12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина34
2

Технологическая карта урока по литературе для 5 класса «Знакомство с героями рассказа И.С. Тургенева «Муму». Образ барыни и Герасима»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» Серебренниковой Галины Ивановны

 

Тема

Знакомство с главными героями рассказа И.С. Тургенева «Муму». Образ барыни и Герасима.

Авторы учебника

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев

Цели

образовательная:

проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима); рассмотреть позицию автора и художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть образы героев; формирование познавательных УУД;

развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать навыки исследовательской работы, критического мышления мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Основные понятия

Литературный герой, портрет, прототип, метафора, сравнение, гипербола, крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, мультипликация

Ресурсы:

Наглядный материал, учебник,

презентация, интернет-ресурсы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок - исследование

Форма работы обучающихся

Групповая, коллективная

   
Планируемые результаты:

 

Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные

Познавательные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Организационный момент

Цель: включение в деятельность; эмоциональный настрой

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Внимательно посмотрите друг на друга. Не забывайте: вы же в первый раз видите друг друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности в себе, хороших результатов. Запомните это состояние, этот момент. Присаживайтесь!

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

II.

Актуализация изученного. Проверка домашнего задания

Цель: актуализация знаний

- Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? ( на слайде аллея парка, дорога, уходящая вдаль)

- Дорогу.

- Аллею парка.

- А как вы считаете, почему я выбрала такое оформление начала нашего урока? Какие у вас возникают ассоциации?

- По этой аллее любил гулять И.С.Тургенев, размышлять о своих произведениях.

- Дорога – это путь героев произведений Тургенева.

- Вы правы. А еще дорога – это наш с вами путь, как читателей, по которому нам предстоит пройти вместе с автором и его героями. Путь это непростой, но очень интересный. В конце этого пути нам откроется много тайн. Пока мы с вами стоим в начале этой дороги. Первый шаг был сделан на прошлом уроке-знакомстве с биографией и историей создания рассказа «Муму».

- А что вы делали дома?

- Составляли толстые и тонкие вопросы по содержанию урока , читали начало рассказа «Муму», составляли словарик непонятных слов

Работа в парах:

- Ребята, работая сейчас в парах, обсудите составленные вопросы и выберите лучшие. Задайте вопросы классу.

- Молодцы! Вы постарались. Очень интересные получились вопросы. Это умение нам очень необходимо. Как думаете, почему? Зачем

- Задавая вопросы, мы думаем, спорим, исследуем, находим ответ

- А как вы считаете, это умение нам пригодится в жизни? Для чего?

- Чтобы уметь общаться.

- Чтобы нас понимали правильно

- Чтобы достичь цели.

- Вы абсолютно правы.

Слово учителя

Проблемный вопрос

Создание проблемной ситуации и ее решение

Работа в парах

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (технология развития критического мышления)

Отвечают на проблемный вопрос

Работают в парах

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


 


 


 


 

III. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Цель: определение содержательных рамок урока

- Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг по дороге знакомства?

- Будем знакомиться с произведением.

- С чего начнется знакомство с произведением?

- Со знакомства с героями.

- Абсолютно верно! Наш сегодняшний урок – урок-знакомство с героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»

- Попробуйте сформулировать задачи, которые нам предстоит выполнить на сегодняшнем уроке.

- На что мы обращаем внимание при знакомстве?

- Давайте проведем небольшой эксперимент. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните начало урока. Помните, мы знакомились друг с другом? Проверим, насколько вы внимательны!

- Женя, у Светы сегодня две косички или одна?

- Юля, какого цвета глаза у Тимура?

- Александра, Егор сегодня в костюме или в жилетке? И т.д.

- А теперь откройте глаза. Внимательны вы были?

- Цель моего эксперимента: развитие внимания, внимания к деталям в тексте, вокруг нас. Зачем быть внимательным?

Прием создания проблемной ситуации и ее решение

Игровой прием (эксперимент)

Постановка цели и задач урока

Формулируют тему урока

Ставят перед собой учебные задачи


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию; выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


 

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: развитие читательских умений

Работа с образом барыни.

Чтение 1-го абзаца текста. Составление кластера «Барыня»

- Обсудите в парах, на что обращает внимание автор при описании барыни?

