Урок литературного чтения «А.П. Чехов. Толстый и тонкий» (6 класс)

3
0
Материал опубликован 29 October 2018

Конспект урока разработан по программе к предметной линии авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровиной и других, 6 класс, урок №57, тема «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Особенности юмора в рассказе» - 2 урок. До этого ученики получали первоначальное представление о творчестве А.П. Чехова в 5 классе при изучении особенностей чеховского повествования на основе рассказа «Хамелеон». Если обучение в начальной школе осуществлялось по программе «Школа России», то ученики в 4 классе изучали рассказ «Мальчики», соответственно, уже знакомы с творчеством А.П. Чехова.

 

Класс: 6

Тема: «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий. Особенности юмора в рассказе». (урок №57)

Тип (форма проведения): комбинированный урок

Цель: создать условия для формирования умения анализировать эпическое произведение, умения распознавать и анализировать приемы изображения комического в рассказе.

Задачи:

- продолжить формирование умения определять средства выразительности в рассказе;

- продолжить формирование умения составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речи;

- формировать умение анализировать приемы создания комического.

Формируемые умения:

Метапредметные:

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы: словесный (беседа), практический (работа с текстом учебника), наглядный (демонстрация, иллюстрация), частично-поисковый.

Средства обучения:

- для учителя: компьютер, проектор, экран, доска, цветной мел, фонохрестоматия к учебнику под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой и др. «Литература» 6 класс.

- для учеников: учебник под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой и др. «Литература» 6 класс, ч.2, с.273 – 282, ручка, простой карандаш, карточка №1.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Организационый момент (3 минуты)

Приветствую учеников.

- Проверьте, все ли готово у вашего соседа по парте к уроку «Литературы»? Дайте рекомендации, если чего-то не хватает. Садитесь.

Включаю мелодию «Сюита №2 для флейты. Шутка» И.С. Бах

- Какое настроение вам навеяла прослушанная мелодия?

Приветствуют педагога. Проверяют готовность к уроку в парах (тех, кто сидит один, проверяю я). Садятся на места. Слушают музыку.

 

 

Веселое, игривое, озорное, радостное и др.

Умение контролировать себя и осуществлять взаимопроверку, умение в социально приемлемой форме давать рекомендации.

2. Актуализация знаний (4 мин.)

- Кто из вас может сказать, кто композитор прослушанной мелодии/название данной музыкальной композиции (изучается на уроках музыки в этот же период на уроке по теме «Шутка в музыке» в 6 классе)?

- Какие синонимы можно подобрать к слову шутка?

- Как связаны слова и словосочетания «юмор», «хохот», «умереть от смеха», «Антоша Чехонте»? Как именно связаны?

 

- Это один из псевдонимов писателя. Как вы думаете, почему А.П. Чехов подписывал рассказы вымышленным именем?

- Какие особенности характера Антона Павловича встречаются в воспоминаниях его современников? Можете обратиться к учебнику и зачитать.

 

 

 

И.С. Бах «Шутка»

 

Потеха, юмор, подколка, насмешка, веселье, забава и др.

Все эти слова и словосочетания связаны с А.П. Чеховым.

Чехов писал первые юмористические рассказы под псевдонимом/вымышленным именем Антоша Чехонте.

Стеснялся, что будет не признан, боялся критики и др.

Приводят примеры, отвечают.

Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание (2 мин.)

На слайде:

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».

Л. Н. Толстой.

- Какие вопросы можно поставить после прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на доске).

- Как вы думаете, что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

- Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».

- Какую цель вы можете поставить перед собой на урок?

 

 

 

Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться? Чем восхищаться?


 

Произведения Чехова, его биография и т.д.


 

Определить художественные средства рассказа, его особенности, то, над чем можно смеяться/то, что может вызвать смех, что может вызвать радость/восхищение.

Умение формулировать цель урока при помощи учителя.

4.Первичное восприятие (5 мин.)

Откройте учебник на стр.278, возьмите в руку простой карандаш, во время слушания актерского чтения из Фонохрестоматии отмечайте в тексте слова, которые вызывают затруднения в понимании.

Слушают актерское чтение/ чтение учителя в случае невозможности технической поддержки.

Умение понимать и выполнять учебную задачу, умение удерживать внимание.

