Технологическая карта урока литературы «Обломов в системе художественных образов (анализ первой части романа)» (10 класс)
Технологическая карта урока литературы на тему «Обломов в системе художественных образов (анализ первой части романа)»
Предметные результаты:
познакомиться с романом Гончарова «Обломов»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать личность человека как результат воздействия внешней среды и воспитания; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.
Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы, самоконтроль и самопроверка.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Средства обучения: проектор, портрет Гончарова, текст художественного произведения, презентация.
Предварительная работа: 3 группы студентов проводят исследовательскую работу по следующим темам:
Исследователи. Анализ образа гостей Обломова по плану: говорящая фамилия, внешний вид, возраст, род деятельности; тема разговора; отношение к жалобам Обломова.
Языковеды. Словарная работа. С помощью толкового словаря определить значение слов, необходимых для раскрытия темы: шлафрок, сибарит, апатия (По ходу урока обращаемся к членам группы).
Историки. Презентация на тему «Интерьер комнаты Обломова: соотношение с реалиям».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный этап. Цель: создание условий для восприятия нового материала. | Приветствует учащихся. Создает психологический настрой, эмоциональную атмосферу. Устанавливает контакт с обучающимися. - Каким было домашнее задание? - Кто прочитал 1 часть романа? - Кто прочитал весь роман? Кому он был интересен? | Самоорганизация на учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя.
| личностные: формирование мотивации обучения, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; учение слушать и слышать . регулятивные: развитие навыков активного включения в деятельность на уроке, саморегуляции. |
2. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). Цель: самостоятельное определение темы и цели урока. | Задает вопросы, ответы на которые приводят к проблемной ситуации и формулированию темы и целей. - Какого героя мы видим на первых страницах романа? - Как вы думаете, с чего мы должны начать работу по анализу текста? - Однако герой лишь на первых страницах романа представлен автором один, а потом появляются другие герои. Какие? - Как называются такие герои в художественном произведении? - Какова цель нашего урока? | Отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты формулировки темы урока. | коммуникативные: умение строить речевое высказывание; вести диалог. регулятивные: умение самостоятельно определять границы своих знаний по теме, умение обобщать и кратко формулировать мысль, определять тему урока. познавательные: формулировать умение наблюдать, выделять ключевые моменты, осмыслить взаимосвязь событий в художественном тесте. |
3. Мотивация учебной деятельности. Цель: осознать необходимость изучения темы. | Представляет значимость темы, указывает на пользу приобретаемых в процессе изучения темы знаний, их дальнейшее применение в жизни, в учебной деятельности на уроках литературы и других учебных дисциплинах. - Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель». Главный герой – вечный тип человека. Поэтому, читая и анализируя текст, мы должны вынести для себя какие-то нравственные качества, и решить, нужно ли взять за образец поведение и поступки главного героя и второстепенных персонажей. | Внимательно слушают учителя, отвечая на вопрос: «Зачем мне нужно изучить эту тему? Где и когда пригодятся мне приобретенные знания?» | коммуникативные: умение слушать и высказывать свое мнение. познавательные: понимание важности знаний, получаемых при изучении темы. |
4. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение усвоенного ранее материала для открытия нового знания. | Организует проверку знаний. Обсуждает с обучающимися усвоенные ранее знания, которые необходимы для осмысления материала новой темы. Отмечает затруднения, помогает разобраться с трудностями. - Какие способы создания характера использует автор, знакомя читателя со своим героем? - Какого литературного героя русской литературы первой трети 19 века напоминают те качества Обломова, которые проявились в первых эпизодах? | Отвечают на вопросы, вспоминают, анализируют имеющуюся информацию. | личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям и событиям художественного произведения; познавательные: понимание методов работы; регулятивные: умение оценить объем имеющихся знаний, умение выразить свою точку зрения, коммуникативные: умение формулировать речевой высказывание; умение воспринимать новый материал, вступать в диалог с учителем и одногруппниками. |
