Технологическая карта урока МХК в 11 классе по теме «Итальянское архитектурное барокко»

6
3
Материал опубликован 8 January 2021 в группе

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Учителя: Курганова Дарина Александровна

Предмет: МХК

Класс: 11

Дата проведения урока: 09.09.2020

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Цели урока:

образовательная (познавательная): сформировать представление о художественном направлении XVII в. – барокко, его особенностях, познакомить с шедеврами эпохи (архитектурой и скульптурой Л.Бернини).

развивающая: развивать мыслительные операции: аналитическое мышление, обобщение; развивать интерес к искусству России.

воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любовь к искусству, воспитывать позитивное отношение к ответам одноклассников.

Средства обучения:

для учителя – проектор, компьютер с доступом в Интернет для онлайн экскурсии в Собор Святого Петра в режиме реального времени ( http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/vr_tour/index-en.html ); слайды с фотографиями.

для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.





Характеристика этапов урока

Этап урока

(время в минутах)

t1610139001aa.png

Содержание этапа

t1610139001aa.png

Методы и приемы организации учебной деятельности

Форма работы

t1610139001aa.pngДеятельность учащихся

t1610139001aa.png

t1610139001aa.pngt1610139001aa.pngЛичностные (Л) и предметные (П) результаты

t1610139001aa.pngt1610139001aa.png

t1610139001ab.pngМетапредметные результаты учебной деятельности

(УУД)

t1610139001aa.png

1.

Организационный

момент

(3 мин.)

t1610139001aa.pngУчитель входит в класс, приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на знакомство с новой темой.



Здравствуйте, садитесь!

Отметим отсутствующих (отмечает). Все готовы? Убедитесь, что на ваших столах есть тетради и ручки. Начинаем!

Беседа.

Фронтальная.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают речь учителя.

Учащиеся принимают и осваивают социальную роль обучающихся.

Волевая саморегуляция, мобилизация, установка на общение.

2.

Проверка домашнего

задания

(2 мин.)

Короткий опрос нескольких человек по теме предыдущего урока:

Сегодня мы продолжаем изучать тему барокко в искусстве, поэтому вспомним, что же такое барокко? (отвечает один учащийся: художественный стиль 16—18 вв. (получивший наибольшее развитие в архитектуре).

От какого слова образовалось название? (отвечает один учащийся: итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»).

Назовите художников, картины которых мы рассматривали на прошлом уроке (отвечает учащийся: Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Пуссен.

Верно, спасибо.




Беседа.

Фронтальная.

Отвечают на вопросы по теме прошлого урока.

Применение уже полученных знаний, умение приводить примеры.

Коммуникация.

3.

Постановка цели и задачи

(3 мин.)

Итак, своеобразие барокко отразилось в грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблях, в которых в единстве представлены различные виды искусства: и архитектура, и скульптура, и живопись. Как вы считаете, почему в XVII в. одним из ведущих видов искусства стала именно архитектура? (время абсолютизма требовало таких архитектурных строительных форм, которые запечатлели бы и время, и правителя.)


Беседа.

Фронтальная.

Размышляют, формулируют тему и образовательные цели урока.



4.

Изучение нового

Материала

(20 мин.)

Давайте разберёмся, чем характеризуется архитектура барокко.

Центром итальянского барокко становится Рим, а жемчужиной городской архитектуры – Собор Святого Петра, созданный Лоренцо Бернини. Не поскупившись на театральный эффект, Бернини создал не просто архитектурный ансамбль, а, без преувеличения, саму историю, воплотившуюся в камне. (слайд 1. Собор святого Петра в Риме)

t1610139001ac.gif

Сейчас мы с вами отправимся на онлайн экскурсию и сможем подробнее рассмотреть сердце и душу Ватикана (учитель запускает сайт с экскурсией на сайте через проектор)

http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/vr_tour/Media/VR/St_Peter_Square2/index.html

(на онлайн экскурсии на сайте можно приблизить изображение (как бы подойти поближе))

Начнём с площади перед собором (1656–1667 г). Площадь обрамляется полукруглыми колоннадами тосканского ордена из 284 колонн и 80 столбов, Аттик колоннады украшают 96 статуй (приближаем, смотрим ближе). Овальная форма была выбрана Л. Бернини не случайно: она отсылает к форме Колизея, придавая такой же грандиозный масштаб.

Сам Бернини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. В самом «сердце» площади установлен египетский обелиск ( http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/vr_tour/Media/VR/St_Peter_Square2/index.html ), который был доставлен в Рим из африканской страны скандально и печально известным Калигулой. Кстати, обелиск одновременно выполняет роль гномона — древнейшего астрономического инструмента.

(учащиеся рассматривают элементы, высказывают свои наблюдения, несколько человек выходят к доске, чтобы указать конкретные примеры (колонны, купол, скульптуры, другие элементы).

