Технологическая карта урока чтения в 1 классе «Речь письменная и устная»

2
0
Материал опубликован 25 November 2017 в группе

Урок 2(с. 5 )

Тема

Речь письменная и устная

Педагогическая цель

Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики

Тип урока

Решение учебной задачи, диагностика

Планируемые результаты (предметные)

Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.

Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой

Основное содержание темы, понятия и термины

Речь устная и письменная. Предложение

Образовательные ресурсы

Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной»)

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические
приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение,

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 

Будем мы трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Проверим готовность к уроку

индивидуальных учебных принадлежностей на столе

пробуждающее любознательность

 

II. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Беседа, рассказ учащихся

Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали?

(Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.)

Демонстрируют выполнение правил поведения.

Рассказывают пословицы и поговорки об учении

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Индивидуальный.

Результат выполнения домашнего творческого задания

III. Обобщение и систематизация.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

 

Фронтальная.

Словесный.

Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями»

Общее представление о речи.

Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь.
На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли

В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами).

Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. (Показывает «Прописи».) Это тетрадь, в которой ученики учатся писать

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают «Азбуку» (находят иллюстрации и буквы), «Прописи»

Практически различают речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение)

Фронтальный. Наблюдение учителя

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим

(дети поднимают руки вверх).

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

(движения руками

из стороны в сторону).

И на землю тихо сели

(дети приседают).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

(кружатся на месте).

Закружились, полетели

И на землю снова сели

(дети садятся по местам).

Декламируют стихотворение, выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

Фронтальная.

Словесный, практический.

Рассказ учителя, работа со

схемой предложения, дидактическое упражнение

Предложение.

Наша речь состоит из предложений.
В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение,

даже еще не зная букв, можно записать,

обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений.

(Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске.) Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы

Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке»

Принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя

в процессе выполнения учебных действий

Фронтальный.

Работа со схемой, дидактическое упражнение

 

IV. Контроль
и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Индивидуальная.

Практический.

Работа с иллюстрациями, дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения

Что такое устная речь?

Что такое письменная речь?

Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации.

Что делает девочка?

Что делают гуси?

Составьте предложение к схеме.

О чем говорили Емеля и щука?

Опишите иллюстрацию

Отвечают на вопросы учителя

«Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Девочка бежит. Гуси летят.

Пересказывают разговор Емели и щуки.

Описывают иллюстрацию

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Последовательно
и логично отвечают на вопросы. Воспроизводят сюжеты знакомых сказок
с опорой на иллюстрации, структурируют предложение в виде схемы

Фронтальный.

Устный ответ.

Индивидуальный. Рассказ, устный ответ.

(Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2 урока 1).)

Физкультминутка (Упражнение для рук)

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни

(ладони вверх и вниз).

По дороге белой, гладкой

(сжимание и разжимание пальцев)

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок (прыжки).

Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

 

Индивидуальная.

Практический.

Дидактическое упражнение «Составь рассказ»

Составьте рассказ по сюжетной картинке.

Разложите картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ

Выполняют дидактическое упражнение. Составляют рассказ по сюжетной картине «Пробуждение природы весной»

Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия

Индивидуальный.

Рассказ по картине (см. Приложения 1, 2 урок 1)

V. Рефлексивно-оценочный.

Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная.

Словесный.

Обобщающая беседа.

Практический.

Упражнение «Укрась торт»

Что мы делали на уроке?

Что вам понравилось?

Кого можно похвалить?

Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет

Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение

Оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы, выполнение упражнения

Развитие лексики

Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия

2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

Материал: сюжетная картина, набор картинок

с фабульным развитием действия.

Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

1) появился росток из почвы;

2) появились листья, росток тянется вверх;

3) появился первый бутон;

4) цветок распустился

Задания:

1) Составь рассказ по сюжетной картине.

2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Примерные вопросы и задания:

Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения?

Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными

и сложноподчиненными предложениями.

2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

Продолжение табл.

1

2

3

4

Сформированность грамматической стороны речи

I. Умение употреблять

в речи сложные предложения разных видов

1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему».

Материал: картинки

с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе

Задание: посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение):

Сосулька тает, потому что…

Девочка идет под зонтиком, потому что…

3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения.

2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным.

1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение

2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

2) Наступила весна, и (прилетели птицы).

3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).

4) Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).

И т. д.

3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов.

2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя

II. Знание

о звуке, слоге, слове, предложении

1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Задания:

1) Из предложенных слов составь предложение.

3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

Окончание табл.

1

2

3

4

 

Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

2. Выделение в слове слогов.

3. Выделение в слове заданного звука

Слова: цветы, дети, поливают.

Составь схему этого предложения.

2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.)

2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

Низкий уровень – 4–6 баллов; средний уровень – 7–9 баллов; высокий уровень – 10–12 баллов.

Интерпретация результатов.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен – повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.

Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный, место звука в слове).

Диагностическая карта

уровня речевого развития учащегося

Класс _______________________

Учитель _____________________

Дата проведения диагностики: начало года ____________ конец года ____________

п/п

Ф. И. ребенка

Развитие связной речи

Сформированность грамматической стороны речи

Итого баллов / уровень развития

Рекомендации

умение

логично рассказывать,

отвечать

на вопросы

умение

составлять

рассказы

умение

пересказывать

знания

о звуке, слоге, слове, предложении

умение употреблять в речи сложные предложения

развитие речи, умение безошибочно пользоваться обобщенными словами

и понятиями

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

                 

2

                 

3

                 

4

                 

5

                 

                 

25

                 

Результаты диагностики речевого развития учащихся

Начало года: Конец года:

Высокий уровень ______ учащихся ______ % Высокий уровень ______ учащихся ______ %

Средний уровень ______ учащихся ______ % Средний уровень ______ учащихся ______ %

Низкий уровень ______ учащихся ______ % Низкий уровень ______ учащихся ______ %

Анализ, комментарии _____________________________________________________________________________


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации