Урок литературы с презентацией в 6 классе «Что ж... Каждому своя дорога...» (по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Туголукова Елена Николаевна (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» города Братска)
Класс: 6А
Предмет: литература
Тема урока: «Такие разные у нас дороги…» (по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»)
Место урока в изучаемой теме: первый урок по теме
Цель урока: 21.12.2016г. учащиеся 6А класса определили главное художественное средство, на основе которого строится рассказ, и его функцию в рассказе в ходе комплексного анализа текста.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
1.Организа ционный (приветствие) |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку
Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке! А ведь приветствовать друг друга можно по-разному! Поздоровайтесь со мной в стиле молодежной среды! По-английски! По-немецки! А в стиле 19 века! |
Привет! Hello! Gutten Morgen! Здравствуйте, сударыня! |
Приветствие учителя, настрой на работу |
|||||||||||
2.Постановка цели урока |
Введение в урок, целеполагание |
Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока Я хотела написать на доске тему урока, но не успела! Помогите мне ее восстановить! Изображение чего на картинке? Как это изображение связано с произведением? Зачем появились изображения разных дорог? Попробуйте сформулировать тему урока! Как думаете, о чем говорит завершающий знак препинания в теме? На какой лад настраивает читателя? Предлагаю и нам отправиться в путешествие по страницам книги! Улыбнитесь друг другу! И в добрый путь! |
Высказывание предположений и гипотез обучающимися Вокзал - это место действия. Это стечение жизненных и реальных дорог героев. «Такие разные у нас дороги…» |
Внимательное слушание учителя, осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание Наверное, предполагается, что читатель додумает сам ситуацию до конца и сделает собственные выводы. |
|||||||||||
3.По следам домашних заданий |
Создание ситуации успеха |
«Опросик» (фронтальная работа с классом) Где встретились старые приятели? Чем пахло от толстого? Чем пахло от тонкого? Что мастерит для продажи тонкий? Как зовут тонкого? Как зовут толстого? Как зовут сына тонкого? Кто по вероисповеданию жена тонкого? Кто сегодня молодец? Кто доволен своей работой? Нарисуйте радостный смайлик на полях! Индивидуальная работа в парах. Необходимо заполнить таблицу, ответив на вопросы, используя цитаты из текста. Откуда появился толстый? Какими деталями рисует автор его портрет? Чем от него пахнет? Лексическая работа. Флёрдоранж – напиток, настой или духи из цветков апельсина. Херес – лучшее вино Испании. Вывод в таблице (делают учащиеся под руководством учителя) Индивидуальная работа в парах Необходимо заполнить таблицу, ответив на вопросы, используя цитаты из текста. Как появляется тонкий? Какими деталями рисует автор его портрет? 3. Чем от него пахнет? Вывод в таблице (делают учащиеся под руководством учителя) |
Обучающиеся в тетрадях отвечают на вопросы учителя письменно, затем обмениваются ими и осуществляют взаимопроверку по заданным параметрам. Вокзал Флёдоранжем и хересом Ветчиной и кофейной гущей Портсигары Порфирий Миша Нафанаил Лютеранка
|
Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Исследование условий учебной задачи, осуществление взаимоконтроля «5» - 8 правильных ответов «4» - 6-7 правильных ответов «3» - 5 правильных ответов «2» - 1-4 правильных ответа Исследование условий учебной задачи, осуществление контроля работы одноклассников |
||||||||||
4. Интрига |
Создание проблемной ситуации |
Организация диалога обучающимися с помощью эвристической беседы по тексту О каких успехах и достижениях рассказывает тонкий? Чем хвастается? С каким чувством об этом говорит? Докажите текстом Оцените его достижения. Вывод (делают учащиеся под руководством учителя) Организация диалога обучающимися с помощью эвристической беседы по тексту О чем не очень охотно рассказывает толстый? Оцените его достижения. Вывод (делают учащиеся под руководством учителя) |
Решение учебной задачи обучающимися (анализ предложенного материала) 1.«Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как» Вывод: тонкий - неуверенный в себе человек. Достижения его сомнительны. Гордиться особо нечем. Однако ему кажется, что жизнь удалась. 1.«Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею» Вывод: толстому есть, чем гордиться. Он по-настоящему успешен. Однако не кичится этим, а воспринимает как нечто само собой разумеющееся. |
Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
|||||||||||
5.Движение темы |
Введение в тему урока |
Организация диалога с обучающимися с помощью эвристической беседы Кто первый бросился к другу? Как меняется отношение тонкого, когда он узнает об успехах толстого? Какова реакция толстого на такое преображение? Почему? Разделяете ли вы его чувства? Почему? Почему герои не называются по именам, хотя мы с самого начала знаем, как их зовут? Постановка проблемного вопроса Окиньте взглядом ваши записи в тетради и подумайте, какое художественное средство лежит в основе произведения? Докажите это! |
Решение учебной задачи известным способом (анализ предложенного материала) 2.«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...» 3. «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку» Антитеза – противопоставление. |
Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
||||||||||
6.Рефлексия |
Создание проблемной ситуации |
Постановка проблемного вопроса Почему же сегодняшний урок был назван именно так? Как ещё вы могли бы его назвать? Какие чувства остались от урока? По-вашему, возможна ли такая ситуация в наши дни? Как думаете, как бы мог закончиться рассказ, если бы не зависть и чинопочитание? |
Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения. |
Осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Самооценка |
||||||||||
7. Запись и объяснение Д/З: Чтение рассказа «Смерть чиновника» Пересказ текста от лица героя Письменная работа «Почему умер Червяков?» |