Технологическая карта урока истории «Отечественная война 1812 года» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 9 April 2023


Технологическая карта урока истории



Тема: « Отечественная война 1812 года».



Учитель

Роженцова Маргарита Владимировна

Цель урока:

Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технологии

Технологии: проблемное обучение, элементы модели «Перевёрнутый класс»


Основные понятия

«Великая армия», флеши, редут, инфантерия, ополчение, Бородинская битва, Тарутинский маневр, партизаны

Межпредметные связи

всеобщая история, литература (Л.Н. Толстой, «Война и мир», М.Ю.Лермонтов, «Бородино»)

Основные события

12 июня 1812 г. — вторжение наполеоновской армии в Россию.

4—6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском.

26 августа 1812 г. — Бородинское сражение.

1 сентября 1812 г. — совет в Филях.

Начало сентября 1812 г. — вступление наполеоновской армии в Москву.

6 октября 1812 г. — уход французов из Москвы.

25 декабря 1812 г. — манифест об изгнании французской армии из России.


Персоналии

Александр I, М.И. Кутузов, Наполеон Бонапарт, М.Б. Барклай-де- Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов, А. Фигнер, В. Кожина

Планируемые результаты


Предметные

Знать смысл понятий и терминов: флеши, редут, партизан, ополчение;

Знать основные события: Смоленское сражение, Бородинская битва, совет в Филях, битва под Малоярославцем, Тарутинский маневр, битва при Березине;

Уметь работать с исторической картой, самостоятельно извлекать информацию из разнообразных источников, составлять схемы, конспекты и тезисы.

Метапредметные УУД

Познавательные: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последовательность описываемых событий; использовать схемы, таблицы, карты для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал.

Коммуникативные:организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для решения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; определять главную тему, общую цель, назначение текста.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи.


Личностные УУД

формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию: оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа индивидуального проектирования.

Формы контроля

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Образовательные

ресурсы

Учебник, исторические источники, историческая карта «Отечественная война 1812г.», исторические иллюстрации, картина А.Д.Кившенко «Совет в Филях», видеоролики: «Отечественная война 1812года», «Бородинская битва»; презентация.


Технические средства

Проектор, компьютер



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Этап организации и мотивации к учебной деятельности


Цель: проверка

готовности учащихся, их настроя на работу, определение темы урока

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.




Чтение отрывка: М.Ю. Лермонтов. Бородино. Постановка вопросов:

-Какому событию посвящены эти строки?

Определите тему урока, какие вопросы будут рассмотрены на уроке.

Готовность к началу урока, концентрация внимания включаются в работу.




Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока:

«Отечественная война 1812 г.»

самоопределение (Л);

целеполагание (Р);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам (К);

умение строить речевое высказывание (П)

2. Актуализация знаний. Этап создания проблемной ситуации.


Анализ исторического материала (работа с текстом)

-Изучите предложенный материал определите причины войны между Россией и Францией



Работа над формулировкой проблемного вопроса:

Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима,

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин. Евгений Онегин


Знакомятся с текстом.

отвечают на вопросы учителя






Формулировка проблемного вопроса под руководством учителя.




Оценка событий, формирование познавательного интереса (Л);

анализ информации (М); формулирование проблемы, планирование учебного сотру-

ничества с учителем и сверстниками );

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

3.Изучение нового материала

Работа с исторической картой Постановка заданий и вопросов:

- Покажите на карте расположение русских войск накануне войны, назовите их численность.

-Чем объясняется такое расположение русских армий?

- Объясните степень готовности сторон к войне.

- Почему русская армия уступала по численности армии Наполеона?

- Какие системы комплектования армии существовали в то время во Франции и России?

Работают над заданиями и вопросами, используя историческую карту:

Показывают расположение русских войск накануне войны, называют их численность.

Объясняют особенности расположения русских армий.

Анализируют особенности формирования российской и французской армий.


формирование устойчивого интереса к обучению (П); уметь точно и грамотно излагать свои мысли (К);

Р: осознавать уровень и качество усвоения результата;

соотносить свои действия с планируемыми результатами ), воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи;


Работа с историческим документом и постановка вопросов:

- Что произошло у Смоленска?

- Какие надежды связывали французские солдаты со взятием Смоленска?

- Почему эти надежды не оправдались?

- Почему автор воспоминаний сравнивает Россию с Испанией?

- Какую реакцию вызвало в прибытие Кутузова в армию?



Организация изучения Бородинской битвы и учебной дискуссии по ее итогам:


- Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения?


-Объясните, в чём состоит историческое значение Бородинской битвы?



Работа с картиной А.Д. Кившенко «Совет в Филях».


А.С. Пушкин
Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной голою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Предложение поразмышлять:

- Почему М.И.Кутузов принял решение оставить Москву?

- Легко ли ему было принять такое решение?



Организация работа с видео сюжетами событий под Малоярославцем и у Березины

1) Каков итог сражения под Малоярославцем?

2) Какие трудности ожидали французскую армию на старой Смоленской дороге?

3) Расскажите, каков был план русского командования накануне переправы Наполеона через Березину. Почему этот план не удался?


Работа над проблемным вопросом.

Чтение исторического документа и формулировка ответов












Изучают под руководством учителя Бородинскую битву и участвуют в учебной дискуссии (высказывают свое мнение)











Изучают репродукцию картины, объясняют события в отрывке А.С. Пушкина и отвечают на вопросы





Размышления обучающихся.







Изучают видеосюжеты и отвечают на вопрос












Определение причин победы России.

оценивать исторические события и роль личности в истории (Л); строить монологическое контекстное высказывание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); устанавливать причинно-следственные связи (П); составлять план действий (Р); структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста (П), выстраивать после-довательность описываемых событий; использовать карты для получения информации; анализировать дополнительный материал (П), воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл (К);

4.Первичное усвоение материала.












Блиц-опрос

-Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию?

- Какое название получила армия Наполеона Бонапарта?

- Крестьянка, которая возглавила один из партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 г.

- О каком сражении 1812 года наполеон сказал: «Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»?

- Как называется вой­на Рос­сии за сво­бо­ду и не­за­ви­си­мость про­тив аг­рес­сии Фран­ции и её со­юз­ни­ков в 1812 г.?

Отвечают на блиц-опрос учителя.














адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; (К);

соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи (Р);

строить логические рассуждения (П); оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа индивидуального проектирования (Л).

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке, формирование

домашнего задания.


Синквейн – Отечественная война 1812г.

Синквейн – составление четверостишия.

Предлагает составить синквейн

Синквейн – составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – четыре значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.


Д/з: §4- 5, выполнить интерактивное задание

Составляют синквейн


















Записывают д\з


оценивать исторические события и роль личности в истории (Л);




t1681061959aa.gif

1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.