12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитриева Н.Е.167

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Ф.И. О. педагога Дмитриева Наталья Евгеньевна

ОУ МБОУ Сосновская СОШ №2

Класс 5

Предмет Литература

Учебник Литература. 5 кл. в 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. -М.: Дрофа, 2018.

Название раздела Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.

Тема «В удивительном мире басен И.А. Крылова»

Тип урока урок обобщения и закрепления изученного материала

Технологии: дидактические игры, синквейн, ИКТ.

Цель: совершенствование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова; актуализировать умения и навыки, необходимые для творческого применения знаний; научиться применять обобщенные знания, умения и навыки в новых условиях.

Развивающая: развивать у учащихся умение применять полученные знания на практике; совершенствовать умение обобщать и систематизировать знания и способы деятельности; умение работать с источниками знаний; работать над выразительным чтением учащихся; развивать навыки работы в группе, паре.

Воспитательная: вовлекать в активную деятельность; формировать культуру, гуманные качества личности учащихся; воспитывать любовь к родной литературе, чувство ответственности при работе в коллективе.

Личностные УУД

Развивать внимательное, уважительное отношение к наследию русской литературы; стремится к речевому самосовершенствованию,

формированию навыков развернутого анализа.    

Регулятивные УУД

Предвидеть возможности получения конкретного результата; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников; уметь рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение пользоваться дополнительной, справочной литературой; уметь доказывать, анализировать, делать выводы; проявлять активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные УУД

Уметь достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.


План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осуществления переноса знаний, умений, навыков учащихся в новые условия.


Организация начала урока

ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77/45163/?interface=themcol

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция



2.Мотивация к учебной деятельности

Презентация к виртуальной экскурсии «В прекрасном мире басен Крылова» http://ru.calameo.com/read/001219421a13b416d2013


Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные УУД: воспитание основы гражданской идентичности путём знакомства с произведениями русской литературы

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Что общего у всех басен Крылова и чем они различаются?


- Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в удивительный и прекрасный мир басен И.А. Крылова.


Виртуальная экскурсия.


Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия поможет вам научиться разбираться в людях, отличать добро от зла?



Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.










Формулируют предполагаемый ответ на проблемный вопрос; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и формирование умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.


Презентация «Викторина. Басни Крылова» 

https://ru.calameo.com/read/0012194211490528f87d3

«Собери картинку»

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=38f9ad057281


Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, метод творческого чтения

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные УУД: целеполагание

Целеполагание.

Направляет учащихся на самостоятельное определение темы урока, его цели и задач.


Руководство работой учащихся по выполнению заданий викторины.

Задание: вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на иллюстрациях.

Что такое иллюстрация?


Руководство работой учащихся «Собери картинку»



Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Отвечают на вопросы викторины.



Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.





Работа в сервисе Jigsaw Planet.




Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения учебного материала.

Организация обратной связи.


1. Выборочная проверка домашнего задания

Таблица «ЗУХ»


















Словесный, познавательный, эвристический, метод творческого чтения


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата



Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”










Беседа по статье.

-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое басня?

Чтение таблицы «ЗУХ», составленной по статье учебника «Биография И.А. Крылова»

1 колонка: знаю основные этапы жизни и творчества Крылова.

2 колонка: умею составлять план к статье учебника.

3 колонка: что хочу узнать во время виртуальной экскурсии в мир басен Крылова.


Отвечают на вопросы учителя.








2.Работа с литературоведческими понятиями.


«Карта жанра»

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

- Вспомните и дайте определение басни.




Групповая работа. 

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка.


Предполагаемый ответ:

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

3.Мини-исследование в группе.


Работа над понятием аллегория. – Какое средство художественной выразительности положено в основу басен?


Задание. Дайте определение понятию «аллегория» и получите ответ на поставленный вопрос.

-А какие человеческие пороки олицетворяют известные басенные персонажи:

Осел, Медведь, Обезьяна, Петух, Собака, Слон?

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Отвечают на вопрос учителя.

Физкультминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Физкультминутка «Друзья»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


Работа с текстом басни.







Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, частично-поисковый







личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Беседа:

- Мы продолжаем совершать виртуальную экскурсию в мир басен Крылова. Предлагаю проверить свои знания, участвуя в дидактической игре «Кто хочет стать миллионером»





Отвечают на вопросы дидактической игры.



1. «Кто хочет стать миллионером»

http://LearningApps.org/1486329

Проводит игру.

Участвуют в игре.



2. Прослушивание аудиозаписей басен И.А. Крылова.

http://www.detochki.su/index.php?option=com_content&view=article&id=147:2009-01-24-22-21-17&catid=41:dvds&Itemid=84


http://tv- 22.ru/basni.html/

Беседа о прослушанном.

-Понравилось ли вам чтение басен Крылова?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характерах героев?

- Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басен?

