Технологическая карта урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» (1 курс СПО)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
по дисциплине «Основы финансовой грамотности»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||
Автор (ФИО) | Фоменко | Надежда | Васильевна | ||
Предмет | Основы финансовой грамотности | 1 курс | 63 группа | ||
Тема урока | Практическая работа №2 «Личное финансовое планирование» | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
- формирование представления о понятии личный финансовый план; - формирование знаний о классификации основных статей расходов и доходов семьи; | -уметь оперировать финансовыми понятиями, изученными на уроке; - различные виды заработков семьи и их особенности; - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли и видах денег; умение объяснять назначение денег; - использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; - расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.. | проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. | |||
Решаемые учебные проблемы | - познакомиться с понятиями «Доходы семьи», «Расходы», «Потребности человека»; - выяснить суть понятия дефицита и профицита семейного бюджета; какие понятия являются частью семейного бюджета, а какие нет; - научиться правильно распределять свои финансы. | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Семейный бюджет, личный финансовый план, статьи доходов и расходов семьи. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация | ||||
Образовательные интернет-ресурсы | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. | |||||
Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. Здесь и везде используются: Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). - Что нужно узнать для решение проблемы? | Деятельность обучающихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) | ||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||
Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): - Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения - Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! - Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? | Деятельность обучающихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его | ||||
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; | |||||
Деятельность учителя Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. | ||||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; | |||||
Деятельность учителя Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план. | Деятельность обучающихся Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. | ||||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; | |||||
Деятельность учителя Предоставляет материал, создает готовность к предстоящей деятельности. | Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. | ||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||
Деятельность учителя 1. Перейдите по ссылке https://onlinetestpad.com/hmgv7dy62gis6 2. Выполните тест. | Деятельность обучающихся Обучающиеся выполняют тест | ||||
Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». | |||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы а в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? - Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.) | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика. | ||||
8 ЭТАП Домашнее задание. Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать. |