12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фетисова Елена Николаевна2024
Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево
12

Технологическая карта урока «В.П.Астафьев «Васюткино озеро»»



Презентация к уроку

Технологическая карта урока

Учитель: Фетисова Е.Н.

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево

Урок: литература

Тема урока: В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

Класс: 6

УМК: Литература . 6 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.

Цели для ученика
 

Обучающие:

формирование умений анализа произведения

формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения

умение аргументировать свои мысли

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

1. Познакомить учащихся с биографией писателя, пробудить интерес к его личности.

2. Познакомить учащихся с рассказом; развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

3. Усвоить содержание рассказа путем выборочного чтения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Тип урока

Знакомство с писателем, его произведением,
анализ рассказа

Форма урока
Традиционная (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Литературный персонаж

Образ

Новые понятия
 

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание
 

Написать сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация
 

1 минута.
 


 

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности учащихся к уроку. 

(ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник)

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Словесная форма.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Анализ контрольной работы.

4 минуты

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

Словесная форма.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: обосновывать свое мнение

III. Актуализация знаний
 

3 минуты

Подведение детей к формулированиютемы и постановке целей урока.

Активизирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Автобиографичность- свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Учащиеся слушают учителя,

отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради.

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений отвечать на поставленные вопросы

IV. Работа по теме урока


 

12 минут


 

Рассказ учителя о биографии В. Астафьева.(Слайд2, 3)

-Что, по словам Астафьева, заставило его писать?

- Я надеюсь, что вы заинтересовались произведениями Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». (Слайд4, 5)

Объясняет задание.


Дети слушают, отвечают на вопрос.


Приём познавательной активности через творческое задание.
 

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные:

уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу,

V Лингво-физкультминутка.
 

2 минуты.

(Слайд 6)

 Выполняют упражнения.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Здоровьесбере-гающая технология.

   

VI.Актуализация знаний.
Работа по тексту


 

19 минут.

-Кто герои рассказа?(Слайд 7)

-Что беспокоило рыбаков?

-Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?

-Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?

-Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?

-Как Васютка заблудился?

-Что помогло ему выжить, выйти из тайги?

Памятка (Слайд 8)

Какое время странствий в лесу оказалось для героя самым трудным и почему?

-Что вспоминал Васютка?

-Какой детский поступок совершил Васютка? Как его можно объяснить?

-Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем?

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Выразительное чтение фрагментов

Дети составляют .(см. Приложение)

Беседа, выразительное чтение отрывков из рассказа

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выборнаиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения выразительно читать,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

   

Дети читают статью в учебнике, составляют таблицу

Приём познавательной активности через творческое задание.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Уметь воспроизводить литературоведческую информацию,

VIII.Подведение итогов


 

1 минута.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность поприменению полученных знаний.

-Чему можно научиться у Васютки?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Обсуждение результата работы с произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

Рефлексивно-оценочный этап.
 

2 минуты.

Организует рефлексию.

(Слайд 9)

Вы заблудились в лесу (ваши действия)

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты,

степень их соответствия.

Беседа.
 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

Домашнее задание.

1 минута.

Объясняет домашнее задание- Сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?»(Слайд 10,11)

Слушают и записывают в дневник.

 

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

 

Литература:

1.Якунина Н.Н. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» //Литература в школе.- 2010.- №5, с.38-40

2. В.П.Астафьев. Повесть о жизни // Т.1.-М.:Современный писатель,1993.

3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2015.

4.. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Приложение 1

«Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В г.Игарка преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял на «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить его в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Приложение 2

Если ты заблудился в лесу

1.Прекрати бесполезное движение.

2.Осмотри место.

3.Подготовь место для ночлега.

4.Разожги костёр.

5.Спокойно ожидай спасателей.

6.Не паникуй!

Приложение 3


 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.