Технологическая карта урока истории по теме "Первая мировая война"

2
0
Материал опубликован 29 April

Технологическая карта

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

 Илюхина Татьяна Владимировна

Место работы

 ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонский горный колледж»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс 

первый курс СПО

Место урока

 4-е занятие в теме «Россия и мир в годы Первой мировой войны» (2 часа)

Тема урока

 Первая мировая война

Уровень изучения 

 базовый

Тип урока 

комбинированный урок

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

Метапредметные:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

Предметные:

знать имена героев Первой мировой войны,

уметь составлять описание событий Первой мировой войны,

устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;

характеризовать их итоги, анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты / схемы, по истории России и зарубежных стран

Ключевые слова: «чудо на Марне», «бег к морю», позиционная война, Четверной союз, газовая атака, «верденская мясорубка», атака мертвецов, наступление на Сомме, подводная война, «Брусиловский прорыв», вторая Марна, геноцид, Компьенское перемирие

Краткое описание

Технологическая карта урока истории по теме «Первая мировая война» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

По программе СПО тема «Первая мировая война» входит в состав темы «Россия и мир в годы Первой мировой войны», на которую отводится 8 часов. Тема «Первая мировая война» изучается после темы «Причины и начало Первой мировой войны»

Данная технологическая карта может использоваться на уроках истории в группах с базовым обучением, а также при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории. Изучение этой темы является актуальным в связи с ростом интереса к проблематике Первой мировой войны.

Методы: проблемный, поисковый, метод обучения в сотрудничестве, наглядный, словесный.

Приемы: самостоятельная работа с учебником, работа с исторической картой, приём «Лови ошибку», решение исторической задачи.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Оборудование: ПК или мобильное устройство с выходом в Интернет

Материальное оснащение: учебник, тетради, историческая карта «Первая мировая война. 1914 – 1918 гг.», карточки с заданиями для работы в парах, интернет-ресурсы

Учебная литература

Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. Всеобщая история. 1914—1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: Просвещение, 2023.

Дополнительная литература

1.Беккер, Ж. Первая мировая война. – М.: Астрель, 2006. – 156 с.

2.Виноградов, В. Н. 1914 год: Быть войне или не быть? / В.Н. Виноградов // Новая и новейшая история. – 2004. – № 6. – С. 17–25.

3.Война и общество в XX веке: в 3 кн. / [Рос.акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Ассоц. Историков Первой мировой войны]; редкол.: В.А. Золотарев и др. – Москва: Наука, 2008. Кн. 1: Война и общество накануне и в период Первой мировой войны / науч. рук. В.А. Золотарев; отв. ред. С.В. Листиков. – 2008. – 610 с.

4.Террейн, Д. Великая война. Первая мировая – предпосылки и развитие / Д.Террейн; [пер. с англ. Е. Б. Поспеловой]. – Москва: Центрополиграф, 2004. – 252 с.

5.Шацилло, В.К. Первая мировая война. 1914-1918. Факты и документы. – М.: Олма-пресс, 2003. – 480 с.

ЭОР

Библиотека Гумер – гуманитарные науки [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. Загл. с экрана

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.window.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.fcior.edu.ru

http://fb.ru/article/176197/jenskiy-batalon-smerti-v-pervoy-mirovoy-voyne-istoriya-sozdaniya-jenskogo-batalona

http://russian7.ru/2014/07/dikaya-diviziya-gorcy-v-pervojj-mirovo/



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Дидактическая задача этапа: постановка проблемного вопроса, обеспечение мотивации, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности («надо» «могу»)

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная

Деятельность преподавателя:

Задаёт вопрос

- Французский лейтенант Альфред Жубер писал о Первой мировой в своем дневнике: «Человечество сошло с ума! Нужно быть сумасшедшим, чтобы делать то, что творится. Что за резня… Что за сцены ужаса и кровавой бойни! Я не могу найти слов, чтобы передать свои впечатления. Даже ад не может быть таким ужасным! Люди сошли с ума!»

