Урок математики в 3 классе «Решение задач на использование табличного умножения и деления»

6
0
Материал опубликован 8 May 2020 в группе

Заявка на конкурс

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Конспект урока»

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тема: «Решение задач на использование табличного умножения и деления»

(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)

Дата проведения: 26.11.2019 г.

Программа: УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А. и др.

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: Урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по решению текстовых задач изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления.

Задачи урока:

Образовательные: Активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 8.

Закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в».

Расширять знания учащихся об использовании математических знаний в практических жизненных ситуациях.

Развивающие: Формировать универсальные учебные действия.

Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.

Развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.

Развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.

Воспитательные: Формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.

Воспитание ответственного отношения к безопасному участию в дорожном движении.

Формирование навыков функциональной грамотности.

Индивидуальные достижения учащихся:

Планируемые результаты

Предметные:

Понимает смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в».

Выполняет арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100.

Сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»;

Решает простые и составные текстовые задачи в одно-два действия:

- моделирует и представляет задачу графически;

- планирует ход решения;

- записывает решение по действиям и с помощью числового выражения;

- анализирует решение;

-осуществляет поиск другого способа решения;

- оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления).

Личностные:

Умеет слушать.

Участвует в диалоговом общении с учителем.

Участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах.

Строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом.

Метапредметные:

Умеет работать с информацией, содержащейся в тексте задач.

Приобретёт опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Познакомятся с ИКТ ресурсом learningapps.org, осознают его возможности для использования в собственной познавательной деятельности.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Участвует в планировании учебных действий.

Осуществляет самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя

Познавательные:

Осуществляет анализ текстовой задачи.

Строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Владеет алгоритмом решения задач изученных видов.


Коммуникативные:

Слушает и понимает речь других.

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов


Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.


План урока:

Оргмомент - 2 мин

Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование – 8 мин

Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации – 8 мин

Физкультпауза – 1 мин

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации – 18мин

Рефлексия (подведение итогов урока) – 3 мин


​​​​​​​
​​​​​​​


Этапы работы

Задачи этапа работы

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный

- установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке

Цели для учащихся:

- настроиться на работу в рамках урока;

- установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и друг с другом.

Цели и задачи для учителя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Методы организации работы:

-диалоговое общение

-эмоциональная рефлексия

Форма организации работы: фронтальная

Приветствует учащихся

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Если всё на месте есть,

Я прошу вас тихо сесть

Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку


- Меня зовут Елена Николаевна. Вы со мной еще не знакомы. Но не надо переживать, вы же знаете друг друга. А для хорошей работы очень важно иметь надежное плечо друга.

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

- Мне интересно, с каким настроением Вы пришли на урок?

Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение:

Если у вас отличное настроение, вам интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться – поднимите красный карандаш,

Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать – поднимите зеленый карандаш,

А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять синий карандаш.

Наблюдает за учащимися.

- Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

Приветствуют учителя


Проверяют свою готовность к уроку






Слушают учителя









Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух





Участвуют в эмоциональной рефлексии


Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

Строят правильные ответы на поставленные вопросы

II

Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование

- Обеспечить мотивацию учения;

- Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- включиться в учебно-познавательную деятельность;

- сформулировать вместе с учителем цели урока.

Цели и задачи для учителя:

- поставить перед учащимися учебную задачу, проблему;

- обеспечить совместное целеполагание;

- показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

- способствовать развитию речи как показателю интеллектуального и общего развития ученика.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах



- Ребята, что особенно нравится на уроках математики?

Я с вами согласна, на уроках математики, мы развиваем наш ум. Великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов так и говорил «Математика ум в порядок приводит», а так же мы учимся применять полученные математические знания в жизни. Ведь в окружающем нас мире столько математики!


-Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров.

- Ребята, расскажите, как вы сегодня добирались до школы?

- Значит можно сказать, что все вы сегодня с утра были участниками дорожного движения.

- Как же связаны математика и дорожное движение, спросите Вы. Не все так сразу! Узнаете позже.

Вначале давайте проведем математическую разминку.

Ведь работа нам предстоит большая.

И вот мои первые «вкусненькие» задания:

Математическая разминка

Я предлагаю Вам провести соревнование, чей ряд быстрее выполнит задание.

Три ряда – три команды.

На каждом ряду лежит карточка.

Она перевернута, не подсматриваем.

По моей команде ребята за 1 партой берут карточку и парой решают только одно любое задание, затем быстро передают следующей парте.

Ребята на второй парте также быстро парой решают одно любое из заданий и передают дальше. И так далее, пока ребята на последней парте не выберут свое задание.

Как только они это сделали они встают с места около парт.


- Готовы? Начали!

Устный счет по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)






После выполнения заданий всеми рядами, обращается ко вставшим ребятам.

- Ребята, вам выпало ответственное задание. Возьмите карандаш и сверьте ответы команды по эталону со слайда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)




Обращается к учащимся

- Команде какого ряда удалось выполнить без ошибок работу?

