Этапы урока | Задачи этапа | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. Момент. Создать комфортную психологическую атмосферу. | Общая установка на урок
|
| Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу. - Доброе утро! У нас сегодня необычная обстановка, поприветствуем дорогих гостей и начнем урок. Давайте загадаем, какой он у нас сегодня будет? (Добрый, интересный, …) | Настрой детей на работу. Отвечают на вопросы. |
II. Организация учебной деятельности
| Подготовка к восприятию темы и цели урока
| Слайд 1 Эпиграф
| 1.Чтение учителем, разбор. - Послушайте эпиграф к уроку, о чём говорится в четверостишии? Все люди отчим краем дорожат, отраду черпая в его опоре, Он - наша гордость, наш бесценный клад, но в мире есть ещё и зло, и горе. (Р.Л. Стивенсон) - О чём говорится в эпиграфе? - Что означает слово «отчий»? - Почему люди дорожат отчим краем? (край отцов, твоих предков, которых мы должны чтить и помнить) - Где нужно сделать паузы? - Какие слова нужно выделить силой голоса | Слушают, работают по тексту.
Отвечают на вопросы.
|
|
| | Слайд 2 «Словарь настроения»
| 2.Чтение вслух (1-2 ученика). - С каким чувством надо читать эпиграф? (Торжественно, гордо…) Найти подходящие слова. Оценивание. Получение жетонов.
| Чтение вслух. Учащиеся обращаются к «Словарю настроения» Дети по очереди выходят и подбирают слова, прикрепляют на доску и объясняют. |
|
|
| - Кто такой Р.Л. Стивенсон? - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Как эпиграф связан с нашей прошлой темой? - О каком горе и зле говорит Стивенсон? - Почему Стивенсон написал это произведение? Итог. (Стивенсона настолько поразило мужество и стойкость этого маленького народа, что он решил написать это произведение.) Оценивание. Жетоны. | Отвечают на вопросы
|
III. Проверка домашнего задания. | Повторение, опора на имеющиеся знания и опыт учащихся по теме. 1 задание (3 группа). выборочная работа по тексту из 1 части.
|
Слайд 3 Иллюстрация поля сражения пиктов с захватчиками Слайд 4 Иллюстрация пиктов Слайд 5 Иллюстрация вереска
| Учитель активизирует знания учащихся. - Вспомним, какое было домашнее задание? - Как мы озаглавили 1 часть? - Кто был убит? Кто такие пикты? Каким стало поле?
- По каким словам, мы понимаем, что автор сочувствует пиктам, как он их называет?
- Почему изображен вереск, какую роль он играл в жизни пиктов? Итог (мирная земля пиктов обагрилась кровью, а вереск – это то, чем они дорожили, он являлся для них символом святости, и этот символ был поруган). Оценивание. Жетоны. | Смотрят слайдовую презентацию и отвечают на вопросы по карточке.
Учащиеся подтверждают свои ответы словами из текста
|
| 2 задание (1-2 группа
| Слайд 6 Иллюстрация короля
| - Как Вы озаглавили 2 часть? («Тайна») Почему? - Какие чувства владели королём? (Власть, гнев, рассержен, злоба…) Учитель создаёт создает проблемную ситуацию. - А, что чувствовали пикты? (Разорили их землю, убили родных...) - Можно ли жестокостью покорить народ? (Можно убить человека физически, но душу, совесть, честь - убить невозможно). Итог: автор заставил нас почувствовать весь ужас происшедших событий. Оценивание. Жетоны. | Ответы на вопросы, высказывают и отстаивают свою точку зрения |
IV. Сообщение темы и цели урока
| Формулировка темы и цели |
Слайд 7 Слайд 8 | - Сегодня мы продолжим изучение нашей темы. Тема, автор, портрет Цели урока - Исходя из темы урока, давайте определим цели урока? продолжить знакомство с произведением «Вересковый мёд»; работать над выразительным чтением; анализировать поступки героев; задуматься о своих поступках; воспитывать в себе положительные качества; - Постараемся осуществить все наши цели, продолжаем изучение баллады. | Дети зачитывают цели из слайда, проговаривают последовательность действий на уроке
|
V. Первичное чтение произведения учителем и беседа (3-4 часть)
| Ретрансляция новых знаний.
