Урок математики в 3 классе «Решение задач на использование табличного умножения и деления»
Заявка на конкурс
Предмет: Математика
Класс: 3 класс
Тема: «Решение задач на использование табличного умножения и деления»
(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)
Дата проведения: 26.11.2019 г.
Программа: УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А. и др.
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: Урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по решению текстовых задач изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления.
Задачи урока:
Образовательные: Активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 8.
Закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в».
Расширять знания учащихся об использовании математических знаний в практических жизненных ситуациях.
Развивающие: Формировать универсальные учебные действия.
Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.
Развивать эмоциональную сферу учащихся.
Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.
Развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.
Воспитательные: Формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.
Воспитание ответственного отношения к безопасному участию в дорожном движении.
Формирование навыков функциональной грамотности.
Индивидуальные достижения учащихся:
Планируемые результаты |
Предметные: Понимает смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в». Выполняет арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»; Решает простые и составные текстовые задачи в одно-два действия: - моделирует и представляет задачу графически; - планирует ход решения; - записывает решение по действиям и с помощью числового выражения; - анализирует решение; -осуществляет поиск другого способа решения; - оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления). |
Личностные: Умеет слушать. Участвует в диалоговом общении с учителем. Участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах. Строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом. |
Метапредметные: Умеет работать с информацией, содержащейся в тексте задач. Приобретёт опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Познакомятся с ИКТ ресурсом learningapps.org, осознают его возможности для использования в собственной познавательной деятельности. |
Универсальные учебные действия |
Регулятивные: Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя. Принимает и сохраняет учебную задачу. Участвует в планировании учебных действий. Осуществляет самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности. Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя |
Познавательные: Осуществляет анализ текстовой задачи. Строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Владеет алгоритмом решения задач изученных видов. |
Коммуникативные: Слушает и понимает речь других. Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.
План урока:
Оргмомент - 2 мин
Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование – 8 мин
Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации – 8 мин
Физкультпауза – 1 мин
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации – 18мин
Рефлексия (подведение итогов урока) – 3 мин
Этапы работы | Задачи этапа работы | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
I | Организационный | - установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке Цели для учащихся: - настроиться на работу в рамках урока; - установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и друг с другом. Цели и задачи для учителя: - создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке. Методы организации работы: -диалоговое общение -эмоциональная рефлексия Форма организации работы: фронтальная | Приветствует учащихся Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Если всё на месте есть, Я прошу вас тихо сесть Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку - Меня зовут Елена Николаевна. Вы со мной еще не знакомы. Но не надо переживать, вы же знаете друг друга. А для хорошей работы очень важно иметь надежное плечо друга. Эмоционально настраивает учащихся на урок. - Мне интересно, с каким настроением Вы пришли на урок? Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение: Если у вас отличное настроение, вам интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться – поднимите красный карандаш, Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать – поднимите зеленый карандаш, А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять синий карандаш. Наблюдает за учащимися. - Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу. | Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку Слушают учителя Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух Участвуют в эмоциональной рефлексии | Личностные УУД Навыки продуктивного общения и взаимодействия Строят правильные ответы на поставленные вопросы |
II | Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование | - Обеспечить мотивацию учения; - Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений) - Обеспечить принятие целей урока Цели для учащихся: - включиться в учебно-познавательную деятельность; - сформулировать вместе с учителем цели урока. Цели и задачи для учителя: - поставить перед учащимися учебную задачу, проблему; - обеспечить совместное целеполагание; - показать социальную и практическую значимость изучаемого материала; - способствовать развитию речи как показателю интеллектуального и общего развития ученика. Методы организации работы: - диалоговое общение; - интерактивное обучение Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах | - Ребята, что особенно нравится на уроках математики? Я с вами согласна, на уроках математики, мы развиваем наш ум. Великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов так и говорил «Математика ум в порядок приводит», а так же мы учимся применять полученные математические знания в жизни. Ведь в окружающем нас мире столько математики! -Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров. - Ребята, расскажите, как вы сегодня добирались до школы? - Значит можно сказать, что все вы сегодня с утра были участниками дорожного движения. - Как же связаны математика и дорожное движение, спросите Вы. Не все так