Урок литературного чтения «А.П. Чехов. Толстый и тонкий» (6 класс)
Конспект урока разработан по программе к предметной линии авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровиной и других, 6 класс, урок №57, тема «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Особенности юмора в рассказе» - 2 урок. До этого ученики получали первоначальное представление о творчестве А.П. Чехова в 5 классе при изучении особенностей чеховского повествования на основе рассказа «Хамелеон». Если обучение в начальной школе осуществлялось по программе «Школа России», то ученики в 4 классе изучали рассказ «Мальчики», соответственно, уже знакомы с творчеством А.П. Чехова.
Класс: 6
Тема: «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий. Особенности юмора в рассказе». (урок №57)
Тип (форма проведения): комбинированный урок
Цель: создать условия для формирования умения анализировать эпическое произведение, умения распознавать и анализировать приемы изображения комического в рассказе.
Задачи:
- продолжить формирование умения определять средства выразительности в рассказе;
- продолжить формирование умения составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речи;
- формировать умение анализировать приемы создания комического.
Формируемые умения:
Метапредметные:
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы: словесный (беседа), практический (работа с текстом учебника), наглядный (демонстрация, иллюстрация), частично-поисковый.
Средства обучения:
- для учителя: компьютер, проектор, экран, доска, цветной мел, фонохрестоматия к учебнику под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой и др. «Литература» 6 класс.
- для учеников: учебник под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой и др. «Литература» 6 класс, ч.2, с.273 – 282, ручка, простой карандаш, карточка №1.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Деятельность учащихся |
Формируемые умения |
||
1.Организационый момент (3 минуты) |
Приветствую учеников. - Проверьте, все ли готово у вашего соседа по парте к уроку «Литературы»? Дайте рекомендации, если чего-то не хватает. Садитесь. Включаю мелодию «Сюита №2 для флейты. Шутка» И.С. Бах - Какое настроение вам навеяла прослушанная мелодия? |
Приветствуют педагога. Проверяют готовность к уроку в парах (тех, кто сидит один, проверяю я). Садятся на места. Слушают музыку.
Веселое, игривое, озорное, радостное и др. |
Умение контролировать себя и осуществлять взаимопроверку, умение в социально приемлемой форме давать рекомендации. |
2. Актуализация знаний (4 мин.) |
- Кто из вас может сказать, кто композитор прослушанной мелодии/название данной музыкальной композиции (изучается на уроках музыки в этот же период на уроке по теме «Шутка в музыке» в 6 классе)? - Какие синонимы можно подобрать к слову шутка? - Как связаны слова и словосочетания «юмор», «хохот», «умереть от смеха», «Антоша Чехонте»? Как именно связаны?
- Это один из псевдонимов писателя. Как вы думаете, почему А.П. Чехов подписывал рассказы вымышленным именем? - Какие особенности характера Антона Павловича встречаются в воспоминаниях его современников? Можете обратиться к учебнику и зачитать. |
И.С. Бах «Шутка»
Потеха, юмор, подколка, насмешка, веселье, забава и др. Все эти слова и словосочетания связаны с А.П. Чеховым. Чехов писал первые юмористические рассказы под псевдонимом/вымышленным именем Антоша Чехонте. Стеснялся, что будет не признан, боялся критики и др. Приводят примеры, отвечают. |
Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи.
|
3.Целеполагание (2 мин.) |
На слайде: «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Л. Н. Толстой. - Какие вопросы можно поставить после прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на доске). - Как вы думаете, что нам поможет ответить на поставленные вопросы? - Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий». - Какую цель вы можете поставить перед собой на урок? |
Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться? Чем восхищаться?
Произведения Чехова, его биография и т.д.
