Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»
Пояснительная записка к презентации
Цель урока –дать представление об историческом и общечеловеческом смысле басни «Волк на псарне» |
Тип урока- урок открытия новых знаний |
||
Задачи: 1) рассмотреть своеобразие языка басни Крылова, характеры басенных персонажей; 2) формировать навыки выразительного чтения; 3) углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения; 4) обсудить алгоритм анализа басни; 5) углубить представления о понятиях вольный стих, рифма, афоризм, крылатые слова, авторская позиция; 6) формировать навыки монологической речи. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: знать особенности стихотворной речи, ее отличия от прозаической; выразительно читать, анализировать басню, опираясь на мировоззрение автора, объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий; знать определение басни, рифма, афоризм, крылатые слова, аллегория, развернутое сравнение; знать особенности интонирования (логические ударения, смысловые и ритмические паузы); формулировать связные ответы. |
Метапредметные: регулятивные: понимать смысл и цель анализа басни; анализировать собственные действия для достижения результата; анализировать качество собственного ответа; коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой; различать в устном ответе вид и цель высказывания: тезис - доказательство-вывод. |
Личностные: проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи; стремиться самостоятельно приобретать знания; совершенствовать навыки выразительного чтения и комментирования художественного произведения, сопоставления его с личным опытом; совершенствовать речевые умения, стремиться проявлять творчество в решении поставленной задачи; объективно оценивать результат труда; совершенствовать культуру речи. |
|
Межпредметные связи: МХК (репродукции картин русских художников классиков и современная живопись), русский язык (соблюдение грамматических, речевых норм при построении устных высказываний) |
|||
Ресурсы урока: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2014; «План анализа басни» (приложение1), аудиозапись (приложение 2), мультимедийная презентации (приложение 3) |
|||
ХОД УРОКА |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Актуализация знаний |
|||
-Ребята, вспомните с какими странами, временами и эпохами связано возникновение басни. Почему эта информация важна для нас? -Вспомните известные вам басни. Какие пороки чаще всего осуждались в баснях? Какой вывод можно сделать нам, современным читателям басен? -Какова функция морали в басне? Как проявляется нравоучительный смысл в известных вам баснях? (На примере одной из басен) - Какой основной прием используют баснописцы для раскрытия человеческого характера и изображения общественных явлений? Процитируйте известные вам строки. |
Вспоминают известные им басни, их авторов; рассказывают, о том, кто и когда обращался к басенному творчеству (по материалам учебника). Называют человеческие пороки, осуждаемые в баснях, указывают на вечность этих пороков, подчеркивают актуальность поднимаемых авторами проблем. Вспоминают термин «басня», «мораль», «аллегория», «диалог». Цитируют наизусть или зачитывают по книге строки из басен для подтверждения своей позиции. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Волк на псарне», посвященной событиям 1812 г. попытаемся определить исторический и общечеловеческий смысл этой басни. Что вам уже сейчас известно о событиях 1812 г. в истории нашей страны? Как вы считаете, для чего современным школьникам необходимо углублять и расширять эти знания? Что нужно знать, чтобы уметь грамотно и глубоко проанализировать басню? Какие вопросы обязательно должны рассматриваться при анализе басни? |
Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий. Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения анализировать басню, определять ее исторический и общечеловеческий смысл, вспоминают известное о событиях 1812 г.. Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании того, какие вопросы следует рассматривать при анализе басни. |
||
Целеполагание |
|||
А теперь рассмотрите план анализа басни у вас на столах. (Приложение 1) С какими пунктами плана вы еще незнакомы? Что вам показалось особенно интересным? Предположите, что предстоит нам сегодня узнать нового, чему научиться? |
Самостоятельно знакомятся с планом анализа басни. Отмечают, какая информация им пока неизвестна, указывают, какие пункты плана показались особенно интересными. Высказывают свои предположения о том, чему они сегодня научатся. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
