Технологическая карта урока по математике "Единицы длины. Километр."
Тема урока | «Единицы длины. Километр» | ||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||
Цель урока | Создать условия учащимся для знакомства с новой единицей длины – километр в процессе учебной деятельности | ||||
Задачи | 1. Подвести учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метр. 2. Продолжить формирование умений и навыков по чтению и записи четырехзначных чисел, по преобразованию именованных чисел с изученными единицами длины. 3. Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, классификации, а также развитию личностных качеств учащихся | ||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | |||
| - формировать у обучающихся представление о новой единице длины – километр. - обучать обучающихся переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. - исследование ситуации, требующей введения новой единицы измерения длины; -постановка проблемы; -выдвижение гипотезы и доказательство; -совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач. | -умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -высказывать свое предположение. | -умение оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; -договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. | -отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания; -находить ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения |
Формируемые УУД, компоненты ФГ | Самостоятельное выделение и формулирование темы; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; построение логической цепочки рассуждений, анализ утверждений; эмоциональное осознание себя, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | ||||
Технологии, методы и приемы | Проблемное обучение, частично-поисковый метод, прием создания проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, точки зрения | ||||
Необходимое оборудование и материалы к уроку | Проектор, компьютер, магнитная доска; карточки "Что я не знаю?", "Сам найду способ"; карточки «Повторю необходимое», «Выполню пробное действие», «Потренируюсь», «Выполню самостоятельную работу», «Включу новые знания», «Подведу итог»; карточки с числами на магнитах для удобства классификации; карточки разрядов для учащихся (индивидуальные); карточки «Запись многозначных чисел», «Разрядный состав числа»; таблица «Единицы длины»; карточки «Узнать новую единицу длины», «Научиться переводить километры в метры и наоборот»; карточки с заданием для учащихся; карточка с темой урока «Единицы длины. Километр»; табличка «килограмм – тысяча»; карточка 1 км =1000 м; Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2022 г. |
параграф 6
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | - Начать урок я хотела бы словами французского поэта, философа Поля Валери: «Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен» - Как вы понимаете эти слова? Я желаю достичь цели урока наиболее верным путём. Прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите чувство уверенности, что у вас всё получится. Сегодня на уроке нам с вами предстоит открыть новое знание). -А вы умеет открывать новые знания? -Конечно! Мы это делали много раз. Как мы это делали? Учитель открывает на доске карточки: "Что я не знаю?", "Сам найду способ" - Мы с вами действуем по плану открытия нового знания. -Он нам очень хорошо знаком. Скажите, с чего же мы с вами начнем? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Проговаривают тип урока и шаги учебной деятельности Сначала нужно понять, что мы не знаем, а потом самому найти способ С повторения. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II Актуализация опорных знаний и определение пробного действия. Цель: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | Учитель открывает карточку «Повторю необходимое» -Скажите, а мы с вами будем повторять все, что мы знаем? -Что нам нужно повторить? (Учитель открывает карточку с названиями разрядов) -Что мы с вами можем повторить, используя данную карточку? - Определите уровень своих знаний по этой теме. - Запишите число. Классная работа. Цифра 3. Используя плакат со схемой написания ц. 3, на что нужно обратить внимание? - Записаны числа. Прочитайте. Чем похожи эти числа? - Что означает цифра 3 в записи каждого из этих чисел? 237 832 345 303 333 - Запишите числа, используя правила каллиграфии, в порядке возрастания, чтобы заполнить строчку до конца – придумайте свои числа в записи которых есть цифра 3. - На следующей строчке, используя знания по теме выполним следующие задания. Запишите числа, в которых: 2сотни, 8 десятков; 2сотни, 6 десятков, 2 единицы; 5единиц, 4 десятка, 3 сотни; Сколько десятков в 1 сотне? Сколько единиц в 1 сотне? Сколько сотен в 1 тысяче? Сколько десятков в 8 сотнях? Сколько единиц в 9 сотнях? –Сколько единиц в числах: 280? 2301? –Сколько десятков в числах: 262? 3270? –Сколько сотен в числах: 345? 723 - Назовите разрядные слагаемые чисел: 203, 370, 839. - Запишите значения выражений: 899+1 749+1 600+30+4 700+60 900-1 750-1 200+9 500+23 Проверка. Сравните предполагаемые знания по теме и действительные. - Почему мы повторили именно эту тему? -Каким будет следующий наш шаг? Что сделаем? Учитель открывает карточку «Выполню пробное действие» -Зачем на нужно выполнить пробное действие? -Возьмите следующий листочек и послушайте внимательно задание. –Помогите разобраться двум рабочим, которые измеряли длину одной и той же дороги между двумя деревнями, чтобы построить новую асфальтированную дорогу. У одного рабочего её длина получилась такая – 1000 м, а у другого – 1 км. Может ли такое быть? Ведь они измеряли одну и ту же дорогу? На доске появляются карточки с числами: 1000 м и 1 км | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. -Только то, что нам понадобиться на уроке для открытия нового знания -Разрядный состав многозначных чисел, запись многозначных чисел, сравнение и вычисления с многозначными числами на основе разрядного состава многозначных чисел. В записи каждого этого числа используется цифра3. Все эти числа – трёхзначные. Понадобится для открытия нового знания. Дети высказывают свои мнения с доказательством, почему они так считают. | Познавательные: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной и устной форме. - уметь анализировать, классифицировать. - уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно. Личностные: уметь видеть связь изученного материала с жизненными ситуациями. |
III Выявление места и причины затруднения. | – Мнений мы услышали много. Теперь надо выяснить, кто же прав. - Какие единицы длины мы уже знаем? Запишите их в порядке возрастания. – Давайте установим их соотношение. Запишите рядом с числами их соответствие. 1см =------------; 1 дм =----------; 1 м = ---------; 1 км = ---------; (1км = ?) - Ребята, где возникло затруднение? - Что мы с вами не знаем? Вывешивается карточка 1 км = ? под карточкой «Что я не знаю» - Мы выполняли с вами вот это шаг "что я не знаю?"? Поняли что мы с вами не знаем? | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.