Если все ряды без ошибок

- Молодцы! Предлагаю вам вкусненькие бонусные задания. Но прошу немножко терпения.

ИЛИ

Если были допущены ошибки

-За ошибки я вам назначаю штрафные задания. Но я их предложу позднее

- А сейчас, мне интересно, какое задание осталось не выбранным у вас в карточке.

Я думаю, что это задача.

- Ребята, можете объяснить: почему?

Я с вами согласна: решение задач занимает больше времени.

- Чем отличается задача от любого другого задания? По каким элементам мы узнаем, что это задание задача?

Верно, у любой задачи есть условие и вопрос.

- По какому плану мы работаем над решением задачи?

Сначала читаем внимательно условие задачи.

Затем делаем понятную краткую запись или чертеж.

Рассматриваем вопрос задачи: сможем ли мы на него сразу ответить или надо сделать какие-либо действия?

Продумываем решение.

Записываем решение.

Записываем ответ.

План работы над задачей вывешивает на доску

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)



- Ребята, а среди вас есть, кто затрудняется в решении задач? Поднимите руки, кто еще не очень любит задачи.

- Я уверена, что вы полюбите их решать. Надо только еще подучиться!

Этим я и предлагаю вам сегодня заняться!


Там дома, а там дороги.

Вам скажу, друзья, иначе

Будем мы решать…(задачи)


А помощник без сомненья

Здесь таблица…(умноженья)


- Ребята назовите тему нашего урока.

Правильно. Тема урока «Решение задач на применение знаний таблицы умножения»


- Обратите внимание на предложенный список целей и выберите те, которые мы поставим на урок

Предлагает список задач на доске.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Спасибо. Можем продолжить работу.


Участвуют в диалоге с учителем:

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух






Участвуют в диалоге с учителем








Воспринимают информацию на слух















Участвуют в математической разминке.

Выполняют задания на скорость (соревновательный момент)




Участвуют в проверке по эталону

Воспринимают информацию визуально на слайде


Участвуют в диалоге с учителем




























Воспринимают информацию визуально на плакате


Участвуют в диалоге с учителем

















Воспринимают информацию визуально на плакате. Участвуют в планировании задач урока.

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов

Умеют работать с информацией, содержащейся в тексте задач.

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

























































Регулятивные УУД

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют учебные действия.










III

Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации

- Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися изученного материала

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий

Цели и задачи для учителя:

- Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- Организовать условия для воспроизведения имеющихся знаний и способов действий учащимися.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- постановка и решение текстовой задачи;

- интерактивное обучение.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

- Я надеюсь, вы не забыли о бонусных (штрафных) заданиях?!

Выполнять их будем письменно в тетради.

Организует работу в рабочих тетрадях.

- Откроем тетради.

Запишем дату. Классная работа. Поставим №1

- У вас на столах найдите желтую карточку. В ней содержатся задачи, с которыми мы будем работать в ходе урока

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Прочитайте задачу №1.

«В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?»

Вызывает к интерактивной доске одного человека.

- Прошу выйти одного человека, который нам поможет разобрать решение задачи №1.

Что известно?

Что надо найти?

Составьте краткую запись

Что значит понятие в 8 раз меньше?

Запишите решение задачи.

Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием.

Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия?

Молодцы!


- Какие знания и умения мы использовали, чтобы решить задачу?

-Знание алгоритма решения задачи.

Знание таблицы умножения и деления на 8.

Умение сравнивать и определять отношение «больше/меньше в»

Выполняют указания учителя













Работают в рабочих тетрадях.

Помогают учащемуся у доски при озвучивании алгоритма решения задачи







Участвуют в диалоге с учителем

.











Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов


IV

Физкультминутка


- Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи.

Но думаю, что вы устали.

Проведем минутку отдыха.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

https://www.youtube.com/watch?v=ZD1tXxyU8Qw&feature=emb_logo

Выполняют двигательную физкультминутку

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

V

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Актуализация изученных знаний.

- Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях.

Цели и задачи для учителя:

- Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Показать практическую значимость изучаемого материала;

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: работа в группах

- Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения.

- Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки (ПРИЛОЖЕНИЕ 7), которые показывают в какую группу вы распределены

В квесте участвуют следующие группы:

Пешеходы города А

Водители города А

Инспектора ГИБДД города А

Пешеходы города Б

Водители города Б

Инспектора ГИБДД города Б


Вот ваше первое задание: Объединитесь в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади.

Рассмотрите ваш маршрут, найдите «секретные» конверты.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Откройте «секретные» конверты. Достаньте зашифрованное послание. Что оно напоминает?

-Правильно, поле для собирания пазла.

Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл


- Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла?

Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но для этого вам надо решить задачу, да не простую, а «вкусную».


Итак, ваша цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 9)


Решаете задачу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Ответ задачи - это номер частички пазла указанный на поле.

Наклеиваете данную часть на поле с таким же числом.

Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску.