5. Первичное усвоение новых знаний. Цель: «погружение» в тему. | Организует индивидуальную работу, дает план и алгоритм работы, консультирует учащегося. - Перед работой над анализом романа необходимо узнать историю создания произведения. | Работа по поиску и переработке информации при работе над индивидуальным сообщением на тему «История создания романа Гончарова «Обломов». | познавательные: умение работать с разными источниками информации, выделять главное, перерабатывать исходный текст; коммуникативные: умение создавать речевое высказывание; личностные: умение формулировать свою позицию по отношению к герою и событиям; регулятивные: умение ставить цели работы и планировать деятельность. |
6. Проблемное объяснение нового материала. Работа над раскрытием образа Обломова. Цель: организация условий, направленных на активизацию деятельности обучающихся. | Проводит эвристическую беседу. Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме. Приводит к выводам о связи сюжета и героя художественного текста с жизнью. Организует индивидуальную домашнюю работу, дает план и алгоритм работы, консультирует учащегося по ходу выполнения презентации и сообщения о толковании слов. - Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим на детали, составляющие образ Обломова. - Каким мы его видим и где? - Не все слова, употребляемые Гончаровым при описании внешнего облика Ильи Ильича Обломова, понятны современному человеку. Поэтому Аня должна была с помощью толкового словаря или иных источников информации найти разъяснения деталям одежды героя: Шлафрок. - Обратимся теперь к описанию одежды Обломова (цитаты). - Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича? - Какую черту характера Обломова символизируют эти детали - Чем занимается герой? - Диван и туфли Обломова являются настолько важными деталями, что на родине писателя — в городе Ульяновске — в 2005 г. установили памятник дивану и тапочкам Обломова, как объекту с глубоким философским смыслом. Фото дивана - Художественные детали мы также встречаем при описании интерьера комнаты Обломова. Поэтому исследовательская группа должна была подготовить презентацию об интерьере комнаты Обломова. Сравнение с иллюстрацией к роману: - Давайте посмотрим иллюстрацию к роману и сравним внешность героя и описание комнаты. - О чем думает Обломов? Какие вопросы пытается решить? - Какое отношение у вас к нему? | Отвечают на вопросы учителя, анализируют роман, выражают свое мнение, основанное на знании прочитанного текста. Проводят исследовательскую работу по поиску и переработке информации при работе над индивидуальными заданиями: индивидуальная работа с толковыми словарями (групповая домашняя работа); презентация на тему «Интерьер комнаты Обломова: соотношение с реалиям» (индивидуальная домашняя работа учащегося). | познавательные: умение анализировать художественный текст, выделять главное; работать со словарями, перерабатывать исходный научный текст; умение сравнивать явления. коммуникативные: умение создавать речевое высказывание в устной и письменной форме; участвовать в учебном диалоге; слушать и слышать собеседника; личностные: умение формулировать свою позицию по отношению к герою и событиям; регулятивные: умение ставить цели работы и планировать деятельность. |
7. Практическая исследовательская деятельность обучающихся. Анализ сцены «Парад гостей» в форме мини-проектов. Цель: формирование целостного восприятия темы. | Организует учебный диалог. Подготавливает работу в группах, ставит задачи и дает план работы, давая необходимые консультации. Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме. Приводит к выводам о связи сюжета и героя художественного текста с жизнью. - Сколько пришло гостей к Обломову? -Назовите их фамилии. - Чтобы понять, зачем автору нужно было вводить эту систему героев, нам необходимо проанализировать образ каждого гостя, найти сходства и различия? - Дома вы должны были подготовить характеристики этих героев по плану: внешний вид, род деятельности, тема разговора; смысл фамилии (ОТВЕТЫ) - Давайте теперь вместе разберемся, что объединяет всех гостей, исходя из представленного анализа? Чем отличается внешний образ жизни Обломова и его гостей? - Какой вопрос Обломов пытался решить, прося помощи у своих визитёров? - Как они относились к его жалобам? - О чем задумывался Обломов, когда каждый из гостей уходил от него? - Почему Обломов не видит ничего ценного в этом бесконечном движении? - Т.