|
Слайд 9 «Словарь настроения» | - Я Вам зачитаю 3,4 часть, а вы послушайте и обратите внимание на интонацию, на смену голоса, в зависимости от обстоятельств, и ответьте на вопрос. Установочный вопрос: - Каким чувством проникнута баллада? - Как погибли отец и сын? - Был ли у них выбор? Было ли у них оружие для защиты? - Чем они могли только защищаться? (молчанием, своей совестью, честью, силой духа – этого шотландцы не могли отнять никогда) | Слушают внимательно чтение стихотворения учителем. Работа со «Словарём настроения»
Отвечают на вопросы из услышанного текста, делая выводы |
VI. Работа над правилами выразительного чтения | Знание правил выразительного чтения | Слайд 10 Информационный лист | - А теперь мы с вами будем готовить выразительное чтение отрывка, но сначала посмотрим правила выразительного чтения. - Какие правили выразительного чтения знаете? А какие правила записаны у вам в листе помощнике? 1. Читать, вдумываясь в то, о чём читаешь. 2. Выделять голосом отдельные слова. 3. Останавливаться на точках. | Отвечают на вопросы
Читают и запоминают правила выразительного чтения. |
VII. Предварительная работа и чтение текста учащимися вполголоса «Жужжащее чтение» | Работа над лексическим значением слова | Слайд 11 Словарная работа
| Установочный вопрос: - Все ли вам слова понятны? Пучина – водоворот. | Работа со словарным словом.
|
Поиск новых знаний самостоятельно Коррекция внимания. Развивают умение проводить наблюдение, выделять необходимую информацию
|
Задание по карточкам. | Учитель следит за чтением учащихся и выполнения задания, корректирует. Выборочная работа. 1 группа | 2 группа |
| Подчеркнуть слова, рисующие пейзаж | Подчеркнуть слова старика |
Беседа: эмоциональный отклик на прочитанное 1 группа. Для чего автор вводит пейзаж? Как меняется природа? Как меняется само настроение автора? (найдите в тексте) Найдите эпизод с эхом. Как автор через эхо передаёт переживания отца-старика? Какие чувства он испытывал? Как мы будем зачитывать этот момент, каким голосом? (словарь настроения) Почему баллада называется «Вересковый мёд» (вересковый мёд – это святая тайна пиктов, их предков) Передать рецепт – это что значит? (Предать свой народ, свою Родину) Итог. Оценивание. Жетоны 2 группа. Кто главный герой баллады? Каким голосом мы должны читать слова старика в начале баллады? Что нужно показать? Чего он добивался? (Хотел обмануть, запутать, отвлечь…) Как вёл себя старик в конце баллады? (Уверенно, открыто…) Почему? Какими качествами обладал старик? Можно сказать про старика, что он герой? Итог. Оценивание. | Чтение детьми данного стихотворения (самостоятельно) Выполняют задание по карточкам, подчёркивают слова Отвечают на поставленные вопросы
Работают по «Словарю настроения»
Отвечают на вопросы
|
VIII. Физминутка | Снятие мышечного напряжения | Слайд 12 Прослушивание музыки-релакс | Пальминговая гимнастика У каждого из нас, в центре ладони есть энергетические точки. Разотрём ладони. «Пальм» в переводе с английского – ладонь. Сделали ладони домиком и приложили к глазам, чтобы не было просветов, локти на столе, постарайтесь расслабиться, челюсти разжаты, расслаблены шея, тело, ноги. (музыка-релакс). Послушайте красивую музыку, создайте себе картины природы: как бежит вода в родничке, представьте распустившийся подснежник, отдохните каждой клеточкой… Насчёт «три» вы медленно опустите руки вниз, глаза будут закрыты. Раз, два, три – убираем руки, глаза закрыты. Голову медленно опускаем вниз, медленно поднимаем вверх, медленно поворачиваем в одну сторону и в другую, затем в исходное положение. Открываем глаза. Вдохнули, выдохнули, встали (может кто-то ещё захотел потянуться,) сели и приступаем к следующему этапу нашей работы. | Выполнение упражнений |