— Какие явления жизни аллегорически описывают басни?
— В каких ситуациях эти басни могут служить уроком?



Слушают аудиозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.



3.Словарная работа

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта

Групповая работа.

В группе выпишите 10 непонятных слов.

Обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

4.Выразительное чтение учащимися.


Чтение по ролям басни.


5. Словесное рисование.


Метод словесного рисования


-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

6. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

— Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.


Этап 5. Подведение итогов. Обобщение изученного материала


Самостоятельный анализ басни.





Частично-поисковый, эвристический

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач; учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли

Организационная. Регулирует самостоятельную работу учащихся.

Самостоятельный анализ басни.

1 группа «Волк и ягненок»

2 группа «Квартет»

3 группа «Мартышка и очки»

4 группа «Стрекоза и муравей»

Задание.

1. Почему И. Крылов включает в басню мораль?

2. Над какими пороками человека смеется автор?

3. Какие выразительные средства использует баснописец для создания характеристик героев?

4.Какие глаголы характеризуют главных героев?

Афиширование.


1.Закрепление. Разгадывание кроссворда.


Коллективная работа

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи

Коммуникативные: навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками

Регулировка деятельности учащихся при разгадывании кроссворда

Участвуют в коллективной работе по разгадыванию кроссворда

2.Обобщение. Составление синквейна.


Индивидуальная работа, групповая работа, выступление перед аудиторией (афиширование).





Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполнение роли консультанта.


Самостоятельное создание синквейна на басню «Свинья под дубом».

Афиширование результатов.



3.Самооценка

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

4.Домашнее задание


Словесный, наглядный


Дифференцированное домашнее задание.


Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали из басен И.А. Крылова.

Записывают

задания в дневники.

5.Рефлексия


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?


Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)





























Методические рекомендации

для педагогов по изучению темы

«В удивительном мире басен И.А. Крылова»

(литература, 5 класс)



Содержание


Введение.

Основная часть:

Виды учебной деятельности учащихся.

Этапы урока.

Подведение итогов.

Заключение.

Список используемой литературы.


I.Введение


От учителя во многом зависит, останется ли произведение, изучаемое на уроке, безымянным для ученика – читателя, состоится ли диалог автора с читателем – другом.

Работая с детьми 12-летнего возраста, надо помнить: именно в этой возрастной группе формируются представ­ления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений раз­ных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связа­ны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять вни­мание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной дея­тельности учащихся.




II. Основная часть

2.1 Виды учебной деятельности учащихся


Планируя урок обобщающего повторения по творчеству И.А. Крылова, акцентирую внимание на следующих направлениях учебной деятельности учащихся:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, чтение наизусть;

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных; ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: выразительное чтение басни, устное словесное рисование, дидактические игры;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения;

исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление басен и выявление в них общих и своеобразных черт.


Басни Крылова приходят к детям довольно рано: им читают взрослые в дошкольные годы, а сами они начинают читать их в начальной школе.

В среднем возрасте ребятам предстоит впервые изучать их на уроках литературы, читать самостоятельно. В дальнейшем в самых житейски жизненных ситуациях вновь и вновь вспоминаются басни целиком или фрагменты из них, герои и их поведение поступки, отдельные строки, ситуации, мораль, которая заключена в басне.

Данный урок проводится последним в системе уроков по творчеству И.А. Крылова. Урок будет проведен в форме виртуальной экскурсии в удивительный мир басен И.А. Крылова с включением в него презентации «В прекрасном мире басен Крылова» (сервис calameo), презентации «Викторина. Басни Крылова» (сервис slideboom), аудиозаписей басен И.А. Крылова, дидактической игры «Кто хочет стать миллионером» (сервис learningapps) дидактической игры с составлением кроссворда (сервис EclipseCrossword), дидактической игры «Собери картинку» (работа в сервисе Jigsaw Planet).

Цель данного урока – провести обобщающее повторение изученного материала, раскрыть красоту, меткость, аллегоричность языка басен И.А.Крылова.

Важными элементами данного урока являются предварительная подготовка к уроку: составление индивидуальных и групповых заданий, дидактического материала и четкое определение всех этапов урока, что позволит достаточно объемный материал распределить компактно, с минимальными затратами учебного времени.

2.2 Этапы урока


Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осуществления переноса знаний, умений, навыков учащихся в новые условия.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя, позволяющее настроить на цельное, правильное и глубокое эмоциональное восприятие произведения. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения. Беседа с целью выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности.

Презентация «В прекрасном мире басен Крылова», выполненная в сервисе calameo, позволит учащимся построить развернутый ответ на вопрос: что общего у всех басен Крылова и чем они различаются?

Демонстрация презентации «Викторина. Басни Крылова», выполненной в сервисе slideboom, даст возможность учащимся осуществить поиск и выделение необходимой информации для решения поставленной задачи, осуществить перенос знаний, умений и навыков в новые условия.