5. Проверка первичного восприятия (7 мин.)

- Какие слова вы подчеркнули?

По ходу беседы сначала выясняется, знает ли кто-нибудь толкование слов из учеников, если никто не знает, педагог приводит отвечает.

Предположительно могут быть названы слова (если ученики не назовут, поинтересоваться, какое значение у того или другого слова):

Лоснились – блестеть, отсвечивать: щеки лоснились от жира;

Херес – сорт крепкого виноградного вина;

Флердоранж – аромат цветка померанца, сладкий цветочный аромат, еще его называют «ароматом молодости» (на слайде цветок);

Гимназист – ученик гимназии (гимназия – средне-учебное заведение, могли поступить на учебу те, кто не моложе 9 лет, на слайде гимназист);

Облобызались – поцеловались, в рассказе троекратно - три раза;

Ошеломлены – крайне удивлены, приятно озадачены;

Душонок и щёголь – хорошо пахнет и модно одевается;

Лютеранка – последовательница христианского вероучения, возникло в Германии. Предположить, что жена Порфирия – немка, т.к. и фамилия у нее немецкая.

Герострат – житель древнегреческого города, который сжег храм;

Эфиальт – житель Греции, предатель, во время войны с персами указал им другой путь в город.

Коллежский асессор – звание для гражданских (невоенных) служащих, соответствовал званию майора, давался после 10 - 16 лет службы.

«Станислава имею» - орден Российской империи, самый младший по старшинству среди наград для чиновников.

«небось уже статский» - чин, дающий право стать дворянином, давался заместителям директора какого-либо ведомства.

«до тайного дослужился» - звание для гражданских (невоенных) служащих, чин генеральского класса, давался высшим государственным чиновникам (министрам, заместителям министров).

«две звезды имею» - две восьмиконечные звезды – знаки отличия высших степеней – орден Святого Станислава и Святой Анны (на слайде).

Отвечают на вопрос учителя, стараются сами предположить, что означают подчеркнутые слова.

Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, формулировать ответы на вопросы, опираясь на ранее полученные знания и на контекст прочитанного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Вторичное восприятие (4 минуты)

Чтение текста хорошо читающими учениками.

- Прочитаем еще раз рассказ, во время чтения постарайтесь подготовить ответ на вопрос: «Смешным или грустным вы назвали бы рассказ?»

Ученики читают текст, остальные следят за читающим по тексту.

Умение выразительно читать, используя известные приемы, умение понимать и выполнять учебную задачу, умение удерживать внимание.

7. Проверка вторичного восприятия (2 мин.)

- Смешным или грустным вы назвали бы рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения.

Умение анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи,

8. Анализ (10 мин.)

- Как вы думаете, что должно отражать заглавие произведения?

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

Запишем вывод о заглавии чеховского рассказа в карточку №1 (дублируется на доске)

  1. Простое, краткое заглавие

- Какой художественный прием обнаруживаем в заглавии рассказа?

- Вы уже изучили понятие «композиция». Перечислите ее основные компоненты.

 

 

- Как автор описывает встречу героев?

Прочтите завязку рассказа.

 

- Какая в этом особенность авторского стиля?

-Запишите эту особенность в карточку.

1. Простое, краткое заглавие

2. Краткая завязка

- Представим, что каждый из вас – режиссер, и вам необходимо подобрать актеров на главные роли. Каким, по-вашему, должен быть актер для роли толстого? Опишите его словами из текста. Подчеркните волнистой линией те слова, которые характеризуют внешность толстого.

- Каким должен быть актер для роли тонкого?

Подчеркните волнистой линией те слова, которые характеризуют внешность толстого.

(на слайде в итоге пример сравнительной характеристики).

 

- Какой художественный прием использует автор при описании героев? Посмотрите на таблицу со сравнительными характеристиками.

- Встречали ли мы уже такой прием в рассказе? Где?

- Весь рассказ пронизан этим художественным приемом.

- Полно или кратко описывает автор героев рассказа?

- Действительно, одна-две детали – и перед нами богатый, уверенный в себе, довольный жизнью человек или же уставший, замученный, но хвастливый товарищ детства.

- Вернемся к карточке №1 и добавим еще один пункт.

1. Простое, краткое заглавие

2. Краткая завязка

3. «Говорящая» деталь

- Какая ситуация описана в рассказе?

 

- Рады этой встрече герои или нет? Как это можно подтвердить словами из текста. Зачитайте.

- Какие предложения по цели высказывания используют в своей речи герои?

- Герои говорят друг с другом. А как называется разговор двух и более лиц?

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Дополним выводы:

1. Простое, краткое заглавие

2. Краткая завязка

3. «Говорящая» деталь

4. Построение рассказа – диалог

- Какого материальное положение тонкого? Зачитайте из текста.

 

 

- С каким чувством он рассказывает об этом?

Мы узнаем, что тонкий приехал на эту станцию на службу, возможно останется там служить на всю жизнь.

- А как обстоят дела у толстого?

 

 

- В какой момент изменился стиль общения тонкого с толстым? После какой фразы?

- Как называется самый напряженный момент в произведении?

- Как стал разговаривать тонкий?

- Что необычного появилось в речи этого персонажа? Кто знает, с чем связана эта особенность в речи?

Домашним заданием для вас будет: узнать, что такое «словоёрс» и в каких случаях его используют.

- А что говорят жена Порфирия и его сын?

 

- Что говорится о Нафанаиле? Зачитайте.

Почему он не сразу приветствует друга своего отца?

 

 

- Что говорится о жене Порфирия?

- Почему подбородок удлинился? Он вырос?

 

 

- Что мы можем сказать о приеме автора характеризовать героев?

- Дополним наш список в карточке:

1. Простое, краткое заглавие

2. Краткая завязка

3. «Говорящая» деталь

4. Построение рассказа – диалог

5. Речь и действия героя – это его характеристика

Основную мысль; то, о чем будет говориться в произведении и др.

 

 

 

Записывают в карточку.

 

 

Антитеза

 

Завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

Кратко, без длинных объяснений и предисловий.

«На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».

Краткая завязка/ вступление/ начало.

 

 

 

 

Только что пообедал (сытно), пахло вином и парфюмом, дослужился до тайного, две звезды имею (высокий чин, ордена высших степеней).

Зачитывают и подчеркивают слова.

 

Был навьючен (как животное), пахло ветчиной и кофейной гущей (даже не кофе, а гущей), жалование плохое, съёжился, сгорбился, сузился, побледнел.

Антитеза

 

 

Да. В заглавии.

 

 

 

Кратко.

 

 

 

 

 

Записывают вывод в карточку.

 

 

 

 

Встреча товарищей по учебе спустя много лет.

Да.

Зачитывают.

 

Восклицательные, вопросительные.

 

 

Диалог

 

 

 

 

Записывают вывод в карточку.

 

 

 

Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары на продажу.

С гордостью, он хвастается.

 

 

 

Он стал тайным советником, есть государственные награды, значит, хорошо зарабатывает, его уважают.

Когда тонкий узнал, какой чин у толстого.

Кульминация.

 

Льстиво, угодливо, как подхалим, сбивчиво, потерялся в разговоре.

Он стал добавлять букву «-с» в конце слов.

 

 

 

Ничего не говорят, это молчаливые персонажи.

Зачитывают.

Не знает, как реагировать, сначала рассматривает его, достоин ли он приветствия, может быть испугался, от неожиданности.

Зачитывают.

Она выглядывала из-за спины мужа, заинтересовалась важной персоной; ей стало интересно, любопытно.

Автор характеризует героев при помощи их речи и действий, которые они совершают.

Записывают вывод в карточку.

 

 

 

 

 

Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, формулировать ответы на вопросы, опираясь на ранее полученные знания и на контекст прочитанного текста.

 

Рефлексия, оценивание (3 мин.)

-Вернемся к вопросам, поставленным вначале урока:

Над чем можно смеяться, читая Чехова?

Чему радоваться?

Чем восхищаться?

- Сформулируйте ответ на вопрос, опираясь на приобретенные во время урока знания.

- Можно ли утверждать, что мы сегодня прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?

Оцениваю работу учащихся.

Д/з: читать рассказ А.П. Чехова по ролям с.278-280, узнать, что такое «словоёрс», подготовить устное объяснение.

Высказывают свою точку зрения, подводят итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

Умение делать выводы, обобщать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, формулировать ответы на вопросы, опираясь на полученные знания, осуществлять самоконтроль.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации