Технологическая карта урока литературы в 5 классе «В удивительном мире басен И.А. Крылова»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Ф.И. О. педагога Дмитриева Наталья Евгеньевна
ОУ МБОУ Сосновская СОШ №2
Класс 5
Предмет Литература
Учебник Литература. 5 кл. в 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. -М.: Дрофа, 2018.
Название раздела Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Тема «В удивительном мире басен И.А. Крылова»
Тип урока урок обобщения и закрепления изученного материала
Технологии: дидактические игры, синквейн, ИКТ.
Цель: совершенствование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова; актуализировать умения и навыки, необходимые для творческого применения знаний; научиться применять обобщенные знания, умения и навыки в новых условиях.
Развивающая: развивать у учащихся умение применять полученные знания на практике; совершенствовать умение обобщать и систематизировать знания и способы деятельности; умение работать с источниками знаний; работать над выразительным чтением учащихся; развивать навыки работы в группе, паре.
Воспитательная: вовлекать в активную деятельность; формировать культуру, гуманные качества личности учащихся; воспитывать любовь к родной литературе, чувство ответственности при работе в коллективе.
Личностные УУД
Развивать внимательное, уважительное отношение к наследию русской литературы; стремится к речевому самосовершенствованию,
формированию навыков развернутого анализа.
Регулятивные УУД
Предвидеть возможности получения конкретного результата; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников; уметь рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные УУД
Поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение пользоваться дополнительной, справочной литературой; уметь доказывать, анализировать, делать выводы; проявлять активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Уметь достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осуществления переноса знаний, умений, навыков учащихся в новые условия. | ||||
Организация начала урока ЕК ЦОР | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. - Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | ||
2.Мотивация к учебной деятельности Презентация к виртуальной экскурсии «В прекрасном мире басен Крылова» http://ru.calameo.com/read/001219421a13b416d2013 | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации личностные УУД: воспитание основы гражданской идентичности путём знакомства с произведениями русской литературы регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Что общего у всех басен Крылова и чем они различаются? - Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в удивительный и прекрасный мир басен И.А. Крылова. Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия поможет вам научиться разбираться в людях, отличать добро от зла? | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемый ответ на проблемный вопрос; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и формирование умений. |
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. Презентация «Викторина. Басни Крылова» https://ru.calameo.com/read/0012194211490528f87d3 «Собери картинку» http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=38f9ad057281 | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, метод творческого чтения | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные УУД: целеполагание | Целеполагание. Направляет учащихся на самостоятельное определение темы урока, его цели и задач. Руководство работой учащихся по выполнению заданий викторины. Задание: вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на иллюстрациях. Что такое иллюстрация? Руководство работой учащихся «Собери картинку» | Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок Отвечают на вопросы викторины. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Работа в сервисе Jigsaw Planet. |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения учебного материала. Организация обратной связи. | ||||
1. Выборочная проверка домашнего задания Таблица «ЗУХ» | Словесный, познавательный, эвристический, метод творческого чтения | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата | Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ” Беседа по статье. -Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? -Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? -Что такое басня? | Чтение таблицы «ЗУХ», составленной по статье учебника «Биография И.А. Крылова» 1 колонка: знаю основные этапы жизни и творчества Крылова. 2 колонка: умею составлять план к статье учебника. 3 колонка: что хочу узнать во время виртуальной экскурсии в мир басен Крылова. Отвечают на вопросы учителя. |
2.Работа с литературоведческими понятиями. | «Карта жанра» – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. - Вспомните и дайте определение басни. | Групповая работа. Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка. Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. | ||
3.Мини-исследование в группе. | Работа над понятием аллегория. – Какое средство художественной выразительности положено в основу басен? Задание. Дайте определение понятию «аллегория» и получите ответ на поставленный вопрос. -А какие человеческие пороки олицетворяют известные басенные персонажи: Осел, Медведь, Обезьяна, Петух, Собака, Слон? | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. Отвечают на вопрос учителя. | ||
