Технологическая карта урока истории по теме "Первая мировая война"
Технологическая карта
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Илюхина Татьяна Владимировна |
Место работы | ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонский горный колледж» |
Класс | первый курс СПО |
Место урока | 4-е занятие в теме «Россия и мир в годы Первой мировой войны» (2 часа) |
Тема урока | Первая мировая война |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока | комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ФРП): | |
Личностные: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; | |
Метапредметные: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | |
Предметные: знать имена героев Первой мировой войны, уметь составлять описание событий Первой мировой войны, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги, анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты / схемы, по истории России и зарубежных стран | |
Ключевые слова: «чудо на Марне», «бег к морю», позиционная война, Четверной союз, газовая атака, «верденская мясорубка», атака мертвецов, наступление на Сомме, подводная война, «Брусиловский прорыв», вторая Марна, геноцид, Компьенское перемирие | |
Краткое описание Технологическая карта урока истории по теме «Первая мировая война» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО. По программе СПО тема «Первая мировая война» входит в состав темы «Россия и мир в годы Первой мировой войны», на которую отводится 8 часов. Тема «Первая мировая война» изучается после темы «Причины и начало Первой мировой войны» Данная технологическая карта может использоваться на уроках истории в группах с базовым обучением, а также при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории. Изучение этой темы является актуальным в связи с ростом интереса к проблематике Первой мировой войны. Методы: проблемный, поисковый, метод обучения в сотрудничестве, наглядный, словесный. Приемы: самостоятельная работа с учебником, работа с исторической картой, приём «Лови ошибку», решение исторической задачи. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная Оборудование: ПК или мобильное устройство с выходом в Интернет Материальное оснащение: учебник, тетради, историческая карта «Первая мировая война. 1914 – 1918 гг.», карточки с заданиями для работы в парах, интернет-ресурсы Учебная литература Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. Всеобщая история. 1914—1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: Просвещение, 2023. 1.Беккер, Ж. Первая мировая война. – М.: Астрель, 2006. – 156 с. 2.Виноградов, В. Н. 1914 год: Быть войне или не быть? / В.Н. Виноградов // Новая и новейшая история. – 2004. – № 6. – С. 17–25. 3.Война и общество в XX веке: в 3 кн. / [Рос.акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Ассоц. Историков Первой мировой войны]; редкол.: В.А. Золотарев и др. – Москва: Наука, 2008. Кн. 1: Война и общество накануне и в период Первой мировой войны / науч. рук. В.А. Золотарев; отв. ред. С.В. Листиков. – 2008. – 610 с. 4.Террейн, Д. Великая война. Первая мировая – предпосылки и развитие / Д.Террейн; [пер. с англ. Е. Б. Поспеловой]. – Москва: Центрополиграф, 2004. – 252 с. 5.Шацилло, В.К. Первая мировая война. 1914-1918. Факты и документы. – М.: Олма-пресс, 2003. – 480 с. | |
ЭОР Библиотека Гумер – гуманитарные науки [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. Загл. с экрана Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.window.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.fcior.edu.ru http://russian7.ru/2014/07/dikaya-diviziya-gorcy-v-pervojj-mirovo/ |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: постановка проблемного вопроса, обеспечение мотивации, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности («надо» – «могу») Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная Деятельность преподавателя: Задаёт вопрос - Французский лейтенант Альфред Жубер писал о Первой мировой в своем дневнике: «Человечество сошло с ума! Нужно быть сумасшедшим, чтобы делать то, что творится. Что за резня… Что за сцены ужаса и кровавой бойни! Я не могу найти слов, чтобы передать свои впечатления. Даже ад не может быть таким ужасным! Люди сошли с ума!» Проблемный вопрос урока Каковы были итоги Первой мировой войны и что на них повлияло? Деятельность обучающихся Высказывают предположения | ||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности обучающихся к работе над новой темой. Формы организации учебной деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная Работа в парах Деятельность преподавателя: Раздаёт карточки с заданиями Задание для работы в парах - Определите, какие из стран преследовали перечисленные ниже цели своего участия в войне: 1. Захваты территорий и превращение Восточной Европы в зависимые земли. Захват заморских колоний противника и превращение их в составные части мировой империи. 