Технологическая карта урока чтения «Сатира и юмор в детских произведениях. В.Ю. Драгунский "Заколдованная буква"» (2 класс)

6
0
Материал опубликован 19 January 2016

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кулемина Татьяна Владимировна

Место работы: МБОУ «Ляховская СОШ» Меленковского района Владимирской области

Должность: учитель начальных классов

Предметная область, УМК: Литературное чтение. УМК «Школа России». Л.Ф.Климанова и др.

2 класс

Тип урока: Решение учебных задач.

Тема урока: В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква»

Цель: включить учащихся в деятельность для знакомства с рассказом В.Драгунского "Заколдованная буква" и его анализа с точки зрения авторской позиции.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-формировать уважительное отношение к иному мнению;

-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умение сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-формировать умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения строить рассуждения;

-формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;

-формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-способствовать формированию правильной читательской деятельности, используя разные виды чтения (выборочное, чтение наизусть, чтение по ролям);

-формировать элементарные приёмы анализа художественного произведения, умение определять главную мысль произведения;

-формировать умение пользования справочными источниками(словарём) для понимания и получения информации;

Формы взаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование урока: проектор, экран, компьютер учителя, ноутбук у каждого ученика,

презентация (Приложение 1), набор скороговорок (Приложение 2), карточки для групповой работы (Приложение 3).

Используемые ЭОР:

ресурса

Название ресурса

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

ЭОР №1.

Музыкальный фрагмент.

Видео-песенка «Пешком шагали мышки»

https://youtu.be/EeSzKtSq9dM

ЭОР №2.

Словарь Яндекс

http://slovari.yandex.ru/

ЭОР №3.

Сервис «Лернинг»

http://LearningApps.org/display?v=p9xb4j65c01

Прогнозируемый результат: познакомятся с произведением В.Драгунского «Заколдованная буква», продолжат формировать правильную читательскую деятельность, научатся определять главную мысль произведения.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этап урока

ЭОР

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организация начала урока.

 

Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на изучение материала.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

Тут и книжки на столе, вот лежат тетрадки.

И не хочется играть нам сегодня в прятки.

И совсем нам не досуг на кораблик дуть бумажный.

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

- Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

- Хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

- Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Слушают, приветствуют друг друга, дают внутреннюю установку на урок, эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позиций школьника

2.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

ЭОР №1.

Даёт прослушать детскую песенку «Пешком шагали мышки…», сопровождая слайдом презентации. (Приложение 1)

Слайд 2

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки поехали на кошке.

И пели по дорожке, и щёлкали орешки –

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно

Если кошке по пути – от чего не подвезти?

Задаёт вопросы, подводя детей к постановке учебных задач.

-Ребята, а можно ли эту песенку поместить в наш раздел «И в шутку, и в серьёз»?

-Вы внимательно слушали её. Какой звук встречался здесь чаще?

-А знаете, это очень непростой звук и иногда он может быть заколдованным! В этом вы сегодня убедитесь.

Слайд 3.

И чтобы его расколдовать, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква» и будем учиться….

Слайд 4.

- Продолжите начала фраз или вставьте пропущенные слова:

*тренироваться в …… и …….. чтения

*продолжать учиться читать по……

Просматривают слайд, воспринимают на слух.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают.

- Да, можно. Она весёлая, шуточная

- Звук ш.

Прогнозируют учебные задачи.

- В правильности и выразительности чтения.

- Учиться читать по ролям

Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренного; анализируют, осознанно строят речевые высказывания.

Регулятивные: прогнозируют, принимают и сохраняют учебные задачи урока.

3.

Проверка домашнего задания.

 

Даёт установку на проверку чтения выученных дома стихов. Задаёт вопросы.

Но не будем мы спешить

И людей вокруг смешить.

Проверим мы сначала,

что было задано на дом.

- А дома вы готовили стихи И.Токмаковой. Прочитайте друг другу подготовленное стихотворение по очереди.

-Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего товарища по парте?

-Кто считает, что ваш товарищ прочитал так хорошо, что его с удовольствием могут послушать все ребята?

Слушает выступления ребят. Ставит отметку, аргументируя её.

Слушают учителя.

Работают и обсуждают в парах.

Читают друг другу вполголоса выбранное стихотворение наизусть. Организуют взаимоконтроль.

Анализируют и оценивают чтение своего соседа по парте.

2-3 ученика выступают у доски.

Познавательные: строят своё высказывание, развивают память и устную речь.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают другое мнение и позицию;

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий собеседника, адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Изучение нового материала.

Вступительная беседа.

ЭОР №2.

Слайд 5.

Предлагает рассмотреть выставку книг, представленную на слайдах. Ведёт беседу.

- Весёлые и смешные стихи писала И. Токмакова

-А кто любит смешные книжки? Какие авторы их создавали?

- Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение?

Слайд 6.

- Люди любят смеяться. Но смех у них бывает разный. Посмотрите на эти смайлики - где смех добрый и весёлый? А где смех злой, как насмешка?

