Технологическая карта урока окружающего мира «Отечественная война 1812 года» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ФГОС

Учебный предмет: Окружающий мир,

Класс: 3 класс

УМК: «Школа 2100»

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 4 по теме «Времена Российской империи. XVIII - начало XX века».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели и задачи урока:

ЦЕЛИ по линиям развития личности.

Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Цель - ознакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

Метапредметные:

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Воспитывать в детях гражданские качества: любовь к стране, в которой они живут, чувство гордости и патриотизма

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, карты.

2. Представлять информацию в виде таблицы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Планируемые результаты.

Личностные УУД (Л):

- овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

- умение выражать своё отношение к увиденному и услышанному (формирование эмоционального интеллекта).

- умение сопереживать.

Предметные результаты:

- знание знаменитых людей своей Родины;

- работа с презентацией, с картой, текстом учебника, извлечение из них необходимой информации;

- ответы на вопросы и оценка своих достижений на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД (П):

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы,

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

-установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД (Р):

- определение и формулировка темы, целей урока.

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде;

- умение преодолевать препятствия и не вступать в конфликты с одноклассниками.

Коммуникативные УУД (К):

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.

Основные термины и понятия темы:

Отечественная война, Бородинское сражение, М.И.Кутузов, партизаны.

Дидактические основы урока:

Методы обучения: практический, проблемно-поисковый, словесный, наглядный.

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование и ресурсы:

компьютер, экран, проектор;

мультимедийная презентация; фильм о Бородинском сражении, сопровождаемый чтением стихотворения М.Лермонтова «Бородино» в исполнении А.Водяного;

учебник А. А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, С.В.Тырина «Моё Отечество», часть 2; рабочая тетрадь;

разноцветные карточки для рефлексии.

План урока:

1.Постановка проблемы: за какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»? (8 мин)

2.Версии детей, актуализация знаний. (3 мин)

3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания). (20 мин)

        4.Работа по группам: участие России в войнах XVI – начале XIX века.

5.Выражение решения проблемы (закрепление нового знания, его применение). (10 мин)

6.Итоги урока (рефлексивно-оценочный этап). (3 мин)

7.Домашнее задание. (1 мин)

Этапы урока, время реализации

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Мотивирование к учебной
деятельности

(3 мин)

Фронтальная работа.

Диалог с учителем.

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

-О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира?

-Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству

-Назовите последствия войны

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

-Ледовое побоище

-Куликовская битва

- Со степняками-кочевниками, с немецкими и шведскими рыцарями, с татаро-монголами, с поляками и шведами.

- Разрушения, голод, нищета,

разорение страны

К

П, К

На доске появляется запись: РОССИЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА УЧАСТВОВАЛА В ВОЙНАХ.

 

II. Постановка проблемы (5 мин)

Фронтальная работа.

Слово учителя.

Беседа.

Работа с презентацией.

Проблемный диалог.

- В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, мы становимся сильнее духом, потому что узнаем, какими мужественными были наши предки. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой участвовало наше государство, наш народ.

(СЛАЙД 1. Отечественная война 1812 года.)

 

К, Р, П

 

-Ни одна предыдущая война не имела такого названия. Что необычного вы заметили? Как вы понимаете это слово?

-Вот сколько у вас мнений. Но точного ответа мы так и не услышали. Какой же возникает главный вопрос урока (проблема)?

(СЛАЙД 2. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»?

(к этому вопросу надо постоянно обращаться по ходу урока).

-Войну назвали «Отечественной».

-Слово «отечественная» происходит от слова «отец»: Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.

-«Отечественная» — значит, воевали всем Отечест­вом: до 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия.

-«Отечественная» — потому что защищали Отечество: война 1812 года называется Отечественной, так как люди защища­ли свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны.

- За какие отличия от прошлых войн эту войну 1812 года назвали «Отечественной»?

 

III. Версии детей, актуализация знаний (3 мин)

 

-Попробуйте предположить, почему?

Различные ответы детей. (Но ученики понимают, что для точного ответа у них не хватает знаний.)

П, К

IV. Поиск решения проблемы-открытие новых знаний (20 мин)

Работа с текстом.

Работа с презентацией.

Работа с картой.

Рассказ учителя.

Самостоятельное чтение текста.

Рассказ учителя.

Работа с картой.

 

Беседа после просмотра фильма.

-Откройте учебник, с. 80. Какая тема урока. Как вы ее понимаете?

-Но нашли мы ответ на главный вопрос урока?

- Продолжим все вместе. Прочтем первый абзац «Мы долго молча отступали». К чему стремился Наполеон?

(СЛАЙД 3. Наполеон)

-Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон?

(СЛАЙД 4. Карта завоеваний Наполеона)

- “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!

-Прочтите сами второй абзац.

-О ком вы узнали из прочитанного?

-Да. Русскую армию возглавлял старый  опытный полководец Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

(СЛАЙД 5. Кутузов М.И.)

- Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия.

-Рассмотрите карту в учебнике. Назовите города России, захваченные Наполеоном в 1812 году?

-Что показывают синие стрелки?

-Что еще вы заметили на этой карте?

-А почему врагу нужна именно Москва?

(СЛАЙД 6. Отступление русских войск)

-Русская армия вынуждена была отступать вглубь страны, чтобы собраться с силами.

-Что бы вы хотели еще узнать?

-Прочтем об этом в учебнике.

-Что мы узнали? Почему Москву пришлось оставить?

-О каком главном сражении прочитали?

- А теперь мы посмотрим небольшой фильм об этом сражении, которое будет сопровождаться стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино».

(Просмотр фильма. Приложение 1

https://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE).

-Понравился ли вам фильм? А стихотворение великого поэта?

-Как сражались русские воины и их командиры?