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

t1610139001ad.gif t1610139001ae.gif

Купол собора Святого Петра – уникальная достопримечательность, это самый высокий купол в мире https://www.youtube.com/watch?v=-ztVI7-lenk&feature=emb_logo

Теперь давайте заглянем внутрь, под купол: http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/vr_tour/Media/VR/St_Peter_Altar/index.html

Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора сложно переоценить, ведь он работал здесь с перерывами почти 50 лет, с 1620-го до 1670 г. В пространстве под над главным алтарём раскинулся шедевр Бернини — обширный и огромный, высотой 29 м., кеворий (балдахин), опирающийся на четыре витые колонны, на которых стоят статуи ангелов.

В дополнение к главному куполу и восьми боковым интерьер собора Святого Петра украшают 800 колонн и 390 колоссальных статуй из туфа, мрамора, гипса и бронзы, 45 отдельных алтарей. Посетители попадают в базилику через массивные бронзовые двери, а рядом находятся «Святые двери», которые открываются только для того, чтобы папа провозгласил праздник или святой год.


Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи. Ансамбль выполнен из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия. Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти. Барочный ансамбль так же наполнен театральным драматизмом.


http://www.vatican.va/various/basiliche/san_pietro/vr_tour/Media/VR/St_Peter_South_Transept/index.html


t1610139001af.gif


Скульптура и архитектура вступают в сложные отношения: красочные росписи украшают плафоны, купола, стены, создается иллюзия необъятного пространства.

Каковы же основные особенности итальянского архитектурного барокко? Давайте выделим и запишем их:

(учащиеся в беседе определяют особенности и записывают их в тетрадь)

1) тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;

2) создание пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов, масштабность;

3) пышная эффектность, представительность и театральная зрелищность.


4) обилие деталей, сюжетов, декоративных элементов, текстур.

Беседа,

наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. поисковый, исследовательский.

Фронтальная.

Учащиеся отвечают на наводящие вопросы, записывают основные термины, понятия, названия и имена в тетрадь, участвуют в изучении и обсуждении презентации.

Применение полученных знаний.

Умение слышать и понимать новый материал, логическое мышление; умение выражать свои мысли чётко, полно и понятно, установка стилевых связей между различными видами искусства, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

Умение работать с невербальными (визуальными) источниками; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

5.

Закрепление нового

Материала

(10 мин.)

Мини-тестирование по теме урока.

У вас на столах лежат карточки с небольшим (5 вопросов) с тестом для закрепления изученного материала. Ответить нужно на все вопросы. Начинаем.


1. Укажите временные рамки барокко:

1) 15-16 века

2) 18-19 века

3)17-18 века


2.Какая черта НЕ характерна для стиля барокко?

а) увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций;

б) создание нарочито искривленного пространства за счет криволинейных форм;

В) обилие украшений, скульптур, зеркал, позолоты

г) ориентирование на античную ордерную систему, строгую симметрию, четкую соразмерность композиции.


3. Представителями какого вида искусства являются Рубенс и Караваджо:

1) архитектура

2) живопись

3) музыка


4. В какой стране зародился стиль барокко?

______________________________________


5. Какого зодчего называют гением барокко, ему  же принадлежит создание площади перед собором Святого Петра?

1)Франческо  Борромини                                           

2) Лоренцо Бернини

Время вышло, не забываем подписать свой тест.


(учитель собирает карточки на проверку)


Работа с карточкой для индивидуальной работы (письменное тестирование)

Фронтальная.

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Знание конкретных содержательных компонентов изучаемой темы; закрепление основных знаний, получение новых; применение новых знаний.

Знание конкретных содержательных компонентов изучаемой темы.

6.

Задание на дом

(3 мин.)

Объяснение задания на дом.


Ребята, домашним заданием будет: прочитать параграфы 2.1 и 2.2 в учебнике.

Беседа.

Фронтальная.

Выслушивают объяснение задания на дом, задают вопросы, если что-то непонятно.



7.

Рефлексия

(4 мин.)

Организовать рефлексивно-оценочную деятельность учащихся.

Учитель задаёт вопросы: сумели ли вы справиться с мини-тестом? Довольны ли собой? Что показалось непонятным или сложным? Что из материала запомнилось лучше всего?


(учащиеся отвечают на эти вопросы)


Учитель благодарит за урок, прощается.


Беседа.

Фронтальная.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Способность к самооценке.

Способность к самооценке, формирование выводов.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Небольшая опечатка: не "тосканского ордена", а "тосканского ордера". А видео замечательное подобрано. Спасибо!

9 January 2021

Благодарю за интересную работу!

9 January 2021

Красиво и познавательно, спасибо!

9 January 2021