Технологическая карта урока физики в 10 классе на тему «Движение с постоянным ускорением свободного падения»
Технологическая карта урока «Движение под углом к горизонту. Решение задач».
Тема | «Движение с постоянным ускорением свободного падения». | ||||
Класс | 10 (профильный уровень) | ||||
Тип урока: | урок комплексного применения знаний и умений. | ||||
Цель | Рассмотреть понятия и особенности движения тела, брошенного под углом к горизонту. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.углубить теоретические знания, полученные при изучении темы «Движение под действием силы тяжести». 2.продолжить формирование умений решать задачи; 3.рассмотреть особенности баллистического движения. Воспитания: 1.в ходе проведения урока вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность; 2.продолжить развитие такие качества, психических свойств учащихся, как память, внимание, эмпатия, коммуникативность, ясность речи. Развития: 1.способствовать развитию у обучающихся любознательности и инициативы, устойчивого познавательного интереса к предмету; 2.обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. | ||||
Планируемый результат. Предметные: овладеть опытом решения задач. Метапредметные: 1. формировать умения высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме; 2. умение выбрать методы решения данной проблемы; 3.постановка цели, планирование и оценка результатов своей деятельности; 4. формирование умений работать в группе. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания. | ||||
Основные понятия темы | Ускорение свободного падения, свободное падение, сила тяжести, механическое движение, неравномерное движение. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся | Основные технологии | Основные методы | Формы работы | Ресурсы Оборудование | |
1.Слушание учителя. 2.Самостоятельная работа с источниками информации. 3.Работа с раздаточным материалом. 4.Решение задач. | Технология: проблемное обучение и КСО. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. | Оборудование: мел, доска; мультимедийный проектор; презентация; корзина, мяч, бумажные самолетики, измерительная лента. |
Структура урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время | |||
Мотивационно – ориентировочный компонент | |||||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. | |||
2. | Этап мотивации и актуализации Создание положительного эмоционального настроения учеников. | Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. | «Черный ящик» | Определяют тему и задачи урока. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. | |||
Операционно – исполнительный компонент | |||||||||
3. | Изученного нового материала. Поддержание делового настроя учащихся. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям: 1. экспериментальные задачи;; 2. история изучения явления 3.работа с опорным конспектом. | Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. Выступают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 20 мин. | |||
Рефлексивно – оценочный компонент | |||||||||
4. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает решить задачи с «подсказкой». | Решают. Помогают друг другу. Обсуждают. Проверяют. | Личностные, познавательные, регулятивные | 15 мин. | |||
5. | Домашнее задание. | Закрепление изученного материала. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Решают. Обсуждают. Записывают. | Личностные, познавательные | 1 мин. | |||
6. | Рефлексия. | Подведение итогов занятия. | Учитель организует беседу о достижении поставленных целей урока по вопросам. | Отвечают. | Личностные, познавательные | 3 мин. |
Для проведения урока можно использовать презентацию https://урок.рф/library/prezentatciya_114842.html
Мотивационно – ориентировочный компонент
Организационный этап.
Здравствуйте ребята, рада встречи с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе на уроке.
Этап мотивации и актуализации.
Пыль, пустота, приборы … Чего только не побывало внутри таинственного черного ящика за эти годы. Догадайтесь, что в нём спрятано на этот раз.
Это физическое тело, с которым все знакомы.
Подсказки.
С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.
Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.
С ним дружат некоторые спортсмены.
Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
По нему плакала Таня.
Ответ: мяч. Молодцы! Действительно в «черном ящике» спрятан мяч. Всем нам случалось бросать мячик и наблюдать за тем, как он описывает в воздухе плавную дугу. Почему?
Обсуждение.
Вы правы. На мяч действует сила тяжести. Известный советский футболист, вратарь Лев Яшин писал «Никогда ноги не хотели подбрасывать меня в воздух сами, наоборот, всякий раз, отталкиваясь для очередного прыжка за мячом, я ощущал, как велика сила земного притяжения». Кроме того, вы знаете что мяч, падающий вблизи поверхности Земли, независимо от массы развивает ускорение, направленное вниз и равное 9,8 м/с2 .
Теперь проверьте себя, как вы поняли тему прошлого урока.
Самостоятельная работа. Решение задач по рисунку.
Как можно бросить мяч? По какой траектории он движется? С какой скоростью?
Напишите уравнения скорости и координаты движущегося мяча.
Определите скорость и координату через 4 с после начала наблюдения.
Проблема. Посмотрите на следующий рисунок и ответьте на вопросы.
Встречается ли на практике такой вид движения?
Как, по вашему мнению, движется тело, брошенное под углом к горизонту?
Какой будет цель нашего урока?
Как вы сформулируете тему урока?
Обсуждение.