Проблемный вопрос урока

Каковы были итоги Первой мировой войны и что на них повлияло?

Деятельность обучающихся

Высказывают предположения

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности обучающихся к работе над новой темой.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная

Работа в парах

Деятельность преподавателя:

Раздаёт карточки с заданиями

Задание для работы в парах

- Определите, какие из стран преследовали перечисленные ниже цели своего участия в войне:

1. Захваты территорий и превращение Восточной Европы в зависимые земли. Захват заморских колоний противника и превращение их в составные части мировой империи.

2. Разгром основного конкурента — Германии и расширение владений на Ближнем Востоке. Сохранение империи, где «никогда не заходит солнце».

3. Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканском полуострове. Расширение контроля над владениями России.

4. Возврат Эльзаса и Лотарингии. Захват Рейнской промышленной зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

5. Борьба за сохранение независимости и территориальной целостности. 

6. Занятие черноморских проливов. Установление контроля на Балтике и в Центральной Европе. Присоединение ряда областей Османской империи в Закавказье. 

Деятельность обучающихся

Получают карточки с заданиями. Записывают в тетрадях ответы, а затем, обменявшись тетрадями, сверяют ответы с правильными (Приложение 1).

Приём «Неоконченное предложение»

Деятельность преподавателя:

Преподаватель зачитывает незаконченные предложения:

1. Датой начала Первой мировой войны считается….

2. Франц Фердинанд был убит в городе…

3. В планы Франции входило возвращение…

4. Антанта была окончательно сформирована в…

5. Главная цель английского правительства заключалась в разгроме….

6. Первой объявила войну Сербии…

7. Защитником и покровителем сербов в войне стало государство…

8. Тройственный союз был создан в…

9.1 августа 1914 г. войну России объявила….

10. На стороне Антанты в августе 1914 г. выступило азиатское государство….

Деятельность обучающихся

Записывают в тетрадях ответы, а затем, обменявшись тетрадями, сверяют с правильными ответами, которые сообщает преподаватель (Приложение 2).

Приём «Лови ошибку»

Деятельность преподавателя:

Преподаватель читает текст с ошибками

Текст с ошибками

Поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Это преступление было совершено албанским террористом Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию, поэтому немедленно, без предъявления ультиматума, австрийские войска нанесли удар по ней. В ответ союзник Сербии – Италия – начала всеобщую мобилизацию. 28 июля Германия объявила войну России.

Деятельность обучающихся

Обучающиеся слушают и выписывают ошибки, напротив правильный ответ

Деятельность преподавателя:

Выборочно проверяет выполненные работы (Приложение 3).

Этап 1.3. Целеполагание

Дидактическая задача этапа: постановка цели и задач урока, обеспечение принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, ознакомление с планом работы, установка стратегии успеха.

Деятельность преподавателя:

- В соответствии с проблемой попытайтесь сформулировать цель нашего урока

Деятельность обучающихся:

Совместно с преподавателем формулируют цель и задачи урока:

Цель: сформировать представление об основных этапах Первой мировой войны

Задачи: изучить ход военных действий, их особенности в 1914 – 1918 гг., составить хронологическое описание событий Первой мировой войны

На уроке

мы узнаем:

об основных военных кампаниях в ходе Первой мировой войны;

какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;

о роли российской армии;

на каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.

мы научимся:

сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;

работать с исторической картой;

решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний по основным военным операциям в ходе Первой мировой войны;

мы сможем:

находить в предложенной информации главное,

оценивать свою работу и работу товарищей.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 Дидактическая задача этапа: обеспечение восприятия и первичного усвоения знаний.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: самостоятельная работа обучающихся с учебником, составление хронологической таблицы.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству;

патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, прошлое многонационального народа России;

ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

базовые исследовательские действия: систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц); формулировать и обосновывать выводы;

работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию.

