12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Даутова Надежда Николаевна323 Россия, Удмуртская респ., Ижевск |
Технологическая карта урока «Историческая основа басен Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие»»
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога Даутова Надежда Николаевна
Должность учитель русского языка и литературы
Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Ижевска.
Предмет литература Класс: 8д Учебник (УМК, программа): Учебник Коровиной В.Я. Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной).
Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление. Урок-беседа. Раздел «Из литературы 19 века», тема «И.А.Крылов. Басни».
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, портреты И.А.Крылова, М.И.Кутузова, Наполеона, Александра I., раздаточный материал.
Характеристика учебных возможностей обучающихся: класс естественнонаучный
Технология урока- проблемно-диалогическое обучение, игра, .
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых УД | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Закрепление понятий: басня, мораль, эзопов язык, комическое, прототип, фразеологизм Анализ языка художественного произведения, темы, идеи, сюжета, композиции | Умение анализировать текст, определять идею произведения сопоставить историческую основу произведения с ее литературным осмыслением, воплощением. Увидеть авторскую позицию. Находить аллегорию. |
Регулятивные | Целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; | Сотрудничество и коммуникация, самоорганизация, рефлексия, оценка гражданской позиции баснописца, его политические взгляды, их влияние на умы читателей. |
Познавательные | Поиск информации, построение высказывания в устной форме, с ориентация и восприятие текста поэтического произведения, смысловое чтение; | Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству баснописца, воспитывать чувства любви к Родине, гордости за наших предков; |
Коммуникативные | Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, высказывание и обоснование мнения | Построение монологического и диалогического ответа. Уважительное отношение к одноклассникам, имеющим отличающуюся точку зрения |
Личностные | Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; | Формирование гражданственности, развитие навыков анализа текста, формировать способности к самовыражению в умении оценивать исторические события |
Ход урока:
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 5 минут | Настроить детей на урок, на восприятие и осмысление художественного текста в контексте с историческим событием – Отечественной войной 1812 года. | Слово учителя, беседа, чтение наизусть басни Измайлова | Вступительное слово учителя, эвристическая беседа о роли смеха | Нацеливает детей на работу, на формы и методы, синхронизирует работу детей, предлагает прослушать наизусть басню Измайлова, задает аналитические вопросы о сатире, басне, эзоповом языке, о роли баснописцев в истории | Делают записи в тетради, слушают, отвечают на вопросы по эпиграфу к уроку, слушают и комментируют басню Измайлова «О происхождении басни» | Коммуникативные УД: Излагать свое мнение, понимать позицию другого Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать Регулятивные:определять цель, проблему Личностные: осознание многообразия взглядов |
Ориентировочный этап «Фразеологизмы И.А.Крылова» 5 минут | Актуализация знаний по теме: «И.А. Крылов. Басни как литературный пример для эссе в ЕГЭ» | Инд. проект игра- презентация «Фразеологизмы И.А. Крылова» | Игра «Эрудит»: по отвлеченному описанию значения фразеологизма учащиеся должны догадаться, какая крылатая фраза задумана | Содействует проведению Делает подсказки в случае непонимания описания фразеологизма, делает переход к следующему этапу: показывает портреты Крылова и памятник в летнем саду работы Клодта | Учащийся проводит игру, остальные отвечают на вопросы викторины по басням Крылова, получают жетоны за ответы | Познавательные: устанавливать связи причинно-следственные Регулятивные: выдвигать версии Коммуникативные: использовать ИКТ понимать позицию другого, корректировка своего мнения Личностные: уметь ограничивать себя ради других, справляться с эгоизмом |
Поисково-исследовательский этап 10-15 | Организовать деятельность по усвоению новых знаний определить источники сюжетов басен Крылова, увидеть в знакомом новое, связь литературы и истории | Инд. проект презентациябеседа, чтение наизусть, чтение | Проект ученика «Историческая основа басен Крылова. Герой и его прототипы» исследовательская работа, чтение наизусть басни «Кот и повар» | Комментарий к презентации, беседа по проблемным вопросам об отражении событий войны 1812 года в творчестве Крылова. | Наблюдение за демонстрационным процессом, ответы на вопросы учителя, запись в тетради основных выводов об исторической основе басен | Познавательные: устанавливать аналогии для понимания закономерностей Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью Коммуникативные: использовать ИКТ, создавать устные тексты, использовать речевые средства Личностные: выработка собственной точки зрения на явления |
Практический этап 15 минут | Анализ языка произведения темы, идеи, сюжета, композиции, системы образов, найти средства создания комического | Проблемно-диалогическое обучение | Аналитическое чтение басен «Обоз» и «Лягушки, царя просящие», слово учителя, сравнительный анализ с басней Лафонтена | Аналитическая беседа после прочтения басни «Обоз», история создания басни «Лягушки, царя просящие» | Чтение, работа с текстом, поиск художественных средств (эпитет, аллегория, сравнение, метафора) оформление выводов в таблице, | Познавательные: Владеть смысловым чтением, анализ, обобщение, презентация информации в разных видах (таблицах, схемах и т.д.) Регулятивные:работа по плану, самостоятельно исправление ошибок Коммуникативные: корректировать свое мнение, излагать свое мнение, понимать позицию другого Личностные: оценивать свои и чужие поступки |
Рефлексивно-оценочный этап 5 минут | Подведение итогов урока, видение связи истории и литературы нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке и оценке людей и событий Оценка результата учебной деятельности. Умение соотносить полученный результат с поставленной целью | Слово учителя, беседа, имитация реального опыта | Беседа, чтение, дискуссия о роли сатириков в обществе, о вечных вопросах: о славе, власти, богатстве, памяти | Проверяет домашнее задание- страничка «Вконтакте», комментирует выступления учащихся о героях из басен, дает домашнее задание | Представляют страничку «Вконтакте» для героев басен И.А.Крылова, комментируют, угадывают героя, комментируют странички героев, созданные одноклассниками. Делают вывод по изученному на уроке. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: определять цель проблему. Коммуникативные: излагать аргументами свое мнение Личностные: уметь делать выбор в разных ситуациях, отвечать за выбор, осознавать и проявлять себя гражданином |
Дата: 12 октября 2015 г. Подпись педагога:
Историческая основа басен Крылова 1
PPTX / 1.78 Мб
Обоз (аудио)
MP3 / 3.74 Мб
Лягушки, царя просящие (аудио)
MP3 / 4.2 Мб
Фразеологизмы из басен Крылова (викторина)
PPTX / 1.57 Мб