сразу! Узнаете позже. Вначале давайте проведем математическую разминку. Ведь работа нам предстоит большая. И вот мои первые «вкусненькие» задания: Математическая разминка Я предлагаю Вам провести соревнование, чей ряд быстрее выполнит задание. Три ряда – три команды. На каждом ряду лежит карточка. Она перевернута, не подсматриваем. По моей команде ребята за 1 партой берут карточку и парой решают только одно любое задание, затем быстро передают следующей парте. Ребята на второй парте также быстро парой решают одно любое из заданий и передают дальше. И так далее, пока ребята на последней парте не выберут свое задание. Как только они это сделали они встают с места около парт. - Готовы? Начали! Устный счет по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) После выполнения заданий всеми рядами, обращается ко вставшим ребятам. - Ребята, вам выпало ответственное задание. Возьмите карандаш и сверьте ответы команды по эталону со слайда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Обращается к учащимся - Команде какого ряда удалось выполнить без ошибок работу? Если все ряды без ошибок - Молодцы! Предлагаю вам вкусненькие бонусные задания. Но прошу немножко терпения. ИЛИ Если были допущены ошибки -За ошибки я вам назначаю штрафные задания. Но я их предложу позднее - А сейчас, мне интересно, какое задание осталось не выбранным у вас в карточке. Я думаю, что это задача. - Ребята, можете объяснить: почему? Я с вами согласна: решение задач занимает больше времени. - Чем отличается задача от любого другого задания? По каким элементам мы узнаем, что это задание задача? Верно, у любой задачи есть условие и вопрос. - По какому плану мы работаем над решением задачи? Сначала читаем внимательно условие задачи. Затем делаем понятную краткую запись или чертеж. Рассматриваем вопрос задачи: сможем ли мы на него сразу ответить или надо сделать какие-либо действия? Продумываем решение. Записываем решение. Записываем ответ. План работы над задачей вывешивает на доску (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Ребята, а среди вас есть, кто затрудняется в решении задач? Поднимите руки, кто еще не очень любит задачи. - Я уверена, что вы полюбите их решать. Надо только еще подучиться! Этим я и предлагаю вам сегодня заняться! Там дома, а там дороги. Вам скажу, друзья, иначе Будем мы решать…(задачи) А помощник без сомненья Здесь таблица…(умноженья) - Ребята назовите тему нашего урока. Правильно. Тема урока «Решение задач на применение знаний таблицы умножения» - Обратите внимание на предложенный список целей и выберите те, которые мы поставим на урок Предлагает список задач на доске. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Спасибо. Можем продолжить работу. | Участвуют в диалоге с учителем: Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух Участвуют в диалоге с учителем Воспринимают информацию на слух Участвуют в математической разминке. Выполняют задания на скорость (соревновательный момент) Участвуют в проверке по эталону Воспринимают информацию визуально на слайде Участвуют в диалоге с учителем Воспринимают информацию визуально на плакате Участвуют в диалоге с учителем Воспринимают информацию визуально на плакате. Участвуют в планировании задач урока. | Познавательные УУД Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов Умеют работать с информацией, содержащейся в тексте задач. Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Регулятивные УУД Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют учебные действия. |
III | Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации | - Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися изученного материала - Обеспечить принятие целей урока Цели для учащихся: - В ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий Цели и задачи для учителя: - Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся; - Организовать условия для воспроизведения имеющихся знаний и способов действий учащимися. Методы организации работы: - диалоговое общение; - постановка и решение текстовой задачи; - интерактивное обучение. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. | - Я надеюсь, вы не забыли о бонусных (штрафных) заданиях?! Выполнять их будем письменно в тетради. Организует работу в рабочих тетрадях. - Откроем тетради. Запишем дату. Классная работа. Поставим №1 - У вас на столах найдите желтую карточку. В ней содержатся задачи, с которыми мы будем работать в ходе урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Прочитайте задачу №1. «В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?» Вызывает к интерактивной доске одного человека. - Прошу выйти одного человека, который нам поможет разобрать решение задачи №1. Что известно? Что надо найти? Составьте краткую запись Что значит понятие в 8 раз меньше? Запишите решение задачи. Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием. Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия? Молодцы! - Какие знания и умения мы использовали, чтобы решить задачу? -Знание алгоритма решения задачи. Знание таблицы умножения и деления на 8. Умение сравнивать и определять отношение «больше/меньше в» | Выполняют указания учителя Работают в рабочих тетрадях. Помогают учащемуся у доски при озвучивании алгоритма решения задачи Участвуют в диалоге с учителем . | Познавательные УУД Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов |
IV | Физкультминутка | - Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи. Но думаю, что вы устали. Проведем минутку отдыха. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) https://www.youtube.com/watch?v=ZD1tXxyU8Qw&feature=emb_logo | Выполняют двигательную физкультминутку | Личностные УУД Навыки продуктивного общения и взаимодействия | |
V | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | - Актуализация изученных знаний. - Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений) Цели для учащихся: - В ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях. Цели и задачи для учителя: - Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания - Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. - Показать практическую значимость изучаемого материала; Методы организации работы: - диалоговое общение; - интерактивное обучение Форма организации работы: работа в группах | - Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения. - Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки (ПРИЛОЖЕНИЕ 7), которые показывают в какую группу вы распределены В квесте участвуют следующие группы: Пешеходы города А Водители города А Инспектора ГИБДД города А Пешеходы города Б Водители города Б Инспектора ГИБДД города Б Вот ваше первое задание: Объединитесь в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади. Рассмотрите ваш маршрут, найдите «секретные» конверты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Откройте «секретные» конверты. Достаньте зашифрованное послание. Что оно напоминает? -Правильно, поле для собирания пазла. Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл - Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла? Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но для этого вам надо решить задачу, да не простую, а «вкусную». Итак, ваша цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) Решаете задачу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) Ответ задачи - это номер частички пазла указанный на поле. Наклеиваете данную часть на поле с таким же числом. Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску. - И не расслабляйтесь, я ограничиваю вас во времени. На прохождение квеста я даю 10 минут. Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл, ждет сюрприз. - Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл. - Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями. - Как мы будем работать: Вместе и дружно! Ну, теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло! Команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости. Если команда заканчивает раньше на 2-3 минуты, им выдаются задания на «сладкий бонус». Работа команд закончилась. - Давайте посмотрим, что у нас получилось. На доске вывешиваются знаки дорожного движения. - Ребята, поднимите руки, кто узнал эти знаки? Какие это знаки? Правильно, это знаки дорожного движения . Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо уметь читать эти знаки. - Давайте вместе их прочитаем. - Ребята, какая задача показалась более трудной и вызвала затруднение? Но вы ее решили?! Предлагаю разобрать аналогичную, у нас ребята из группы … решили задачу. ИЛИ Я предлагаю разобрать аналогичную задачу, возьмите желтые карточки. Запишите в тетради №2. Прочитайте задачу. «В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?» Что известно в задаче? Что надо найти? Кто хочет поработать у доску? Запишите краткую запись. Решите задачу. | Воспринимают информацию на слух Выполняют инструкции учителя. Выполняют учебное задание в группах Представляют результат работы групп Участвуют в диалоге с учителем Выполняют учебное задание | Личностные УУД Навыки продуктивного общения и взаимодействия Коммуникативные УУД: Слушают и понимают речь других. Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные УУД Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Регулятивные УУД: Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности. Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя |
VI | Рефлексия (подведение итогов урока) | Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог. Какие задачи мы с вами ставили в начале урока. Что у нас получилось? А над чем еще надо поработать? (обращает внимание ребят к задачам, которые висят на доске, каждую задачу анализируете: получилось или не получилось, над этим стоит продолжать работать) Проводит Арифметический диктант (устная работа) Произведение чисел 6 и 8 , равно Найти произведение чисел 5 и 7. Увеличить 9 в 5 раз. Уменьши 32 в 4 раза. Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное. Увеличить 8 в 8 раз. Если число 3 увеличить в 4 раз, получиться Уменьшить 48 в 8 раз. Частное чисел 24 и 6 равен Если число 35 уменьшить в 7 раз , получиться …. - Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили. Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради. «5» баллов – я был активным, у меня все получалось. «4» баллов - я был активным, у меня многое получалось. «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать. - А теперь с помощью карандашей покажите мне, и нашим гостям, свое настроение сейчас. Если у вас отличное настроение, вам было интересно на уроке – поднимите красный карандаш, Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке – поднимите зеленый карандаш, А если у вас настроение «не очень», что- то вам его испортило – прошу поднять синий карандаш | Участвуют в диалоге с учителем Выполняют учебное задание устно Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность. Рефлексируют свое настроение | Регулятивные УУД: Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности. Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя | |
VII | Домашнее задание | Спасибо за урок. До свидания. | Записывают в дневник домашнее задание Прощаются с учителем |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
56:8=7
56:8=
16
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Перечень задач на урок:
Совершенствовать навыки табличного умножения от 2 до 8
Совершенствовать навыки решения задач
Развивать математическую речь
Развивать вычислительные навыки
Закрепить знания возведения числа в степень
Отработать навык умножения дроби на натуральное число
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Задача № 1
В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?
*Задача №2
В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Задача 1. Машина проехала 56 м, а велосипедист проехал в 7 раз меньше чем машина. Какое расстояние проехал велосипедист?
Задача 2. В парке на велодорожках катались 7 велосипедиста, а во дворе в 8 раза больше. Сколько велосипедистов каталось во дворе?
Задача 3. В городе «А» дорожная служба установила 36 знаков, а в городе «В» 6 знаков. Во сколько раз больше установили дорожных знаков в городе «А»?
Задача 4. У Вовы 8 штрафов, половину из них он оплатил. Сколько Вове еще осталось оплатить штрафов?
Задача 5. На улицах города дежурили инспектора дорожного движения. Первый инспектор задержал 25 нарушителей, а второй инспектор задержал в 5 раз меньше нарушителей, чем первый инспектор. Сколько всего нарушителей задержали инспектора вдвоем?