Предметные результаты

понимать значимость России в мировых политических процессах ХХ в.,

знать имена героев Первой мировой войны,

уметь составлять описание событий Первой мировой войны,

устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги.

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

Ознакомиться с информацией на стр.31-41 учебника. Обратить внимание на необходимость двукратного прочтения. При изучении внимание обратить на следующие вопросы:

1. Военные действия в 1914–1915 гг. Битва на Марне. Образование фронтов. Позиционная война.

2.        Военные действия 1916 г. «Верденская мясорубка». Наступление  на Сомме.

3.        Военные действия в 1917–1918 гг. Неограниченная подводная война и вступление США в войну. Вторая Марна 1918 г.

4.        Перемирие 11 ноября 1918 г. Итоги войны. 

2) Систематизировать информацию о важнейших событиях 1914–1918 гг. на Западном и Восточном фронтах войны (в виде синхронической таблицы) (Приложение 4).

Военные действия и их результаты на фронтах Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

Время боевых действий

Западный фронт

Восточный фронт

1914 г.



1915 г.



1916 г.



1917 г.



1918 г.



Индивидуальные задания (для двух обучающихся). Пользуясь интернет-ресурсами, подготовить краткие сообщения:

«Брусиловский прорыв и его роль в ходе войны»

«Первая мировая - война новых технологий»

Деятельность обучающихся:

Читают материал учебника, оформляют и заполняют таблицу (Приложение 4).

Обучающиеся-докладчики, пользуясь интернет-ресурсами, готовят сообщения, затем выступают с краткими сообщениями.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

 Дидактическая задача этапа: проверить первичное усвоение новых знаний, закрепить новый материал.

Виды учебной деятельности

1.Аналитическая беседа

Метод обучения: диалогический

Деятельность преподавателя:

Задаёт вопросы:

Какая военная операция сорвала план Шлиффена?

Сформулируйте основные причины провала плана Шлиффена.

Какую роль сыграла русская армия в кампании 1914 г.?

Можно ли утверждать, что операции русской армии отвлекали значительные силы германской армии от действий на Западном фронте?

Назовите причины перехода к позиционной войне.

Какая битва получила название «мясорубка»?

Назовите итоги военной кампании 1916 г.

Какую роль сыграл Брусиловский прорыв в изменении и стратегии военных действий?

Охарактеризуйте роль Восточного фронта в ходе войны в Европе.

Какое новое оружие стало использоваться в ходе войны? Запишите перечень нового оружия в тетрадь.

Как его применение сказалось на её ходе?

Какие события привели к подписанию перемирия в Компьенском лесу?

Деятельность обучающихся:

Обучающиеся ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты. Записывают в тетрадь перечень нового оружия, которое впервые применили в ходе Первой мировой войны (Приложение 5).

2.Работа с понятиями

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

Ознакомившись с информацией учебника при заполнении таблиц и сообщениями обучающихся, объясните понятия:

«чудо на Марне», позиционная «окопная» война, оружие массового поражения, «Верденская мясорубка», Брусиловский прорыв, «подводная охота».

Деятельность обучающихся:

Объясняют понятия.

«Чудо на Марне» — крупное сражение между немецкими и англо-французскими войсками, состоявшееся 5—12 сентября 1914 г. на реке Марна, сорвавшее германский план «молниеносной войны».

Позиционная «окопная» война — война, в которой вооружённая борьба ведётся, в основном, на сплошных, относительно стабильных фронтах (позициях) с глубокой обороной в окопах.

Оружие массового поражения — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. В Первой мировой войне таким оружием стало химическое.

«Верденская мясорубка» — битва при Вердене в феврале-декабре 1916 г., одна из крупнейших и самых кровопролитных военных операций в истории Первой мировой войны, пример войны на истощение.

Брусиловский прорыв это наступательная операция русских войск (с 22 мая по 7 сентября 1916 года), разработанная генералом Алексеем Алексеевичем Брусиловым, против австро-венгерских и германских войск в Галиции и Буковине. Была названа самой удачной операцией Первой мировой войны.