Физкультминутка (пауза релаксации) | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие | Физкультминутка «Друзья» Организует разминку. | Активно выполняют физические упражнения | |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
Работа с текстом басни. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, частично-поисковый | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа: - Мы продолжаем совершать виртуальную экскурсию в мир басен Крылова. Предлагаю проверить свои знания, участвуя в дидактической игре «Кто хочет стать миллионером» | Отвечают на вопросы дидактической игры. |
1. «Кто хочет стать миллионером» | Проводит игру. | Участвуют в игре. | ||
2. Прослушивание аудиозаписей басен И.А. Крылова. http://tv- 22.ru/basni.html/ | Беседа о прослушанном. -Понравилось ли вам чтение басен Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характерах героев? - Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басен? — Какие явления жизни аллегорически описывают басни? | Слушают аудиозапись. Делятся впечатлением. Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. | ||
3.Словарная работа | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта | Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. | ||
4.Выразительное чтение учащимися. | Чтение по ролям басни. | |||
5. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему | |
6. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова | Наглядный, частично-поисковый | Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? — Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | |
Этап 5. Подведение итогов. Обобщение изученного материала | ||||
Самостоятельный анализ басни. | Частично-поисковый, эвристический | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач; учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли | Организационная. Регулирует самостоятельную работу учащихся. | Самостоятельный анализ басни. 1 группа «Волк и ягненок» 2 группа «Квартет» 3 группа «Мартышка и очки» 4 группа «Стрекоза и муравей» Задание. 1. Почему И. Крылов включает в басню мораль? 2. Над какими пороками человека смеется автор? 3. Какие выразительные средства использует баснописец для создания характеристик героев? 4.Какие глаголы характеризуют главных героев? Афиширование. |
1.Закрепление. Разгадывание кроссворда. | Коллективная работа | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи Коммуникативные: навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками | Регулировка деятельности учащихся при разгадывании кроссворда | Участвуют в коллективной работе по разгадыванию кроссворда |
2.Обобщение. Составление синквейна. | Индивидуальная работа, групповая работа, выступление перед аудиторией (афиширование). | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполнение роли консультанта. | Самостоятельное создание синквейна на басню «Свинья под дубом». Афиширование результатов. | |
3.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | |
4.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Дифференцированное домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали из басен И.А. Крылова. | Записывают задания в дневники. | |
5.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
Методические рекомендации
для педагогов по изучению темы
«В удивительном мире басен И.А. Крылова»
(литература, 5 класс)
Содержание
Введение.
Основная часть:
Виды учебной деятельности учащихся.
Этапы урока.
Подведение итогов.
Заключение.
Список используемой литературы.
I.Введение
От учителя во многом зависит, останется ли произведение, изучаемое на уроке, безымянным для ученика – читателя, состоится ли диалог автора с читателем – другом.
Работая с детьми 12-летнего возраста, надо помнить: именно в этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
II. Основная часть
2.1 Виды учебной деятельности учащихся
Планируя урок обобщающего повторения по творчеству И.А. Крылова, акцентирую внимание на следующих направлениях учебной деятельности учащихся:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, чтение наизусть;
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных; ответов на вопросы репродуктивного характера);
продуктивная творческая деятельность: выразительное чтение басни, устное словесное рисование, дидактические игры;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения;
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление басен и выявление в них общих и своеобразных черт.
Басни Крылова приходят к детям довольно рано: им читают взрослые в дошкольные годы, а сами они начинают читать их в начальной школе.
В среднем возрасте ребятам предстоит впервые изучать их на уроках литературы, читать самостоятельно. В дальнейшем в самых житейски жизненных ситуациях вновь и вновь вспоминаются басни целиком или фрагменты из них, герои и их поведение поступки, отдельные строки, ситуации, мораль, которая заключена в басне.
Данный урок проводится последним в системе уроков по творчеству И.А. Крылова. Урок будет проведен в форме виртуальной экскурсии в удивительный мир басен И.А. Крылова с включением в него презентации «В прекрасном мире басен Крылова» (сервис calameo), презентации «Викторина. Басни Крылова» (сервис slideboom), аудиозаписей басен И.А. Крылова, дидактической игры «Кто хочет стать миллионером» (сервис learningapps) дидактической игры с составлением кроссворда (сервис EclipseCrossword), дидактической игры «Собери картинку» (работа в сервисе Jigsaw Planet).
Цель данного урока – провести обобщающее повторение изученного материала, раскрыть красоту, меткость, аллегоричность языка басен И.А.Крылова.
