ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НА ТЕМУ: «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

1
0
Материал опубликован 6 June

Технологическая карта урока

УРОК НА ТЕМУ: «ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ».

Визитка

Тема урока: Финансовая безопасность личности в сети Интернет

Тип урока: урок-практикум.

Форма урока: развивающий урок.

Цель урока: способствовать формированию знаний, умений и нравственных категорий по теме «Финансовая безопасность личности в сети Интернет».

Задачи:

            Образовательные – учащиеся должны знать факты и теорию по теме:

  1. Теория: понятия – бюджет, финансы, мошенники, финансовые пирамиды, вложение, налоги, блокчейн, доходы, сбережения, фишинг.
  2. логические – выявить, как не попасться на мошеннические схемы, проработать ряд факторов, помогающих следить за собственным бюджетом.
  3. причинно-следственные связи – определить, какие действия пагубно влияют на нашу интернет-безопасность, почему так происходит и как от этого избавиться.
  4. оценочные – оценить, как отсутствие финансовой грамотности отражается на людях и понять, для чего ее нужно развивать.
  5. выводы – увидеть, к чему может привести неграмотное распоряжение собственными финансами.


            Развивающие – ученики должны уметь:

  1. логические – выявлять причины, побуждающие людей передавать свои личные данные мошенникам и понять, что этого не нужно делать.
  2. образовательные – знать, как правильно организовать свой досуг в сети Интернет, чтобы избежать внимания мошенников.
  3. оценочные – оценивать итоги безграмотности в сфере финансов и понять, как подобного избегать.


Воспитательные – ученики должны понимать нравственные категории:

    1. способность трезво мыслить в любых ситуациях
    2. финансовую грамотность
    3. трудолюбие
    4. требовательное отношение к себе
    5. доброжелательное отношение к другим.


Оборудование:

  1. учебник;
  2. ИКТ-технологии;


Использованные материалы:

  1. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы. общеобразоват. орг. – м.: вако, 2018. – 152 с.
  2. Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 10-11 классы. Экономический профиль. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 224 с.
  3. https://cbr.ru/information_security/pmp/
  4. https://fincult.info/article/kak-bystro-raspoznat-moshennika/
  5. https://bankiros.ru/news/otdal-dengi-i-nicego-ne-skazal-roditelam-kak-nasih-detej-obmanyvaut-v-internete-4411
  6. https://bankiros.ru/news/prose-vsego-kinut-na-dengi-eksperty-rasskazali-kak-vygladit-potencialnaa-zertva-8588

Ход урока.

Этап урока, задачи и хронометраж этапа, № УВМ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, ФОПД

Формируемые УУД

(блок)

Формируемые умения

(тип, название)

Результат обучения

(уровень)

1. Этап

организационный

1-2 мин.

Приветствие школьников.

Проверка готовности к уроку.


Приветствие учителя.

Подготовиться к началу урока.





2. Мотивационно-ориентировочный

3 мин.

УВЗ

Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке

УВМ №1

Учитель: «Школьники являются одной из наиболее уязвимых категорий населения. Дети данного возраста чаще всего попадаются в ловушки финансовых обманщиков. Чтобы не допустить угрозы потери денег или утечки персональной информации, ребенка нужно с самого детства обучать основам цифровой безопасности. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока.


Угроз нашей безопасности в Интернете существует достаточно много. Как вы думаете, что это за угрозы?

Вместе с усилением мер кибербезопасности, становятся продуманнее и инструменты финансовых мошенников. Попасться на их удочку может каждый, но особенно уязвимыми к подобным схемам становятся люди с низким уровнем цифровой грамотности. На этом уроке нам предстоит узнать, как нужно это делать и как не попасть под влияние злоумышленников.

Слушают учителя, выдвигают предположения по поводу темы урока.






Слушают учителя.

Отвечают на вопрос, идет дискуссия.

Угрозы безопасности в Интернете:

  • вымогание средств через личные банковские карты;
  • взлом личных аккаунтов;
  • сомнительные виды онлайн-заработка;
  • онлайн-игры;
  • вымогание денег мошенниками под видом знакомых или знаменитостей в соцсетях;
  • воровство денег через интернет-магазины;







Гипотеза:

Финансовая безопасность - это осторожное отношение к собственным личным данным.

Прием:

  • словесный

Метод:

  • репродуктивный

ФОПД:

фронтальная

  • познавательные
  • коммуникативные


  • логические (умения выявлять причины)
  • коммуникативные


предметный


2.1. Актуализация знаний

4 мин.

УВЗ

Мотивировать обучающихся к изучению новой темы, опираясь на ранее полученные знания

УВМ №2

Учитель обращает внимание учеников на доску. На ней написаны три термина: интернет-магазины, онлайн-игры и социальные сети.

«Как думаете, как мошенники могут обмануть нас именно через эти сервисы?»


Затем ученики проверят свой ответ вместе с учителем.


Учащиеся слушают учителя.

Записывают в тетрадь:

 

Интернет-магазины - распространение популярного товара по низким ценам. Последующее списание всех денег, имеющихся на карте, с которой совершалась покупка.

