Сценарий урока биологии в 8 классе «§1 Науки о человеке. Здоровье и его охрана. §2 Становление наук о человеке» (По УМК В. В. Пасечника)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: §1 Науки о человеке. Здоровье и его охрана. §2 Становление наук о человеке.
ФИО: Губанова Ксения Сергеевна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: проблемный урок
Цель урока: создать условия для формирования представлений об основных науках, изучающих строение, процессы жизнедеятельности человека: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии; способствовать пониманию роли этих наук в мире, формированию информационной компетентности.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающийся будет знать основные науки, изучающие человека, его строение, процессы жизнедеятельности; научится характеризовать основные науки, изучающие человека.
Метапредметные: научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
Личностные: будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; доброжелательное отношение к мнению другого человека.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организация начала урока. | 1 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание рабочей атмосферы. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Настраиваются на работу. | К: договариваться с одноклассниками и совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место. Настраивать себя на продуктивную работу. |
Актуализация знаний. Вхождение в тему урока. Создание условий для осознанного восприятия нового материала. | 10 мин | Мотивация учащихся к изучению. Создание условий для самостоятельного целеполагания. Задает вопросы, подводит к теме урока. | Коллективная мыслительная деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока. Мы начинаем очень увлекательный курс биологии! Изучение человека! Как вы думаете, какой метод использовали в древности для изучения строения организма человека? (вскрытие умерших людей) Есть наука, которая изучает строение человеческого тела, с латыни её название переводится как «рассечение» (Анатомия) В настоящее время строение организма можно изучать и прижизненно, как? (Рентгеновское исследование, ультразвук, магнитно-резонансная тамография) Наука «Физиология», что изучает? (функции человеческого организма) Как? (наблюдение за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных. Мы уже много о чем поговорили, но так и не назвали тему урока! ( Науки о человеке) | П: Осознавать актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять синтез как составление целого из частей. К:слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение; воспринимать информацию на слух. Р: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; применять установленные правила в планировании способа действий. |
3. Первичное усвоение новых знаний. Создание плана по достижению целей. | 15 мин | Объясняет новый материал. Организует работу с учебником и с маршрутными листами. Мотивирует учащихся на достижение поставленных целей. | Делают записи в маршрутных листах. Работают с учебником, находят и анализируют информацию. Слушают учителя, отвечают на его вопросы. - Мы назвали 2 науки, изучающие человека, как думаете, это все? Что нужно сделать, чтобы узнать какие еще есть науки, и что они из себя представляют? (провести работу с учебником, проанализировать информацию, сделать записи и выводы) Выполняют задания по плану в маршрутных листах (индивидуально) Анализируют проделанную работу вместе с одноклассниками (групповая работа) | П:формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; извлекать необходимую информацию из текста; ориентироваться в учебнике; структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К:строить монологическую и диалогическую речь; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; оценивать свои учебные достижения, поведение. |
4.Физкультминутка | 2 мин. | Проводит физкультминутку | Для чего нужны все эти науки? Зачем нам знать строение, функции человеческого тела, и даже его психического состояние? Какую цель всегда преследовал человек? (Желание обрести вечное здоровье) Давайте порадуем наше тело, небольшой разгрузкой! Дыхательная гимнастика ( с потягиванием и приседанием) | Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
5.Закрепление полученных знаний | 10 мин | Проводит проверочную с применением цифровых технологий. С последующим устранением пробелов. Оценивает учащихся. | Выполняют задания на проверку знаний с использованием цифровых устройств (телефон). Выполняют само и взаимопроверку. Для тех, у кого есть телефон с доступом в интернет, выполняют задание онлайн. Для тех, у кого нет, раздаточный материал. Оценивают свою работу. | П:систематизировать, обобщить изученное; анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. К:высказывть свои суждения, доказывать правоту; выступать публично. Р:оценивать коллективную работу и свой вклад; оценивать свою работу; контролировать и корректировать свою деятельность. |
6.Подведение итогов. Объяснение домашнего задания 7.Рефлексия | 3мин 1 мин | Организует итоговое обсуждение изученной темы. Объясняет домашнее задание. Подводит к обобщению проделанной работы. Выясняет эмоциональное состояние учащихся. | Подводят итоги. Анализируют проделанную работу. Записывают домашнее задание. Что вы узнали нового на уроке? Считаете ли вы важными знания о человеческом теле и психике? Почему? Достаточно ли вы получили знаний, или нужно углубляться дальше. Какую науку о человеке, вы бы хотели изучить более подробно? Д/З. §2 изучить. Написать выдержку из параграфа об ученых, которые изучали науки о человеке ( в виде конспекта или таблицы) Работу выполнить в тетради или в программах Word, Power Point. Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, свое эмоциональное состояние. Определяют, что было для них легко, а в чем были сложности. Настроение: топот или хлопки | П: систематизировать, обобщить изученное. К: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Р: организовать выполнение заданий учителя; анализировать и оценивать результат своей деятельности; коррекция знаний способов деятельности. П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. К: строить монологическое высказывание; оформлять свои мысли в устной форме. Р: анализировать и осмысливать свои достижения; осуществлять самоконтроль. |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
§1 Науки о человеке. Здоровье и его охрана.
Цель: ознакомление с науками, изучающими человеческую природу, для дальнейшего исследования строения человека и его функций.
Цель: ознакомление с науками, изучающими человеческую природу, для дальнейшего исследования строения человека и его функций.
Рассматриваемые вопросы:
1. Анатомия человека
2. Физиология человека
3. Психология
4. Гигиена
5. Здоровье и его охрана
Требования к изучению темы:
Знать: определение понятий «анатомия», «физиология», «психология», «гигиена». Зачем необходима каждая наука о человеке.
Проведите наблюдение за собой с точки зрения какой-либо науки о человеке. (Анатомии, физиологии, психологии или гигиены) Расскажите, что вы делаете, что бы оставаться здоровым.
Опишите свои наблюдения (презентуйте)
Тест: «Науки о человеке»
1.Анатомия изучает
*Функции человеческого организма и его органов
*Строение человеческого тела и его органов
*Общие закономерности процессов и индивидуальные личностные особенности
2.Название «физиология» происходит от слова «физис», что означает:
* Природа
* Физика
* Изучение
* Рассечение
3.Название науки «анатомия» происходит от латинского слова «анатомэ», что означает: Разрезание
*Отрезание
*Рассечение
*Исследование
4.Наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека:
* анатомия
* физиология
* психология
* гигиена
5.Названия органов в анатомических справочниках всего мира приводятся на следующем языке: английский
*русский
*немецкий
*латинский
*французский
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Тест: Науки изучающие человека https://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/nauki-izuchayushhie-cheloveka.html
https://uchitelya.com/pedagogika/129686-formirovanie-uud-po-etapam-uroka.html
https://compendium.su/biology/8klass/6.html