Операционно – исполнительный компонент
Игровая ситуация №1. Предложить ученику попасть мячом в корзину. Как попасть мячом в корзину? Дайте совет. Обсуждение.
1. Какова траектория полёта? (парабола)
2. Особенности направления скорости движения? (по касательной, угол к горизонту изменяется)
3. Какой приём используется для описания этого движения? (движение раскладывается на два простых: по оси ОХ равномерное прямолинейное, по оси ОУ прямолинейное равноускоренное)
Обратите внимание на горизонтальную и вертикальную составляющие скорости: величина и направление.
Игровая ситуация №2. Запускаем бумажный самолет под разными углами и разной начальной скоростью. Исследуем дальность полета.
1. От чего зависит дальность полёта? (Зависит от величины начальной скорости и угла)
2. При каком угле она максимальна? (При угле в 450 , дальность одинаковая при 300 и 600)
Если α = 900 1. Какова траектория полёта? (прямая)
Вид движения? (равноускоренное движение)
От чего зависит максимальная высота подъёма? (от величины начальной скорости)
Если α = 00 1. Какова траектория полёта? (ветвь параболы)
2. Что можно сказать о начальной скорости? Вектор начальной
скорости направлен горизонтально. V0у = 0, Vу увеличивается.
При увеличении скорости движения тела сила сопротивления воздуха возрастает. Чем больше скорость тела, тем больше отличие баллистической траектории от параболы. При движении снарядов и пуль в воздухе максимальная дальность полёта достигается при угле вылета 30° – 40°. Расхождение простейшей теории баллистики с экспериментом не означает, что она неверна в принципе. В вакууме или на Луне, где практически нет атмосферы, эта теория даёт правильные результаты.
Каждый из вас может теперь при игре в мяч воспользоваться полученными знаниями о движении тела, брошенного под углом к горизонту. Такое движение называется баллистическим. «Баллистика» - греческое слово ballo – «бросаю». Возникновение баллистики относится к 16 веку. В многочисленных войнах на протяжении всей истории человечества, враждующие стороны, доказывая своё превосходство, использовали сначала камни, копья, и стрелы, а затем ядра, пули, снаряды, и бомбы. Успех сражения во многом определялся точностью попадания в цель. При этом точный бросок камня, поражение противника летящим копьём или стрелой фиксировались воином визуально. Это позволяло при соответствующей тренировке повторять свой успех в следующем сражении. Желание побеждать стимулировало появление баллистики. Значительно возросшая с развитием техники скорость и дальность полёта снарядов и пуль сделали возможным дистанционные сражения.
Баллистика – прежде всего военно-техническая наука, применяемая в проектировании орудий, ракетных пусковых установок и бомбардировщиков. На базе баллистических расчетов создаются авиабомбы, артиллерийские и ракетные снаряды. Не менее важную роль играет баллистика и в таких отраслях знаний, как проектирование космических кораблей и криминалистика. Научные основы баллистики были заложены в XVI веке. Первыми объектами, которые создавались на основе строгих законов баллистики, были осадные метательные машины. Они были известны еще с античных времен и широко применялись вплоть до позднего средневековья (до изобретения пороха и огнестрельного оружия). Одна из таких машин - баллиста - была способна метать камни, бревна и другие предметы массой до 100 кг на расстояние до 400 м (а тяжелые стрелы даже на 1 км). По такому же принципу действовали арбалеты и катапульты.
Сейчас мы рассмотрим материал, изложенный в опорном конспекте. Распечатки опорного конспекта у каждого ученика.
Работают с опорным конспектом. Делают записи. Дополняют формулами. Выделяют главное. Обсуждают.
Рефлексивно – оценочный компонент
Решение задач с «подсказками».
Ученики выбирает задачу для самостоятельного решения. Помочь, подсказать, объяснить могут одноклассники или учитель. Каждый решает в своем темпе. Количество решенных задач соответствует возможностям ученика.
1. С башни высотой 45 метров брошен камень. Через какое время он упадет на землю. (3секунды)
2. Глыбу льда сбрасывают с крыши с высоты 25 м горизонтально со скоростью 3 м/с. На каком расстоянии от дома упадет глыба? (6,7 м)
3.Снаряд вылетает из орудия с начальной скоростью 490 м/с под углом 300 к горизонту. Найти высоту, дальность и время полета снаряда, не учитывая его вращение и сопротивление воздуха. (3060м, 21000, 50с)
Взаимопроверка.
Источники.
https://урок.рф/library/tajni_chernih_yashikov_na_urokah_fiziki_234409.html
http://mirznanii.com/a/312824/ballistika-i-ballisticheskoe-dvizhenie
https://school-science.ru/3/11/32786
https://sfiz.ru/materials/mehanika/zadachi_na_dvizhenie_tel
Г.Я. Мякишев учебник «Физика 10 класс»
–