12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трифанов Андрей233

Технологическая карта урока

Предмет: история

Базовый УМК: Е.В. Пчелов (М.: Русское слово)

Тема урока: «Первые русские князья»

Цель урока: развитие умения систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Задачи урока:

Разделить учащихся на рабочие группы, которые будут работать с текстами определенного содержания;

Вызвать знания учащихся о первых русских князьях;

Сформировать устойчивую мотивацию к дальнейшему осмыслению материала о первых русских князьях;

Подвести учащихся к формулированию темы урока;

Подвести учащихся к составлению алгоритма изучения содержания материала параграфа с комментированием и аргументацией названия пунктов плана и их последовательности;

Организовать работу в «рабочих» группах над получением новой информации о первых русских князьях для заполнения отдельных столбцов таблицы «Первые русские князья»;

Организовать работу учащиеся в группах экспертов для составления презентационного исторического портрета правителя;

Организовать работу учащихся в «своих» рабочих группах для обмена информацией по прочитанному и составления сводной презентационной таблицы «Первые русские князья».

Организовать презентацию таблицы «Первые русские князья» экспертами.

Организовать заполнение листов самооценки и оценки деятельности других групп.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: мел, доска, магниты, компьютер с установленным программным обеспечением, мультимедийный проектор, презентация, экран, раздаточный материал.


 


 


 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

«Вызов»

Учитель разбивает учащихся на группы: перед уроком раскладывает на столе карточки разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) с определенным номером на обратной стороне (1, 2, 3, 4) и раздаточный материал (см. Приложение №3 и 4). Маркирует столы табличками определенного цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

Учитель представляет учащимся картины русских художников или гравюры (см. Приложение №2), просит учащихся кратко описать изображения, называя их автора, название и персонажа картины или гравюры при необходимости корректируя ответы учащихся.

На доске прикреплены тексты с загадками о первых русских князьях (см. Приложение №1). Учитель предлагает обсудить в группах и попробовать разгадать загадки.

Учитель фиксирует версии групп на доске, «подписывая» загадки. Учитель напоминает, что правильно ответить на загадки учащиеся смогут сами, но только после изучения темы урока.

Учитель предлагает предположить тему данного урока.

Фиксирует тему урока на доске.

Учитель проводит опрос класса фронтально: «Что мы узнаем на данном уроке?». Учитель фиксирует познавательную цель урока на доске.

Учитель предлагает учащимся проблемное задание: «Известно, что подлинные портретные изображения героев ранней русской истории до потомков не дошли. Вместе с тем существует множество посвященных первым русским князьям картин. Проанализируйте предложенные картины. Выскажите мнение, что нужно знать художнику, чтобы написать портрет исторической личности».

Учитель прилагает учащимся обсудить в группах и составить алгоритм составления исторического портрета первых русских князей.

Учитель задает вопрос классу(фронтально): «Какова же будет цель урока? К какому результату мы должны прийти в конце урока?»

Учитель выслушивает предложения учащихся.

Учитель фиксирует деятельностную цель урока на доску.

Учитель чертит макет таблицы на доске:

Олег

Игорь

Линии сравнения

Ольга

Святослав

         

Учащиеся разбиваются на группы: заходят в класс и выбирают карточки, разложенные на столе, по настроению или понравившегося цвета, рассаживаются за столы с соответствующим маркером.

Учащиеся «вызывают» из памяти имеющиеся знания, вспоминая название, авторов и персонажей предложенных картин и гравюры.

Учащиеся обсуждают загадки, выдвигают предположения.

Учащиеся формулируют тему урока: «Первые русские князья».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы узнаем о жизни и деятельности первых русских князей».

Учащиеся работают в группах с карточками, обсуждают алгоритм изучения содержания материала параграфа.

Учащиеся презентуют результаты работы групп, прикрепляя на магниты последовательность пунктов плана анализа исторического портрета личности в своей рабочей группе.

Примерный алгоритм может быть таким: «Исторический портрет правителя»:

1.Имя правителя и годы правления

2.Личные качества, характер.

3.Внешний облик (если сохранились свидетельства источников)

4.Главные деяния во внутренней политике

5.Главные деяния во внешней политике

6.Образ в истории.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Целью урока будет составить исторические портреты первых русских князей (по выбранным критериям). В результате нашей деятельности будет составлена систематическая таблица «Первые русские князья».