Учащиеся обсуждают в парах содержание кластера «Барыня»

-Какое впечатление вызвала у вас барыня? Какими средствами добивается автор такого впечатления?

- А как автор относится к героине? Откуда это видно?

- - А теперь я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. Сравните текст и фрагмент м/ф

Работа с образом Герасима

«Барыня взяла его из деревни», - читаем мы тексте. Что значит взяла? Можно человека «взять»?

- На что этой фразой обращает внимание Тургенев?

- На то, что она – хозяйка, а Герасим – ее крепостной

- На зависимость Герасима

- Как вы считаете, это нормальное явление? Что хотел донести до читателей автор?

- Это противоречит нормальным человеческим отношениям. Это не соответствует норме, выходит за рамки

- Тургенев показывает противоестественность таких отношений. Так не должно быть. Против этого Тургенев боролся всю свою жизнь

2. «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим», - пишет Тургенев.

- Что значит «замечательное лицо»? Действительно ли Герасим был таким?

Проверка домашнего задания: выборочный пересказ

1 ряд – внешность Герасима; описание каморки (

2 ряд – жизнь в деревне ( занятия, отношение к труду)

3 ряд – жизнь в городе ( обязанности, отношение к обязанностям)

3. «Он не понимал, что с ним такое деется»

- Что имел в виду Тургенев?

- Эмоциональное состояние героя.

- В чем необычность его ситуации?

- Он глухонемой. Он не может высказать, что чувствует, словами.

- Каким же образом мы узнаем о чувствах героя?

- Через действия Герасима, через сравнения, которые использует автор.

- Совершенно верно! Найдите глаголы и сравнения, передающие состояние героя.

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

словесное рисование, выразительное чтение,

работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля

 

Работа в парах.

Составление кластера.

Работа со словариками.

Просмотр фрагмента м/ф.

Сравнение впечатлений.

Устное рисование.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать в парах

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

         

V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока

- Итак, ребята, мы сделали еще один шаг на пути знакомства с художественным произведением. Давайте вернемся к поставленным целям и задачам. Как вы считаете, мы справились с намеченным?

- Чтобы узнать, что же вы узнали о Герасиме( а именно он находится в центре внимания автора), составьте синквейн на тему «Герасим».

Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения

Прием «Синквейн»

Подводят итоги.

Составляют синквейн.

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VI. Домашнее задание

Выбери себе задание

1-в. Пересказ на тему «Герасим и Татьяна» или «Толстые и тонкие вопросы»

2-в. Пересказ на тему «Герасим и Муму» или «Тонкие и толстые вопросы»


 


 

 

Прием свободы выбора задания

Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VII. Рефлексия

Оцените свою работу

1.В группе я работал активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Урок для меня показался коротким\ длинным
4.За урок я устал\не устал
5.Мое настроение стало лучше\стало хуже
6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен
7.Домашнее задание мне кажется легким\трудным

Прием тестирования

Отмечают результат работы на уроке

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Синквейны

Барыня.

Взбалмошная, своенравная.

Командует, наказывает, капризничает.

Все выполняют прихоть барыни.

Старушонка.

                        Егоров Денис, 5Б

Барыня.

Злая, бесчувственная.

Приказывает, разлучает, ненавидит.

Самая уважаемая женщина в доме.

Вредная.

                         Бурундуков Александр, 5В

Барыня.

Одинокая, властная.

Приказывает, наказывает, угнетает.

Строгость и неучтивость - главные черты.

Эксплуататор.

                          Савина Дарья, 5Б

Герасим.

Трудолюбивый, добродушный.

Убирал, любил, защищал.

Самый добрый человек в доме.

Покорный?

                           Сперанский Василий ,5В

Крепостное право.

Безжалостное, несправедливое.

Подчиняло, мучило, убивало.

Оно отнимало свободу у многих.

Мучение.

                        Булдакова Полина, 5В

Герасим.

Трудолюбивый, сильный.

Работает, заботится, уходит.

Он был свободен душой.

Богатырь.

                          Лебедева Алина, 5В

Барыня.

Каменная, злая.

Доживала, увидала, приказала.

Её вечер был чернее ночи.

Старуха.

                      Ефремова Елизавета, 5В

 

Крепостное право.

Беспощадное, кровавое.

Торжествовало, ударило, порабощало.

Страшное время для крестьян.

Бездушность...

                          Смелова Дарья, 5В

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.