Урок литературы в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Тема урока: «Славный он был мужик…»
УМК: Литература 5 класс. В. Я. Коровина
Учебный предмет: литература
Тип урока: урок изучения нового материала
организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.
обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
освоение теоретико-литературных понятий;
совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
создать условия для работы учащихся в группах;
организовать рефлексивную деятельность учащихся.
Ожидаемые предметные и метапредметные результаты:
осознанное чтение текста;
умение определять тему и главную мысль текста;
умение составлять характеристику героя;
умение работать в группе;
умение анализировать и оценивать свою деятельность.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения, технология формирующего оценивания (саммари,
«билет на выход»).
Средства обучения:учебник литературы для 5 класса;
раздаточный материал.
Организационные формы обучения: групповая, фронтальная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Положительное отношение к уроку. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2. Постановка цели. Предтекстовый этап (8 мин.) Цель: Создать учебную мотивацию для работы над произведением, определить алгоритм действий. | Дает установку: «Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»); «Что такое знакомство?» | Отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности» Составляют алгоритм работы над содержанием текста. Определяют критерии оценки результата. | Самостоятельное выделение, формулирование цели. Определение алгоритма действий, контроль своих действий в соответствии с алгоритмом. |
«Когда мы смотрим друг на друга, на что обращаем внимание?» Работа с кластером «Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?» «Обсудите в группе: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?» Перейдем к тексту. -Какие чувства у вас возникали во время чтения? -Кто вызывал у вас эти чувства? -Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску) -Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? -Сколько нужно времени (уроков)? -Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться? -Почему именно с ним? - Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом? Как в письменной форме мы можем обобщить наши наблюдения над текстом? (написать заметку, саммари) Значит, итогом нашей работы над составлением характеристики героя танет? (написание саммари). Вспомним, что такое Summary? Это суммирование одной информации в 1-2 предложениях и личная оценка содержания. Как мы будем составлять наше саммари? Давайте все вместе повторим алгоритм действий. Алгоритм написания: Читаем текст, делаем вывод о том, как автор относится к герою (прилагательные, характеристика героя). Находим одно предложение в самом тексте, которое в большей степени отражает суть, главную мысль. Составляем план текста и фиксируем его. •Пишем summary по принципу: Кто он и как выглядит, чем занимается, как поступает? Критерии - Как мы будем оценивать наше summary? Давайте обсудим критерии: Краткость (1-2 предложения) Достоверность (правильно ли передано содержание текста) 3. Авторское отношение (используйте не менее двух прилагательных из текста для характеристики героя или событий) - Добавим критерии в нашу таблицу. | Определяют цель урока. Составляют алгоритм работы по обобщению информации о тексте (написанию саммари). Определяют критерии оценки саммари. |
По итогам вашей работы группа, которая наберет 16-18 баллов, получит оценку «5». 13-15 баллов – оценку «4». 10-12 баллов – оценку «3». | |||
3. Работа в группах (15мин.) Цель: Организовать работу над содержанием текста. и способов действий в памяти учащихся. Учитель организует работу над содержанием текста. | -Теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. -А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С. Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь. - Давайте приступим к работе с текстами в группах по нашему алгоритму. -Сформулируйте УЗ, проговорите ее в группах, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказать мнение Тургенева о своем герое)…». (Учитель фиксирует УЗ на доске) Обсуждение, заполнение таблицы, выставление баллов по критериям. | Герасим – главный герой рассказа Запись темы в тетради Учащиеся работают в группе по заданному алгоритму, отвечают на вопросы «Кто он и как выглядит, что делает, как поступает?» Взаимопроверка. Составление плана работы и постановка УЗ Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения». Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; работа с алгоритмом действий. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Контроль, сличение с образцом. |