- И не расслабляйтесь, я ограничиваю вас во времени. На прохождение квеста я даю 10 минут.

Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл, ждет сюрприз.


- Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл.

- Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями.

- Как мы будем работать: Вместе и дружно!


Ну, теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло!


Команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости.

Если команда заканчивает раньше на 2-3 минуты, им выдаются задания на «сладкий бонус».


Работа команд закончилась.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.


На доске вывешиваются знаки дорожного движения.

- Ребята, поднимите руки, кто узнал эти знаки? Какие это знаки?

Правильно, это знаки дорожного движения . Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо уметь читать эти знаки.

- Давайте вместе их прочитаем.


- Ребята, какая задача показалась более трудной и вызвала затруднение? Но вы ее решили?!


Предлагаю разобрать аналогичную, у нас ребята из группы … решили задачу.

ИЛИ

Я предлагаю разобрать аналогичную задачу, возьмите желтые карточки.


Запишите в тетради №2.

Прочитайте задачу. «В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?»


Что известно в задаче?

Что надо найти?

Кто хочет поработать у доску?

Запишите краткую запись.

Решите задачу.


Воспринимают информацию на слух












Выполняют инструкции учителя.










































Выполняют учебное задание в группах








Представляют результат работы групп


Участвуют в диалоге с учителем














Выполняют учебное задание










Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия






































Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь других.

Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов







Познавательные УУД

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.









Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VI

Рефлексия (подведение итогов урока)


Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог.

Какие задачи мы с вами ставили в начале урока.

Что у нас получилось?

А над чем еще надо поработать?


(обращает внимание ребят к задачам, которые висят на доске, каждую задачу анализируете: получилось или не получилось, над этим стоит продолжать работать)


Проводит Арифметический диктант (устная работа)

Произведение чисел 6 и 8 , равно

Найти произведение чисел 5 и 7.

Увеличить 9 в 5 раз.

Уменьши 32 в 4 раза.

Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное.

Увеличить 8 в 8 раз.

Если число 3 увеличить в 4 раз, получиться

Уменьшить 48 в 8 раз.

Частное чисел 24 и 6 равен

Если число 35 уменьшить в 7 раз , получиться ….


- Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.


Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради.

«5» баллов – я был активным, у меня все получалось.

«4» баллов - я был активным, у меня многое получалось.

«3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.


- А теперь с помощью карандашей покажите мне, и нашим гостям, свое настроение сейчас.

Если у вас отличное настроение, вам было интересно на уроке – поднимите красный карандаш,

Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке – поднимите зеленый карандаш,

А если у вас настроение «не очень», что- то вам его испортило – прошу поднять синий карандаш

Участвуют в диалоге с учителем









Выполняют учебное задание устно














Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.







Рефлексируют свое настроение


Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VII

Домашнее задание





Спасибо за урок. До свидания.

Записывают в дневник домашнее задание

Прощаются с учителем





ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

t1588941495aa.gift1588941495ab.gift1588941495ac.gif

56:8=7

56:8=

16

t1588941495ad.gift1588941495ae.gif



ПРИЛОЖЕНИЕ №3

t1588941495af.gif



ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Перечень задач на урок:

Совершенствовать навыки табличного умножения от 2 до 8

Совершенствовать навыки решения задач

Развивать математическую речь

Развивать вычислительные навыки

Закрепить знания возведения числа в степень

Отработать навык умножения дроби на натуральное число


ПРИЛОЖЕНИЕ №5


Задача № 1

В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?

*Задача №2

В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?


ПРИЛОЖЕНИЕ №7

t1588941495ag.gif

t1588941495ah.gif








ПРИЛОЖЕНИЕ №8


t1588941495ai.jpg



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

t1588941495aj.gift1588941495ak.gift1588941495al.gif

t1588941495am.gift1588941495an.gift1588941495ao.gif


t1588941495ap.gift1588941495aq.gift1588941495ar.gif




t1588941495as.gift1588941495at.gift1588941495au.gif



t1588941495av.gift1588941495aw.gift1588941495ax.gif


t1588941495ay.gift1588941495az.gift1588941495ba.gif


ПРИЛОЖЕНИЕ №10


Задача 1. Машина проехала 56 м, а велосипедист проехал в 7 раз меньше чем машина. Какое расстояние проехал велосипедист?

Задача 2. В парке на велодорожках катались 7 велосипедиста, а во дворе в 8 раза больше. Сколько велосипедистов каталось во дворе?

Задача 3. В городе «А» дорожная служба установила 36 знаков, а в городе «В» 6 знаков. Во сколько раз больше установили дорожных знаков в городе «А»?

Задача 4. У Вовы 8 штрафов, половину из них он оплатил. Сколько Вове еще осталось оплатить штрафов?

Задача 5. На улицах города дежурили инспектора дорожного движения. Первый инспектор задержал 25 нарушителей, а второй инспектор задержал в 5 раз меньше нарушителей, чем первый инспектор. Сколько всего нарушителей задержали инспектора вдвоем?


  


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации