем, создающим биологическую ткань.
3D-печатные технологии используются для прототипирования и распределенного производства в архитектуре, строительстве, промышленном дизайне, автомобильной, аэрокосмической, военно-промышленной, инженерной и медицинской отраслях, биоинженерии (для создания искусственных тканей), производстве модной одежды и обуви, ювелирных изделий, в образовании, географических информационных системах, пищевой промышленности и многих других сферах. Согласно исследованиям, домашние 3D-принтеры с открытым исходным кодом позволят отыграть капитальные затраты на собственное приобретение за счет экономичности бытового производства предметов.
Компания LG провела анонс своего новейшего телевизора Signature OLED TV R – первого в мире ТВ с по-настоящему гибким экраном, способным сворачиваться в рулон, словно он бумажный. Премьера состоялась в Лас-Вегасе (США) в рамках международной выставки потребительской электроники CES 2019. Там же были названы сроки начала поставок телевизора и его розничная стоимость. Впервые телевизор Signature OLED TV R был показан публике почти два года назад на конференции CES 2018. На тот момент LG демонстрировала лишь его прототип с набором базовых возможностей, тогда как сейчас речь идет о полностью готовом к серийному производств устройству.
Подведение итогов. Рефлексия.
- А какими будут новые технологии? Какие следующие изобретения и открытия смогут изменить наш мир? Об открытиях можно говорить бесконечно.
-А что вы хотите изобрести? Напишите на воздушных шарах и раскрасьте их.
- Я надеюсь, что мы с вами на сегодняшнем занятии убедились в том, что Наука-это сила! И мы должны сказать спасибо научному прогрессу, должны сами стремиться внести свой вклад в развитие отечественной науки и техники. За вами будущее!
- Ребята, а вам приятно получать подарки? Мне тоже. Вы мне сегодня подарили море прекрасных цветов, свои улыбки, замечательное настроение.
-Я тоже хочу сделать вам приятное и подарить памятные закладки, которые вы можете использовать хоть каждый день.
- Наш праздник подходит к концу. Завтра будет новый день, Вы пойдёте по новым дорогам за знаниями, и, я надеюсь, желание учиться не угаснет в Вас нико