Технологическая карта урока окружающего мира «Отечественная война 1812 года» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ФГОС
Учебный предмет: Окружающий мир,
Класс: 3 класс
УМК: «Школа 2100»
Тема урока: «Отечественная война 1812 года»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок 4 по теме «Времена Российской империи. XVIII - начало XX века».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели и задачи урока:
ЦЕЛИ по линиям развития личности.
Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.
Цель - ознакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.
Метапредметные:
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Воспитывать в детях гражданские качества: любовь к стране, в которой они живут, чувство гордости и патриотизма
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, карты.
2. Представлять информацию в виде таблицы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Планируемые результаты.
Личностные УУД (Л): |
- овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. - умение выражать своё отношение к увиденному и услышанному (формирование эмоционального интеллекта). - умение сопереживать. |
Предметные результаты: |
- знание знаменитых людей своей Родины; - работа с презентацией, с картой, текстом учебника, извлечение из них необходимой информации; - ответы на вопросы и оценка своих достижений на уроке. |
Метапредметные УУД: |
Познавательные УУД (П): - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - постановка и формулирование проблемы, - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; -установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные УУД (Р): - определение и формулировка темы, целей урока. - понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде; - умение преодолевать препятствия и не вступать в конфликты с одноклассниками. Коммуникативные УУД (К): - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществление взаимного контроля в совместной деятельности. |
Основные термины и понятия темы: |
Отечественная война, Бородинское сражение, М.И.Кутузов, партизаны. |
Дидактические основы урока:
Методы обучения: практический, проблемно-поисковый, словесный, наглядный.
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование и ресурсы:
компьютер, экран, проектор;
мультимедийная презентация; фильм о Бородинском сражении, сопровождаемый чтением стихотворения М.Лермонтова «Бородино» в исполнении А.Водяного;
учебник А. А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, С.В.Тырина «Моё Отечество», часть 2; рабочая тетрадь;
разноцветные карточки для рефлексии.
План урока:
1.Постановка проблемы: за какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»? (8 мин)
2.Версии детей, актуализация знаний. (3 мин)
3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания). (20 мин)
4.Работа по группам: участие России в войнах XVI – начале XIX века.
5.Выражение решения проблемы (закрепление нового знания, его применение). (10 мин)
6.Итоги урока (рефлексивно-оценочный этап). (3 мин)
7.Домашнее задание. (1 мин)
Этапы урока, время реализации |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Мотивирование к учебной (3 мин) |
Фронтальная работа. Диалог с учителем. |
Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. -О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира? -Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству -Назовите последствия войны |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место -Ледовое побоище -Куликовская битва - Со степняками-кочевниками, с немецкими и шведскими рыцарями, с татаро-монголами, с поляками и шведами. - Разрушения, голод, нищета, разорение страны |
К П, К |
На доске появляется запись: РОССИЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА УЧАСТВОВАЛА В ВОЙНАХ. |
||||
II. Постановка проблемы (5 мин) |
Фронтальная работа. Слово учителя. Беседа. Работа с презентацией. Проблемный диалог. |
- В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, мы становимся сильнее духом, потому что узнаем, какими мужественными были наши предки. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой участвовало наше государство, наш народ. (СЛАЙД 1. Отечественная война 1812 года.) |
К, Р, П |
|
-Ни одна предыдущая война не имела такого названия. Что необычного вы заметили? Как вы понимаете это слово? -Вот сколько у вас мнений. Но точного ответа мы так и не услышали. Какой же возникает главный вопрос урока (проблема)? (СЛАЙД 2. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»? (к этому вопросу надо постоянно обращаться по ходу урока). |
-Войну назвали «Отечественной». -Слово «отечественная» происходит от слова «отец»: Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными. -«Отечественная» — значит, воевали всем Отечеством: до 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия. -«Отечественная» — потому что защищали Отечество: война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны. - За какие отличия от прошлых войн эту войну 1812 года назвали «Отечественной»? |
|||
III. Версии детей, актуализация знаний (3 мин) |
-Попробуйте предположить, почему? |
Различные ответы детей. (Но ученики понимают, что для точного ответа у них не хватает знаний.) |
П, К |
|
IV. Поиск решения проблемы-открытие новых знаний (20 мин) |
Работа с текстом. Работа с презентацией. Работа с картой. Рассказ учителя. Самостоятельное чтение текста. Рассказ учителя. Работа с картой.