2. Разгром основного конкурента — Германии и расширение владений на Ближнем Востоке. Сохранение империи, где «никогда не заходит солнце». 3. Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканском полуострове. Расширение контроля над владениями России. 4. Возврат Эльзаса и Лотарингии. Захват Рейнской промышленной зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств. 5. Борьба за сохранение независимости и территориальной целостности. 6. Занятие черноморских проливов. Установление контроля на Балтике и в Центральной Европе. Присоединение ряда областей Османской империи в Закавказье. Деятельность обучающихся Получают карточки с заданиями. Записывают в тетрадях ответы, а затем, обменявшись тетрадями, сверяют ответы с правильными (Приложение 1). Приём «Неоконченное предложение» Деятельность преподавателя: Преподаватель зачитывает незаконченные предложения: 1. Датой начала Первой мировой войны считается…. 2. Франц Фердинанд был убит в городе… 3. В планы Франции входило возвращение… 4. Антанта была окончательно сформирована в… 5. Главная цель английского правительства заключалась в разгроме…. 6. Первой объявила войну Сербии… 7. Защитником и покровителем сербов в войне стало государство… 8. Тройственный союз был создан в… 9.1 августа 1914 г. войну России объявила…. 10. На стороне Антанты в августе 1914 г. выступило азиатское государство…. Деятельность обучающихся Записывают в тетрадях ответы, а затем, обменявшись тетрадями, сверяют с правильными ответами, которые сообщает преподаватель (Приложение 2). Приём «Лови ошибку» Деятельность преподавателя: Преподаватель читает текст с ошибками Текст с ошибками Поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Это преступление было совершено албанским террористом Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию, поэтому немедленно, без предъявления ультиматума, австрийские войска нанесли удар по ней. В ответ союзник Сербии – Италия – начала всеобщую мобилизацию. 28 июля Германия объявила войну России. Деятельность обучающихся Обучающиеся слушают и выписывают ошибки, напротив — правильный ответ Деятельность преподавателя: Выборочно проверяет выполненные работы (Приложение 3). | ||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: постановка цели и задач урока, обеспечение принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, ознакомление с планом работы, установка стратегии успеха. Деятельность преподавателя: - В соответствии с проблемой попытайтесь сформулировать цель нашего урока Деятельность обучающихся: Совместно с преподавателем формулируют цель и задачи урока: Цель: сформировать представление об основных этапах Первой мировой войны Задачи: изучить ход военных действий, их особенности в 1914 – 1918 гг., составить хронологическое описание событий Первой мировой войны На уроке мы узнаем: об основных военных кампаниях в ходе Первой мировой войны; какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; о роли российской армии; на каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась. мы научимся: сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы; работать с исторической картой; решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний по основным военным операциям в ходе Первой мировой войны; мы сможем: находить в предложенной информации главное, оценивать свою работу и работу товарищей. | ||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: обеспечение восприятия и первичного усвоения знаний. Форма организации учебной деятельности обучающихся: самостоятельная работа обучающихся с учебником, составление хронологической таблицы. Планируемые результаты обучения Личностные результаты: гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, прошлое многонационального народа России; ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики. Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия базовые исследовательские действия: систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц); формулировать и обосновывать выводы; работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию. Предметные результаты понимать значимость России в мировых политических процессах ХХ в., знать имена героев Первой мировой войны, уметь составлять описание событий Первой мировой войны, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги. Деятельность преподавателя: Даёт задание: Ознакомиться с информацией на стр.31-41 учебника. Обратить внимание на необходимость двукратного прочтения. При изучении внимание обратить на следующие вопросы: 1. Военные действия в 1914–1915 гг. Битва на Марне. Образование фронтов. Позиционная война. 2. Военные действия 1916 г. «Верденская мясорубка». Наступление на Сомме. 3. Военные действия в 1917–1918 гг. Неограниченная подводная война и вступление США в войну. Вторая Марна 1918 г. 4. Перемирие 11 ноября 1918 г. Итоги войны. 