12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анишкина Светлана Анатольевна242

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе

Тема урока: «Огонь, вода, газ»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;  отработать  действия при этих ситуациях в виде схем.

Задачи урока: 

Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;

Ознакомить правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;

Ознакомить правилами обращения с огнём;

Ознакомить действиями при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;

Развивать такие качества, как  находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации

Планируемые результаты:

Предметные: рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;  анализировать схему эвакуации из школы.

УУД:

Познавательные: формировать умение находить ответы на вопросы, умение систематизировать и преобразовывать информацию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; прогнозировать результат работы на уроке; осваивать способы решения проблем поискового характера; планировать ход деятельности; применять установленные правила в планировании способа действия; формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учиться высказывать свои предположения; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить; учить оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем;

Коммуникативные:уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем; учиться работать в паре: находить общее решение, отвечать на вопросы учителя, осуществлять взаимоконтроль; допускать существование различных точек зрения; аргументировать свой ответ.

Личностные:проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, уважительно относиться к позиции другого; осознавать ответственность человека за общее благополучие, развивать самостоятельность и ответственость за свои поступки.



Структура урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Создает рабочий настрой.

 Учащиеся настраиваются на работу.

 Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

1. Мотивация к деятельности













2. Актуализация знаний




3. Сообщение темы и цели урока.


 

Учитель организует работу в парах.

Подводит к

осознанию опасных и безопасных предметов для жизни человека.




Проверяет работу в парах.





Создает проблемную ситуацию в ходе дискуссии.





Учитель предлагает предположить тему и цель урока, обозначить проблемный вопрос, записывает его на доске.

Учащиеся в ходе работы в парах группируют слова по предложенному признаку, в результате которого появляется затруднение.

 

 

 

 

Дети аргументируют свои ответы. 




Учащиеся рассуждают, высказывают свое мнение.






На основе обсуждения предполагают тему, определяют проблемный вопрос и определяют цель урока.

СЛАЙД 2

Работа в парах.

Игра «Опасное-безопасное»

-Предлагаю вам сыграть в парах в игру «Опасное -безопасное». Ваша задача - разделить слова на две группы: то, что опасно для человека и то, что безопасно для него. Опасное - подчеркнуть красным карандашом, безопасное – зеленым.

Карточка со словами: мухомор, белый гриб, змея, синичка, микробы, витамины, ножницы, мыло, вилка, тарелка, огонь, вода, газ.

Проверка работы в парах.

Предполагаемые ответы: Опасное: мухомор, змея, микробы.

Безопасное: белый гриб, синичка, витамины, мыло, тарелка.

Постановка проблемного вопроса.

-Какие слова вызвали у вас затруднение? (Огонь, вода, газ).

-Почему? (Могут быть и друзьями, могут быть и врагами).

- Ребята, как вы думаете, а можем ли мы на уроке вместе попробовать ответить на вопрос, который у нас вызвал разные мнения?

-Как мы сможем его подтвердить или опровергнуть?

(Изучить в учебнике).

Объявление темы и цели урока.

-Над какой темой будем работать на уроке?

-Какова будет цель нашего урока?

На какой проблемный вопрос попытаемся найти ответ?

Что такое огонь, для чего он нам необходим

 4. Работа по теме урока.


1.Поисковый этап.


 

 

 


 Учитель вовлекает учащихся в поиск знаний по решению проблемного вопроса.

 


 

 Учащиеся 1 группы рассказывают об огне.

 

Огонь - в словаре Ожегова.

СЛАЙД 3 1щелчок











СЛАЙД 3 1щелчок


Слово ОГОНЬ в литературе и искусстве, языке.

 

 

















СЛАЙД 3 1щелчок











- Сейчас просмотрим слайды, с помощью увиденного и вопросов алгоритма, выявим причины пожара.







СЛАЙД 3 1щелчок

















СЛАЙД 4

- Сейчас просмотрим слайды, с помощью увиденного и вопросов алгоритма, выявим причины пожара.


СЛАЙД 5











СЛАЙДЫ 6-9

Что такое огонь, для чего он нам необходим, расскажет группа № 1.

1. Огонь - в словаре Ожегова.

1.Раскаленные светящиеся газы, которые при горении; пламя.

2.Свет от осветительных приборов или от чего-либо горящего.

Пер.: заглянуть на огонек,

боевая стрельба и др.

Различные способы  добывания огня  изобрели ещё первобытные люди,  для разжигания огня стали использовать кремни, которые при ударе друг об друга высекали искру, затем появилось огниво. В дальнейшем появились, спички, зажигалки бензиновые, а позже - газовые.

2. - Огонь используется в быту – для приготовления пищи, для обогрева помещений, в керамике - для обжига глины, кузнецы- для ковки металлических изделий , металлургами- для плавления металлов, так же существует :

- Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо.

-Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр.

3.

Слово ОГОНЬ в литературе и искусстве, языке.


С.Маршак « Кошкин дом» « Пожар»

К.Паустовский « Заячьи лапы»

В. Маяковский «Конь-огонь»

Михаил Пегов «Огнеборцы-укротители пожаров».