Онлайн-игры - списание денег с карты при покупке самой игры или при покупках внутри игры.

Социальные сети - взлом аккаунтов, просьбы у друзей переводить деньги.

Прием:

  • Печатно-словесный

Метод:

  • репродуктивный

ФОПД:

  • индивидуальная

фронтальная

познавательные


логические, коммуникативные


предметный

2.2. Мотивация

2 мин.

УВЗ
сформировать мотив учащихся для учебной деятельности


УВМ №3

Тема урока: «Финансовая безопасность в сети Интернет».

Учитель: Мошенники применяют различные схемы, чтобы завоевать доверие и интерес ребенка.

Мошеннические розыгрыши – злоумышленники в интернете размещают рекламу о различных розыгрышах. Например, игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет, и ребенок сообщает необходимую информацию, а аферисты получают доступ к онлайн-банку.

Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение. После того, как обманщикам удается втереться в доверие, они просят ребенка помочь финансово.

Мошеннические голосования – злоумышленники также в соцсетях могут создать фейковое голосование и попросить ребенка принять в нем участие за деньги. Аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы, и переход по ссылке заканчивается заражением телефона для дальнейшего хищения информации.

Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для оформления таких сайтов используют персонажей из фильмов и мультфильмов. При этом порталы маскируют под экономические онлайн-игры. Для участия детям предлагают внести средства на счет.

Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону. Они могут использовать различные предлоги для того, чтобы похитить деньги.


Учитель подводит их к теме последствий событий.

Дети записывают тему урока в тетрадь.





Ученики слушают внимательно учителя.


Мошеннические розыгрыши – реклама розыгрышей игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет.


Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение, просят ребенка помочь финансово.


Мошеннические голосования – аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы.


Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для участия детям предлагают внести средства на счет.


Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону.

Прием:

  • печатно-словесный

Метод:

  • репродуктивный

ФОПД:

фронтальная

познавательные


логические


предметный


2.3. Постановка учебной задачи

1 – 2 мин.

УВЗ
сформировать цель урока

УВМ №4

Учитель совместно с детьми формулируют главную цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока совместно с учителем.


Цель: Научиться распознавать мошенников в Интернете и узнать, как им противостоять.

Прием:

  • Устный

Метод:

  • репродуктивный

ФОПД:

фронтальная

  • познавательные
  • коммуникативные


логические (умения формулировать цель урока)


предметный

2.4. Планирование деятельности

2 – 3 мин.

УВЗ

Разработать план действий

УВМ №5

Учитель и учащиеся совместно разрабатывают план действий.

Ученики совместно с учителем разрабатывают план урока.


План действий:

1. Кого мошенники чаще всего выбирают своими жертвами?

2. Как не стать жертвой мошенников?


Прием:

  • Устный
  • Печатно-словесный

Метод:

  • частично-поисковый

ФОПД:

фронтальная

  • познавательные
  • коммуникативные


  • логические (умения разрабатывать план урока)
  • коммуникативные


предметный


3. Операционно-деятельностный

5 мин.

УВЗ
способствовать формированию умений, знаний и нравственных категорий.

3.1. Преобразовать условия учебной деятельности

УВМ №6

Учитель делит класс на 2 группы, каждой группе раздаются небольшие статьи для подготовки к ответу.

Учащиеся должны внимательно прочитать свой пункт.


Класс делится на 2 группы, и получают задание:  прочитать пункт в параграфе.


1 группа – статья https://bankiros.ru/news/prose-vsego-kinut-na-dengi-eksperty-rasskazali-kak-vygladit-potencialnaa-zertva-8588

2 группа – статья https://bankiros.ru/news/otdal-dengi-i-nicego-ne-skazal-roditelam-kak-nasih-detej-obmanyvaut-v-internete-4411




Прием:

  • Печатно-словесный
  • практические

Метод:

  • частично-поисковый

ФОПД:

групповая

познавательные


логические (умения работать с текстом)


предметный

3.2. Моделирование

7 мин.

УВМ №7

Учитель совместно с детьми обсуждают информацию, которую учащиеся прочитали в статьях.


Ученики при ответе должны охарактеризовать:


1 группа:

1. Какой портрет идеальной жертвы?

2. Как понять, что тебя обманывают?

2 группа:

1. Почему мошенники выбирают подростков?

2. Как избежать внимания преступников?



Учащиеся беседуют с учителем.

Получают рекомендацию от учителя, что они должны охарактеризовать в своем пункте.

Прием:

  • словесно-печатный;
  • объяснение

Метод:

  • репродуктивный

ФОПД:

фронтальная

  • познавательные
  • коммуникативные


  • логические
  • образные


предметный


3.3. Преобразование модели

10 мин.

УВМ №8

После того, как учащиеся представили свой пункт устно, получили рекомендации от учителя (что конкретно они должны охарактеризовать в своем материале),  ученики должны систематизировать свою информацию и представить классу.

