Технологическая карта занятия по основам науки и естествознания «День толерантности
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85 г. Челябинска»
(МАДОУ «ДС №С 85 г. Челябинска»)
ИНН 7452027508 КПП 745201001
Технологическая карта
занятия по основам науки и естествознания
«День толерантности»
Хайбуллина Гульнара Сагындыковна,
Воспитатель
г. Челябинск, 2021 год
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Вид занятия: общеразвивающее
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребенка
Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей познавательный интерес к народам мира, их культуры; познакомить с понятием «толерантность».
Воспитательные: воспитывать любовь, уважение, толерантность и терпимость к людям независимо от расы, языка и пола; эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.
Развивающие: развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; закрепить представления об индивидуальных особенностях других людей (детей); развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
Словарная работа: глобус, приветствие, толерантность.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, глобус, рисунок земного шара, бумажные фигуры людей, карандаши, клей, конверты с карточками, телефон.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Содержание деятельности | Действия, Деятельность педагога | Действия, Деятельность детей | Планируемый результат | Время |
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу. А теперь посмотрите друг на друга и скажите какие вы? Правильно. Но живем мы все в одном месте. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется... | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, либо просто сконцентрировать внимание детей любым способом, например, упражнение на внимание, эмоционально-психологический настрой. | Дети встают в круг и берутся за руки…. -разные -Земля | Готовность к предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность | 1,5 мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Ребята, как называется макет земли? Молодцы! Предлагаю всем занять свои места и рассмотреть глобус внимательно. Что обозначает на глобусе синий цвет? А каким цветом обозначена суша? Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. А какой можно сделать вывод если сравнить количество воды и суши на нашей планете? Молодцы! Береги свою планету – Ведь другой похожей нету! На нашей планете 258 стран. В каждой стране есть свой главный город, свой язык и обычаи. Давайте узнаем, как люди приветствуют друг друга в разных странах мира. | воспитатель показывает глобус | -глобус Занимают свои места Вода, моря и океаны. -зелёная и коричневая -Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире. | Выявить интерес развивать представление о планете Земля | 1,5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Игра «Приветствия». Россия – рукопожатие Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками. Индия – легкий поклон, ладони вытянуты перед лбом. Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам Новая Зеландия - Потереться носами Англия - Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга Германия - Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу. Показать язык – Тибет. Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? Почему вы так думаете? Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Японии, Англии, Индии и т. д.? Почему вы так думаете? Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями, но если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности. А кто из вас слышал слово «толерантность»? - А что оно означает, знаете? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность. Когда-то во Франции жил французский министр иностранных дел Талейран-Перигор. Был он очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации. Отсюда и происхождение слова толерантность, которое означает терпимость, сочувствие, понимание. Давайте поиграем в игру «Цепочка доброты». Сейчас по очереди нужно сказать соседу справа комплемент, стараясь не повторяться. Молодцы! А сейчас я предлагаю вам вспомнить вежливые слова. Игра «Вежливые слова». Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …»(Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…»(До свиданья!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…»(Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…»(Спасибо!) Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…»(Браво!) | Включает слайды с вариантами приветствий (выслушать мнение) (выслушать мнение) (выслушать мнение) | Повторяют приветствия разных стран (ответы детей) (ответы детей) (ответы детей) (ответы детей) | Познакомить с приветствиями разных стран Помочь сделать вывод, что для любого человека лучшая- страна, в которой он живет, но нужно уважать и принимать особенности других стран и людей. | 7 мин |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Ввести понятие «толерантность» Начинает игру и помогает, если дети затрудняются Зачитывает стихи | (ответы детей) Говорят комплементы (добрый, сильный, красивый…) Ответы детей | Познакомить с понятием «толерантность» Развивать речь | 10 мин | |
Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи: «…» (Пожалуйста!) Олениху в два часа Навестить пришла лиса. Оленята и олень Ей сказали: «…» (Добрый день!) Повстречал кабан в лесу Незнакомую лису. Говорит красавице: «Разреши …(представиться!) Я кабан! Зовут Хрю-Хрю! Очень желуди люблю!» Ответит незнакомица «Приятно …» (познакомиться!). Молодцы, ребята, вы помогли животным вспомнить добрые слова. Но также еще необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, всегда должны прийти на помощь, давайте творить добро каждый день. Ребята! Забудьте ссоры и обиды, Терпите всё, что не терпимо, И будьте от того любимы. Поменьше спорьте и ругайтесь И больше делайте добра. В волшебников на раз вы превращайтесь, Чтоб делать добрые дела. Сейчас мы с вами встанем в кружок и поможем разделить добро и зло в сказках. Я буду называть сказочного героя, а вы если герой добрый, хлопаете в ладоши, а если злой, приседаете и закрываете голову руками. | Побуждает детей делать добро каждый день. | Слушают воспитателя | воспитывать любовь, уважение, толерантность и терпимость к людям | |||
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Иван царевич, Мачеха, Кощей бессмертный, Золотая рыбка Дюймовочка, Карабас Барабас Золушка, Красная шапочка Гуси-лебеди, Крокодил Гена Баба-Яга, Морозко, Мальвина Молодцы! В сказке всегда побеждает добро, и у нас пусть всегда царит мир и дружба. Каждый из вас сейчас разукрасит свою фигурку человека. и мы разместим эти фигурки на рисунке вокруг земного шара. | Демонстрирует фигурки человека и рисунок земного шара. | Выполняют соответствующие движения Выполняют задание воспитателя. | тренировать быстроту реакции. Продуктивная деятельность детей | 7 мин |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Вот и готов наш общий рисунок. Как бы вы сейчас ответили, что такое толерантность? Хорошо! Посмотрите, у меня есть конверты с карточками. На каждой карточке есть цифра, ваша задача расположить карточки по порядку, а когда вы их поднимите мы посмотрим, что получится. | Выслушать ответы Показывает 3 конверта с карточками, на которых цифры от 1до 13, от 1 до 6 и от 1 до 3 и дает задание | Ответы детей Выполняют задание воспитателя | Закрепление понятия толерантности | 2 мин |
7. | Рефлексия | Что у нас получилось? Почему это важные слова? Давайте сделаем общее фото с этими словами и с нашим рисунком. | Выслушивает ответы детей | Ответы детей | Вызвать положительные эмоции | 1 мин |
5
Кияйкина Наталья Федоровна