А. Саврасов «Пожар в лесу»

Уильям Тернер «Огонь на море»

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»


Неотъемлемой частью близости огня к человеку является опасность пожаров. Они всегда вспыхивали неожиданно и несли большие разрушения, что и нашло отражение в загадках, пословицах и фразеологизмах.


Пословицы:

- Спички не игрушка, огонь не забава. - В огне и железо плавко.

- Огонь – хороший друг, но плохой хозяин.

- Огонь – друг и враг человека.

Фразеологизмы:

Игра с огнем - о неосторожных действиях, чреватых опасными последствиями.

- Между двух огней – о безвыходном, опасном положении, когда опасности, неприятности грозят с двух сторон.

Алгоритм.
- Может ли неисправность электрических приборов являться источником пожара? - Может ли забывчивость людей являться источником пожара? - Может ли искра являться источником пожара? - Может ли перегрузка электросети являться источником пожара? - Могут ли игры со спичками являться источником пожара ? - Может ли керосин, бензин, газ, являться источником пожара?



Вывод по алгоритму:

Неисправность электрических приборов может являться источником пожара.


Забывчивость людей (забыл выключить) может являться источником пожара.


Искра (печь, камин, бенгальские огни) может являться источником пожара.


Перегрузка электросети может являться источником пожара.


Игры со спичками могут

являться источником пожара.


Керосин, бензин, газ может являться источником пожара.

2.Практический этап.


Наблюдает за работой детей в учебниках.







Учитель предлагает учащимся выполнить тест

Организует работу в парах.












Учитель обобщает ответы групп.





























Учитель вовлекает учащихся в дискуссию постановкой нового проблемного вопроса.




Слушает выступления учащихся 2-й группы.






























































Учитель предлагает выполнить самост-ую работу по учебнику.





Учитель организует с/р учащихся для применения полученных знаний в новой ситуации.





Организует взаимопроверку.








Учитель организует работу по группам обсуждением проблемной ситуации.































ФИЗМИНУТКА




Учитель организует с/р учащихся






Учитель организует работу в парах обсуждением проблемной ситуации.





























Учитель организует с/р учащихся в рабочих тетрадях.



 Учащиеся работают самостоятельно, а 1 ученик читает вслух.. Читают, обобщают, формулируют вывод.

 По тесту работают все группы, Для проверки на доске вывешиваются результаты верных ответов, вывод зачитывает или называет группа 1, остальные группы корректируют по необходимости.









Делятся составленной памяткой безопасного поведения.






Дети повторяют

правила пожарной безопасности в школе


СЛАЙД 10-11

Учащиеся рассказывают.


Дети повторяют правила безопасности при обращении с пиротехникой


СЛАЙДЫ 12-15


Учащиеся делают выводы по изученным вопросам

СЛАЙД 16




СЛАЙД 17

Вода-источник жизни на Земле.




Рассказывают учащиеся 2-й группы

















Слово ВОДА в литературе, искусстве и языке.











































Учащиеся читают текст на с.5-6 в учебнике.




Учащиеся работают в парах.


Учащиеся высказывают свое мнение на основе имеющегося жизненного опыта.





Учащиеся рассказывают.







СЛАЙД 18

Какой бывает газ, для чего он нам необходим, расскажет группа 3.



Учащиеся рассказывают.































ФИЗМИНУТКА



Учащиеся читают текст на с.6-7 в учебнике.





Учащиеся работают в парах.











Учащиеся проверяют выполненное задание.




Учащиеся отвечают на вопросы.










Учащиеся повторяют правила, обращаясь к слайдам.

СЛАЙДЫ 19-23


Учащиеся самостоятельно работают в рабочих тетрадях

1 Работа с учебником.

-Откройте учебник. Найдите на с.4-5 текст№1. Прочитайте, как нужно действовать, если возник пожар?


Работа в парах

Тест № 1.Наши действия во время пожара в задымленном месте.

а) в задымленном месте продвигаться на четвереньках или ползком;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания на дым;

г) уходить из квартиры, зная, что там никого не осталось;

д) спрятаться под кровать;

е) вызвать пожарных по телефону 01.

ж) нужно назвать: адрес, где и что горит, свою фамилию и номер телефона.

Верные ответы: а, б, г, е, ж.





Дети повторяют правила пожарной безопасности в школе



Действуйте по команде учителя!

Никогда не прячьтесь

в задымлённом помещении

в укромные места!

При эвакуации покидайте опасное

место в составе класса по плану!

Ведите себя спокойно, не создавайте

паники!















2.Выступление учащихся 2-й группы.



Вода-источник жизни на Земле.


1.Во всей многовековой истории существования человечества вода является основой жизни на нашей планете.

Вода является единственным веществом, которое способно в природе существовать в трех состояниях: газообразном, твердом и жидком.

2. Из воды состоят все ткани человеческого организма. Богат на содержание воды так же и головной мозг. Еще наши далекие предки верили в чудодейственную силу воды и применяли ее целебные качества в лечении многих недугов.

В русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

3.

Андрей Тюняев «Все о воде».

Отфрид Пройслер «Маленький Водяной».

Нина Гернет «Хорошая вода».

К.И. Чуковский «Мойдодыр».

Елена Инкона «Сказочка про капельку».

Сказка «Иван-царевич и Серый волк» Б.Б. Вагнер «Семь рек России».


И.И. Левитан «Туман над водой»

Айвазовский « Девятый вал» И.И. Левитан «Большая вода».

Морк Монстед «Поток воды»

Судковский « Прозрачная вода»

Пословицы

- Большая вода — большая беда.

- Крепкую дружбу и водой не разольешь.

- Не зная броду, не лезь в воду.

- От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают. - Не шути водой, придется черпать.


Фразеологизмы:


Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.

Водой не разольёшь - о крепкой дружбе.


Вода является, как источником жизни и самым простым средством тушения пожара, так же может стать источником опасности, при аварии водопровода, ваши действия.


2. Работа с учебником.

-Откройте учебник. Найдите на с.5-6 текст №2. Прочитайте, как нужно действовать, если в квартире произошла авария водопровода.


Работа в парах

Выполним тест №2, отметим верные ответы.

Тест № 2

Ваши действия при поломке водопровода

а) оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

б) завернуть специальный вентиль, который перекрывает воду;

в) позвонить родителям или диспетчеру;

г) выйти из квартиры.



Верные ответы: б, в, г.



Какой бывает газ, для чего он нам необходим, расскажет группа 3.


Этан, пропан, бутан, изобутан входят в состав природного газа. Пропан-бутан, сжиженный нефтяной газ используют в системах отопления домов. Пропан используется в качестве топлива для автомобилей.

2. Бутан – газ без цвета, но с резким запахом. 

Изобутан бесцветный газ без запаха, применяется в качестве наполнителя в баллончиках с  аэрозолем, в газовых зажигалках и баллонах заправки к ним.


3. Природный газ, самое популярное топливо для электростанций. В группу природных газов входит метан - болотный газ: бесцветный, не имеющий запаха, так же рудничный газ, существуют еще газы грязевых вулканов и газы вулканов обыкновенных, выбрасываемые при извержении, и те атмосферные газы, которыми мы дышим, тоже входят в группу природных газов.

4. Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы вовремя заметить утечку, в него добавляют сильно пахнущее вещество, который придаёт ему специфический «газовый» запах.

5. Газ может быть опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.

Чтобы не случилось беды с газовыми приборами нужно обращаться осторожно и соблюдать правила безопасности.


3. Работа с учебником.

-Откройте учебник. Найдите на с.6-7 текст №3. Прочитайте, как нужно действовать, если чувствуете в квартире запах газа.


Работа в парах

Тест №2 Наши действия, если ты почувствовал запах газа?

а) открыть окно;

б) при запахе газа включать свет и электрические приборы;

в) сразу позвонить в газовую службу по телефону 04 от соседей;

г) зажечь спичку;

д) закрыть кран газа.

е)пользоваться домашним телефоном


Верные ответы: а, д, в.





4.Обобщающая беседа.

-К какому же выводу мы пришли, изучив текст учебника?

-Как вы думаете, а мог бы прожить человек без огня, воды и газа?

-Зачем и кому нужны правила обращения с огнем, водой и газом в быту?

-Почему нужно детям быть внимательными и уметь видеть опасные ситуации?



5. Повторение правил





6. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях

-Выполните самостоятельно

задание №1-4 в рабочей тетради на с.3-4, которое поможет вам проверить, можете ли вы определять опасные ситуации.



7.Самопроверка.

8. Игра



В заключении соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01 пожарная охрана 02 полиция 03 скорая помощь 04 газовая служба


4.Итоги урока. Рефлексия.





Учитель проводит обобщение работы на уроке, подводит итог практической работы по поиску ответа на проблемный вопрос урока, ориентирует учащихся на осознание пользы приобретенных на уроке знаний для каждого ребенка.

Ученики высказывают свое мнение, аргументируют свои ответы, делают выводы.














Ученики оценивают свою работу

Обобщающая беседа.

-Давайте вспомним начало нашего урока. В какую игру вы играли?

-Какие слова у вас вызвали затруднение?

-Так в какую группу вы бы отнесли слова огонь, вода, газ? Обоснуйте свой ответ.

-Какая работа на уроке помогла вам в этом разобраться?

-Нашли ли вы ответ на поставленный вопрос урока?

-Какие чувства вы испытали, когда получили в ходе работы на уроке этот ответ?

-Как вы думаете, могут ли вам пригодиться те знания, кото-рые вы приобрели на уроке? Нужны ли они каждому из вас?



-Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных кругов.


5. Домашнее задание

 Учитель предлагает записать д/з.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием.

С.4-7, р.т. с.3-5 №2, 5,6.















Огонь вода газ

















а, б, г, е, ж

б, в, г

а, д, в

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.