IX. Чтение по частям, разбор и озаглавливание
|
Поиск новых знаний
Работа с наглядностью – палитра цветов |
Палитра красок | Работа с текстом. Чтение 3 части до слов: «…и эхом ему ответил с обрыва отец-старик» «Обман» – 3 часть - Сильные ли это люди? Почему вынужден был поступить так старик? Во имя чего совершает свой подвиг? (Во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине?) Чтение 4 части до конца. «Правда» – 4 часть - Объясните последние слова старика? Какие слова мы должны выделить голосом в этой части? -Какие бы вы использовали краски, чтобы передать сюжет этой картины? (трагизм и величие) | Участие в разборе, выражают свои чувства и мысли, выражают своё отношение к прочитанному |
| Видео. Показать образец выразительного чтения
Восприятие выразительного чтения стихотворения | Слайд 13 видео | - Сейчас, ребята, мы посмотрим видео и послушаем мастера художественного слова, чтеца Александра Водяного, который является образцом выразительного чтения. Обратите внимание на то, как он «играет» голосом, меняет его силу, тон, делает паузы. Докажите, что чтение произведения действительно было выразительным? | Просмотр видео. Слушают выразительное чтение
Отвечают на вопросы.
|
X. Выразительное чтение баллады учащимися всего произведения | Выполнение выразительного чтения
| Информационный лист
| 1.Чтение по «цепочке» Установка. - Вспомните, какие правила надо соблюдать при выразительном чтении?
| Дети читают вслух. Отвечают на вопросы |
XI. Заключительная беседа
| |
| - Можно ли пиктов считать побеждёнными? (Нет, они не стали рабами) -О чём заставляет задуматься это произведение? (О мужестве, смелости, жестокости сердца…) -Вересковый мёд является символом любви к чему? (К Родине) - Можем ли мы Стивенсона считать патриотом своей Родины? (Выступает как настоящий сын земли) - Автор провозглашает право народа на что? (На свою землю, свои традиции, свободу. Учитель слушает рассуждения ребят, корректирует речь. | Отвечают на вопросы, выражают своё отношение к героям, поступкам |
XII. Итоги урока | Подведение итогов урока |
| -Чем занимались на уроке? - Над каким чтением сегодня мы работали? - Что больше всего запомнилось или понравилось? | Отвечают на вопросы, вспоминают материал урока. |
XIII. Рефлексия Сообщение результатов решения учебных задач; самооценка учеником своих учебных достижений. | Рефлексия «Выбор». Развивают умение сравнивать, оценивать, делать выбор | Задание «Выбор» | Учитель предлагает учащимся подчеркнуть слово, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным/скучным. 2.Я научился многому/малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно/невнимательно. 4. Я принимал участие в беседе часто/редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен/не доволен. Учитель оценивает работу учащихся на уроке в целом и в отдельности. | Работают с заданием «Выбор» (карточки) |
XI. Домашнее задание.
| Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | - Так как целью нашего урока по изучению баллады являлась отработка навыков выразительного чтения, Д/З будет следующим: Выразительное чтение: 1-2 группа – 3 часть, 3 группа – 4 часть | Записывают задание в дневник |
XIII. Оценки |
|
| (Кто больше набрал жетонов). Комментирование. Заключение. - Сегодня, вы все мои патриоты. |
|