Урок математики в 4 классе на тему «Единица длины — километр»
Автор: Шефер Анастасия Дмитриевна учитель начальных классов Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат № 23 среднего общего образования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Иркутская область, г. Слюдянка
|
ЕДИНИЦА ДЛИНЫ – КИЛОМЕТР
Методическая разработка
урока математики в 4 классе
УМК «Школа России»
Тема урока: | Единица длины – километр. |
Тип урока: | Открытие новых знаний |
Цель урока: | |
Задачи: | Дать представление об использовании новой единицы измерения на практике; развивать логическое мышление, умение творчески подходить к решению задач; совершенствовать навыки чтения, записи и сравнения многозначных чисел. |
Планируемые УУД: | Предметные: учащиеся познакомятся с новой единицей длины — километром; исследование ситуации, требующей введения новой единицы измерения длины; |
Метапредметные Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации, умение структурировать знания, развивать умение использовать новые знания в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности; Коммуникативные: доносить свою позицию, слушать и понимать других, умение слушать и вступать в диалог, сотрудничать, сохранять дружеские отношения. Личностные: формировать способность к самооценки, уметь анализировать свои действия, проявлять интерес и уважительное отношению к уроку. | |
Технологии (методы / приёмы) | Обучение в сотрудничестве, ИКТ, частично – поисковой метод. |
Возраст участников | 10 лет |
Форма урока | Урок - путешествие |
Перечень оборудования | Раздаточный материал (карточки с заданиями для групповой, индивидуальной работы и работы в парах), проектор, интерактивная доска, учебник. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма / приёмы | ||||||||||||||||
Организационный момент | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.[2] | Приветствуют учителя. | Фронтальная. | ||||||||||||||||
Постановка темы и цели урока. | На доске записаны цифры и буквы. Расставьте буквы в порядке возрастания чисел, которые им соответствуют, прочитайте слово. Узнайте тему нашего урока.
Сформулируйте тему и цель урока. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по карте. Мы будем посещать разные острова, на которых будут предложены математические задания. | Ответ: Километр. Тема урока: «Единица длины километр». Цель урока: сегодня на уроке мы познакомимся с новой единицей измерения. | Фронтальная. | ||||||||||||||||
Актуализация знаний Устный счет | Остров «Мгновение». На этом острове принято выполнять задания быстро. Попробуйте и вы молниеносно дать ответы. Сосчитайте ответы: 360:90= 40*5= 770:7 = 110*3= 30*7= 210:30= Прочитайте числа соседу: 5 300 580 5 190 550 66 009 199 600 109 005 7 800 478 200 Реши задачу: Турист проехал на пароходе 130 км, а на поезде в 3 раза больше, чем на пароходе. Остальной путь турист прошёл пешком. Сколько км турист прошёл пешком, если весь путь составляет 530 км? | 1)Ответы : 4, 200, 110, 330. 2)Ответы: пять миллионов триста тысяч пятьсот восемьдесят; пять миллионов сто девяносто тысяч пятьсот пятьдесят; шестьдесят шесть миллионов девять тысяч сто девяносто девять; шестьсот миллионов сто девять тысяч пять; семь миллиардов восемьсот миллионов четыреста семьдесят восемь тысяч двести. 10 км. | Фронтальная. Работа в парах. Фронтальная. | ||||||||||||||||
Постановка учебной проблемы | Остров «Вопроскино». На этом острове необходимо дать правильные ответы на поставленные вопросы. (Каждому ряду задаётся по три вопроса по очереди. Дается по 10 секунд для обсуждения в командах.) — Какие величины вы знаете? — Что общего у всех величин? — В каких единицах измеряют время? — В каких единицах измеряют длину? — Какая из названных единиц длины самая крупная? — В каких единицах можно измерить длину пчелы, ручки, парты, комнаты? — А какую единицу вы выберете для измерения длины города? — Что же делать? — Кто из вас знает, что это за единица? | Длина, время, объем, площадь. Их можно измерять, сравнивать, складывать, вычитать. В часах, минутах, годах и т. Д В миллиметрах, сантиметрах, дециметрах, метрах. Метр. Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр. Все единицы измерения очень маленькие. Наверное, существует какая-то единица измерения длины больше метра. Ответы детей. | Групповая. | ||||||||||||||||
Новая тема | Остров «Новая информация» На этом острове путешественники всегда делают новые открытия. Так и мы узнаем, что – то новое и интересное. - Нам понадобится учебник. Откройте его, пожалуйста, на странице 36. Прочитайте самостоятельно информацию под красной линией. - Так какую же нужно выбрать единицу для измерения длины города? - Чему равен километр? (Учитель закрепляет карточку на доске 1км.=1000м.) Учебник: № 151 (с. 37). — Прочитайте таблицу. Запишите ее в тетрадь и запомните.
