Технологическая карта занятия по окружающему миру «Природные зоны. Обобщение» (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | ||||||
Предмет –окружающий мир | Класс - 4 | | ||||
Тема - Природные зоны. Обобщение | ||||||
Цель урока: обобщение знаний о природных зонах России, | ||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
обобщить и систематизировать изученный материал по теме "Природные зоны России". | совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах | формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению | ||||
Словарь урока: природная зона, зоолог, эколог, ботаник, географ | ||||||
Ресурсы урока: учащиеся будут работать в группах за столами, соответственно количеству природных зон). Учебник О.Поглазова «Окружающий мир» 4 класс .На каждом столе стоят: таблички «Арктика», «Тундра», «Леса»; по 4 конверта с карточками для самостоятельной работы клей, цветные карандаши;оценочный лист для каждого для каждого ученика | ||||||
Этап | Ход учебного занятия (образовательная деятельность) | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1 этап Организационный момент. Слайд 1 | Приветствует учащихся, настраивает их на работу. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | ||||
2 этап Постановка цели и задач Слайд 2,3,4 | -Сегодня мы совершим заочную экскурсию в мир природы. Мы будем принимать участие в необычном уроке. Наш урок пройдёт в режиме видеоконференции. -С каким разделом мы познакомились на предыдущих уроках? -Какие природные зоны мы изучили? - Как вы думаете ,чем мы будем заниматься на уроке ? -Сформулируйте тему урока. -На эту тему нам отводится 2 урока. На сегодняшнем уроке мы обобщим знания по 3 природным зонам.Обобщение знаний по остальным природным зонам продолжим на следующем уроке. -Какую цель урока мы поставим ? Поставьте задачи урока. -Я ещё предложу вам создать методическое пособие по 3 природным зонам, которое понадобится детям на уроках окружающего мира). -Вы выступите в роли учёных-исследователей. -А для этого нам нужно создать рабочие команды. Вы сидите на местах по 4 человека в команде. 1 команда учёные, которые будут исследовать зону Арктики 2 команда учёные, которые будут исследовать зону Тундры 3 команда учёные, которые будут исследовать зону Лесов. - В течение всего исследования вы будете отмечать результаты своей работы на оценочных листах. | Сидят за столами по 4 человека. -Мы познакомились с разделом «Путешествие по природным России» ? -Мы изучили 6 природных зон:зону Арктики , зона тундры, зону лесов, зону степей, зону пустынь, зону субтропиков -Мы должны обобщить знания об этих природных зонах. -Природные зоны.Обобщение. -Мы обобщим знания о природных зонах России -Обобщить знания об особенностях климатических условиях трёх природных зон, обобщим знания о растительном и животном мире, об экологических проблемах природных зон и путях их решения | ||||
3 этап. Подготовка к созданию проекта Слайд 5 | -Итак, приступим. -А теперь в командах нужно распределить обязанности. Пусть каждый из вас выберет себе занятие по душе.Помните, что вы работаете в команде. Оттого, каким будет участие каждого из вас, зависит общий результат. Обязательно помогайте друг другу.- На столах лежат бейджики с названиями профессий. Прикрепите их. -Когда будете готовы, возьмитесь за руки. | Дети берут бейджики с названием профессии и прикрепляют их. Затем берутся за руки. | ||||
4 этап Основной этап создания проекта. Слайд 6.7 | - В начале урока мы говорили о создании пособия. - Работать над пособием мы будем по плану, который вы видите перед собой. План работы 1. Географическое положение и климатические условия. 2. Растительный мир 3. Животный мир. 4.Человек и природная зона. -Все 3 группы будут работать одновременно. -Мы распределили работу в группах. -Как вы думаете, географы какую работу вы будете проводить?. -Зоологи, какую работу будете проводить вы? -А биологи ? - Экологи? -Вспомните , как расположены природные зоны на карте с севера на юг? -Давайте проверим это на слайде. .- Совершенно верно. -Итак перед вами лежат 4 конверта.Конверт № 1 берут географы, конверт № 2 –ботаники, конверт № 3 – зоологи, конверт № 4 –экологи. ---На листах тексты с пропущенными словами. Выберите тот лист, где содержится информация о вашей природной зоне.С помощью параграфов учебника дополните его необходимой информацией. Каждый учёный выполнит это задание, то он приклеивает его на нужный лист пособия.