2) Систематизировать информацию о важнейших событиях 1914–1918 гг. на Западном и Восточном фронтах войны (в виде синхронической таблицы) (Приложение 4). Военные действия и их результаты на фронтах Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Индивидуальные задания (для двух обучающихся). Пользуясь интернет-ресурсами, подготовить краткие сообщения: «Брусиловский прорыв и его роль в ходе войны» «Первая мировая - война новых технологий» Деятельность обучающихся: Читают материал учебника, оформляют и заполняют таблицу (Приложение 4). Обучающиеся-докладчики, пользуясь интернет-ресурсами, готовят сообщения, затем выступают с краткими сообщениями. | ||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверить первичное усвоение новых знаний, закрепить новый материал. Виды учебной деятельности 1.Аналитическая беседа Метод обучения: диалогический Деятельность преподавателя: Задаёт вопросы: Какая военная операция сорвала план Шлиффена? Сформулируйте основные причины провала плана Шлиффена. Какую роль сыграла русская армия в кампании 1914 г.? Можно ли утверждать, что операции русской армии отвлекали значительные силы германской армии от действий на Западном фронте? Назовите причины перехода к позиционной войне. Какая битва получила название «мясорубка»? Назовите итоги военной кампании 1916 г. Какую роль сыграл Брусиловский прорыв в изменении и стратегии военных действий? Охарактеризуйте роль Восточного фронта в ходе войны в Европе. Какое новое оружие стало использоваться в ходе войны? Запишите перечень нового оружия в тетрадь. Как его применение сказалось на её ходе? Какие события привели к подписанию перемирия в Компьенском лесу? Деятельность обучающихся: Обучающиеся ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты. Записывают в тетрадь перечень нового оружия, которое впервые применили в ходе Первой мировой войны (Приложение 5). 2.Работа с понятиями Деятельность преподавателя: Даёт задание: Ознакомившись с информацией учебника при заполнении таблиц и сообщениями обучающихся, объясните понятия: «чудо на Марне», позиционная «окопная» война, оружие массового поражения, «Верденская мясорубка», Брусиловский прорыв, «подводная охота». Деятельность обучающихся: Объясняют понятия. «Чудо на Марне» — крупное сражение между немецкими и англо-французскими войсками, состоявшееся 5—12 сентября 1914 г. на реке Марна, сорвавшее германский план «молниеносной войны». Позиционная «окопная» война — война, в которой вооружённая борьба ведётся, в основном, на сплошных, относительно стабильных фронтах (позициях) с глубокой обороной в окопах. Оружие массового поражения — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. В Первой мировой войне таким оружием стало химическое. «Верденская мясорубка» — битва при Вердене в феврале-декабре 1916 г., одна из крупнейших и самых кровопролитных военных операций в истории Первой мировой войны, пример войны на истощение. Брусиловский прорыв — это наступательная операция русских войск (с 22 мая по 7 сентября 1916 года), разработанная генералом Алексеем Алексеевичем Брусиловым, против австро-венгерских и германских войск в Галиции и Буковине. Была названа самой удачной операцией Первой мировой войны. «Подводная охота» — военные действия на море, при которых немецкие подводные лодки топили гражданские и торговые суда противника и нейтральных стран, торговавших с Антантой. | ||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: закрепить новый материал, проверить сформированность новых знаний, умений, навыков. 1. Историческая задача Деятельность преподавателя: Предлагает решить историческую задачу: В 1914 г. кайзер Вильгельм II получил от итальянского короля депешу. После ее прочтения Вильгельм сделал на полях пометку, в которой обозвал своего коронованного собрата «негодяем». О чем говорилось в депеше? Какое отношение к этой ситуации имеет создание Четверного союза? Деятельность обучающихся: Обучающиеся объясняют: В депеше говорилось о том, что Италия не собирается вступать в войну на стороне Тройственного союза. Итальянское правительство опубликовано декларацию о нейтралитете. Со временем Италия перешла на сторону Антанты, а ее место в Тройственном союзе заняли Турция и Болгария. Поэтому союз стал называться Четверным. Записывают определение Четверного союза в тетрадь Четверной союз — название военного союза Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии, в котором две последние заменили Италию в ранее существовавшем Тройственном союзе. 2.