«Подводная охота» — военные действия на море, при которых немецкие подводные лодки топили гражданские и торговые суда противника и нейтральных стран, торговавших с Антантой.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Дидактическая задача этапа: закрепить новый материал, проверить сформированность новых знаний, умений, навыков.

1Историческая задача

Деятельность преподавателя:

Предлагает решить историческую задачу:

В 1914 г. кайзер Вильгельм II получил от итальянского короля депешу. После ее прочтения Вильгельм сделал на полях пометку, в которой обозвал своего коронованного собрата «негодяем». О чем говорилось в депеше?

Какое отношение к этой ситуации имеет создание Четверного союза?

Деятельность обучающихся:

Обучающиеся объясняют:

В депеше говорилось о том, что Италия не собирается вступать в войну на стороне Тройственного союза. Итальянское правительство опубликовано декларацию о нейтралитете.

Со временем Италия перешла на сторону Антанты, а ее место в Тройственном союзе заняли Турция и Болгария. Поэтому союз стал называться Четверным.

Записывают определение Четверного союза в тетрадь

Четверной союз название военного союза Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии, в котором две последние заменили Италию в ранее существовавшем Тройственном союзе.

2.Работа с исторической картой

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

Рассказать о ключевых сражениях Первой мировой войны, используя историческую карту, найти места крупных сражений.

Деятельность обучающихся:

Работают с картой, находят на карте места крупных сражений и рассказывают о них.

Сравнительный анализ

Приём «Аргументируй собственное мнение»

Деятельность преподавателя:

Даёт задания:

Проанализируйте, где (на Западном или на Восточном фронтах) были более напряженные боевые действия и когда? Аргументируйте свою точку зрения. Определите роль Восточного фронта в войне.

Деятельность обучающихся:

Высказывают свою точку зрения.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

 Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков.

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

Используя словарь, дайте определение понятия «геноцид». Приведите пример проявления геноцида в период Первой мировой войны.

Используя интернет-ресурсы, составить список земляков – жителей Луганщины, героически проявивших себя на фронтах Первой мировой войны и награждённых орденами или медалями (не менее пяти фамилий).

Деятельность обучающихся:

Дают определение

Геноцид – преступление, под которым понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Приводят пример геноцида:

Геноцид армянского народа турецкими властями, начатый весной 1915 г. Сотни тысяч людей безжалостно уничтожали и выселяли на территории, непригодные для проживания, где многие гибли от голода, болезней и непосильного труда.

Составляют список жителей Луганщины героев Первой мировой войны (Приложение 6).

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков.

Деятельность преподавателя:

Предлагает выполнить задания в формате ЕГЭ (Приложение 7)

Задания с выбором одного верного ответа

1. В Четверной союз к концу 1915 года входили:

1) Австро-Венгрия, Германия, Болгария, США;

2) Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

3) Австро-Венгрия, Германия, Япония, Болгария;

4) Болгария, Франция, США, Великобритания.

2.   Какое событие произошло в годы Первой мировой войны?

1) Цусимское сражение;

2) Брусиловский прорыв;

3) оборона Порт-Артура;

4) оборона Шипки.

Деятельность обучающихся:

В тетради выполняют задания в формате ЕГЭ.

Ключ: 1-2, 2-2

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Дидактическая задача этапа: развитие читательской грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций.

Деятельность преподавателя:

Даёт задания (Приложение 8):

Прочитайте текст и выполните задания, ответ запишите в тетради.

Сражение при Ипре

Первое сражение при Ипре завершило маневренную борьбу на Западном фронте в 1914 году. За время ведения боевых действий в Пограничном сражении, в битве при Марне, в боях на Эне, Уазе и Изере, в Первом сражении при Ипре обе стороны понесли большие потери. Наиболее значительные потери понесла французская армия. За четыре месяца ожесточенных боев французы потеряли убитыми, ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести 510 000 солдат и офицеров, в том числе в августе 160 000, в сентябре 200 000, в октябре 80 000, в ноябре 70 000. Наибольшие потери понесла французская молодежь. Из тех, кому еще не было и двадцати лет, погибли 45 000 человек. Из лиц двадцати-двадцати четырех летнего возраста пали в бою 92 000 человек. 70 000 человек погибли в возрасте двадцати пяти двадцати девяти лет.