Послушайте басню «Волк на псарне» в исполнении известного российского актера театра и кино Валентина Гафта. (Приложение 2). (Во время чтения демонстрируется презентация с иллюстрациями к басне.) (Приложение 3) Прочитайте басню еще раз самостоятельно и скажите, какие образы рисует автор в басне? При помощи какого средства выразительности? Кого автор рисует под именем Волка? Кого подразумевает под псами? В какое время и где происходят события в басне? По окончании сообщения учащегося, представляю историческую справку: по свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: «а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии. Какие черты героев русских народных сказок о животных использует автор? Чем персонажи басни Крылова отличаются от фольклорных персонажей? Прочитайте реплики Волка и Ягненка. Сопоставьте интонации. Можно ли говорить о несоответствии тона, с которым говорит Волк, и содержания его реплик? Какие слова в репликах Ягненка свидетельствуют о несправедливости происходящего? С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? Как сам автор (Крылов) относится к Волку, к Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего? Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? Чему учит басня? Сделайте вывод. Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней. |
Слушают басню в исполнении актера, рассматривают иллюстрации. Читают стихотворение самостоятельно, делятся впечатлением о прочитанном. Индивидуальное домашнее задание (подготовлено заранее): Под Волком на псарне Крылов в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон к тому моменту уже вошел в Москву и, думая, что выиграл войну, ждал, когда русский император ответит на его предложение о мире. Но император Александр I пообещал не заканчивать войну, пока неприятель не покинет пределов России. Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия. В итоге, он оказался в западне. Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира. Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который «запер» Наполеона в Москве, как в ловушке. Автор использует аллегорию и сравнение. Отмечают черты героев сказок и басни (лицемерие, коварство, притворство, лживость, делают вывод и связи творчества Крылова с фольклором. Читают выразительно реплики, стараясь интонировать черты характера, делают выводы о характерах персонажей, отмечают роль диалога в создании образов. Обращают внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.) Отмечают злость, опасность, коварство Волка. Он «щелкает зубами», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». Переходят к анализу образа Ловчего, (перебивает, потому что не верит Волку) Характеризуя Ловчего, отмечают, что он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела. Делают вывод о том, что Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка. Формулируют вывод: басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить. |
||
Подведение итогов урока |
|||
Прошу рассказать о том, что нового узнали ребята сегодня на уроке. Что особенно удалось, а над чем предстоит еще работать? Захотелось ли вам прочитать другие басни И.А.Крылова и басни современных поэтов? Почему? |
Осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось выполнить анализ басни, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание (пользуясь приложением 1) |
||
Проектирование дифференцированного домашнего задания |
|||
Какую домашнюю работу вам захотелось выполнить после нашего урока? Предлагаю вам, ребята, и свои варианты: 1) Подготовить выразительное чтение наизусть басни для членов своей семьи. По возможности, обсудить с членами своей семьи то, что особенно взволновало вас при чтении стихотворения. 2) Написать сочинение-миниатюру «Чему учит басня» 3) Сочинить басню или прозаическую миниатюру, осуждающую какой-нибудь человеческий порок (использование аллегории, развернутого сравнения, гиперболы приветствуется!). |
Предлагают варианты домашней работы, обсуждают то, что захотелось сделать после урока. |
||
Использованная литература
1. В.Гафт читает «Волк на псарне». Рetamusic.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://petamusic.ru/?string=%CA%F0%FB%EB%EE%E2+%C8.%C0.&sort=artist (дата обращения 07.10.2017).2. Литература: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 5-й класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций / М. Б. Багге, М. Г. Белова, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение, 2016.— 204 с.
3. Нестерова И.А. Технологическая карта урока // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html (дата обращения 14.07.17)
4. Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы.-М.: ВАКО, 2015.-176 с.
5. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
6. Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций под ред. Ф.В.Чертова, .-2-е изд., переработанное, -М.:Просвещение, 2014, 159 с.
7. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.
8. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985 (дата обращения 15.07.17)
Приложение 1
DOCX / 22.04 Кб
Приложение 2
MP3 / 2.02 Мб
Приложение 3
PPTX / 2 Мб
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Светлана Ивановна