Вам нужно собрать материал для своей природной зоны и поместить его на листы информационного пособия.На листах разноуровневые задания. -На работу у вас 5 минут. Приступайте. Звучит музыка. | Ребята читают план работы -Мы будем рассказывать о географическом положении и климатических условиях природных зон. -Мы будем рассказывать о растительном мире природных зон. -Биологи изучают растения. -Экологи исследуют взаимодействие человека и природы. -Мы увидим зону Арктики, зону Тундры, зону лесов. Каждый берёт конверт со своим номером. Достаёт из него лист с нужным текстом. С помощью дополнительной литературы вписывает пропущенную информацию. И наклеивает на нужный лист пособия. | ||||
5 этап .Физминутка Слайд 8 | -Вы устали, поэтому мы немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Звучит спокойная музыка .Вы очутились на солнечной поляне в тихом летнем лесу. Светит яркое солнце .Стрекочут кузнечики. Порхают бабочки с лепестка на лепесток.Вы гуляете и наслаждаетесь красотой и дыханием леса | Дети сидят на местах, закрывают глаза и слушают спокойную музыку. | ||||
6 этап Представление проектов Слайд 9, 10, 11 | - Откройте глаза. Мы снова на уроке. -Я предлагаю ребятам из студий рассказать о пособии. -Ребята в студиях выполнили задания? -Мы попросим представить свои информационные пособия. -Географы согласны? -Ребята из города Великие Луки , пожалуйста, слушаем ваше выступление…. -Спасибо большое. Получились прекрасные проекты. -Ребята.Не забывайте заполнять оценочные листы. .-Ребята, все конверты мы открыли. Но урок наш ещё не закончился. -Перед вами информационные листы, на которых написаны экологические проблемы каждой природной зоны.Прочитайте их.Читают. -Ребята, а какое отношение у вас к природе? -А как вы думаете, что люди должны делать (или не делать) чтобы в каждой природной зоне цвели цветы, жили животные? - Как мы можем помочь при решении этих задач? Давайте изобразим экологические знаки, которые могут предотвратить экологические проблемы. -Дети , а как государство помогает в решении этой проблемы? -Какие заповедники есть у нас? -Ребята из города……….какие заповедники есть в вашей области) -Рыбе-вода,птице-воздух,зверю-лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу-значит охранять Родину. Эти замечательные слова М.М.Пришвина станут для вас руководством к действию. | Дети представляют свои пособия. Заполняют оценочные листы. -Мы любим природу и бережно к ней относимся.. -Мы должны заботиться сами об окружающем мире.Государство должно заботиться о природе. Изображают экологические знаки и представляют их. -Государство заботится о природных ресурсах страны.Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной. -Национальный парк Орловское полесье, Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" | ||||
7этап .Итог урока. Рефлексия Слайд 12, 13 | -А теперь давайте посмотрим, сумели ли мы достичь поставленных целей? -Давайте вспомним цель урока. - Ребята из города оцените нашу работу. Как вы оцениваете свою работу?. Оцените работу в группах, работу друг друга. -Посмотрите на оценочные листы. Посчитайте баллы. Кто набрал 5 баллов, получает 5. Кто набрал 4 балла, получает 4 . | Рассуждения детей о созданном проекте. Оценивают свои знания, свою работу и работу в группах. | ||||
8 этап Домашнее задание Слайд 14 | -Домашнее задание будет следующим 1.Повторить материал по теме «Природные зоны». 2.Написать экологическую сказку о любой природной зоне. - Ель-символ лесной зоны и приближающего праздника. В преддверии праздника я принесла эту ёлочку. Давайте попытаемся нарядить её и поднять настроение. Тот , кто справился с работой и у кого не возникло вопросов по теме урока, повесьте на ёлочку синюю игрушку. Те, у кого на определённом этапе урока возникли трудности , повесьте на ёлочку игрушку серебристого цвета. -Ребята , я вижу , что урок прошёл успешно. Вам понравилось. -Спасибо большое детям из других школ за поддержку и работу с нами .Было очень интересно. -Представьте, что это дерево будущего. Будущее зависит от вас. Если вы будете любить природу , то и природа будет платить вам тем же.Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! -И сегодня с детьми мы поздравляем вас с Новым годом и желаем крепкого здоровья и любите свою Родину. | Дети записывают домашнее задание и украшают ёлку. |