Битва на Сомме

Весной 1916 года большие потери французских войск начали вызывать у союзников беспокойство, в связи с чем первоначальный план операции на Сомме был изменён: главную роль в операции должны были играть английские войска. Операция должна была помочь французским и русским войскам. Битва продолжалась в июле августе с некоторым успехом для британцев, несмотря на укрепление германскими войсками линии обороны. К августу британское командование решило перейти от тактики прорыва фронта к серии операций, проводимых небольшими воинскими подразделениями для выпрямления линии фронта, что было необходимо для подготовки к массированной бомбардировке.

Задания.

Какие новые виды оружия использовались в данных сражениях?

Оцените роль военной науки и техники и военной стратегии, применяемой при данных сражениях.

 Деятельность обучающихся:

Записывают в тетрадь ответы на задания.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

  Дидактическая задача этапа: формирование целостной системы знаний по теме  

Деятельность преподавателя:

Предлагает ответить на вопрос:

Вспомните, в чём состояли цели воюющих стран в начале войны? Были ли они достигнуты?

Предлагает составить синквейн к слову война (Приложение 9).

 Деятельность обучающихся:

Дают ответ на вопрос.

Составляют синквейн. Несколько обучающихся зачитывают свой вариант.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Дидактическая задача этапа: выявление уровня освоения знаниями, коррекция пробелов

Деятельность преподавателя:

Знакомит с критериями оценивания выполнения теста (Приложение 10).

Предлагает выполнить тест (Приложение 11) с целью проверки приобретенных знаний.

Тест

Задания с выбором одного верного ответа

1. Результатом первой битвы на Марне было:

А) победа стран Четверного союза;

Б) срыв морских операций Антанты на 1915 год;

В) переход стратегической инициативы к Германии;

Г) отступление германских войск под натиском английских и французских войск.

2. Событие, развернувшееся на Восточном фронте и позволившее французам отстоять Верден:

А) взятие русскими австрийской крепости Перемышль;

Б) Брусиловский прорыв;

В) Варшавско-Ивангородская операция;

Г) Галицийская битва.

3. В какой период военных действий на фронтах Первой мировой войны были применены «наземные корабли» - танки?

А) Весной 1916 г.;

Б) Осенью 1916 г.;

В) Летом 1915 г.;

Г) Весной 1914 г.

4. Впервые в мировой истории химическое оружие было применено:

А) в битве под Ипром;

Б) в битве на Сомме;

В) в боях за Верден;

Г) в сражении у Камбре.

5. Результатом битвы на Сомме было:

А) прорыв франко-английскими войсками германского фронта;

Б) переход стратегической инициативы к Германии;

В) открытие для немцев пути на Париж;

Г) капитуляция Германии.

6. Общая численность погибших в ходе Первой мировой войны:

А) 11 млн. человек;

Б) 7 млн. человек;

В) 9,5 млн. человек;

Г) 5 млн. человек.

7. Датой окончания Первой мировой войны считается:

А) 10 декабря 1919 года;

Б) 18 февраля 1918 года;

В) 11 ноября 1918 года;

Г) 3 ноября 1917 года.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

8. Выберите три верных утверждения из пяти предложенных.

Основными событиями в 1916 г. были:

А) «Брусиловский прорыв»;

Б) газовая атака немцев под Ипром;

В) Ютландское морское сражение;

Г) битва на реке Марне;

Д) «Верденская мясорубка».

Задания на установление хронологической последовательности

9. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

А) битва на Марне;

Б) вступление в войну США;

В) Брусиловский прорыв;

Г) первое применение химического оружия;

Д) первое использование танков в сражении на Сомме;

Е) убийство Франца Фердинанда;

Ж) заключение Брестского мирного договора.

