12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31845
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
22

Технологическая карта урока "Движение с постоянным ускорением свободного падения".

Технологическая карта урока «Движение под углом к горизонту. Решение задач».

Тема

«Движение с постоянным ускорением свободного падения».

Класс

10 (профильный уровень)

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и умений.

Цель

Рассмотреть понятия и особенности движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Задачи

Образовательные:

1.углубить теоретические знания, полученные при изучении темы «Движение под действием силы тяжести».

2.продолжить формирование умений решать задачи;

3.рассмотреть особенности баллистического движения.

Воспитания:

1.в ходе проведения урока вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность;

2.продолжить развитие такие качества, психических свойств учащихся, как память, внимание, эмпатия, коммуникативность, ясность речи.

Развития:

1.способствовать развитию у обучающихся любознательности и инициативы, устойчивого познавательного интереса к предмету;

2.обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.


Планируемый результат.

Предметные:

овладеть опытом решения задач.

Метапредметные:

1. формировать умения высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме;

2. умение выбрать методы решения данной проблемы;

3.постановка цели, планирование и оценка результатов своей деятельности;

4. формирование умений работать в группе.



УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.


Основные понятия темы

Ускорение свободного падения, свободное падение, сила тяжести, механическое движение, неравномерное движение.


Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание учителя.

2.Самостоятельная работа с источниками информации.

3.Работа с раздаточным материалом.

4.Решение задач.

Технология: проблемное обучение и КСО.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Оборудование:

 мел, доска; мультимедийный проектор; презентация; корзина, мяч, бумажные самолетики, измерительная лента.



Структура урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации и актуализации

Создание положительного эмоционального настроения учеников.

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

«Черный ящик»

Определяют тему и задачи урока.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изученного нового материала. Поддержание делового настроя учащихся.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям:

1. экспериментальные задачи;;

2. история изучения явления

3.работа с опорным конспектом.

Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. Выступают.

Личностные, познавательные, регулятивные

20 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи с «подсказкой».

Решают. Помогают друг другу. Обсуждают. Проверяют.

Личностные, познавательные, регулятивные

15 мин.

5.

Домашнее задание.

Закрепление изученного материала.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Решают. Обсуждают. Записывают.

Личностные, познавательные

1 мин.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Учитель организует беседу о достижении поставленных целей урока по вопросам.

Отвечают.

Личностные, познавательные

3 мин.


Для проведения урока можно использовать презентацию https://урок.рф/library/prezentatciya_114842.html

Мотивационно – ориентировочный компонент

Организационный этап.

Здравствуйте ребята, рада встречи с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе на уроке.

Этап мотивации и актуализации.

Пыль, пустота, приборы … Чего только не побывало внутри таинственного черного ящика за эти годы. Догадайтесь, что в нём спрятано на этот раз.

Это физическое тело, с которым все знакомы.

Подсказки.

С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.

Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.

С ним дружат некоторые спортсмены.

Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

По нему плакала Таня.                    

Ответ: мяч. Молодцы! Действительно в «черном ящике» спрятан мяч. Всем нам случалось бросать мячик и наблюдать за тем, как он описывает в воздухе плавную дугу. Почему?

Обсуждение.

Вы правы. На мяч действует сила тяжести. Известный советский футболист, вратарь Лев Яшин писал «Никогда ноги не хотели подбрасывать меня в воздух сами, наоборот, всякий раз, отталкиваясь для очередного прыжка за мячом, я ощущал, как велика сила земного притяжения». Кроме того, вы знаете что мяч, падающий вблизи поверхности Земли, независимо от массы развивает ускорение, направленное вниз и равное 9,8 м/с2 .

Теперь проверьте себя, как вы поняли тему прошлого урока.

Самостоятельная работа. Решение задач по рисунку. 

Как можно бросить мяч? По какой траектории он движется? С какой скоростью?

Напишите уравнения скорости и координаты движущегося мяча.

Определите скорость и координату через 4 с после начала наблюдения.



t1691408297aa.gif

Проблема. Посмотрите на следующий рисунок и ответьте на вопросы.

t1691408297ab.gif

Встречается ли на практике такой вид движения?

Как, по вашему мнению, движется тело, брошенное под углом к горизонту?

Какой будет цель нашего урока?

Как вы сформулируете тему урока?

Обсуждение.

Операционно – исполнительный компонент

Игровая ситуация №1. Предложить ученику попасть мячом в корзину. Как попасть мячом в корзину? Дайте совет. Обсуждение.

