Технологическая карта урока чтения «Сознательное чтение рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе»
Технологическая карта урока
Класс: 7
Предмет: чтение
Тема: Сознательное чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
Цели урока: создать условия для актуализации знаний при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
Образовательные:
систематизировать знания, полученные при изучении рассказов А.П.Чехова, показать отличительные признаки юмористического рассказа;
проанализировать рассказ через речь, комические поступки героев и их поведение;
определить главную мысль рассказа.
Развивающие:
развивать внимание, память, творческое воображение обучающихся, пополнять их словарный запас.
Воспитательные:
прививать детям чувство юмора.
Часть 1
Предмет, тема, класс, учебник | Тип урока | Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урока | Планируемые результаты коррекционной работы* | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | ||||
личностные | Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий | предметные | |||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||||||
Чтение. Тема Сознательное чтение рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» 7 класс. ЛУО | Усвоение новых знаний. | Осознать значимость чтения для человека. Формировать внимательность в чтении, требовательное отношение к себе и своей работе. Формировать умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. | Умение извлекать информацию из текстов. Умение обобщать и классифицировать по признакам. Умение находить ответы на вопросы. .
| Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Умения определять цель выполнения заданий. Умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. | Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Знание произведений А.П.Чехова, анализ и оценивание поведения главных героев рассказа, понимание комизма в их поступках. | Чтение вслух правильно, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания. Развитие мыслительных операций через анализ, синтез, сравнение. Развитие речи через составление связного высказывания. | Фронтальная. Индивидуальная. | Чтение Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы: И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. |
Часть 2.
| Действия учителя | Действия обучающихся | Формируемые базовые учебные действия | Коррекционные приемы |
1.Организационный этап. Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствует обучающихся, создает атмосферу, проверяет подготовленность к уроку. | Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока. | Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя, собственную деятельность; соблюдать правила поведения на уроке. Личностные: осознавать себя учениками, принимать учебную ситуацию. Коммуникативные: соблюдение норм речевого этикета. | |
2 этап. Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для изучения новой темы. 3 этап. Постановка учебной задачи. Цель: формулировка темы урока. | Просит назвать произведения, из которых взяты следующие отрывки. «Молодая рыжая собака - помесь такса с дворняжкой- очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она осматривалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет, как могло случиться, что она заблудилась?» «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Что объединяет все эти рассказы? На прошлом уроке мы знакомились с биографией А.П.Чехова. Как вы понимаете слова Чехова: «В детстве у меня не было детства»? Поясните, ссылаясь на текст. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». | Участвуют в работе, угадывают названия рассказов. «Каштанка» «Ванька» Эти произведения написал А.П.Чехова. В детстве Чехов пережил много страданий, воспоминания о нем были для Антона Павловича лишены радости. Чтение отрывка из учебника стр.131. «Режим детей был не очень детским. Это был каторжный трудовой режим. Забота о торговле в лавочке почти полностью лежала на детях. Торговля в лавочке, гимназия, опять торговля, бесконечные спевки в церковном хоре, руководил которым отец, бесконечные церковные и домашние моления – так протекал день. Кроме этого, дети учились ремеслу, Антон – портняжному». Формулируют тему с направляющей помощью. | Познавательные: умение пользоваться полученными ранее знаниями, поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: умение поднимать руку, выполнять задания по словесной инструкции. Коммуникативные: вступать в совместный диалог с учителем. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: умение соотносить информацию с темой, сравнивать на наглядном материале. Регулятивные: определять тему урока с помощью учителя. Коммуникативные: умение слушать и понимать учителя | Портрет А. П.Чехова. Карточки с названием рассказов. |
4 этап. Первичное усвоение новых знаний. Цель: создать условия для осознания блока новой учебной информации. Работа с учебником. | Объясняет лексическое значение слов Уезд – округ, часть губернии. Шарлатанство – обман. Бричка - упряжная повозка на летнем и зимнем ходу. Депеша - письмо с просьбой о чем-либо. | Чтение рассказа. | Познавательные: умение работать с учебником, делать простейшие обобщения. Регулятивные: умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в коллективе. Личностные: понимать необходимость полученных знаний. | Учебник Словарные слова |
5 этап. Физ. минутка. Цель: реализация двигательной активности. | Сообщает о физ. минутке, выполняет упражнения, сопровождая речью, обеспечивает эмоциональную разгрузку. | Выполняют упражнения, проговаривая вместе с учителем. | Регулятивные: выполнять инструкции. Коммуникативные: проговаривание текста. | Упражнения на реализацию двигательной активности. |
6 этап. Первичная проверка понимания. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. Работа с учебником. | Задает вопросы и просит ответы подтвердить словами из текста по произведению. Почему рассказ мы считаем юмористическим? Найдите в тексте как писатель использует просторечную разговорную лексику. Как характеризует просторечную разговорная лексика Очумелова Как меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто! Найдите строки. | Участвуют в работе, отвечают на вопросы, с помощью учителя находят в тексте эпизоды, подтверждающие их ответы, зачитывают. Как хамелеон меняет свой цвет, так же и полицейский надзиратель Очумелов, быстро подстраивается под вышестоящие чины. «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... | Познавательные: умение читать. Регулятивные: умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в коллективе. Личностные: понимать необходимость полученных знаний. | |
7 этап. Домашнее задание. Цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке | Учитель задает домашнее задание. Чтение текста стр.157-164 | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: умение определять достаточный круг действий и их последовательность для достижения поставленных задач. Личностные: понимать необходимость полученных знаний. | |
8 этап. Рефлексия (подведение итогов урока). Цель: дать количественную оценку работы учащихся. | Учитель задает вопросы, подводит обучающихся к итогам урока, качественно оценивает их деятельность. 1.Рассказ «Хамелеон» относится к произведениям: а) сатирическим; б) юмористическим; в) трагическим. 2. Фамилия полицейского: а) Очумелов; б) Жигалов; в) Хрюкин. | Отвечают на поставленные вопросы, выбирают правильные ответы. | Познавательные: анализ своей деятельности Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке, соблюдать ритуал поведения при устных ответах. Личностные: положительный эмоциональный настрой на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | |