Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Мой Крылов»
Сведения об авторе
Миргородская Наталья Александровна
Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля»
Иркутская область, г.Ангарск
Технологическая карта урока литературы
Класс: 5
Предмет: литература
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Тема мероприятия: «Мой Крылов».
Тип урока: Урок развивающего контроля.
Цели урока: формирование у обучающихся способностей применить полученные на уроках теоретические знания, практические умения в новых условиях (творческая среда).
Планируемые результаты:
Предметные: выявление сформированности навыка выразительного чтения басни, умения ее инсценировать, организовать музей писателя, писать синквейн, способствовать развитию речи обучающихся.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу и порокам, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: театральное искусство, музыка, этимология.
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для создания комфортного микроклимата на уроке. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по группе и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности 2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? » регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: -О ком с большим уважением говорил великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь: "Поэт м мудрец слились в нём воедино" ? -Почему он так сказал? -Это первый наш с вами урок по творчеству Крылова? - Как вы думаете, какое место занимает этот урок в серии уроков о Крылове? - Подумайте, какие цели мы преследуем на этом уроке? - Как мы назовём наш урок, какова будет тема нашего урока? | Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; определяют цели своей деятельности своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. | ||||
1.Выявление сформированности навыков художественного чтения и театрализованной деятельности | Словесный, познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к человеку, жажда саморазвития. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | 1.Проблемный вопрос: -Как вы думаете, какое слово произошло согласно Энциклопедическому словарю от от лат. quartus - четвертый, а по словарю Ушакова от ит. quartettо? -Каково лексическое значение слова квартет? -Какая басня Крылова вам вспоминается? Задание: Театрализация басни "Квартет" 2. Проблемный вопрос: - Для какого первого блюда на понадобятся следующие ингредиенты: Рыба речная, озерная (стерлядь, ерш, елец, окунь, язь, щука) Лук репчатый Морковь Сельдерей или петрушка Лавровый лист Соль Перец черный? -Какая басня Крылова вам вспоминается? Задание: Театрализация басни "Демьянова уха" 3. Проблемный вопрос: -Какую басню нужно прочесть человеку, который визгливо поднимает шум и крик и даже бросается в драку на человека, который в силу своей занятости или значительного физического превосходства даже не обратит внимания на этого мелкого обидчика? Задание: Театрализация басни "Слон и Моська" 4. Проблемный вопрос: - К какой басне Крылова применимы пословицы "Делу время- потехе час", "Сделал дело- гуляй смело"? Задание: Театрализация басни "Стрекоза и муравей" | Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке). Предполагаемый ответ: Значение слова Квартет по Ефремовой: Квартет - 1. Музыкальное произведение для четырех инструментов или певческих голосов. 2. Ансамбль из четырех исполнителей (инструменталистов или вокалистов) Отвечают на вопросы учителя. |
2. Выявление читательского кругозора | | 1. Задание: "Музей Крылова" (группа учащихся готовила дома и представляет на уроке "экспонаты", классу предлагается узнать, к какой басне относится этот экспонат) 2. Задание: - К каким Басням относятся предложенные вам иллюстрации? — Как изображены персонажи басни на иллюстрации? Какой намек содержит такое изображение? - Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? | Предполагаемый ответ: Набор специй - "Демьянова уха", Гроздь винограда - "Лисица и Виноград" , Сыр- "Ворона и Лисица", Фонарь - "Волк на псарне" и др. Отвечают на вопросы учителя. Соотносят иллюстрации к басням Крылова. | |
3.Мини-исследование в группе. | | Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. - Чему нас учат басни Крылова? | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечают на вопрос учителя. | |
Этап 4. Подведение итогов урока | ||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание сиквейна на басню «Мой Крылов» Афиширование результатов. |
2.Взаимо- и самооценка | Самоанализ | | Анализ работы учащихся 1.учащимся предлагается отдать розовую карточку тому однокласснику, который удивил на уроке или порадовал. 2. учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке (розовая карточка- доволен собой, жёлтая-нет) | Самооценка работы на уроке. |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басен Крылова 2. Сочинение-миниатюра "Мой Крылов" | Записывают задания в дневники. |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чем запомнится эта встреча? Опишите своё настроение цветом. Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» |