Определить художественные средства рассказа, его особенности, то, над чем можно смеяться/то, что может вызвать смех, что может вызвать радость/восхищение. |
Умение формулировать цель урока при помощи учителя. |
4.Первичное восприятие (5 мин.) |
Откройте учебник на стр.278, возьмите в руку простой карандаш, во время слушания актерского чтения из Фонохрестоматии отмечайте в тексте слова, которые вызывают затруднения в понимании. |
Слушают актерское чтение/ чтение учителя в случае невозможности технической поддержки. |
Умение понимать и выполнять учебную задачу, умение удерживать внимание. |
5. Проверка первичного восприятия (7 мин.) |
- Какие слова вы подчеркнули? По ходу беседы сначала выясняется, знает ли кто-нибудь толкование слов из учеников, если никто не знает, педагог приводит отвечает. Предположительно могут быть названы слова (если ученики не назовут, поинтересоваться, какое значение у того или другого слова): Лоснились – блестеть, отсвечивать: щеки лоснились от жира; Херес – сорт крепкого виноградного вина; Флердоранж – аромат цветка померанца, сладкий цветочный аромат, еще его называют «ароматом молодости» (на слайде цветок); Гимназист – ученик гимназии (гимназия – средне-учебное заведение, могли поступить на учебу те, кто не моложе 9 лет, на слайде гимназист); Облобызались – поцеловались, в рассказе троекратно - три раза; Ошеломлены – крайне удивлены, приятно озадачены; Душонок и щёголь – хорошо пахнет и модно одевается; Лютеранка – последовательница христианского вероучения, возникло в Германии. Предположить, что жена Порфирия – немка, т.к. и фамилия у нее немецкая. Герострат – житель древнегреческого города, который сжег храм; Эфиальт – житель Греции, предатель, во время войны с персами указал им другой путь в город. Коллежский асессор – звание для гражданских (невоенных) служащих, соответствовал званию майора, давался после 10 - 16 лет службы. «Станислава имею» - орден Российской империи, самый младший по старшинству среди наград для чиновников. «небось уже статский» - чин, дающий право стать дворянином, давался заместителям директора какого-либо ведомства. «до тайного дослужился» - звание для гражданских (невоенных) служащих, чин генеральского класса, давался высшим государственным чиновникам (министрам, заместителям министров). «две звезды имею» - две восьмиконечные звезды – знаки отличия высших степеней – орден Святого Станислава и Святой Анны (на слайде). |
Отвечают на вопрос учителя, стараются сами предположить, что означают подчеркнутые слова. |
Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, формулировать ответы на вопросы, опираясь на ранее полученные знания и на контекст прочитанного текста.
|
6.Вторичное восприятие (4 минуты) |
Чтение текста хорошо читающими учениками. - Прочитаем еще раз рассказ, во время чтения постарайтесь подготовить ответ на вопрос: «Смешным или грустным вы назвали бы рассказ?» |
Ученики читают текст, остальные следят за читающим по тексту. |
Умение выразительно читать, используя известные приемы, умение понимать и выполнять учебную задачу, умение удерживать внимание. |
7. Проверка вторичного восприятия (2 мин.) |
- Смешным или грустным вы назвали бы рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно? |
Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения. |
Умение анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, |
8. Анализ (10 мин.) |
- Как вы думаете, что должно отражать заглавие произведения? По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным. Запишем вывод о заглавии чеховского рассказа в карточку №1 (дублируется на доске)
- Какой художественный прием обнаруживаем в заглавии рассказа? - Вы уже изучили понятие «композиция». Перечислите ее основные компоненты.
- Как автор описывает встречу героев? Прочтите завязку рассказа.
- Какая в этом особенность авторского стиля? -Запишите эту особенность в карточку. 1. Простое, краткое заглавие 2. Краткая завязка - Представим, что каждый из вас – режиссер, и вам необходимо подобрать актеров на главные роли. Каким, по-вашему, должен быть актер для роли толстого? Опишите его словами из текста. Подчеркните волнистой линией те слова, которые характеризуют внешность толстого. - Каким должен быть актер для роли тонкого? Подчеркните волнистой линией те слова, которые характеризуют внешность толстого. (на слайде в итоге пример сравнительной характеристики).
- Какой художественный прием использует автор при описании героев? Посмотрите на таблицу со сравнительными характеристиками. - Встречали ли мы уже такой прием в рассказе? Где? - Весь рассказ пронизан этим художественным приемом. - Полно или кратко описывает автор героев рассказа? - Действительно, одна-две детали – и перед нами богатый, уверенный в себе, довольный жизнью человек или же уставший, замученный, но хвастливый товарищ детства. - Вернемся к карточке №1 и добавим еще один пункт. 1. Простое, краткое заглавие 2. Краткая завязка 3. «Говорящая» деталь - Какая ситуация описана в рассказе?