Работа с исторической картой Деятельность преподавателя: Даёт задание: Рассказать о ключевых сражениях Первой мировой войны, используя историческую карту, найти места крупных сражений. Деятельность обучающихся: Работают с картой, находят на карте места крупных сражений и рассказывают о них. Сравнительный анализ Приём «Аргументируй собственное мнение» Деятельность преподавателя: Даёт задания: Проанализируйте, где (на Западном или на Восточном фронтах) были более напряженные боевые действия и когда? Аргументируйте свою точку зрения. Определите роль Восточного фронта в войне. Деятельность обучающихся: Высказывают свою точку зрения. | ||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков. Деятельность преподавателя: Даёт задание: Используя словарь, дайте определение понятия «геноцид». Приведите пример проявления геноцида в период Первой мировой войны. Используя интернет-ресурсы, составить список земляков – жителей Луганщины, героически проявивших себя на фронтах Первой мировой войны и награждённых орденами или медалями (не менее пяти фамилий). Деятельность обучающихся: Дают определение Геноцид – преступление, под которым понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Приводят пример геноцида: Геноцид армянского народа турецкими властями, начатый весной 1915 г. Сотни тысяч людей безжалостно уничтожали и выселяли на территории, непригодные для проживания, где многие гибли от голода, болезней и непосильного труда. Составляют список жителей Луганщины – героев Первой мировой войны (Приложение 6). | ||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков. Деятельность преподавателя: Предлагает выполнить задания в формате ЕГЭ (Приложение 7) Задания с выбором одного верного ответа 1. В Четверной союз к концу 1915 года входили: 1) Австро-Венгрия, Германия, Болгария, США; 2) Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария; 3) Австро-Венгрия, Германия, Япония, Болгария; 4) Болгария, Франция, США, Великобритания. 2. Какое событие произошло в годы Первой мировой войны? 1) Цусимское сражение; 2) Брусиловский прорыв; 3) оборона Порт-Артура; 4) оборона Шипки. Деятельность обучающихся: В тетради выполняют задания в формате ЕГЭ. Ключ: 1-2, 2-2 | ||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: развитие читательской грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций. Деятельность преподавателя: Даёт задания (Приложение 8): Прочитайте текст и выполните задания, ответ запишите в тетради. Сражение при Ипре Первое сражение при Ипре завершило маневренную борьбу на Западном фронте в 1914 году. За время ведения боевых действий – в Пограничном сражении, в битве при Марне, в боях на Эне, Уазе и Изере, в Первом сражении при Ипре – обе стороны понесли большие потери. Наиболее значительные потери понесла французская армия. За четыре месяца ожесточенных боев французы потеряли убитыми, ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести 510 000 солдат и офицеров, в том числе в августе – 160 000, в сентябре – 200 000, в октябре – 80 000, в ноябре – 70 000. Наибольшие потери понесла французская молодежь. Из тех, кому еще не было и двадцати лет, погибли 45 000 человек. Из лиц двадцати-двадцати четырех летнего возраста пали в бою 92 000 человек. 70 000 человек погибли в возрасте двадцати пяти – двадцати девяти лет. Битва на Сомме Весной 1916 года большие потери французских войск начали вызывать у союзников беспокойство, в связи с чем первоначальный план операции на Сомме был изменён: главную роль в операции должны были играть английские войска. Операция должна была помочь французским и русским войскам. Битва продолжалась в июле – августе с некоторым успехом для британцев, несмотря на укрепление германскими войсками линии обороны. К августу британское командование решило перейти от тактики прорыва фронта к серии операций, проводимых небольшими воинскими подразделениями для выпрямления линии фронта, что было необходимо для подготовки к массированной бомбардировке. Задания. Какие новые виды оружия использовались в данных сражениях? Оцените роль военной науки и техники и военной стратегии, применяемой при данных сражениях. Деятельность обучающихся: Записывают в тетрадь ответы на задания. | ||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: формирование целостной системы знаний по теме Деятельность преподавателя: Предлагает ответить на вопрос: Вспомните, в чём состояли цели воюющих стран в начале войны? Были ли они достигнуты? Предлагает составить синквейн к слову война (Приложение 9). Деятельность обучающихся: Дают ответ на вопрос. Составляют синквейн. Несколько обучающихся зачитывают свой вариант. | ||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: выявление уровня освоения знаниями, коррекция пробелов Деятельность преподавателя: Знакомит с критериями оценивания выполнения теста (Приложение 10). Предлагает выполнить тест (Приложение 11) с целью проверки приобретенных знаний. Тест Задания с выбором одного верного ответа 1. Результатом первой битвы на Марне было: А) победа стран Четверного союза; Б) срыв морских операций Антанты на 1915 год; В) переход стратегической инициативы к Германии; Г) отступление германских войск под натиском английских и французских войск. 