| Учащиеся знакомятся с новой информацией. Километр. 1000м. - Ответьте на вопросы. 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм, 1дм = 10мм . 10 = 100 мм; 1 м = 10 дм, 1м = 10 см-10 = 100 см; 1 м — 100 мм . 10 = 1000 мм, значит, 1 м в 1000 раз больше, чем 1мм. | Индивидуальная. Коллективная беседа. Индивидуальная. | ||||||||||||||||
Первичное закрепление | Остров « Знай, умей, применяй» На этом острове необходимо применить новые и старые знания для выполнения задания. Учебник: №149 ( с. 36). — Прочитайте. — Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? — Сколько шагов нужно сделать мужчине? Учебник: №150 (с. 36). — Прочитайте задание. — Определите на глаз длину отрезков. — Проверьте себя, проведите измерения. — Запишите длины отрезков в виде неравенства. Учебник: №152 (с. 37). | Сколько метров в 1 км. Приблизительно 1000 шагов. АВ < CD >KM, 3 см < 8см >5см. | Фронтальная. Работа у доски. Коллективное выполнение по цепочке с объяснением. | ||||||||||||||||
Физкультминутка | Остров « Зарядка». Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.) До пяти мы все считаем, С силой гири поднимаем. Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.) Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.) Наклонитесь столько раз, Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.) Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.) Мы теперь — канатоходцы, Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.) Раз, два, три, четыре, пять. Ну, а если силы взвесить, Шесть, семь, восемь, Девять, десять. Хорошо мы посчитали И нисколько не устали, Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох). И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).[3]
| Выполняют движения. | Коллективное выполнение. | ||||||||||||||||
Проверка понимания новой темы. | Остов «Умняшки». Самостоятельная работа (дифференцированно, на выбор обучающегося). Карточка1. Выразите единицы длины: 300 мм = _______ см 2 км. 1 м. = ______ м. 9дм = ____см. 3000см.= ____м. 730дм. = ___м. Карточка 2. Найди и подчеркни верные равенства. 1дм = 10см 5м = 500дм 1км. = 1000см. 37000м. = 370км. 5см. = 10мм. | 300 мм = 30см 2 км. 1 м. = 2100 м. 9дм = 90 см. 3000см.= 30м. 730дм. = 73м.
1дм = 10см. 5 м.=50дм. 1 км. = 1000м. 37000м = 37км. 5см.=10мм. | Индивидуальная. | ||||||||||||||||
Закрепление | Остров «Знайка» На этом острове нужно применить все знания для выполнения задания. Учебник: №153(с.37) - Прочитайте. Обсудите в парах условие задачи. Какое уточнение пропущено? - Какие виды движения вы знаете? - Как движутся пешеходы на первом чертеже? - Расстояние между ними уменьшается или увеличивается? - Сколько прошел первый пешеход? -Второй? - Чему равно расстояние между остановками? -Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу? - Произошла ли встреча? (Дополнить чертеж.) 160м 140м 1 км -Запишите решение задачи самостоятельно. - Как движутся пешеходы на втором чертеже? - Расстояние между остановками изменится? Между пешеходами? Расстояние увеличивается или уменьшается? ( Дополните чертеж.) 160м 140м 1км -Из чего состоит расстояние между пешеходами? -Запишите решение задачи самостоятельно. - Сравните решения первой и второй задачи. | - Направление пешеходов. - Навстречу друг другу, в разные стороны, друг за другом. - Навстречу друг другу. - Уменьшается. -140 км. -160км. -1 км. -Перевести 1км. в метры: 1км.=1000м., - Нет. Решение: 1000-(160+140)=700(м). Ответ:700метров стало расстояние между пешеходами. - В разные стороны. Решение: 1000+(160+140)=1300(м). Ответ: 1300 метров стало расстояние между пешеходами. | Работа у доски. Коллективная. | ||||||||||||||||
Рефлексия | Вот и подходит к концу путешествие. Учащимся необходимо встать вкруг. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось: - узнать… - понять… - научиться… - применять… - использовать… - я чувствую… - я хочу для себя… - могу помочь сделать другим…. Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.[4] | Оцените свою работу на уроке. | Коллективная. | ||||||||||||||||
ХI. Итог урока и оценивание | По группах учащимся необходимо написать на обратной стороне смайликов ответы на вопросы. Представитель от каждой команды озвучивает получившиеся ответы. - С какой новой единицей длины вы познакомились сегодня на уроке? - Сколько метров в 1 км? - Какие виды задач мы повторили? | Ответы детей | Групповая. | ||||||||||||||||
Домашняя работа | Учебник: № 154,155 (с.37). | Записывают в дневниках. | Индивидуальная |
Список используемой литературы
Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2ч. Ч. 1/[М.И. Моро и др.]. – 10-е изд. – М. : Просвещение, 2020. –(Школа России). – 112с.
[https://multiurok.ru/blog/nachalo-uroka-stikhi-1-chast.html]
[https://uchitelya.com/matematika/91939-fizkultminutki-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole.html]
[https://infourok.ru/priemy-refleksii-na-uroke-4069382.html ]