Задание с кратким ответом

10. Вставьте пропущенные слова

_А__________– вид боевых действий, когда войска противоборствующих сторон располагаются на укрепленных позициях, защищающих их от огня противника.

В годы Первой мировой войны на фронтах были применены новые виды оружия: Англией –____Б____ , __В________ – химическое оружие.

Деятельность обучающихся:

В тетради выполняют тест. Обменявшись тетрадями, сверяют выполненную работу с эталоном ответа (взаимопроверка) (Приложение 12).

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

 Дидактическая задача этапа: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Деятельность преподавателя:

Предлагает обучающимся проанализировать собственную учебную деятельность, оценить ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Подберите фразеологизм, который характеризует, как вы работали на занятии.

Хлопал ушами

Шевелил мозгами

Считал ворон

Краем уха

В поте лица

Засучив рукава

Не покладая рук

Деятельность обучающихся:

Подбирают соответствующий фразеологизм.

Этап 5.2. Подведение итогов

 Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, поощрить обучающихся, оценить их работу

Деятельность преподавателя:

Возвращает к проблемному вопросу, к задачам занятия.

Каковы были итоги Первой мировой войны и что на них повлияло? Обоснуйте ответ 2-3 аргументами.

Оценивание работы обучающихся на занятии. Озвучивает оценки.

Деятельность обучающихся:

Высказывают своё мнение. Ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты.

Этап 5.3. Домашнее задание

 Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать обучающихся к выполнению домашнего задания.

Деятельность преподавателя:

Конкретизирует домашнее задание:

Изучить материал учебника на с.31-41 (Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. История России. 1914–1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. – М.: Просвещение, 2023), знать даты, уметь пояснять понятия.

Ответить на вопросы 1-2, 4-5 на с.42 (устно).

Подготовить сообщение об одном из военачальников Первой мировой войны.

Деятельность обучающихся:

Записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты

 

Приложение 1

Задание для работы в парах

Определите, какие из стран преследовали перечисленные ниже цели своего участия в войне:

1. Захваты территорий и превращение Восточной Европы в зависимые земли. Захват заморских колоний противника и превращение их в составные части мировой империи. (Германия.)

2. Разгром основного конкурента — Германии и расширение владений на Ближнем Востоке. Сохранение империи, где «никогда не заходит солнце». (Великобритания.)

3. Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканском полуострове. Расширение контроля над владениями России. (Австро-Венгрия.)

4. Возврат Эльзаса и Лотарингии. Захват Рейнской промышленной зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств. (Франция.)

5. Борьба за сохранение независимости и территориальной целостности. (Бельгия, Сербия, Болгария.)

6. Занятие черноморских проливов. Установление контроля на Балтике и в Центральной Европе. Присоединение ряда областей Османской империи в Закавказье. (Россия.)

Приложение 2

Неоконченное предложение

1. Датой начала Первой мировой войны считается…. (1 августа 1914 г.)

2. Франц Фердинанд был убит в городе…(Сараево)

3. В планы Франции входило возвращение…(Эльзаса и Лотарингии)

4. Антанта была окончательно сформирована в…(1907 г.)

5. Главная цель английского правительства заключалась в разгроме….(Германии)

6. Первой объявила войну Сербии… (Австро-Венгрия)

7. Защитником и покровителем сербов в войне стало государство…(Россия)

8. Тройственный союз был создан в…(1882 г.)

9.1 августа 1914 г. войну России объявила….(Германия)

10. На стороне Антанты в августе 1914 г. выступило азиатское государство….(Япония)


Приложение 3

Текст с ошибками

Поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство, в столице Хорватии Сараево, наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Это преступление было совершено албанским террористом Гаврилой Принципом. Нити заговора вели в Сербию, поэтому немедленно, без предъявления ультиматума, австрийские войска нанесли удар по ней. В ответ союзник Сербии – Италия – начала всеобщую мобилизацию. 28 июля Германия объявила войну России.