Учащиеся перечерчивают таблицу в тетради, вписывая в столбец «линии сравнения» сформулированные критерии для сравнения.

Коммуникативные: учащиеся развивают умение интегрироваться в группу сверстников.

Личностные: у учащихся формируется устойчивая мотивация к изучению материала о первых русских князьях.

Регулятивные: учащиеся выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Регулятивные: учащиеся самостоятельно формулируют познавательную цель урока.

Регулятивные: учащиеся определяют последовательность действий достижения цели урока.

Коммуникативные: учащиеся развивают умение планировать способы дальнейшего действия, составляя алгоритм анализа исторического портрета личности, обмениваясь мнениями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: учащиеся самостоятельно формулируют деятельностную цель урока и строят действия в соответствии с ней.

Учащиеся предвосхищают результат.

2

«Осмысление содержания»

Учитель организует работу рабочих групп, напоминает о правилах работы в группе (см. Приложение №4), оказывает консультативную помощь учащимся по мере необходимости.

Учащиеся распределяются для чтения определенного пункта параграфа.

Каждый учащийся работает со своим тексом индивидуально и ведёт записи в соответствующий столик таблицы по мере осмысления новой информации.

По окончании работы, учащиеся переходят в группы экспертов.

Познавательные: учащиеся выделяют существенное из текста учебника.

3

«Рефлексия»

Учитель организует работу групп экспертов. Учитель оказывает консультативную помощь учащимся по мере необходимости.

Учитель организует работу в рабочих группах, оказывая консультативную помощь при необходимости.

Учитель организует «второе» слушание темы.

Учитель возвращает учащихся в начало урока – к загадкам. Просит внести коррективы и необходимые пояснения.

В группе экспертов учащиеся обсуждают результаты своей индивидуальной работы в рабочих группах: корректируют свои записи, добавляя упущенное или вычеркивая лишнее. Результатом работы является общая презентационная таблица «Первые русские князья».

По окончанию работы в группе экспертов учащиеся возвращаются в «свои» рабочие группы и знакомят друг друга с результатами работы в группе экспертов (могут знакомить по порядку, могут – по очереди). Учащиеся дополняют свои таблицы полученными сведениями. Определяют кто из экспертов будет проводить презентацию итоговой таблицы.

Презентацию сведений по отдельным темам проводит один из экспертов.

Учащиеся повторно разгадывают загадки, внося необходимые изменения в свои первоначальные ответы.

Учащиеся заполняют листы самооценки и оценки работы других групп.

Коммуникативные: учащиеся обмениваются знаниями между членами группы экспертов и принимают совместное решение о том, каким должен быть конечный продукт деятельности.

Регулятивные: сличают результат своих действий с работами других экспертов, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят необходимые коррективы. Развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, добывать с помощью вопросов недостающую информацию.

Коммуникативные: учащиеся развивают умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Личностные: составив сводную таблицу, учащиеся видят вклад князей в историю своей страны и мира.

Регулятивные: учащиеся осознают качество и уровень усвоения.

Регулятивные: оценивают достигнутый результат.


 

Приложение №1:

Загадки о первых русских князьях

«Был грозным князь сей для врагов

От Киева до Цареграда,

Но плохо слушал он волхвов,

И смерть была наградой»


 

«Не смог он греков победить,

«По людям» стал потом ходить.

Но много дани захотел –

Печален был его удел»


 

«За Мала замуж не пошла,

Его послов живьём сожгла,

Во всём порядок навела,

Потом крещенье приняла»


 

«Хазар разбил, болгар разбил,

Да. Жить он дома не любил.

Как воин, голову свою

В неравном он сложил бою»


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №2:

Картины для «вызова» имеющихся знаний

Рис.1 Великий князь Игорь Рюрикович. Роспись Грановитой палаты. XIX в. (вверху слева)


 


 


 


 


 

Рис.2 Встреча Святослава с императором Иоанном Цимисхием. Худ. К. Лебедев. Нач. XX в.