Творческая деятельность учащихся в дидактической игре «Собери картинку» (работа в сервисе Jigsaw Planet) способствует развитию учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; совершенствует умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учит работать в паре, группе, выполнять различные роли.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения учебного материала. Организация обратной связи.

Беседа по ключевым вопросам:

-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое басня?

Работа с литературоведческими понятиями. Работа над понятием «жанр басни», определением басни.

Мини-исследование в группе. Работа над понятием «аллегория».

Чтение таблицы «ЗУХ», составленной по статье учебника «Биография И.А. Крылова»:

1 колонка: знаю основные этапы жизни и творчества Крылова.

2 колонка: умею составлять план к статье учебника.

3 колонка: что хочу узнать во время виртуальной экскурсии в мир басен Крылова.


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом.

На данном этапе учителю необходимо помочь учащимся глубже проникнуть в произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы. Для этого предлагается прослушать аудиозаписи басен Крылова с последующим обсуждением:

Понравилось ли вам чтение басен Крылова?

Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басен?

Учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной можно и через задания творческого характера. На данном этапе предлагается учащимся практиковать устное словесное рисование: самостоятельное создание микротекста на заданную тему.

Завершающим моментом данного этапа является дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером», выполненная в сервисе learningapps. Достаточно важно, чтобы в игре дети:

- сумели обосновать свое суждения фактами;

- сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против".

Этап 5. Подведение итогов. Обобщение изученного материала

Заключительный этап урока предполагает групповую работу по разгадыванию кроссворда, составленного в сервисе EclipseCrossword (dropbox). Учащиеся демонстрируют выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали, определение аллегорического смысла басни (по группам). Афиширование групповой работы идет по следующим направлениям:

Почему И. Крылов включает в басню мораль?

Над какими пороками человека смеется автор?

Какие выразительные средства использует баснописец для создания характеристик героев?

Какие глаголы характеризуют главных героев?

В качестве самостоятельной зачетной работы группы является составление синквейна к басне «Свинья под дубом».


3.3 Подведение итогов


В качестве вывода по теме урока нужно сказать, что басни Крылова учат нас нравственности, учтивости, уважению к себе и другим, умение понимать других, находить человеческие пороки в себе, уметь их исправлять. Меткие и выразительные слова басен Крылова как нельзя лучше дают оценку человеческим поступкам, придают нашей речи эмоциональность, выразительность, меткость.

Целесообразно здесь зачитать слова П. Вяземского: «Россия радовалась и гордилась им, и будет радоваться и гордиться, и доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно русскому народу русское слово».

Каждый ученик, принимающий участие на уроке, будет оценен. В качестве домашнего задания ребятам предлагается написать сочинение: «Чему я научился у великого баснописца?»

Использование ИКТ, включение в урок дидактических игр, прослушивание записи актерского чтения способствует привлечению интереса к жизни и творчеству И.А.Крылова.

При рациональном использовании времени на уроке можно успеть провести все запланированные виды работы.



Список использованной литературы



http://www.bestreferat.ru/referat-410228.html

http://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_provedeniyu_urokov-laboratornyh_rabot_po_literature_v_6_klasse-121272.htm

http://davaiknam.ru/text/urok-literaturi-6-klass-metodicheskie-rekomendacii-predmet-lit















Опубликовано


Комментарии (2)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 07.10.19 в 08:10 1Ответить Пожаловаться
Наталья Евгеньевна, внимательно познакомилась с Вашей публикацией. Не могу согласиться с Вашим выводом: "При рациональном использовании времени на уроке можно успеть провести все запланированные виды работы". Урок очень насыщен различными видами работ. На мой взгляд, с таким объемом не уложиться в 45 минут, тем более в 5 классе.
Прошла по ссылкам. На этапе организации начала урока ссылка на ЦОР - там 6(!) аудиозаписей басен Крылова. Какую именно Вы используете?
Презентация «Викторина. Басни Крылова» - сервер не найден.
Задание "Собери картинку" - первые две головоломки недоступны.
Ссылка на кроссворд ведет на страницу dropbox, но не на сам ресурс.
По-доброму завидую, если Вам на уроке удается реализовать всё, что отражено в технологической карте, включая мини-исследование, анализ басен, составление синквейна и т.д.

Отредактировано 07-10-2019 08:11

Дмитриева Н.Е., 07.10.19 в 14:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарии к моей работе. Конечно, все предложенное невозможно успеть применить не только за 45 минут, но и за два урока. Но ведь все интерактивные упражнения, аудиозаписи и презентации не обязательно в полном объеме демонстрировать на уроке. Учитель выберет то, что ему подходит, учитывая цели и задачи урока, уровень готовности своего класса. Проверю обязательно ссылки. Возможно, некоторые сайты уже закрыты. К сожалению, с этим приходится сталкиваться достаточно часто.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.