Ошибка

Правильно

в Хорватии

в Боснии

албанским

сербским

без предъявления ультиматума

после предъявления ультиматума

Италия

Россия

28 июля

1 августа


Приложение 4

Военные действия и их результаты на фронтах Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

Время боевых действий

Западный фронт

Восточный фронт

1914 г.

Сентябрь. «Чудо на Марне», немецкое наступление на Париж остановлено, провал «молниеносной войны»

Конец года. Переход от маневренной войны к позиционной

Августсентябрь. Наступление русской армии в Восточной Пруссии. Галицийская битва

1915 г.

Апрель. Газовая атака немцев под Ипром

Май. Наступление Германии в Галиции

Сентябрь. Стабилизация фронта

1916 г.

Февральдекабрь. «Верденская мясорубка»

31 мая 1 июня. Ютландское морское сражение. Победа английского флота

Июль – ноябрь. Англо-французское наступление на р. Сомме. Первое применение танков Англией

Майиюнь. Брусиловский прорыв в Галиции. Поражение австро-венгерских войск

1917 г.

Апрель. Объявление США войны Германии

Июль. Неудачное наступление русской армии на Львов

Декабрь. Заключение перемирия между Россией и Германией

1918 г.

Август. Прорыв немецкого фронта

Сентябрь – октябрь. Наступление войск Антанты

Октябрь – ноябрь. Компьенское перемирие

Март. Брестский мир. Восточный фронт перестал существовать



Приложение 5

Новые виды оружия

Танки (применили англичане в битве на реке Сомма (Франция) 15 сентября 1915 года).

Химическое оружие (иприт, хлор). Первое применение – Германией в апреле 1915 г. под Ипром.

Подводные лодки в качестве боевых, атакующих.

Бомбардировщики в авиации.

Бомбы: фугасные, осколочные, зажигательные.

Миномёты.

Станковые пулемёты.

Приложение 6

Примерный перечень жителей Луганщины

героев Первой мировой войны

Николай Сергеевич Ильенко

Сергей Михайлович Савич

Михаил Григорьевич Локатош

Павел Никифорович Медведев

Андрей Иванович Ерёменко

Александр Сергеевич Булацель

Алексей Яковлевич Абакуменко


Приложение 7

Задания в формате ЕГЭ

Задания с выбором одного верного ответа

1. В Четверной союз к концу 1915 года входили:

1) Австро-Венгрия, Германия, Болгария, США;

2) Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

3) Австро-Венгрия, Германия, Япония, Болгария;

4) Болгария, Франция, США, Великобритания.

2.   Какое событие произошло в годы Первой мировой войны?

1) Цусимское сражение;

2) Брусиловский прорыв;

3) оборона Порт-Артура;

4) оборона Шипки.


Приложение 8

Задания на развитие функциональной грамотности

Сражение при Ипре

Первое сражение при Ипре завершило маневренную борьбу на Западном фронте в 1914 году. За время ведения боевых действий в Пограничном сражении, в битве при Марне, в боях на Эне, Уазе и Изере, в Первом сражении при Ипре обе стороны понесли большие потери. Наиболее значительные потери понесла французская армия. За четыре месяца ожесточенных боев французы потеряли убитыми, ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести 510 000 солдат и офицеров, в том числе в августе 160 000, в сентябре 200 000, в октябре 80 000, в ноябре 70 000. Наибольшие потери понесла французская молодежь. Из тех, кому еще не было и двадцати лет, погибли 45 000 человек. Из лиц двадцати-двадцати четырех летнего возраста пали в бою 92 000 человек. 70 000 человек погибли в возрасте двадцати пяти двадцати девяти лет.