Ученики систематизируют свою информацию и разрабатывают свое выступление.


Прием:

  • печатно-словесный
  • графический
  • объяснение

Метод:

  • частично-поисковый

ФОПД:

коллективная

познавательные


логические (умения заполнять таблицу и тд.)


предметный


3.4. Отработка полученных знаний

5 мин.

УВМ №9

Учитель предлагает проверить работы.

Учитель корректирует ответы учеников, если в этом есть необходимость.


Ученики с учителем проверяют свои работы.

Ответы учащихся.

1 группа:

1. Стать жертвой мошенников могут люди с неадекватно высокой степенью доверчивости, верой в чудо, в доброго волшебника, в волшебную таблетку и доброго дядю, который однажды придет и решит все проблемы. Также могут попасться люди с низким уровнем жизни. Этим как правило пользуются создатели лотерей и мошенники, обещающие быстрый заработок. Часто попадаются одинокие люди - они всегда готовы общаться по телефону, даже с мошенниками.

2. Несколько критериев, по которым в ходе общения можно определить, что вас пытаются обмануть:

1. Вас активно вовлекают в разговор и пытаются удержать ваше внимание, предлагая отвечать на различные вопросы

2. Мошенник предлагает методы исполнения желания или решения любых проблем

3. Аферист рассказывает общедоступную информацию в качестве эксклюзивной

4. Мошенник предлагает информацию в той сфере, в которой у него нет и не было ранее никакой компетенции (перед принятием какого-либо решения обязательно проверяйте лицензии и сертификаты подтверждающие деятельность лица или организации, которые предоставляют вам услуги или товар)

5. Наличие яркой и широкой рекламы информационного продукта или услуги в общедоступных сервисах по общедоступным ценам, например, реклама в социальных сетях «марафона желаний» от какого-либо блогера.



 2 группа:

1. Доверчивость и не до конца сформированная способность критически мыслить играют на руку злоумышленникам. У детей еще мало жизненного опыта, они не всегда до конца осознают последствия своих действий. Чаще всего мошенники поджидают несовершеннолетних в социальных сетях и онлайн-играх. Бывают и случаи, когда потенциальный мошенник только знакомится с подростком в социальных сетях, а обманывает уже на месте, когда понимает, что человек в силу возраста еще не может отстаивать свои права. Часто родители выступают катализатором, развивая чрезмерное доверие к взрослым и приучая ребенка к мысли, что старших нужно слушать, потому что они умнее и обо всем лучше знают. В отсутствии жизненного опыта и доверия ребенка к интернету, это чувство играет мошенникам на руку.

2. Избегать контакта с незнакомыми людьми. Если какой-то человек настойчиво хочет общаться или просит помощи, сразу сообщить родителям. Объясните, что добропорядочный взрослый в состоянии позаботиться о себе и не будет обращаться за помощью к ребенку. Если финансовой помощи просит кто-то из друзей или знакомых, об этом следует также сообщить родителям. Проходить только по разрешенным ссылкам, на защищенные сайты. Предупредить, чтобы без уведомления родителей он не вводил свои контакты, паспортные данные и номера карты. Установить приложение, которое будет отслеживать, какие сайты посещает ребенок, и блокировать нежелательные и потенциально опасные. Подключить у операторы мобильной связи услугу блокировки СМС на платные номера. Завести для платежей в интернете отдельную карту и пополнять баланс на небольшую сумму, чтобы в случае мошенничества, не так обидно было терять деньги.

Прием:

  • печатно-словесный
  • устный
  • объяснение
  • печатно-графический

Метод:

  • репродуктивный

ФОПД:

  • групповая
  • фронтальная
  • познавательные
  • коммуникативные


  • логические
  • коммуникативные


предметный


4. Рефлексивно-оценочная

5 мин

УВЗ

Ученик должен оценить свою работу, проверка знаний



4.1. Самооценка








4.2. Контроль







Учитель предлагает оценить свою работу на уроке по «5-бальной системе», таким образом, ученик сможет выяснить, где возникли проблемы.



На этапе контроля ученики показывают свои результаты, насколько они усвоили новый материал. Учитель возвращается к проблеме: что же в первую очередь нужно делать, чтобы не попасться на уловку злоумышленников в Интернете?








Ученики оценивают свою работу на уроке.







Ответ:

Для собственной безопасности нужно не отвечать на подозрительные сообщения и ни с кем не делиться личными данными.

Прием:

  • оценка
  • вывод
  • объяснение

Метод:

  • оценивающий
  • контролирующий
  • репродуктивный

ФОПД:

  • индивидуальная
  • фронтальная


  • личностный
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные


  • оценочные
  • логические


предметный

личностный

5. Домашние задание

Учитель задает д/з:

Написать эссе на тему: «Что нужно сделать, чтобы мошенников больше никогда не было?»

Ученики записывают д/з в дневник

Прием:

  • печатно-словесный

Метод:

  • репродуктивный

ФОПД:

индивидуальная

познавательные


логические


предметный


Комментарии
Комментариев пока нет.