Беседа после просмотра фильма. |
-Откройте учебник, с. 80. Какая тема урока. Как вы ее понимаете? -Но нашли мы ответ на главный вопрос урока? - Продолжим все вместе. Прочтем первый абзац «Мы долго молча отступали». К чему стремился Наполеон? (СЛАЙД 3. Наполеон) -Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон? (СЛАЙД 4. Карта завоеваний Наполеона) - “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война! -Прочтите сами второй абзац. -О ком вы узнали из прочитанного? -Да. Русскую армию возглавлял старый опытный полководец Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. (СЛАЙД 5. Кутузов М.И.) - Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия. -Рассмотрите карту в учебнике. Назовите города России, захваченные Наполеоном в 1812 году? -Что показывают синие стрелки? -Что еще вы заметили на этой карте? -А почему врагу нужна именно Москва? (СЛАЙД 6. Отступление русских войск) -Русская армия вынуждена была отступать вглубь страны, чтобы собраться с силами. -Что бы вы хотели еще узнать? -Прочтем об этом в учебнике. -Что мы узнали? Почему Москву пришлось оставить? -О каком главном сражении прочитали? - А теперь мы посмотрим небольшой фильм об этом сражении, которое будет сопровождаться стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». (Просмотр фильма. Приложение 1 https://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE). -Понравился ли вам фильм? А стихотворение великого поэта? -Как сражались русские воины и их командиры? -Вглядитесь в лица самых известных героев Отечественной войны, не жалевших своих жизней на поле битвы. (СЛАЙД 7. Герои Отечественной войны.) |
Ответы детей. -Нет. Чтение вслух одним учеником. - Наполеон стремился к всемирному господству. Ученики читают сами. -О полководце М.И.Кутузове. Ответы детей - Движение неприятеля. -Враг остановился у Москвы. -Москва – главный город страны.. -Была ли захвачена столица России? Чтение вслух. -Чтобы спасти армию, а значит, и всю Россию! -Мы прочитали о Бородинском сражении. Эмоциональный отклик детей. Ответы на вопрос учителя. |
П,К,Л П, Л |
Физкультминутка |
Коллективная работа. |
-Покачайтесь, покружитесь, -Продолжим урок. |
||
Групповая работа. Работа с текстом самостоятельно, с иллюстрациями, нахождение в тексте нужной информации. Работа с иллюстрациями. Фронтальная работа. Рассказ учителя. |
-Получили ли мы ответ на главный вопрос урока? -Прочтите название второй части параграфа. -Как вы понимаете этот призыв? -Прочтите эту часть самостоятельно и обсудите в группах ответ на задание (Приложение 2). - Кто помогал действующей армии? -Кто такие партизаны? Рассмотрите иллюстрации. -Давайте подтвердим по тексту. -Правильно. (СЛАЙДЫ 8,9) -А теперь в группе ответьте на вопрос в самом начале части. Запишите ваш ответ на листок и прочтите его нам. -Молодцы! Рассмотрите иллюстрации на с.83. Что мы можем сказать о событиях после Бородинского сражения? -Верно. В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было ни жителей, ни продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. Москва сгорела. (СЛАЙД 10. – Пожар в Москве.) -В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана. Война закончилась разгромом наполеоновской армии и полной победой России. В честь этого в Москве был построен Храм Христа Спасителя. (СЛАЙД 11. -Храм Христа Спасителя) |
Многие уже могут дать верный ответ. - «Поднимайся, русский народ!» Ответы детей. Чтение, обсуждение в группах. -Партизаны. -Партизаны – народные мстители, простые крестьяне, которые гнали врага со своих земель. Дети находят нужные строки в учебнике. От каждой группы выступает ученик, читая ответ, который должен быть одинаковым по смыслу: -На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне. -Впервые у России был очень серьезный противник – французская армия, покорившая почти всю Европу. Отечество оказалось на пороге гибели. -Французы не смогли покорить Россию, хотя и захватили Москву. |
||
V. Выражение решения проблемы, применение нового знания (10 мин) |
Фронтальная работа. Работа в парах. Самостоятельная работа. Практическая работа. |
-Возвращаемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? -Верно. (СЛАЙД 2.) -Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? -Задайте друг другу вопрос из учебника на с.83. Оцените ответы друг друга. -Покажите карточку, кому поставили отметку «5» и «4». Молодцы! - Откройте рабочие тетради на странице 37. В парах в качестве закрепления решите кроссворд, вам хватит двух минут. Первым двум парам учеников, которые верно справятся с кроссвордом, я поставлю оценки. (1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.) |
- Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»? -В ходе войны 1812 года решалась судьба всего Отечества. Будет существовать Россия или погибнет. Ребята поднимают одну из карточек, в зависимости от полученной отметки. Дети работают письменно в тетрадях. |
П, К, Л, Р П,К |
VI. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап (3 мин) |
Диалог с учителем. |
-Над какой темой мы сегодня работали? -Что для вас сегодня было самым интересным? -Закончите фразу: «Я сегодня узнал…» -Мне запомнилось… -Мне было трудно то, что… -Мне сегодня было легко… -Как вы можете оценить свою работу на уроке? -А мне сегодня понравилась работа на уроке следующих ребят: …(назвать имена учащихся). Остальные, думаю, проявят себя на следующем уроке. |
Ответы детей. Самооценка: поднимая цветную карточку (зеленую-«5», желтую-«4» или красную-«3»), учащиеся оценивают свою работу на уроке. |
Р, К, Л |
VII. Домашнее задание (1 мин). |
-Запишите домашнее задание: с.80–83, краткий пересказ; в тетради на с.37–38 № 2,3 на выбор. -Всем спасибо! |
Список литературы и интернет - источников.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.
Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина
Учебник А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин «Окружающий мир», 3 класс («Мое Отечество»);
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество) Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова.
http://www.school2100.ru/pedagogam
http://www.myshared.ru/slide/169469/
https://www.google.ru/search
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Battle_of_Borodino_fragment_2.jpg?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fire_of_Moscow_1812.jpg?uselang=ru
http://zengarden.in/wp-content/uploads/2012/05/Napoleon.jpg
http://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE
Приложение 1
Видео для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE).
Приложение 2
Как мы понимаем фразу: «поднимайся, русский народ!»
|
|