Битва на Сомме

Весной 1916 года большие потери французских войск начали вызывать у союзников беспокойство, в связи с чем первоначальный план операции на Сомме был изменён: главную роль в операции должны были играть английские войска. Операция должна была помочь французским и русским войскам. Битва продолжалась в июле августе с некоторым успехом для британцев, несмотря на укрепление германскими войсками линии обороны. К августу британское командование решило перейти от тактики прорыва фронта к серии операций, проводимых небольшими воинскими подразделениями для выпрямления линии фронта, что было необходимо для подготовки к массированной бомбардировке.

Задания.

Какие новые виды оружия использовались в данных сражениях?

Оцените роль военной науки и техники и военной стратегии, применяемой при данных сражениях.


Приложение 9

Пример синквейна

Война

Мировая, ужасная

Убивает, калечит, разрушает

Ведётся за передел мира

Кровопролитие


Приложение 10

Критерии оценивания выполнения теста

За верное выполнение заданий 1–7 обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 3, 10 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждый верный ответ (букву, слово).

За выполнение задания 9 может быть выставлено от 0 до 7 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждую верно указанную букву.

Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную работу составляет 20.

Таблица перевода тестовых баллов в 5-балльную шкалу

Количество набранных баллов

Оценка

1-5

1

6-9

2

10-13

3

14-17

4

18-20

5


Приложение 11

Тест

Задания с выбором одного верного ответа

1. Результатом первой битвы на Марне было:

А) победа стран Четверного союза;

Б) срыв морских операций Антанты на 1915 год;

В) переход стратегической инициативы к Германии;

Г) отступление германских войск под натиском английских и французских войск.

2. Событие, развернувшееся на Восточном фронте и позволившее французам отстоять Верден:

А) взятие русскими австрийской крепости Перемышль;

Б) Брусиловский прорыв;

В) Варшавско-Ивангородская операция;

Г) Галицийская битва.

3. В какой период военных действий на фронтах Первой мировой войны были применены «наземные корабли» - танки?

А) Весной 1916 г.;

Б) Осенью 1916 г.;

В) Летом 1915 г.;

Г) Весной 1914 г.

4. Впервые в мировой истории химическое оружие было применено:

А) в битве под Ипром;

Б) в битве на Сомме;

В) в боях за Верден;

Г) в сражении у Камбре.

5. Результатом битвы на Сомме было:

А) прорыв франко-английскими войсками германского фронта;

Б) переход стратегической инициативы к Германии;

В) открытие для немцев пути на Париж;

Г) капитуляция Германии.

6. Общая численность погибших в ходе Первой мировой войны:

А) 11 млн. человек;

Б) 7 млн. человек;

В) 9,5 млн. человек;

Г) 5 млн. человек.

7. Датой окончания Первой мировой войны считается:

А) 10 декабря 1919 года;

Б) 18 февраля 1918 года;

В) 11 ноября 1918 года;

Г) 3 ноября 1917 года.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

8. Выберите три верных утверждения из пяти предложенных.

Основными событиями в 1916 г. были:

А) «Брусиловский прорыв»;

Б) газовая атака немцев под Ипром;

В) Ютландское морское сражение;

Г) битва на реке Марне;

Д) «Верденская мясорубка».

Задания на установление хронологической последовательности

9. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

А) битва на Марне;

Б) вступление в войну США;

В) Брусиловский прорыв;

Г) первое применение химического оружия;

Д) первое использование танков в сражении на Сомме;

Е) убийство Франца Фердинанда;

Ж) заключение Брестского мирного договора.

Задание с кратким ответом

10. Вставьте пропущенные слова

_А__________– вид боевых действий, когда войска противоборствующих сторон располагаются на укрепленных позициях, защищающих их от огня противника.

В годы Первой мировой войны на фронтах были применены новые виды оружия: Англией –____Б____ , __В________ – химическое оружие.


Приложение 12

Эталон ответа

ответа

Верный ответ

1

Г

2

Б

3

Б

4

А

5

Б

6

В

7

В

8

А, В, Д

9

1-Е, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-Д, 6-Б, 7-Ж

10

А – позиционная война, Б – танки, В – Германией



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.