Технологическая карта урока информатики «Безопасность в сети Интернет» (7–9 класс)
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им А.Н. Радищева»
Технологическая карта урока
Учитель: Янишевская Татьяна Владимировна
Предмет: информатика
Класс: 7-9
Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»
Цель: формирование у обучающихся навыков ответственного и безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
Предметные:
сформировать навыки и умения безопасного поведения при работе в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
научиться определять целесообразные источники для поиска необходимой информации.
Метапредметные:
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи;
структурировать и визуализировать информацию.
Личностные:
понимать роль информационных процессов в современном мире;
овладеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
выработать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
проявить способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
выработать способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
Тип урока: комбинированный
Форма урока: семинар.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).
Оборудование урока: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация «Безопасность в сети Интернет», карточки с заданиями.
Источники информации:Panda. mediacenter https://www.cloudav.ru/mediacenter/
2queens. История Искусства рождается сегодня. http://2queens.ru/
http://сетевичок.рф/
Лига безопасного Интернета http://www.ligainternet.ru/
Видеофрагмент из фильма «Мамы»
Этапы урока:
1. Организация начала урока. Актуализация знаний. 10 мин.
2. Изучение нового материала. 18 мин.
3. Закрепление. 10 мин.
4. Домашнее задание. 2 мин.
5. Итог урока. Рефлексия. 5 мин.
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I. Организационный | приветствие; проверка явки учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу. | приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку рассаживаются на рабочие места. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность. |
II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. | Ребята, у вас на столах лежат карточки с зашифрованными ключевыми словами нашего урока. Слова зашифрованы в виде ребусов. Разгадайте ребус и назовите слово. Что означает это слово? | Работа в группах (4 группы. Каждая группа учащихся разгадывает 1-2 ребуса. Зашифрованные слова: кибербуллинг, фишинг, лайкинг, кардинг, троллинг, спуфинг. Дают определение знакомым словам, могут затрудняться с ответом. | Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. Коммуникативные: формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Чтобы понять, что обозначают незнакомые слова, выполните следующее задание: «Установи соответствие». | Ученики работают в группах по карточкам. Один ученик работает у сенсорной доски. Проверяем ответы. | ||
Что общего у этих понятий? Как вы думаете какова тема нашего урока? | Учащиеся делают предположения: Безопасность в сети Интернет | ||
Итак, тема урока «Безопасность в сети Интернет». Что нужно знать, чтобы избежать Интернет-угроз и мошенничества в сети Интернет? Давайте сформулируем цель урока. | Учащиеся формулируют цель: Установить главные правила поведения в сети Интернет | ||
III.Изучение нового материала. Основной этап. | Игра «Вот это ситуация!» На слайде приведена ситуация (ситуации продублированы в карточках на столах учащихся). Изучите ситуацию и определите пример какой Интернет-угрозы или мошенничества приведён на слайде. Пример 1. В сообществах любителей продукции Apple. Чаще всего там попадаются люди, которые только хотят купить IPhone или те, кому его подарили. Стоит упомянуть хотя бы один недостаток яблочной продукции или достоинства Samsung, как тут же начнется бессмысленный спор, а, чаще, просто оскорбления и гневные посты. Как ни странно, но люди, купившие телефон за собственные деньги, редко участвуют в подобных «дискуссиях». Троллинг На слайде краткая информация о троллинге. Пример 2 В сентябре 2020 года Tripwire сообщила о мошенничестве, в рамках которого в качестве маскировки использовалась американская почтовая служба United States Post Office (USPS). Злоумышленники рассылали SMS-сообщения, информирующие получателей о необходимости перейти по ссылке для просмотра важной информации о предстоящей доставке USPS. Вредоносная ссылка фактически приводила жертв на различные веб-страницы, предназначенные для кражи учетных данных посетителей аккаунта Google. Фишинг (смишинг) На слайде краткая информация о типах фишинга. Пример 3 Мошенник действует по такой схеме: 1. Звонок потенциальной жертве (звонит человек, представившийся сотрудником службы безопасности банка). 2. Сообщение о «подозрительной» операции на крупную сумму, ожидающей подтверждения кардхолдера (держателя пластика). Обеспокоенный человек, конечно же, ответит, что никаких подобных операций не совершал и не планировал. 3. Далее мошенник сообщает, что «клиент» подвергся атаке мошенников (в данном случае, это истинная правда). И, чтобы защитить средства, просит продиктовать четырехзначный код, который будет получен по смс. Все, деньги списаны. Кардинг. Информация на слайде Пример 4. Видеофрагмент из фильма «Мамы» СМС-спуфинг. Информация на слайде. | Учащиеся дают ответы, приводят случаи из жизни, обсуждают. | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать своё мнение. Личностные: развитие памяти и логического мышления: актуализация знаний и сведений, полученных в процессе урока. |
IV. Физ. минутка | «Собери рукопожатия» Участникам предлагается в течении 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей. Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник психологический дискомфорт? Чем он был вызван? Как много информации про человека мы можем узнать от Ника, от рукопожатия? | Обсуждение Аналогия с работой в Интернет. Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. | Личностные: понимание ценности здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; |
V. Закрепление. | Мы рассмотрели несколько примеров Интернет-угроз и мошенничества. Итак: «Как сделать работу в сети безопасной?» Ребята, сформулируйте правила общения в соцсетях как безопасно пользоваться электронной почтой правила по борьбе с кибербуллингом правила по борьбе с фишингом. | Работа в группах. Формулируют правила безопасности, сравнивают с вариантами, приведёнными учителем на слайде. | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений. Личностные: развитие памяти и логического мышления: актуализация знаний и сведений, полученных в процессе урока. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату. |
VI. Итог урока. Рефлексия. | Подведение итогов работы групп. Для чего нужно знать основные правила безопасной работы в Интернете?» Предлагаю составить синквейн на слово "Интернет". | Синквейн: Интернет Безопасный, доступный Искать, общаться, учиться Мировое хранилище информации Глобальный | Регулятивные: осуществлять контроль по результату. |
VII. Домашнее задание. | Домашнее задание: Составить информационный лист «Мой безопасный Интернет» | получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания. | Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
3