- Рады этой встрече герои или нет? Как это можно подтвердить словами из текста. Зачитайте. - Какие предложения по цели высказывания используют в своей речи герои? - Герои говорят друг с другом. А как называется разговор двух и более лиц? - Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова. Дополним выводы: 1. Простое, краткое заглавие 2. Краткая завязка 3. «Говорящая» деталь 4. Построение рассказа – диалог - Какого материальное положение тонкого? Зачитайте из текста.
- С каким чувством он рассказывает об этом? Мы узнаем, что тонкий приехал на эту станцию на службу, возможно останется там служить на всю жизнь. - А как обстоят дела у толстого?
- В какой момент изменился стиль общения тонкого с толстым? После какой фразы? - Как называется самый напряженный момент в произведении? - Как стал разговаривать тонкий? - Что необычного появилось в речи этого персонажа? Кто знает, с чем связана эта особенность в речи? Домашним заданием для вас будет: узнать, что такое «словоёрс» и в каких случаях его используют. - А что говорят жена Порфирия и его сын?
- Что говорится о Нафанаиле? Зачитайте. Почему он не сразу приветствует друга своего отца?
- Что говорится о жене Порфирия? - Почему подбородок удлинился? Он вырос?
- Что мы можем сказать о приеме автора характеризовать героев? - Дополним наш список в карточке: 1. Простое, краткое заглавие 2. Краткая завязка 3. «Говорящая» деталь 4. Построение рассказа – диалог 5. Речь и действия героя – это его характеристика |
Основную мысль; то, о чем будет говориться в произведении и др.
Записывают в карточку.
Антитеза
Завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Кратко, без длинных объяснений и предисловий. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий». Краткая завязка/ вступление/ начало.
Только что пообедал (сытно), пахло вином и парфюмом, дослужился до тайного, две звезды имею (высокий чин, ордена высших степеней). Зачитывают и подчеркивают слова.
Был навьючен (как животное), пахло ветчиной и кофейной гущей (даже не кофе, а гущей), жалование плохое, съёжился, сгорбился, сузился, побледнел. Антитеза
Да. В заглавии.
Кратко.
Записывают вывод в карточку.
Встреча товарищей по учебе спустя много лет. Да. Зачитывают.
Восклицательные, вопросительные.
Диалог
Записывают вывод в карточку.
Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары на продажу. С гордостью, он хвастается.
Он стал тайным советником, есть государственные награды, значит, хорошо зарабатывает, его уважают. Когда тонкий узнал, какой чин у толстого. Кульминация.
Льстиво, угодливо, как подхалим, сбивчиво, потерялся в разговоре. Он стал добавлять букву «-с» в конце слов.
Ничего не говорят, это молчаливые персонажи. Зачитывают. Не знает, как реагировать, сначала рассматривает его, достоин ли он приветствия, может быть испугался, от неожиданности. Зачитывают. Она выглядывала из-за спины мужа, заинтересовалась важной персоной; ей стало интересно, любопытно. Автор характеризует героев при помощи их речи и действий, которые они совершают. Записывают вывод в карточку.
|
Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, формулировать ответы на вопросы, опираясь на ранее полученные знания и на контекст прочитанного текста.
|
Рефлексия, оценивание (3 мин.) |
-Вернемся к вопросам, поставленным вначале урока: Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться? Чем восхищаться? - Сформулируйте ответ на вопрос, опираясь на приобретенные во время урока знания. - Можно ли утверждать, что мы сегодня прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех? Оцениваю работу учащихся. Д/з: читать рассказ А.П. Чехова по ролям с.278-280, узнать, что такое «словоёрс», подготовить устное объяснение. |
Высказывают свою точку зрения, подводят итог.
Записывают домашнее задание. |
Умение делать выводы, обобщать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, формулировать ответы на вопросы, опираясь на полученные знания, осуществлять самоконтроль.
|