 


 


 


 


 


 


 


 

Рис.3 Крещение княгини Ольги. Худ. М. Акимов


 


 

Рис.4 Песнь о вещем Олеге. Худ. А. Васнецов. XX в.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №3:

Карточки для работы групп «Части алгоритма для составления исторического портрета правителя».


 

- имя правителя и годы правления

- главные деяния во внутренней политике

- главные деяния во внешней политике

- образ в истории.

- личные качества, характер

- внешний облик (если сохранились свидетельства источников)


 


 

Приложение №4:

Правила работы в группе.

Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

Умей слушать других.

Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.

Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №5:

Листы самооценки и оценки работы других групп.

Оценочный лист работы групп.

(оценка производится в баллах от «1» до «5», «1» – низшая, «5» – высшая)

Критерии оценки

Самооценка

Оценка группы

________

Оценка группы

________

Оценка группы

________

1.Умение правильно выделять главное.

       

2.Умение кратко и точно оформлять записи.

       

3.Умение делать вывод.

       

4.Умение публично выступать.

       

5.Умение сотрудничать в группе.

       


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самоанализ технологической карты урока.

Предмет: история

Базовый УМК: Е.В. Пчелов (М.: Русское слово)

Тема урока: «Первые русские князья»

Цель урока: развитие умения систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Урок, проведенный в соответствии с данной технологической картой, соответствует положениям системно-деятельностного подхода, так как в нем полностью представлена её структура: этап «вызова» - этап «осмысления содержания» - этап «рефлексии».

Учащиеся самостоятельно поставили познавательную и деятельностную цель урока. В ходе коллективного обсуждения был спланирован алгоритм движения к достижению цели. Учащиеся участвовали в поисковой деятельности в ходе работы с текстом учебника. После его прочтения были проведении действия корректировки содержания предварительных таблиц. В ходе запыления листов самооценки учащиеся оценили собственную деятельность и деятельность других групп по пятибалльной шкале.

В ходе урока учителем были представлены задания, развивающие все виды универсальных учебных действий: на этапе «вызова» - задания направленные на мотивацию, актуализацию знаний и подведение учащихся к теме урока, постановке целей урока и выработку алгоритма действий для достижения поставленных целей (регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия), на этапе осмысления – учащиеся активно работали с текстом учебника, делая записи в соответствующие столбцы таблицы (познавательные универсальные учебные действия), на этапе рефлексии – учащиеся в ходе совместного обсуждения пришли к общему содержанию таблицы, которая была представлена в ходе устной презентации экспертами (регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия).

Учащиеся, поэтапно выполняя предложенные задания, двигались к достижению целей урока. Итоговый продукт – сводная таблица «Первые русские князья» - является показателем качества выполненной работы на уроке. Таким образом, цели урока диагностируемы.

Межпредметные связи с курсом МХК представлены на стадии «вызова»: учащиеся знакомятся (или вспоминают) название картин, их авторов. Использование ИКТ-технологий (презентация «Картины для «вызова» имеющихся знаний) не противоречит нормам здоровье сбережения.

В ходе урока учащиеся работают как индивидуально с текстом учебника – работа на этапе «осмысления» в рабочих группах, так и в группе – на этапе рефлексии – работа в группах экспертов и «второе» слушание темы в рабочих группах.

Достоинством урока является его комплексность: у каждого учащегося после урока останется сводная таблица «Первые русские князья».

 

Таблица самооценки технологической карты урока

Критерий

1

2

3

4

5

1

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов.

       

+

2

Участие обучающихся в целеобраэовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

       

+

3

Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных. регулятивных. коммуникативных, личностных

       

+

4

Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.

       

+

5

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.

       

+

6

Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)

       

+

Вывод о соответствии урока требованиям ФГОС ООО:

В технологической карте урока прослеживается наличие всех основных этапов системно-деятельностного подхода.

В технологической карте урока отражено активное участие обучающихся в целеобраэовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

В технологической карте урока представлены все виды универсальных учебных действий.

Цели урока диагностичны.

Содержание материала отобрано оптимально психологическим особенностям школьного возраста.

В технологической карте урока отражены индивидуальная и групповая работа учащихся.

Опубликовано


Комментарии (1)

Алешина Ольга Николаевна, 02.12.15 в 23:04 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересная методическая разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.