Важными элементами данного урока являются предварительная подготовка к уроку: составление индивидуальных и групповых заданий, дидактического материала и четкое определение всех этапов урока, что позволит достаточно объемный материал распределить компактно, с минимальными затратами учебного времени.
2.2 Этапы урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осуществления переноса знаний, умений, навыков учащихся в новые условия.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя, позволяющее настроить на цельное, правильное и глубокое эмоциональное восприятие произведения. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения. Беседа с целью выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности.
Презентация «В прекрасном мире басен Крылова», выполненная в сервисе calameo, позволит учащимся построить развернутый ответ на вопрос: что общего у всех басен Крылова и чем они различаются?
Демонстрация презентации «Викторина. Басни Крылова», выполненной в сервисе slideboom, даст возможность учащимся осуществить поиск и выделение необходимой информации для решения поставленной задачи, осуществить перенос знаний, умений и навыков в новые условия.
Творческая деятельность учащихся в дидактической игре «Собери картинку» (работа в сервисе Jigsaw Planet) способствует развитию учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; совершенствует умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учит работать в паре, группе, выполнять различные роли.
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения учебного материала. Организация обратной связи.
Беседа по ключевым вопросам:
-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?
-Какие события предшествовали этому?
- Как он получил образование?
-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?
-Что такое басня?
Работа с литературоведческими понятиями. Работа над понятием «жанр басни», определением басни.
Мини-исследование в группе. Работа над понятием «аллегория».
Чтение таблицы «ЗУХ», составленной по статье учебника «Биография И.А. Крылова»:
1 колонка: знаю основные этапы жизни и творчества Крылова.
2 колонка: умею составлять план к статье учебника.
3 колонка: что хочу узнать во время виртуальной экскурсии в мир басен Крылова.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом.
На данном этапе учителю необходимо помочь учащимся глубже проникнуть в произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы. Для этого предлагается прослушать аудиозаписи басен Крылова с последующим обсуждением:
Понравилось ли вам чтение басен Крылова?
Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басен?
Учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной можно и через задания творческого характера. На данном этапе предлагается учащимся практиковать устное словесное рисование: самостоятельное создание микротекста на заданную тему.
Завершающим моментом данного этапа является дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером», выполненная в сервисе learningapps. Достаточно важно, чтобы в игре дети:
- сумели обосновать свое суждения фактами;
- сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против".
Этап 5. Подведение итогов. Обобщение изученного материала
Заключительный этап урока предполагает групповую работу по разгадыванию кроссворда, составленного в сервисе EclipseCrossword (dropbox). Учащиеся демонстрируют выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали, определение аллегорического смысла басни (по группам). Афиширование групповой работы идет по следующим направлениям:
Почему И. Крылов включает в басню мораль?
Над какими пороками человека смеется автор?
Какие выразительные средства использует баснописец для создания характеристик героев?
Какие глаголы характеризуют главных героев?
В качестве самостоятельной зачетной работы группы является составление синквейна к басне «Свинья под дубом».
3.3 Подведение итогов
В качестве вывода по теме урока нужно сказать, что басни Крылова учат нас нравственности, учтивости, уважению к себе и другим, умение понимать других, находить человеческие пороки в себе, уметь их исправлять. Меткие и выразительные слова басен Крылова как нельзя лучше дают оценку человеческим поступкам, придают нашей речи эмоциональность, выразительность, меткость.
Целесообразно здесь зачитать слова П. Вяземского: «Россия радовалась и гордилась им, и будет радоваться и гордиться, и доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно русскому народу русское слово».
Каждый ученик, принимающий участие на уроке, будет оценен. В качестве домашнего задания ребятам предлагается написать сочинение: «Чему я научился у великого баснописца?»
Использование ИКТ, включение в урок дидактических игр, прослушивание записи актерского чтения способствует привлечению интереса к жизни и творчеству И.А.Крылова.
При рациональном использовании времени на уроке можно успеть провести все запланированные виды работы.
Список использованной литературы
http://www.bestreferat.ru/referat-410228.html
http://davaiknam.ru/text/urok-literaturi-6-klass-metodicheskie-rekomendacii-predmet-lit
Ахметшина Наталья Юрьевна
Дмитриева Н.Е.