12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аушева Елена Васильевна7054
Я учитель начальных классов и учитель математики. Высшая категория, стаж работы 20 лет.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
1

Технологическая карта урока окружающего мира «Отечественная война 1812 года»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ФГОС

Учебный предмет: Окружающий мир,

Класс: 3 класс

УМК: «Школа 2100»

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Место и роль урока в изучаемой теме: урок 4 по теме «Времена Российской империи. XVIII - начало XX века».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели и задачи урока:

ЦЕЛИ по линиям развития личности.

Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Цель - ознакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

Метапредметные:

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Воспитывать в детях гражданские качества: любовь к стране, в которой они живут, чувство гордости и патриотизма

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, карты.

2. Представлять информацию в виде таблицы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Планируемые результаты.

Личностные УУД (Л):

- овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

- умение выражать своё отношение к увиденному и услышанному (формирование эмоционального интеллекта).

- умение сопереживать.

Предметные результаты:

- знание знаменитых людей своей Родины;

- работа с презентацией, с картой, текстом учебника, извлечение из них необходимой информации;

- ответы на вопросы и оценка своих достижений на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД (П):

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы,

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

-установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД (Р):

- определение и формулировка темы, целей урока.

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде;

- умение преодолевать препятствия и не вступать в конфликты с одноклассниками.

Коммуникативные УУД (К):

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.

Основные термины и понятия темы:

Отечественная война, Бородинское сражение, М.И.Кутузов, партизаны.

Дидактические основы урока:

Методы обучения: практический, проблемно-поисковый, словесный, наглядный.

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование и ресурсы:

компьютер, экран, проектор;

мультимедийная презентация; фильм о Бородинском сражении, сопровождаемый чтением стихотворения М.Лермонтова «Бородино» в исполнении А.Водяного;

учебник А. А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, С.В.Тырина «Моё Отечество», часть 2; рабочая тетрадь;

разноцветные карточки для рефлексии.

План урока:

1.Постановка проблемы: за какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»? (8 мин)

2.Версии детей, актуализация знаний. (3 мин)

3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания). (20 мин)

        4.Работа по группам: участие России в войнах XVI – начале XIX века.

5.Выражение решения проблемы (закрепление нового знания, его применение). (10 мин)

6.Итоги урока (рефлексивно-оценочный этап). (3 мин)

7.Домашнее задание. (1 мин)

Этапы урока, время реализации

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Мотивирование к учебной
деятельности

(3 мин)

Фронтальная работа.

Диалог с учителем.

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

-О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира?

-Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству

-Назовите последствия войны

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

-Ледовое побоище

-Куликовская битва

- Со степняками-кочевниками, с немецкими и шведскими рыцарями, с татаро-монголами, с поляками и шведами.

- Разрушения, голод, нищета,

разорение страны

К

П, К

На доске появляется запись: РОССИЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА УЧАСТВОВАЛА В ВОЙНАХ.

 

II. Постановка проблемы (5 мин)

Фронтальная работа.

Слово учителя.

Беседа.

Работа с презентацией.

Проблемный диалог.

- В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, мы становимся сильнее духом, потому что узнаем, какими мужественными были наши предки. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой участвовало наше государство, наш народ.

(СЛАЙД 1. Отечественная война 1812 года.)

 

К, Р, П

 

-Ни одна предыдущая война не имела такого названия. Что необычного вы заметили? Как вы понимаете это слово?

-Вот сколько у вас мнений. Но точного ответа мы так и не услышали. Какой же возникает главный вопрос урока (проблема)?

(СЛАЙД 2. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»?

(к этому вопросу надо постоянно обращаться по ходу урока).

-Войну назвали «Отечественной».

-Слово «отечественная» происходит от слова «отец»: Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.

-«Отечественная» — значит, воевали всем Отечест­вом: до 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия.

-«Отечественная» — потому что защищали Отечество: война 1812 года называется Отечественной, так как люди защища­ли свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны.

- За какие отличия от прошлых войн эту войну 1812 года назвали «Отечественной»?

 

III. Версии детей, актуализация знаний (3 мин)

 

-Попробуйте предположить, почему?

Различные ответы детей. (Но ученики понимают, что для точного ответа у них не хватает знаний.)

П, К

IV. Поиск решения проблемы-открытие новых знаний (20 мин)

Работа с текстом.

Работа с презентацией.

Работа с картой.

Рассказ учителя.

Самостоятельное чтение текста.

Рассказ учителя.

Работа с картой.

 

Беседа после просмотра фильма.

-Откройте учебник, с. 80. Какая тема урока. Как вы ее понимаете?

-Но нашли мы ответ на главный вопрос урока?

- Продолжим все вместе. Прочтем первый абзац «Мы долго молча отступали». К чему стремился Наполеон?

(СЛАЙД 3. Наполеон)

-Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон?

(СЛАЙД 4. Карта завоеваний Наполеона)

- “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!

-Прочтите сами второй абзац.

-О ком вы узнали из прочитанного?

-Да. Русскую армию возглавлял старый  опытный полководец Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

(СЛАЙД 5. Кутузов М.И.)

- Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия.

-Рассмотрите карту в учебнике. Назовите города России, захваченные Наполеоном в 1812 году?

-Что показывают синие стрелки?

-Что еще вы заметили на этой карте?

-А почему врагу нужна именно Москва?

(СЛАЙД 6. Отступление русских войск)

-Русская армия вынуждена была отступать вглубь страны, чтобы собраться с силами.

-Что бы вы хотели еще узнать?