мм, см, дм, м, км | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
IV Построение выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | - Что сегодня будем изучать на уроке? Назовите тему урока. На доске появляется карточка с темой урока “Единицы длины. Километр” – Поставьте перед собой цель. Давайте составим план, по которому мы будем изучать километр. На доске появляются карточки под темой урока: Узнать новую единицу длины. Научиться переводить километры в метры и наоборот. – Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – километр. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины может понадобиться? Почему? | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели. -Узнать новую единицу длины. Научиться переводить километры в метры и наоборот. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи. - планирование. Познавательные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
V Физминутка | | | |
VI Открытие нового знания. Цель: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения | Итак, мы с вами уже определили то, чего мы не знаем, значит, мы можем перейти к следующему этапу и самим найти способ. – В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча. Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины? На доске табличка: кило – тысяча Чтение вывода по учебнику. Возвращение к проблеме урока. Кто же из рабочих был прав? -Кто из рабочих записал число для измерения дороги рациональным способом? -Где применяют запись чисел в километрах? | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - умение выражать свои мысли. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. - построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
VII Первичное закрепление. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи и знаках; | - Ребята, все ли цели мы с вами открыли? Учитель открывает карточку «Потренируюсь» - Возьмите на столах карточку с заданиями. Его вы выполнять будете в парах. Дополните до 1 км: 999 м + ….. = 1 км; 800 м + ….. = 1 км; 750 м + ….. = 1 км; 980 м + ….. = 1 км; 200 м + ….. = 1 км; | Работа осуществляется в парах с проверкой по эталону. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками. - управление поведением партнера – контроль, коррекция. - умение выражать свои мысли. Познавательные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
VIII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | - Итак, мы с вами повторили. Следующий наш этап …. - Зачем нам нужна самостоятельная работа? Учитель открывает карточку «Выполню самостоятельную работу» 1) Заполните пропуски, чтобы записи были верными (детям выдаются карточки) 625 см = …м …см 4см 9мм= … мм 2674м = …км … м 26дм 7см = … см 847 дм = …м …дм 8дм = … мм 2) Сравни. 20дм …200см 5км …1000м 1000м … 4км 600дм …6м 4м … 40см 70мм … 7см Взаимопроверка и работа в парах Знакомство со старинными мерами длины. Учитель: - Назовите все единицы длины в порядке возрастания. - Всегда ли люди измеряли длину этими единицами? Кто слышал о старинных мерах длины? (Заранее подготовленные дети рассказывают о старинных мерах длины) Необычные задания. 1. Измерить длину парты в локтях , в ладонях. 2. Какого роста была Дюймовочка? 3. Каков был рост человека, про которого говорят « от горшка 2 вершка» ? 4. 7 футов под килем, это сколько метров? - Для выполнения этого задания удобно пользоваться следующей таблицей : Сажень=3 аршина=7 футов=2м13см Фут=12 дюймов=30см5мм Аршин=71см Вершок=4см4мм Дюйм=2см5мм | Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки. На доске «рассыпаны» карточки единиц длины. Дети их ставят в порядке возрастания (мм см дм м км) | Познавательные: -выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. – анализировать текст задач с опорой схематический рисунок. - построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция. |
IX Рефлексия учебной деятельности Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Карточка «Подведу итог» – Какая цель стояла перед вами на уроке? – Достигли ли вы цели? Что нового вы узнали? - Обведите на карточке смайлик, который показывает степень вашего осмысления того материала, который изучали на уроке и ваше внутреннее состояние. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали нового на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
X Домашнее задание | 1. Выполнить задания по учебнику №7, 12. 2. Придумать задание по теме урока. | | |