-Вглядитесь в лица самых известных героев Отечественной войны, не жалевших своих жизней на поле битвы.

(СЛАЙД 7. Герои Отечественной войны.)

Ответы детей.

-Нет.

Чтение вслух одним учеником.

- Наполеон стремился к всемирному господству.

Ученики читают сами.

-О полководце М.И.Кутузове.

Ответы детей

- Движение неприятеля.

-Враг остановился у Москвы.

-Москва – главный город страны..

-Была ли захвачена столица России?

Чтение вслух.

-Чтобы спасти армию, а значит, и всю Россию!

-Мы прочитали о Бородинском сражении.

Эмоциональный отклик детей.

Ответы на вопрос учителя.

П,К,Л

П, Л

Физкультминутка

Коллективная работа.

-Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

-Продолжим урок.

   
 

Групповая работа.

Работа с текстом самостоятельно, с иллюстрациями, нахождение в тексте нужной информации.

Работа с иллюстрациями.

Фронтальная

работа.

Рассказ учителя.

-Получили ли мы ответ на главный вопрос урока?

-Прочтите название второй части параграфа.

-Как вы понимаете этот призыв?

-Прочтите эту часть самостоятельно и обсудите в группах ответ на задание (Приложение 2).

- Кто помогал действующей армии?

-Кто такие партизаны? Рассмотрите иллюстрации.

-Давайте подтвердим по тексту.

-Правильно.

(СЛАЙДЫ 8,9)

-А теперь в группе ответьте на вопрос в самом начале части. Запишите ваш ответ на листок и прочтите его нам.

-Молодцы! Рассмотрите иллюстрации на с.83. Что мы можем сказать о событиях после Бородинского сражения?

-Верно. В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было ни жителей, ни продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. Москва сгорела.

(СЛАЙД 10. – Пожар в Москве.)

-В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана. Война закончилась разгромом наполеоновской армии и полной победой России. В честь этого в Москве был построен Храм Христа Спасителя.

(СЛАЙД 11. -Храм Христа Спасителя)

Многие уже могут дать верный ответ.

- «Поднимайся, русский народ!»

Ответы детей.

Чтение, обсуждение в группах.

-Партизаны.

-Партизаны – народные мстители, простые крестьяне, которые гнали врага со своих земель.

Дети находят нужные строки в учебнике.

От каждой группы выступает ученик, читая ответ, который должен быть одинаковым по смыслу:

-На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне.

-Впервые у России был очень серьезный противник – французская армия, покорившая почти всю Европу. Отечество оказалось на пороге гибели.

-Французы не смогли покорить Россию, хотя и захватили Москву.

 

V. Выражение решения проблемы, применение нового знания

(10 мин)

Фронтальная работа.

Работа в парах. Самостоятельная работа.

Практическая работа.

-Возвращаемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

-Верно.

(СЛАЙД 2.)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

-Задайте друг другу вопрос из учебника на с.83. Оцените ответы друг друга.

-Покажите карточку, кому поставили отметку «5» и «4». Молодцы!

- Откройте рабочие тетради на странице 37. В парах в качестве закрепления решите кроссворд, вам хватит двух минут. Первым двум парам учеников, которые верно справятся с кроссвордом, я поставлю оценки.

(1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.)

- Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»?

-В ходе войны 1812 года решалась судьба всего Отечества. Будет существовать Россия или погибнет.

Ребята поднимают одну из карточек, в зависимости от полученной отметки.

Дети работают письменно в тетрадях.

П, К, Л, Р

П,К

VI. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап

(3 мин)

Диалог с учителем.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что для вас сегодня было самым интересным?

-Закончите фразу: «Я сегодня узнал…»

-Мне запомнилось…

-Мне было трудно то, что…

-Мне сегодня было легко…

-Как вы можете оценить свою работу на уроке?

-А мне сегодня понравилась работа на уроке следующих ребят: …(назвать имена учащихся). Остальные, думаю, проявят себя на следующем уроке.

Ответы детей.

Самооценка: поднимая цветную карточку (зеленую-«5», желтую-«4» или красную-«3»), учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Р, К, Л

VII. Домашнее задание (1 мин).

 

-Запишите домашнее задание: с.80–83, краткий пересказ; в тетради на с.37–38 № 2,3 на выбор.

-Всем спасибо!

   

Список литературы и интернет - источников.

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.

Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина

Учебник А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин «Окружающий мир», 3 класс («Мое Отечество»);

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество) Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова.

http://www.school2100.ru/pedagogam

http://www.myshared.ru/slide/169469/

https://www.google.ru/search

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Battle_of_Borodino_fragment_2.jpg?uselang=ru

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fire_of_Moscow_1812.jpg?uselang=ru

http://zengarden.in/wp-content/uploads/2012/05/Napoleon.jpg

http://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE

Приложение 1

Видео для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE).

 

 

Приложение 2

 

Как мы понимаем фразу: «поднимайся, русский народ!»

 

 


1812 год
PPT / 874 Кб

Предварительный просмотр презентации

«Отечественная война 1812 года»

Почему войну 1812 года назвали Отечественной?

Бонапарт Наполеон

Территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Настала очередь России…

Михаил Илларионович Кутузов

Отступление русской армии Отступление русской армии

Багратион Пётр Иванович Раевский Николай Николаевич Барклай де Толли Михаил Богданович Давыдов Денис Васильевич

Мнение народа: лучше погибнуть , чем покориться ненавистному врагу!

С первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Москва горела 6 дней. Сгорело 6500 домов (больше половины). Из 237 церквей сгорели 122. Погибли в огне Московский университет с его бесценной библиотекой.

Храм Христа спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года как знак благодарности Богу за помощь и заступничество, а также в память о погибших в боях с захватчиками.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.