№ п/п
|
Этап урока
|
Цель
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые
УУД
|
1
|
Самоопределение
к деятельности.
(мотивация)
|
Создать благопри-ятный психологический настрой на работу
|
Вступление – сказка: Жили – были брат и сестра. Жили они дружно, да вот беда: были они очень похожи и ребята их часто путали. Брат был солидный, плотный, а сестра тонкая и прозрачная. У брата было много друзей: диски, тарелки, монетки, блинчики. А у сестры друзей не меньше: кольца, браслеты, обручи и даже бублики… И всё у них было общее. Догадались, о чём будет идти речь на уроке? (слайды №1, 2)
|
Рассаживаются на свои места, включаются в деловой ритм урока.
Окружность и круг
|
Личностные : самоопределение;
регулятивные : целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
Повторить системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий.
|
-Давайте теперь, вспомним основные элементы окружности.
Учитель задает вопросы:
-Что такое окружность?
-Что называем радиусом окружности и диаметром?
-Какова связь между диаметром и радиусом?
(слайды №3-7)
|
-Замкнутая линия. Все точки окружности одинаково удалены от ее центра.
-Радиус-отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности.
-Диаметр-хорда, проходящая через центр окружности.
d=2r
|
Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные - самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;
|
3
|
Постановка цели
и учебных задач.
|
Сформулировать цели и задачи урока.
|
-Ребята на слайде вы видите фигуры. Назовите их?
Как найти длину линии, ограничивающую прямоугольник, квадрат, окружность?
Как найти длину окружности?
Рассказ о курвиметре-приборе для измерения кривых линий.
- Ребята, где в жизни мы встречаемся с формами, дающими представление об окружности?
- А можем мы измерить, например, длину бордюра круглой клумбы или длину границы цирковой арены, длину орбиты ракеты?
- Как?
А еще?
-Ребята, сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач.
-Тема нашего урока: “Длина окружности”
(слайды № 8-16)
|
Прямоугольник, квадрат, окружность.
Периметр прямоугольника Р=2(а+b),
Квадрата Р=4а
Перечисляют предметы
-Да.
-При помощи веревки, нити, затем распрямить и измерить линейкой
Записывают в тетрадь
|
Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
|
4
|
Применение знаний и умений в новой ситуации.
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
|
- Ребята, в далёкой древности было установлено, что есть зависимость между длиной окружности и её диаметром.
Мы тоже попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу на стр. 181 учебника, № 595
(Слайды №17,18)
Обычно на уроках математики для работы по этим формулам берут или . Запишите число «пи».
Число «Пи»
Нужно только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
И теперь мы можем получить формулу для нахождения длины окружности - это как раз и есть универсальный способ.
Давайте выразим отсюда С. Чему оно равно?
Получим С=d . Подставив в эту формулу вместо d , 2r получим С=2r.
(Слайды №19, 20, 21, 22, 23)
|
Проводят практическую работу в парах по алгоритму.
Полученные результаты измерений записывают на доске и по итогам измерений делают вывод работы.
Записывают значение числа π≈3,14
Записываем новые формулы.
|
Познавательные: закрепить умения действовать по алгоритму, выдвижение гипотез и их обоснование;
личностные: формировать готовность к самообразованию;
коммуникативные:
организовывать сотрудничество со сверстниками;
регулятивные: контроль полученного результата.
|
5
|
Первичное усвоение новых знаний
|
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации , выбрать алгоритм и формулы для построения нового знания
|
А сейчас давайте поработаем по нашим формулам и устно заполним таблицы.
-А как вы думаете, зачем нам нужно знать длину окружности? Ученики высказывают свои предположения, приходим к выводу, что бывают ситуации, когда необходимо знать длину окружности.
(Слайды № , 24, 25, 26, 27)
|
Работают устно, решают задачи фронтально
|
Регулятивные : планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
|
6
|
Физкультминутка
|
Снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
|
Супер физкультминутка
|
Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем.
|
|
7
|
Первичная проверка
понимания
|
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся
|
Ребята, о теме нашего урока было сообщено в средствах массовой информации и нам прислали телеграммы с просьбами о помощи, некоторые из них я вам сообщу. Попробуем помочь?
Задача 1. (слайды № 28,29,30,31)
(из трёх ответов выбрать правильный)
Пожалуйста, помогите определить длину бордюра, который потребуется для ограждения клумбы, имеющей форму круга с диаметром, равным 4м.
Задача 2. (слайды № 32,33,34,35) Пожалуйста, помогите определить длину кружева, которое потребуется для отделки 5000 круглых салфеток радиуса 10 см (слайды №34-37)-Сразу можем, узнать сколько всего кружева?
-А что можем?
-По какой формуле удобнее, без дополнительных действий?
-А как теперь, узнать всё необходимое кружево?
|
Один ученик решает на доске, остальные на местах.
Один ученик решает на доске, остальные на местах.
|
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;
познавательные:
общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: коррекция, оценка действий партнера
|
8
|
Первичное закрепление
|
Усвоение учащимися нового способа действий при решении задач на нахождение длины окружности.
|
Задача 3. (слайды №36,37,38,39,40)
Пожалуйста, помогите мне определить максимальную длину верёвки, которая необходима, чтобы моя бурёнка, привязанная к колышку, не выходила за границу круглой лужайки длиной 150м. А то она съест все мои цветы.
Переведём на математический язык. (длина границы лужайки -это С, длина верёвки – это r.)
|
Решают самостоятельно. Один ученик на закрытой доске.
|
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные : самоопределение.
|
9
|
Информация о домашнем задании.
|
Обеспечить понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
п. 20, №598 , №600, минидоклад о числе «Пи» по желанию
(слайд № 41)
|
|
|
10
|
Рефлексия деятельности
(итог урока)
|
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
|
Перед вами ладошка, каждый палец –это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой – у меня все получилось было интересно …
указательный- я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный –мне пригодится в жизни…
мизинец- мне было недостаточно понятно…
|
Ребята загибают на ладошке четыре пальца, оставляют один
|
Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование
|