2. Событие, развернувшееся на Восточном фронте и позволившее французам отстоять Верден: А) взятие русскими австрийской крепости Перемышль; Б) Брусиловский прорыв; В) Варшавско-Ивангородская операция; Г) Галицийская битва. 3. В какой период военных действий на фронтах Первой мировой войны были применены «наземные корабли» - танки? А) Весной 1916 г.; Б) Осенью 1916 г.; В) Летом 1915 г.; Г) Весной 1914 г. 4. Впервые в мировой истории химическое оружие было применено: А) в битве под Ипром; Б) в битве на Сомме; В) в боях за Верден; Г) в сражении у Камбре. 5. Результатом битвы на Сомме было: А) прорыв франко-английскими войсками германского фронта; Б) переход стратегической инициативы к Германии; В) открытие для немцев пути на Париж; Г) капитуляция Германии. 6. Общая численность погибших в ходе Первой мировой войны: А) 11 млн. человек; Б) 7 млн. человек; В) 9,5 млн. человек; Г) 5 млн. человек. 7. Датой окончания Первой мировой войны считается: А) 10 декабря 1919 года; Б) 18 февраля 1918 года; В) 11 ноября 1918 года; Г) 3 ноября 1917 года. Задания с выбором нескольких правильных ответов 8. Выберите три верных утверждения из пяти предложенных. Основными событиями в 1916 г. были: А) «Брусиловский прорыв»; Б) газовая атака немцев под Ипром; В) Ютландское морское сражение; Г) битва на реке Марне; Д) «Верденская мясорубка». Задания на установление хронологической последовательности 9. Расположите в хронологической последовательности исторические события: А) битва на Марне; Б) вступление в войну США; В) Брусиловский прорыв; Г) первое применение химического оружия; Д) первое использование танков в сражении на Сомме; Е) убийство Франца Фердинанда; Ж) заключение Брестского мирного договора. Задание с кратким ответом 10. Вставьте пропущенные слова _А__________– вид боевых действий, когда войска противоборствующих сторон располагаются на укрепленных позициях, защищающих их от огня противника. В годы Первой мировой войны на фронтах были применены новые виды оружия: Англией –____Б____ , __В________ – химическое оружие. Деятельность обучающихся: В тетради выполняют тест. Обменявшись тетрадями, сверяют выполненную работу с эталоном ответа (взаимопроверка) (Приложение 12). | ||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Деятельность преподавателя: Предлагает обучающимся проанализировать собственную учебную деятельность, оценить ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Подберите фразеологизм, который характеризует, как вы работали на занятии. Хлопал ушами Шевелил мозгами Считал ворон Краем уха В поте лица Засучив рукава Не покладая рук Деятельность обучающихся: Подбирают соответствующий фразеологизм. | ||||||||||||||||||
Этап 5.2. Подведение итогов | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, поощрить обучающихся, оценить их работу Деятельность преподавателя: Возвращает к проблемному вопросу, к задачам занятия. Каковы были итоги Первой мировой войны и что на них повлияло? Обоснуйте ответ 2-3 аргументами. Оценивание работы обучающихся на занятии. Озвучивает оценки. Деятельность обучающихся: Высказывают своё мнение. Ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты. | ||||||||||||||||||
Этап 5.3. Домашнее задание | ||||||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать обучающихся к выполнению домашнего задания. Деятельность преподавателя: Конкретизирует домашнее задание: Изучить материал учебника на с.31-41 (Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. История России. 1914–1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: Просвещение, 2023), знать даты, уметь пояснять понятия. Ответить на вопросы 1-2, 4-5 на с.42 (устно). Подготовить сообщение об одном из военачальников Первой мировой войны. Деятельность обучающихся: Записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты |
Приложение 1
Задание для работы в парах
Определите, какие из стран преследовали перечисленные ниже цели своего участия в войне:
1. Захваты территорий и превращение Восточной Европы в зависимые земли. Захват заморских колоний противника и превращение их в составные части мировой империи. (Германия.)
2. Разгром основного конкурента — Германии и расширение владений на Ближнем Востоке. Сохранение империи, где «никогда не заходит солнце». (Великобритания.)
3. Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканском полуострове. Расширение контроля над владениями России. (Австро-Венгрия.)
4. Возврат Эльзаса и Лотарингии. Захват Рейнской промышленной зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств. (Франция.)
5. Борьба за сохранение независимости и территориальной целостности. (Бельгия, Сербия, Болгария.)
6. Занятие черноморских проливов. Установление контроля на Балтике и в Центральной Европе. Присоединение ряда областей Османской империи в Закавказье. (Россия.)
Приложение 2
Неоконченное предложение
1. Датой начала Первой мировой войны считается…. (1 августа 1914 г.)
2. Франц Фердинанд был убит в городе…(Сараево)
3. В планы Франции входило возвращение…(Эльзаса и Лотарингии)
4. Антанта была окончательно сформирована в…(1907 г.)
5. Главная цель английского правительства заключалась в разгроме….(Германии)
6. Первой объявила войну Сербии… (Австро-Венгрия)
7. Защитником и покровителем сербов в войне стало государство…(Россия)
8. Тройственный союз был создан в…(1882 г.)
9.1 августа 1914 г. войну России объявила….(Германия)
10. На стороне Антанты в августе 1914 г. выступило азиатское государство….(Япония)
Приложение 3
Текст с ошибками
Поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Это преступление было совершено албанским террористом Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию, поэтому немедленно, без предъявления ультиматума, австрийские войска нанесли удар по ней. В ответ союзник Сербии – Италия – начала всеобщую мобилизацию. 28 июля Германия объявила войну России.
Ошибка | Правильно |
в Хорватии | в Боснии |
албанским | сербским |
без предъявления ультиматума | после предъявления ультиматума |
Италия | Россия |
28 июля | 1 августа |
Приложение 4
Военные действия и их результаты на фронтах Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Время боевых действий | Западный фронт | Восточный фронт |
1914 г. | Сентябрь. «Чудо на Марне», немецкое наступление на Париж остановлено, провал «молниеносной войны» Конец года. Переход от маневренной войны к позиционной | Августсентябрь. Наступление русской армии в Восточной Пруссии. Галицийская битва |
1915 г. | Апрель. Газовая атака немцев под Ипром | Май. Наступление Германии в Галиции Сентябрь. Стабилизация фронта |
1916 г. | Февральдекабрь. «Верденская мясорубка» 31 мая 1 июня. Ютландское морское сражение. Победа английского флота Июль – ноябрь. Англо-французское наступление на р. Сомме. Первое применение танков Англией | Майиюнь. Брусиловский прорыв в Галиции. Поражение австро-венгерских войск |
1917 г. | Апрель. Объявление США войны Германии | Июль. Неудачное наступление русской армии на Львов Декабрь. Заключение перемирия между Россией и Германией |
1918 г. | Август. Прорыв немецкого фронта Сентябрь – октябрь. Наступление войск Антанты Октябрь – ноябрь. Компьенское перемирие | Март. Брестский мир. Восточный фронт перестал существовать |
Приложение 5
Новые виды оружия
Танки (применили англичане в битве на реке Сомма (Франция) 15 сентября 1915 года).
Химическое оружие (иприт, хлор). Первое применение – Германией в апреле 1915 г. под Ипром.
Подводные лодки в качестве боевых, атакующих.
Бомбардировщики в авиации.
Бомбы: фугасные, осколочные, зажигательные.
Миномёты.
Станковые пулемёты.
Приложение 6
Примерный перечень жителей Луганщины –
героев Первой мировой войны
Николай Сергеевич Ильенко
Сергей Михайлович Савич
Михаил Григорьевич Локатош
Павел Никифорович Медведев
Андрей Иванович Ерёменко
Александр Сергеевич Булацель
Алексей Яковлевич Абакуменко
Приложение 7
Задания в формате ЕГЭ
Задания с выбором одного верного ответа
1. В Четверной союз к концу 1915 года входили:
1) Австро-Венгрия, Германия, Болгария, США;
2) Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
3) Австро-Венгрия, Германия, Япония, Болгария;
4) Болгария, Франция, США, Великобритания.
2. Какое событие произошло в годы Первой мировой войны?
1) Цусимское сражение;
2) Брусиловский прорыв;
3) оборона Порт-Артура;
4) оборона Шипки.
Приложение 8
Задания на развитие функциональной грамотности
Сражение при Ипре
Первое сражение при Ипре завершило маневренную борьбу на Западном фронте в 1914 году. За время ведения боевых действий – в Пограничном сражении, в битве при Марне, в боях на Эне, Уазе и Изере, в Первом сражении при Ипре – обе стороны понесли большие потери. Наиболее значительные потери понесла французская армия. За четыре месяца ожесточенных боев французы потеряли убитыми, ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести 510 000 солдат и офицеров, в том числе в августе – 160 000, в сентябре – 200 000, в октябре – 80 000, в ноябре – 70 000. Наибольшие потери понесла французская молодежь. Из тех, кому еще не было и двадцати лет, погибли 45 000 человек. Из лиц двадцати-двадцати четырех летнего возраста пали в бою 92 000 человек. 70 000 человек погибли в возрасте двадцати пяти – двадцати девяти лет.