-Вот и смех автора бывает разный: гневный, осуждающий, если речь идёт о сатире, а иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – тогда речь идёт о юмористических произведениях.

- Найдите в Словаре Яндекса толкование этих слов.

- Какой же смайлик подойдёт для ЮМОРА, а какой для САТИРЫ

Рассматривают слайды. Отвечают на вопросы, пытаясь рассуждать и анализировать.

- Б.Заходер, Э.Успенский, В.Берестов, Н.Носов, В.Драгунский

- Наверное, не только. Они учат нас, высмеивают недостатки человека, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться.

Выбирают тип смайлика.

Находят и зачитывают толкование слов в словаре.

Анализируют и выбирают

Выбирают тип смайлика.

Познавательные: осуществляют извлечение необходимой информации, анализируют, осуществляют контроль своих действий

расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск информации в словаре, дают осознанные и произвольные высказывания в устной форме.

5.

Первичное восприятие произведения

 

Даёт установку перед первичным прослушиванием рассказа.

А теперь пора настала

рассказ послушать нам сначала.

-Послушаете рассказ и попробуйте понять, он сатирический или юмористический.

- Как думаете, ребята, какой это рассказ- юмористический или сатиристический?

Если мнения разделились, то учитель просит в течение урока подумать и вернуться к этому вопросу в конце урока.

Двое подготовленных детей читают у доски, остальные следят и читают про себя. Воспринимают произведение.

Прогнозируют и высказываются.

Познавательные: знакомятся с новым произведением.

Регулятивные: контролируют своё чтение и чтение выступающих.

6.

Оценка первичного восприятия.

 

Фронтально беседует с учащимися

-Эта история входит в книгу Драгунского «Денискины рассказы». Определите, от чьего лица повествовал писатель.

-Какая буква оказалась заколдованной? Почему?

-Правильно ли Дениска назвал свой рассказ? О чём идёт речь, о буквах или о звуках?

-А какие звуки вы не выговаривали, когда у вас менялись зубки?

-А теперь все выговариваете? Сейчас мы это проверим.

Предлагает поиграть, объяснив правила игры.

Чтение скороговорок в виде интерактивной игры «Эскалатор». (Приложение 2 )

Каждому ребёнку выдается скороговорка(любая). По сигналу учителя ученики 2 варианта на каждом ряду перемещаются на парту вперед, а ученики 1 варианта остаются на месте. При этом каждый раз дети произносят свою скороговорку соседу и слушают его скороговорку. Далее опять меняются. И так до тех пор, пока не окажутся на своих местах.

Осмысливают прочитанное.

- От имени Дениски.

- Буква Ш.

- Её никто не мог выговорить.

- Нет речь идёт не о буквах, а о звуках.

Высказываются по вопросу.

Слушают и вспоминают правила игры. Играют в интерактивную игру, проговаривая за небольшой период времени большое количество скороговорок, производя речевую разминку.

Личностные: проявляют интерес к новому материалу.

Коммуникативные: взаимодействуют со сверстниками в совместной игровой деятельности.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий собеседника.

7.

Словарная работа.

ЭОР №3.

Слайд 7.

-Ребята, в этом домике и живёт эта заколдованная буква, и она приглашает нас в гости:

Чтобы красиво рассказ прочитать,

Надо в гостях у меня побывать.

1)Прочитать слова на «ступеньках».

2)Прочитать слова на фасаде домика, глядя на полоску посередине

Даёт установку на самостоятельное выполнение словарной работы с помощью индивидуальных компьютеров.

- Включите ноутбуки. Найдите на рабочем столе ярлык «Заколдованная буква». Откройте.

Вам нужно выбрать подходящее значение для непонятных словосочетаний.

-становь на попа' поставь вертикально

-шпиль острая верхушка

-заактировать ёлку написать документ, квитанцию

Слушают учителя.

Работают на ноутбуках, прочитывая сложные слова, выбирая значения непонятных слов и словосочетаний.

Оценивают свой ответ в соответствии с образцом.

Познавательные: актуализируют, дополняют и расширяют свои знания.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий

8.

Анализ произведения . Выборочное чтение.

 

Фронтально беседует с учащимися.

-Что увидели ребята, гулявшие во дворе?

-Как выглядела ёлка? Прочитайте.

-Ёлку привезли из леса настоящую, живую. Её поставят, наверное, во дворе, одну на всех. А какую ёлку лучше взять для дома, для квартиры? Почему?

-Что делали ребята около ёлки?

-Почему мальчики покатились со смеху?

-Как они смеялись? Прочитайте. Что они при этом изображали?

-Что сказала Алёнка в оправдание? Прочитайте.

-А как это слово произнёс Мишка? Найдите и зачитайте.

-Почему Алёнка обрадовалась?

-Чем закончилась эта история? Почему рассказ назван «Заколдованная буква»?

- Почему же ребята смеялись друг над другом?

Анализируют произведение.

- Ребята увидели, что привезли во двор ёлку.

Выбирают ответ из текста рассказа.

- Для дома и квартиры лучше выбрать искусственную ёлку, потому что этим мы сбережём природу.