1. Какова траектория полёта? (парабола)

2. Особенности направления скорости движения? (по касательной, угол к горизонту изменяется)

3. Какой приём используется для описания этого движения? (движение раскладывается на два простых: по оси ОХ равномерное прямолинейное, по оси ОУ прямолинейное равноускоренное)

Обратите внимание на горизонтальную  и вертикальную составляющие скорости: величина и направление.

Игровая ситуация №2. Запускаем бумажный самолет под разными углами и разной начальной скоростью. Исследуем дальность полета.

1. От чего зависит дальность полёта? (Зависит от величины начальной скорости и угла)

2. При каком угле она  максимальна? (При угле в 450 , дальность одинаковая при 300 и 600)


Если  α = 900     1.   Какова траектория полёта? (прямая)

Вид движения? (равноускоренное движение)

От чего зависит максимальная высота подъёма? (от величины начальной скорости) 

Если  α = 00       1.   Какова траектория полёта? (ветвь параболы)

2. Что можно сказать о начальной скорости? Вектор начальной

скорости направлен  горизонтально. V = 0, Vу увеличивается.

При увеличении скорости движения тела сила сопротивления воздуха возрастает. Чем больше скорость тела, тем больше отличие баллистической траектории от параболы. При движении снарядов и пуль в воздухе максимальная дальность полёта достигается при угле вылета 30° – 40°. Расхождение простейшей теории баллистики с экспериментом не означает, что она неверна в принципе. В вакууме или на Луне, где практически нет атмосферы, эта теория даёт правильные результаты.

Каждый из вас может теперь при игре в мяч воспользоваться полученными знаниями о движении тела, брошенного под углом к горизонту. Такое движение называется баллистическим. «Баллистика» - греческое слово ballo – «бросаю». Возникновение баллистики относится к 16 веку. В многочисленных войнах на протяжении всей истории человечества, враждующие стороны, доказывая своё превосходство, использовали сначала камни, копья, и стрелы, а затем ядра, пули, снаряды, и бомбы. Успех сражения во многом определялся точностью попадания в цель. При этом точный бросок камня, поражение противника летящим копьём или стрелой фиксировались воином визуально. Это позволяло при соответствующей тренировке повторять свой успех в следующем сражении. Желание побеждать стимулировало появление баллистики. Значительно возросшая с развитием техники скорость и дальность полёта снарядов и пуль сделали возможным дистанционные сражения.

Баллистика – прежде всего военно-техническая наука, применяемая в проектировании орудий, ракетных пусковых установок и бомбардировщиков. На базе баллистических расчетов создаются авиабомбы, артиллерийские и ракетные снаряды. Не менее важную роль играет баллистика и в таких отраслях знаний, как проектирование космических кораблей и криминалистика. Научные основы баллистики были заложены в XVI веке. Первыми объектами, которые создавались на основе строгих законов баллистики, были осадные метательные машины. Они были известны еще с античных времен и широко применялись вплоть до позднего средневековья (до изобретения пороха и огнестрельного оружия). Одна из таких машин - баллиста - была способна метать камни, бревна и другие предметы массой до 100 кг на расстояние до 400 м (а тяжелые стрелы даже на 1 км). По такому же принципу действовали арбалеты и катапульты.


Сейчас мы рассмотрим материал, изложенный в опорном конспекте. Распечатки опорного конспекта у каждого ученика.

Работают с опорным конспектом. Делают записи. Дополняют формулами. Выделяют главное. Обсуждают.  

t1691408297ac.png

               

Рефлексивно – оценочный компонент

Решение задач с «подсказками».

Ученики выбирает задачу для самостоятельного решения. Помочь, подсказать, объяснить могут одноклассники или учитель. Каждый решает в своем темпе. Количество решенных задач соответствует возможностям ученика.

1. С башни высотой 45 метров брошен камень. Через какое время он упадет на землю. (3секунды)

2. Глыбу льда сбрасывают с крыши с высоты 25 м горизонтально со скоростью 3 м/с. На каком расстоянии от дома упадет глыба? (6,7 м)

3.Снаряд вылетает из орудия с начальной скоростью 490 м/с под углом 300 к горизонту. Найти высоту, дальность и время полета снаряда, не учитывая его вращение и сопротивление воздуха. (3060м, 21000, 50с)

Взаимопроверка.

Источники.

https://урок.рф/library/tajni_chernih_yashikov_na_urokah_fiziki_234409.html

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/06/24/urok-issledovanie-dvizhenie-tela-broshennogo-pod-uglom-k-gorizontu

http://mirznanii.com/a/312824/ballistika-i-ballisticheskoe-dvizhenie

https://school-science.ru/3/11/32786

 https://citaty.life/mjach/

https://sfiz.ru/materials/mehanika/zadachi_na_dvizhenie_tel

Г.Я. Мякишев учебник «Физика 10 класс»



















































Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.