е. только лишь лень мешает Обломову встать с дивана? - Почему герой выбирает бездействие? - Для чего Гончаров вводит сцену «парад гостей»? | Объединяются в группы. Проводят исследовательскую работу по поиску и переработке информации при работе над групповыми заданиями. Работают командой, находят общее решение и представляют результаты групповой работы. Отвечают на вопросы учителя, анализируют необходимые главы романа, выражают свое мнение, основанное на знании прочитанного текста. | регулятивные: решать учебные задачи; отбирать необходимую информацию; анализировать; осуществлять работу по плану; поэтапно планировать свою деятельность; делить задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда; познавательные: умение анализировать художественный текст, выделять главное; умение сравнивать явления, события, героев, умение моделировать информацию. коммуникативные: выстраивать речевое высказывание; сотрудничать в группе, осуществлять взаимопомощь; выслушивать разные позиции; аргументировано доказывать свою позицию. личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям и событиям художественного произведения. |
8. Первичная проверка понимания через мозговой штурм. Цель: обучение обобщению и систематизации знаний, осознанию темы. | Организует работу. Отбирает ряд проблемных вопросов. - Изменилось ли первоначальное впечатление об Обломове? -Настолько ли легок образ Обломова, как кажется на первый взгляд? -За счет чего складывается эта некая усложненность образа главного героя? - Для чего живет человек? Должна ли быть у него цель в жизни? -Есть ли у Обломова цель? | Анализируют, размышляют, рассуждают, приводят разные точки зрения, доказательно высказывают свое мнение, обобщают полученные знания; дополняют ответы друг друга. | регулятивные: решать учебные задачи; анализировать уровень своих знаний; познавательные: умение сравнивать явления, события, героев, делать выводы. коммуникативные: выстраивать речевое высказывание; выслушивать разные позиции; аргументировано доказывать свою позицию. личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний |
9. Первичное закрепление материала через составление синквейна. Цель: обучение обобщению и систематизации знаний, осознанию темы. | Организует самостоятельную работу, напоминает алгоритм работы. - Чтобы обобщить сказанное о герое, давайте сделаем синквейн по образу Обломова. | Самостоятельно создают синквейн по образцу, формулируют свою позицию, организуют свои мысли в строгую форму, представляют результат работы. | регулятивные: решать учебные задачи; отбирать необходимую информацию; осуществлять работу по плану; познавательные: умение найти главное, умение структурировать информацию. коммуникативные: аргументировано доказывать свою позицию, строить письменный текст по образцу. личностные: умение высказывать своё отношение к литературным героям, вырабатывание навыков обобщения и систематизации знаний, самооценки. |
10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: осознание обучающимися учебной деятельности. | Подводит итоги урока; обращает внимание на итоговый результат деятельности на уроке, на применение полученных знаний в жизни. Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, работы на уроке. Дает оценку работы группы на учебном занятии, характеризуя деятельность отдельных обучающихся и класса в целом, обращая на успех работы и недостатки. - Какую работу проделывали? На что она была направлена? - Давайте подумаем, зачем мы читаем художественные произведения? Что нам даст прочтение романа Гончарова? | Показывают свои знания, уровень усвоения и осознания темы. Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог. Делают самооценку работы на уроке. | регулятивные: умение объективно оценить свою работу и знания, формирование навыков самоанализа, умение соотносить цель работы с результатом. коммуникативные: умение выразить свои мысли и свою точку зрения в соответствии с поставленными задачами; познавательные: умение оценивать свою работу. |
11. Домашнее задание Цель: включение новых знаний в систему изученного материала. | Сообщает домашнее задание. Читаем роман, обязательно прочитать 2 часть. На следующем занятии нам надо выяснить причины лежания на диване главного героя, узнать истоки этого добровольного образа жизни. Поэтому при чтении романа особенно обратите внимание на главу «Сон Обломова». Атмосфера Обломовки и его влияние на внутренний мир героя. 3.Рассмотреть пару «Штольц и Обломов». Синквейн «Штольц». | Записывают домашнее задание. | коммуникативные: умение воспринимать информацию, при необходимости уточнять задание; регулятивные: умение планировать; познавательные: умение осмыслить информаию, определить алгоритм выполнения задания. |