- Они её рассматривали.

-Алёнка неправильно произнесла слово.

Выбирают ответ из текста рассказа.

- Мишка тоже неправильно его произнёс.

- Никто не смог правильно произнести слово ШИШКИ. Буква Ш, точнее звук, оказался как будто заколдованным и никому не удавался.

-Они не понимали, что сами выглядят так же.

Познавательные: осознанно строят высказывания в устной форме, извлекают необходимую информацию, дополняют и расширяют имеющиеся знания, анализируют произведение.

Сравнивают поступки героев со своими собственными поступками.

9

Физминутка.

ЭОР №1.

Физминутка под песенку «Пешком шагали мышки…»

Поют песенку и выполняют движения.

Регулятивные.

10.

Работа над произведением. Чтение по ролям.

 

Даёт установку на групповую работу.

Мы работать любим дружно.

В группы сесть сейчас нам нужно!

 

Каждой группе раздаёт карточки (двух видов)(Приложение 3)

Разъясняет задание на карточках.

-Сейчас мы будем читать рассказ по ролям.

-Какие роли есть в этом рассказе?

Выберите подходящую особенность интонации для каждой роли.

- Назовите, какую интонацию чтения вы выбрали для слов автора, Алёнки, Мишки, Дениски.

-Выберите роли. Распределите их между собой. Подготовьте чтение по ролям.

-Какая группа хочет показать нам свою работу?

Обсуждение услышанного (скорость, безошибочность, выразительность)

-А теперь ребята объединятся по цвету карточек в 2 группы.

-Поработайте и ответьте на 2 вопрос.

 

- Выберите одного из вашей группы, кто ответит на вопрос.

- Так всё-таки каким оказался наш рассказ – с сатирой или с юмором?

Почему?

Сидят в группах по 4 человека.

Берутся за руки и произносят: «Мы группа, значит мы работаем вместе». Повторяют правила работы в группе.

Знакомятся с содержанием карточек.

Договариваются друг с другом, принимают позицию собеседника, выполняют задание, записывая ответы в карточке.

Распределяют самостоятельно между собой роли в группе. Каждая группа читает рассказ вполголоса по ролям.

Чтение по ролям одной из групп у доски.

Оценивают .

Пересаживаются в 2 группы.

Читают второе задание и обсуждают ответ внутри группы, проявляя уважение к чужому мнению.

У доски отвечает один человек из команды, выбранный детьми.

- Это юмористический рассказ. Автор не высмеивает своих героев, а шутя, как бы говорит, что прежде чем над кем-то смеяться, надо обратить внимание на себя.

Познавательные: отрабатывают правильное выразительное чтение по ролям. Анализируют, обобщают.

Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий и действий товарищей.

11

Домашнее задание.

 

Задаёт домашнее задание.

- Дома вам, ребята, нужно:

1) Выразительно читать произведение (всем)

2) Нарисовать рисунок к рассказу или вспомнить похожую историю из своей жизни (на выбор)

Выбирают домашнее задание по своим силам и интересам.

Регулятивные: прогнозируют уровень своей готовности для выполнения заданий.

12.

Итог урока. Рефлексия.

 

Вот подходит нужный срок,

Завершается урок

Подведём сейчас итог.

Фронтально беседует с учащимися.

-С каким произведением познакомились?

-Что помог нам разглядеть автор за этой смешной историей?

- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

Слайд 8.

- Молодцы, ребята! Расколдовали букву. А для заколдованной буквы мы оставим подарки. Оцените свою работу, выберите и прикрепите на доску шишку со смайликом своего настроения по завершению урока.

Беседуют с учителем, отвечая на его вопросы.

Анализируют и оценивают свои достижения.

- Мы познакомились с рассказом В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква».

Объясняют нравственный смысл рассказа:

- Не нужно смеяться над другими людьми.

Дают внутреннюю оценку своей работы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, сравнивают поступки героев со своими собственными поступками

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


Здесь будет файл: /data/edu/files/u1453223747.pptx (Презентация к уроку литературного чтения)


Здесь будет файл: /data/edu/files/a1453223810.docx (Подборка скороговорок)


Здесь будет файл: /data/edu/files/z1453223869.docx (Карточки для парной и групповой работы)


Предварительный просмотр презентации

МБОУ «Ляховская СОШ» учитель начальных классов КУЛЕМИНА Татьяна Владимировна урок литературного чтения "Заколдованная буква" В.Драгунский

И в шутку, и всерьёз «Пешком шагали мышки….»

Сегодня на уроке мы: Познакомимся с рассказом В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква»

Сегодня на уроке мы: Будем тренироваться в … и … чтения Будем продолжать учиться читать по … правильности выразительности ролям

ЮМОР САТИРА

непра перес высвис домоуп вильно меять тывается равление подъехала въехал ехал "Заколдованная буква" 1)Прочитать слова на «ступеньках». 2)Прочитать слова на фасаде домика, глядя на полоску посередине

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Хорошая разработка урока.

13 February 2016

Похожие публикации