-Прочтем об этом в учебнике.

-Что мы узнали? Почему Москву пришлось оставить?

-О каком главном сражении прочитали?

- А теперь мы посмотрим небольшой фильм об этом сражении, которое будет сопровождаться стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино».

(Просмотр фильма. Приложение 1

https://www.youtube.com/watch ?v=Ex0B1D_lckE).

-Понравился ли вам фильм? А стихотворение великого поэта?

-Как сражались русские воины и их командиры?

-Вглядитесь в лица самых известных героев Отечественной войны, не жалевших своих жизней на поле битвы.

(СЛАЙД 7. Герои Отечественной войны.)

Ответы детей.

-Нет.

Чтение вслух одним учеником.

- Наполеон стремился к всемирному господству.

Ученики читают сами.

-О полководце М.И.Кутузове.

Ответы детей

- Движение неприятеля.

-Враг остановился у Москвы.

-Москва – главный город страны..

-Была ли захвачена столица России?

Чтение вслух.

-Чтобы спасти армию, а значит, и всю Россию!

-Мы прочитали о Бородинском сражении.

Эмоциональный отклик детей.

Ответы на вопрос учителя.

П,К,Л

П, Л

Физкультминутка

Коллективная работа.

-Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

-Продолжим урок.

   
 

Групповая работа.

Работа с текстом самостоятельно, с иллюстрациями, нахождение в тексте нужной информации.

Работа с иллюстрациями.

Фронтальная

работа.

Рассказ учителя.

-Получили ли мы ответ на главный вопрос урока?

-Прочтите название второй части параграфа.

-Как вы понимаете этот призыв?

-Прочтите эту часть самостоятельно и обсудите в группах ответ на задание (Приложение 2).

- Кто помогал действующей армии?

-Кто такие партизаны? Рассмотрите иллюстрации.

-Давайте подтвердим по тексту.

-Правильно.

(СЛАЙДЫ 8,9)

-А теперь в группе ответьте на вопрос в самом начале части. Запишите ваш ответ на листок и прочтите его нам.

-Молодцы! Рассмотрите иллюстрации на с.83. Что мы можем сказать о событиях после Бородинского сражения?

-Верно. В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было ни жителей, ни продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. Москва сгорела.

(СЛАЙД 10. – Пожар в Москве.)

-В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана. Война закончилась разгромом наполеоновской армии и полной победой России. В честь этого в Москве был построен Храм Христа Спасителя.

(СЛАЙД 11. -Храм Христа Спасителя)

Многие уже могут дать верный ответ.

- «Поднимайся, русский народ!»

Ответы детей.

Чтение, обсуждение в группах.

-Партизаны.

-Партизаны – народные мстители, простые крестьяне, которые гнали врага со своих земель.

Дети находят нужные строки в учебнике.

От каждой группы выступает ученик, читая ответ, который должен быть одинаковым по смыслу:

-На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне.

-Впервые у России был очень серьезный противник – французская армия, покорившая почти всю Европу. Отечество оказалось на пороге гибели.

-Французы не смогли покорить Россию, хотя и захватили Москву.

 

V. Выражение решения проблемы, применение нового знания

(10 мин)

Фронтальная работа.

Работа в парах. Самостоятельная работа.

Практическая работа.

-Возвращаемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

-Верно.

(СЛАЙД 2.)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

-Задайте друг другу вопрос из учебника на с.83. Оцените ответы друг друга.

-Покажите карточку, кому поставили отметку «5» и «4». Молодцы!

- Откройте рабочие тетради на странице 37. В парах в качестве закрепления решите кроссворд, вам хватит двух минут. Первым двум парам учеников, которые верно справятся с кроссвордом, я поставлю оценки.

(1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.)

- Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»?

-В ходе войны 1812 года решалась судьба всего Отечества. Будет существовать Россия или погибнет.

Ребята поднимают одну из карточек, в зависимости от полученной отметки.

Дети работают письменно в тетрадях.

П, К, Л, Р

П,К

VI. Итоги урока. Рефлексивно-оценочный этап

(3 мин)

Диалог с учителем.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что для вас сегодня было самым интересным?

-Закончите фразу: «Я сегодня узнал…»

-Мне запомнилось…

-Мне было трудно то, что…

-Мне сегодня было легко…

-Как вы можете оценить свою работу на уроке?

-А мне сегодня понравилась работа на уроке следующих ребят: …(назвать имена учащихся). Остальные, думаю, проявят себя на следующем уроке.

Ответы детей.

Самооценка: поднимая цветную карточку (зеленую-«5», желтую-«4» или красную-«3»), учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Р, К, Л

VII. Домашнее задание (1 мин).

 

-Запишите домашнее задание: с.80–83, краткий пересказ; в тетради на с.37–38 № 2,3 на выбор.

-Всем спасибо!

   

Список литературы и интернет - источников.

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.

Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина

Учебник А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин «Окружающий мир», 3 класс («Мое Отечество»);

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Мое Отечество) Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова.

http://www.school2100.ru/pedagogam

http://www.myshared.ru/slide/169469/

https://www.google.ru/search

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Battle_of_Borodino_fragment_2.jpg?uselang=ru

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fire_of_Moscow_1812.jpg?uselang=ru

http://zengarden.in/wp-content/uploads/2012/05/Napoleon.jpg

http://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE

Приложение 1

Видео для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=Ex0B1D_lckE).

 

 

Приложение 2

 

Как мы понимаем фразу: «поднимайся, русский народ!»

 

 


1812 год
PPT / 874 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.