Олимпиадные задания по русскому языку (7–8 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку (7-8 класс)
1. Сделайте фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля .
2. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.
3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: зазеленели, подземные, пароходный, соединение.
4.В древнерусском языке, кроме единственного и множественного числа, существовало двойственное число: два стола, дъвою столу, дъвема столома (а не столы) и т. д. Постепенно формы двойственного числа существительных были утрачены, и в современном языке этих форм, по существу, нет. Однако в некоторых сложных словах сохранились следы двойственного числа. Приведите примеры этих слов.
5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калик
6. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах:
1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками» (Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»);
2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь:
– Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»);
3) «По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина!» (В. Песков, разг. речь).
1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов.
2. Объясните, какие члены предложения заняли не свойственное им место.
3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма.
7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к.. роны, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава, искус .. ный, ис.. ку .. тво, вследстви .., вымп.. л, комб .. нат.
8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень rad- значит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija. Rad donosi bolest – ne umri mlad.
9. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:
1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.
10. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания; разберите по членам предложения; дайте его характеристику;
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. (В.А.Сухомлинский)
11.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?
12. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.
В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!
Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака. (По Г.А. Скребницкому)
Ответы (7-8 класс)
1.Сделайте фонетическую запись предложения: [Туджэ у стала стай'алъ кр'ивай'ь тур'эцкъй'ь сабл'ь].
По 0,5 за каждое верное слово (3 б).
2. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА.
По 0,5 за каждое верное слово (3 б.)
3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: за-зелен -е-л- и, под-земн-ые, пар-о-ход- н -ый, со-един –ени -е.
Зазеленели - зеленели – зеленеть - зеленый
Подземные - подземный – земной -земля
Пароходный – пар и ходить - ход
Соединение - единение - единый
По 0,5 за разбор слова и по 1 б. за словообразовательный (6 б.)
4.В современном русском языке есть целая группа слов с элементом дву-: двужильный, двубортный, двурушник и т. п. Этот элемент дву- представляет собой бывшую форму род.-местн. падежа от дъва, дъве. Более старая форма этих падежей сохранилась и в прилагательном двоюродный. Лексическим следом бывшего двойственного числа является и современное наречие воочию.
По 0,5 за каждое слово
5. Выползина- шкурка, которую сбрасывает с себя змея; , быторить – кричать; отроковница – девочка-подросток; , лебезить – льстить, угодничать; колевина – след от колеса; тетенькать – баловать, забавлять; авоська – счастье, удача; бударка – астрах. лодка; калач – белый хлеб; , баить – говорить; будень – будний день; калика – странник – по 1 б. за слово (12 б.)
6. 1) от копыт их
2)наступательные движения оборонительным предпочитает
3) хитер зверина
2. В первом примере обращает на себя внимание употребление притяжательного местоимения в функции определения после определяемого слова. Во втором предложении непрямой словопорядок представлен позицией глагола-сказуемого после управляемого слова в конце предложения. В третьем – именная форма сказуемого хитѐр, обычно употребляемая после подлежащего, вынесена в начало высказывания.
3. Нарушение прямого словопорядка в каждом из приведенных случаев имеет свою мотивировку: (1) в отрывке из Карамзина это связано с ритмом фразы; (2) в отрывке из Пушкина непрямой словопорядок выполняет изобразительно-характеризующую функцию: генерал-немец склонен употреблять глагол в конце предложения в соответствии с правилами словорасположения в немецком языке; (3) в записи разговорной речи Песковым изменение словопорядка служит выделению главного смысла, подчѐркивает разговорность высказывания.
По 3 балла за каждую позицию и её объяснение.
Общее- 9 баллов
7. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат – по 0,5 б. за слово ( 6 баллов)
8. Не работай – работа убивает. Работа приносит болезни - не умри молодым.
По 2 балла за каждую пословицу (4 балла)
9. Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. – по 1 б ( 8 баллов)
10. Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
(Если - =), [- =]. Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух простых предложений .
Первое предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными дополнениями; является придаточным условия, присоединяется союзом если.
Второе предложение : простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложнённое.
Между частями сложного предложения ставится запятая.
В придаточном предложении два ряда однородных членов: 1-й ряд – однородные дополнения соединяются союзом и; 2-й ряд – однородные дополнения соединяются попарно союзом или, разделяются запятыми.
По 0,5 балла: а) за разбор по членам; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждого члена предложения; г) за схему; д) за комментирование знаков препинания.
Максимальная оценка – 3 балла.
11. Не употребляется с предлогами - именительный ; никогда не бывает без предлогов – предложный. 1 б.
12. В данном тексте соединяются повествование и описание. Типовые фрагменты текста: повествование, оценка действительности, описание места. Повествование: В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!
Описание: второй абзац. В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания. – 3 б.
Всего – 60 баллов
Галина Меркулова