Технологическая карта урока по информатике для 1 курса СПО по теме «Операционная система»
Технологическая карта урока №22
Организационная информация | |
Предмет | Информатика |
Группы | 11Б, 12Б, 11ГД |
Тема | Раздел 3. Средства ИКТ Операционная система: основные понятия, графический интерфейс и его объекты |
Автор урока (ФИО, должность) | Чупина Маргарита Игоревна – преподаватель информатики |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский торгово-экономический техникум» |
Республика | РСО-Алания |
Город | г. Владикавказ |
Описание занятия | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок получения новых знаний |
Время реализации занятия | 2 часа |
Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель занятия: дать представление о назначении операционных систем, основных объектах ОС и способах управления ими. Задачи занятия: образовательная: дать понятие об операционной системе и ее объектах, видах интерфейсов. развивающая: продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Операционные системы»; воспитательная: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе; |
Планируемые результаты Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Предметные: умение анализировать использованное программное обеспечение; умение выполнять основные операции с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации. Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
Дидактическая структура урока | |
Дидактическая структура урока: Организационный этап: перекличка (3 мин) Актуализация опорных знаний учащихся, мотивационный этап (7 мин): Изложение материала. Раздел 3. Средства ИКТ Операционная система. Графический интерфейс пользователя. (65 мин): Определение и назначение операционной системы; Понятие файла и папки; Графический интерфейс и его объекты. Закрепление материала (5 мин). Рефлексия (5 мин) Задание на дом (5 мин) |
Дополнительная информация | |
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютерный класс с установленным интерактивным комплексом и локальной сетью. Предлагаемое программное обеспечение: Windows7 версия Проф. |
Список учебной и дополнительной литературы | Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 352с. стр.128-148 |
Дидактическое обеспечение занятия | Интерактивная доска и мультимедийный проектор. Презентация по теме «Операционная система и графический интерфейс» |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Индивидуальная и групповая работа |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Цель деятельности учителя | Создать условия для введения понятий операционной системы, ее функциях, понятиях файла и папки. Понятие графического интерфейса и его объектов. | |
Термины и понятия | Операционная система, файл, папка, интерфейс, значки, ярлыки, окна, контекстное меню | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют объяснять, что такое операционная система, какие действия она выполняет, с какими объектами работает и как пользователь ими управляет. | Познавательные: умеют анализировать использованное программное обеспечение; умеют выполнять основные операции с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: проявляют креативность мышления, инициативность, находчивость, активность. | |
I этап. Организация пространства (3 мин) | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | Презентация по теме, интерактивная доска, мультимедийный проектор | |
II этап. Актуализация опорных знаний учащихся (7 мин) | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Систематизировать знания учащихся | (Ф) Устная работа: Что такое программное обеспечение? Какие классы программ вы знаете? Что относится к системному программному обеспечению? Что нам необходимо знать для эффективного управления работой компьютера? |
III этап. Изучение нового материала (65 мин) | |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Ввести определение операционной системы и ее назначение | Операционная система – это главная программа на нашем компьютере. Без нее наш ПК просто не работает. Какие операционные системы вы знаете? Давайте разберемся, что же должна выполнять любая ОС? |
Запишите, пожалуйста, эти функции. | |
Ввести понятия файла и папки | Файл – это любая запись на носителе, у которой есть имя и определенный размер. Папка (каталог, директория) – это контейнер для хранения различных объектов. |
Имя файла состоит из двух частей: собственно имени и расширения имени. Они отделяются точкой. Имя файлу дает пользователь. Оно может содержать до 255 символов, кроме служебных (/ \ : « ? < > ). | |
Расширение имени присваивается той программой, в которой данный файл был создан. По типу расширения пользователь может определить, какого рода информация содержится в данном файле. | |
Полное имя файла состоит из пути к файлу и его имени. | |
Первичное закрепление знаний |
Назовите полные имена файлов |
Ввести понятие интерфейса, видов и графического интерфейса | Интерфейс пользователя: совокупность средств, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами. Интерфейс командной строки: инструкции компьютеру даются путём ввода с клавиатуры текстовых строк (команд). Графический интерфейс пользователя: программные функции представляются графическими элементами экрана. |
| Графический интерфейс ОС позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон и меню | |
Графические объекты ОС | ||
| Значки (иконки, пиктограммы) – это графическое обозначение приложения (программы) или объекта, которые находятся в данной папке. | |
Ярлык – это значок для быстрого доступа к объекту, который находится в другой папке. Представляет собой запись пути к объекту. | ||
Папка – это контейнер, в котором могут храниться документы, другие папки и устройства. | ||
| Документы – это файлы, которые являются результатом работы какой-либо программы. | |
Окно – это часть экрана, ограниченная рамкой. | ||
Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши и содержит действия, доступные для выполнения над данным объектом | ||
IV этап. Закрепление полученных знаний (5 мин.) | ||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Закрепить знания, полученные на уроке | (Ф/И) Ответьте на следующие вопросы: Чем является ОС для компьютера? Что такое интерфейс? С каким интерфейсом мы работаем? Чем отличается файл от папки? Сколько ярлыков можно создавать? Какие объекты вы запомнили? Что можно делать с объектами? | Отвечают на поставленные вопросы и приводят примеры. |
V этап. Итоги урока. Рефлексия (5 мин) | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) Что понравилось на уроке, что нового вы узнали? | (Ф/И) Обсуждают урок. | |
VI этап. Задание на дом (5 мин.) | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Поясняет выполнение домашнего задания | Составить таблицу соответствия значков и объектов операционной системы Windows |