Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку «Что такое человечность?», 9 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 9 класс
УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Учитель: Е.А.Белоногова
Тема. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку «Что такое человечность?» Дата: 31.01.2018 г.
Цели:
Деятельностные:
1.создание условий для усвоения темы;
2. создание ситуации успеха;
3.развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;
4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;
5. развитие навыков самоконтроля;
6. развитие схематического мышления.
Образовательная: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Здоровьесберегающие: профилактика сколиоза, близорукости.
Тип урока. Рефлексия. Урок развития речи
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу Эмоциональный настрой. |
Приветствие учителя Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
Л-2,3
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Эпиграф на доске (запись в тетради):
«Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек». Эмоциональный настрой. Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) . Чтение вслух и анализ притч о милосердии и человечности. Задать по одному вопросу по притчам. Просмотр короткометражного фильма. Определить тему фильма.
|
Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь Высказывают свои мысли на тему «Что означают слова « настоящий человек»
Подготовка к устному собеседованию |
Р1.2,4 К1,2 ПР-19,5 Л5,6 |
3. Выявление места и причины затруднения |
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях) Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность. |
Высказывают свои мысли. Отвечают на вопросы, записывают синонимы, антонимы, работают со словарём |
К2 Л5,6 Пр5,7,19 |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Вспомнить структуру сочинения: что такое тезис, аргументы?
Запишем вступление к сочинению – определение: Человечность - это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно. Даёт рекомендации к написанию вступления к сочинению
|
Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях Работают с Памяткой композиция сочинения 15.3 |
К2 Л5,6 Пр5,7,19 |
5 Физминутка для глаз |
Физминутка для глаз |
Выполняют физминутку |
Л7 |
6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Подобрать аргументы для доказательства тезиса. Аргумент по фильму Аргумент с опорой на художественный текст или жизнь |
Слушают, читают, анализируют текст |
ПР10,!7,19, Л5,6 |
7. Первичное закрепление |
Ответить на вопрос «Почему человек должен проявлять человечность»? Включить свой ответ в заключение сочинения. |
Отвечают на вопросы, записывают, работают со словарём. |
ПР20,17 Л5 |
8.Включение в систему знаний |
Чтение и анализ афоризмов о милосердии, человечности. Подобрать афоризм (ы) для своего сочинения. |
Читают, формулируют собственные мысли |
Л5,6 ПР20,17 |
9 Рефлексия. |
Ребята, назовите тему урока. Ребята, скажите, чем запомнился вам урок? (ответы). Чему вы научились? - Чему мы научились? Взаимооценка Работа по экрану рефлексии |
Проводят рефлексию. Определяют свое эмоциональное состояние |
Л5,6 Р5,2 ПР-20
|
10. Итог урока. |
Заключительное слово. ДЗ Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение- рассуждение по данному тексту 15.3 |
Записывают домашнее задание. |
|
Дополнительный материал
Эпиграфы, высказывания и афоризмы о человечности.
Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком тогда называть?
Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью.
Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.
Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
Аристотель
Бояться надо не смерти, а пустой жизни.
Бертольд Брехт
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
Василий Осипович Ключевский
Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.
Викентий Викентьевич Вересаев
У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.
Владимир Солоухин
Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью.
Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.
Дмитрий Владимирович Веневитинов
Устинова Валентина Ивановна