Битва на Сомме
Весной 1916 года большие потери французских войск начали вызывать у союзников беспокойство, в связи с чем первоначальный план операции на Сомме был изменён: главную роль в операции должны были играть английские войска. Операция должна была помочь французским и русским войскам. Битва продолжалась в июле – августе с некоторым успехом для британцев, несмотря на укрепление германскими войсками линии обороны. К августу британское командование решило перейти от тактики прорыва фронта к серии операций, проводимых небольшими воинскими подразделениями для выпрямления линии фронта, что было необходимо для подготовки к массированной бомбардировке.
Задания.
Какие новые виды оружия использовались в данных сражениях?
Оцените роль военной науки и техники и военной стратегии, применяемой при данных сражениях.
Приложение 9
Пример синквейна
Война
Мировая, ужасная
Убивает, калечит, разрушает
Ведётся за передел мира
Кровопролитие
Приложение 10
Критерии оценивания выполнения теста
За верное выполнение заданий 1–7 обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий 3, 10 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждый верный ответ (букву, слово).
За выполнение задания 9 может быть выставлено от 0 до 7 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждую верно указанную букву.
Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную работу составляет 20.
Таблица перевода тестовых баллов в 5-балльную шкалу
Количество набранных баллов | Оценка |
1-5 | 1 |
6-9 | 2 |
10-13 | 3 |
14-17 | 4 |
18-20 | 5 |
Приложение 11
Тест
Задания с выбором одного верного ответа
1. Результатом первой битвы на Марне было:
А) победа стран Четверного союза;
Б) срыв морских операций Антанты на 1915 год;
В) переход стратегической инициативы к Германии;
Г) отступление германских войск под натиском английских и французских войск.
2. Событие, развернувшееся на Восточном фронте и позволившее французам отстоять Верден:
А) взятие русскими австрийской крепости Перемышль;
Б) Брусиловский прорыв;
В) Варшавско-Ивангородская операция;
Г) Галицийская битва.
3. В какой период военных действий на фронтах Первой мировой войны были применены «наземные корабли» - танки?
А) Весной 1916 г.;
Б) Осенью 1916 г.;
В) Летом 1915 г.;
Г) Весной 1914 г.
4. Впервые в мировой истории химическое оружие было применено:
А) в битве под Ипром;
Б) в битве на Сомме;
В) в боях за Верден;
Г) в сражении у Камбре.
5. Результатом битвы на Сомме было:
А) прорыв франко-английскими войсками германского фронта;
Б) переход стратегической инициативы к Германии;
В) открытие для немцев пути на Париж;
Г) капитуляция Германии.
6. Общая численность погибших в ходе Первой мировой войны:
А) 11 млн. человек;
Б) 7 млн. человек;
В) 9,5 млн. человек;
Г) 5 млн. человек.
7. Датой окончания Первой мировой войны считается:
А) 10 декабря 1919 года;
Б) 18 февраля 1918 года;
В) 11 ноября 1918 года;
Г) 3 ноября 1917 года.
Задания с выбором нескольких правильных ответов
8. Выберите три верных утверждения из пяти предложенных.
Основными событиями в 1916 г. были:
А) «Брусиловский прорыв»;
Б) газовая атака немцев под Ипром;
В) Ютландское морское сражение;
Г) битва на реке Марне;
Д) «Верденская мясорубка».
Задания на установление хронологической последовательности
9. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
А) битва на Марне;
Б) вступление в войну США;
В) Брусиловский прорыв;
Г) первое применение химического оружия;
Д) первое использование танков в сражении на Сомме;
Е) убийство Франца Фердинанда;
Ж) заключение Брестского мирного договора.
Задание с кратким ответом
10. Вставьте пропущенные слова
_А__________– вид боевых действий, когда войска противоборствующих сторон располагаются на укрепленных позициях, защищающих их от огня противника.
В годы Первой мировой войны на фронтах были применены новые виды оружия: Англией –____Б____ , __В________ – химическое оружие.
Приложение 12
Эталон ответа
№ ответа | Верный ответ |
1 | Г |
2 | Б |
3 | Б |
4 | А |
5 | Б |
6 | В |
7 | В |
8 | А, В, Д |
9 | 1-Е, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-Д, 6-Б, 7-Ж |
10 | А – позиционная война, Б – танки, В – Германией |