4. Подведение итогов. Summary в одном предложении (10 мин.) | - Теперь предлагаю вам поработать в группах и сообща написать summary по теме урока. -Портрет Герасима. Можно ли все эти черты отнести к эпитету «славный»? | Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка. | Умение структурировать знания. |
Цель: Организация работы по систематизации информации о тексте. Техника: саммари | Написание summary и оценивание Вывод: Выступление учащихся от группы - Сумел ли автор доказать, что герой его славный? - А вы могли бы назвать Герасима славным? - Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» Учащиеся оценивают работу других групп, выставляют итоговый балл, выявляют недочеты в своих работах и называют лучшее саммари. Объявление оценок. | Работа в группах – анализ текста, систематизация информации, составление связного текста. Взаимопроверка. Ученики формулируют выводы, отвечают на основной вопрос. | Смысловое чтение: поиск и выделение необходимой информации. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Контроль, сличение с образцом. |
5.Рефлексия. (5 мин.) Цель: самооценка учащимися своей деятельности. Техника: Билет на выход | - Теперь я предлагаю вам написать «билет на выход». Закончите 1-2 предложения на выбор: Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно … Мне понравилось… Я доволен… | Анализируют собственную работу на уроке («было интересно…», «было сложно», «понравилось» «было трудно…». | Самоопределение, самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки. Умение точно выражать свои мысли. |
Домашнее задание: подготовить пересказ понравившегося отрывка |
Таблица оценивания обучающимися собственной деятельности
Номер группы №… | 1. Краткость (1-2 предложения) | 2. Достоверность (правильно ли передано содержание текста) | 3. Авторское отношение (используйте не менее двух прилагательных из текста для характеристики героя или событий) | Дескриптор |
Кто он и как выглядит | 2б. –дан достаточный ответ, без фактических ошибок | |||
Чем занимается | 1б – дан частичный ответ, с фактической ошибкой | |||
Как поступает | 0б. – ответ недостаточен для выполнения задания, допущено более 1 фактической ошибки |
Показатель (конкретный навык, умение) | Вид деятельности, при котором формируется навык | Индикаторы | |
Предметные результаты | |||
Предметные результаты | Осознание алгоритма анализа текста. | Называет компоненты анализа текста, участвует в обсуждении. | 2б - В полной мере овладел алгоритмом работы с текстом, принимает активное участие в обсуждении, высказывает свое мнение. 1б - Частично применяет алгоритм, принимает участие в обсуждении. 0б - Не проявил данное умение, не принимает участия в обсуждении |
Умение характеризовать героя, события в тексте, работать с сюжетом рассказа, определять основную мысль, идею текста. | Находит в тексте нужную информацию, правильно выбирает языковой материал, отвечает на вопросы | 2б - В полной мере овладел навыком работы с содержанием текста, принимает активное участие в обсуждении, высказывает свое мнение. 1б - Частично научился, принимает участие в обсуждении. 0б - Не проявил данное умение, не принимает |
участия в обсуждении | |||
Метапредметные результаты | |||
Познавательные УУД | Структурирование знаний; Умение строить, умозаключение и делать выводы, представлять информацию в сжатом виде. | Формулирует тезис, выражающий общий смысл прочитанного отрывка. Составляет саммари по тексту. | 2б –принимает активное участие в составлении саммари, предлагает свой вариант. 1б –принимает участие в составлении саммари, но свой вариант не предлагает. 0б – не принимает участия в составлении саммари. |
Регулятивные УУД | Умение контролировать свои действия в соответствии с эталоном. | Обучающийся проверяет правильность выполнения работы, сверяя с требованиями, предъявляемыми к ней. | 2б – Осуществляя самопроверку и взаимопроверку, пользуется критериями. 1б – Осуществляя самопроверку и взаимопроверку, частично пользуется критериями 0б - Обучающийся не научился осуществлять самопроверку и |
взаимопроверку | |||
Коммуникативные УУД | Умение выслушивать мнение одноклассников и высказывать свое, работать в группе. | Работа над текстом в группе. | 2б-активно работает в группе, высказывает и обосновывает свое мнение. 1б.- принимает участие в работе группы, но свое мнение не высказывает. 0б.- Не принимает участие в работе группы. |
Максимальное количество баллов 10.
9 – 10 баллов – «5»
6 – 8 баллов – «4»
4 – 5 балла– «3»
меньше 4 баллов – «2»