Технологическая карта открытого урока «Введение в обществознание»
Тема урока |
«Введение в обществознание» |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Цели урока |
Образовательные: определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить учащихся со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; Воспитательные: сформировать стойкое убеждение о необходимости образования как современном обществе Развивающие: вызвать интерес к новому учебному предмету |
Планируемые результаты |
Сформировать : ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
|
Форма урока |
Вводный урок |
Методы обучения |
- репродуктивный - наглядные - словесные - интерактивный |
Формы организации учебной деятельности |
Беседа, диалог, дискуссия. |
Средства обучения |
Средства обучения: - раздаточный материал - учебники А. Г. Важенин «Обществознание» |
План урока |
Организационный момент Изучение нового материала Закрепление изученного материала Домашнее задание |
Источники информации |
А. Г. Важенин «Обществознание» Интернет - ресурсы |
Урок 1. Введение в обществознание
Ход урока
I. Организационный момент
У ночи – мрак,
У листьев – шум,
У ветра – свист,
У капли – дробность.
А у людей пытливый ум
И жить упорная способность.
Л. Мартынов
- Здравствуйте, я очень рада вас видеть сегодня мы с вами встретились, чтобы познакомиться с задачами и структурой курса обществознания. В процессе изучения данного курса мы будем с вами учиться развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал.
- Рассмотрим следующие вопросы:
1. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание».
2. Основные источники знаний.
П. Изучение нового материала
1. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание»
- Название учебного предмета «Обществознание» - сложное слово. Что оно означает по правилам русского языка? (Знания об обществе)
- Что такое общество? (Совокупность людей)
- Что люди делают в обществе? (Взаимодействуют)
- Вы правы люди встречаются, обмениваются новостями читают, занимаются спортом, путешествуют, развлекаются… Наиболее активные раскрывают тайны, проникают внутрь земли, производят археологические раскопки, другие – поднимаются над землей, совершают полеты в космос, исследуют глубины Вселенной… Деятельность человека в любой области невозможна без общения между людьми. Человек существо общественное
- Вы уже давно в рамках различных школьных предметов изучаете человеческое общество. Сейчас я предлагаю вам нарисовать человека (это может быть девочка, девушка или молодой человек как вы хотите) а вокруг запишите те учебные дисциплины, которые затрагивают аспекты жизни человека.
- Что мы узнаем о человеке на уроке истории? (История - это наука о том, как жили люди далеком прошлом, как живут в настоящее время и как будут жить в будущем.)
- Какие аспекты жизни человека изучает география? ( География изучает ареал расселения людей и влияние природно-климатического, геополитического факторов, географических условий на жизнь и деятельность человека)
- А что же можно интересного узнать о человеке на уроках биологии и физической культуры? (Биология объясняет анатомию и физиологию человека, выясняет механизм функционирования высшей нервной деятельности человека. Физическая культура развивает и закрепляет навыки двигательной активности и здорового образа жизни.)
Итак, на различных уроках вы изучали разные стороны жизни человеческого общества. Отличие обществознания от других учебных дисциплин в том, что на его уроках происходит обобщение полученных ранее знаний, они приводятся в систему.
- Нужны ли нам систематизированные знания об обществе? (Да, ведь только обладая целостным представлением об окружающем нас мире, можно адекватно на него реагировать и принимать правильные решения.)
- Среди дисциплин, изучаемых сегодня в школе, именно обществознание вызывает больше всего вопросов. Это связано как с многозначностью термина, так и с давними спорами по поводу его необходимости.
Курс обществознания делится на несколько разделов – два базовых («Общество» и «Человек») и четыре раздела, охватывающих политику и право, экономику, социальную и духовную сферу. Обратите внимание на схему.
Человек
Общество
Раздел курса «Обществознание»
Социальная сфера жизни
Духовная сфера жизни
Экономическая сфера жизни
Политико-правовая сфера жизни
Политико
Главными целями курса являются:
1. Развитие навыков самостоятельного принятия решений и чувства ответственности за них. На миру и смерть красна, но каждый умирает в одиночку (народная мудрость).
2. Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения человека свободного общества. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (Ленин).
3. Необходимость навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции. У черепахи твердая походка, но стоит ли из-за этого подрезать крылья орлу (восточная мудрость).
4. Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. Боишься - не делай, сделал - не бойся (Чингисхан).
- Обществознание – выражение, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует социология, которая при переводе ( лат. Socius – общество, греч. Logos – знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Если учитывать не только происхождение слов , но и содержание знаний, то в круг проблем, охватываемых обществознанием, включается то, что в мире именуют социальными науками. К ним относят: социологию, экономику, психологию, антропологию. В обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые относят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям.
Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем – будущим химикам, физикам, инженерам, рабочим, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. оно нужно всем гражданам России независимо от их профессии. В нашем современном мире не обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической деятельности и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.
2. Основные источники знаний
- К основным источникам знаний мы относим, прежде всего учебники, различные словари и справочники, а также средства массовой информации. Изучение курса «Обществознание» основано на учебнике Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей А. Г. Важенин. Откройте учебники и полистайте. Чтобы иметь представление о динамике развития того или иного события, крайне важно подбирать и систематизировать газетный и журнальный материал к определенной проблеме или теме.
- Учебник разработан с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО и профиля профессионального образования. Структурно учебник состоит из 6 глав, которые включаю в себя необходимую информацию о всех сферах общества. Наиболее важные понятия и термины выделены коричневым жирным шрифтом и курсивом. В конце параграфа даны вопросы и творческие задания разного уровня сложности. Кроме того, по этому предмету нужно завести тетрадь, где мы будем производить записи, отмечать важные моменты курса, выполнять самостоятельные работы, рисовать схемы, позволяющие успешному усвоению материала.
III. Закрепление изученного материала
Самостоятельно выполните следующие задания:
1. Напишите, какие проблемы человековедения и обществознания вызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор.
Домашнее задание
1. Прочитайте введение к учебнику.