Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку «Что такое человечность?», 9 класс

2
1
Материал опубликован 12 June 2019

Технологическая карта урока по русскому языку 9 класс

УМК  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Учитель: Е.А.Белоногова

 

Тема. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку «Что такое человечность?» Дата: 31.01.2018 г.

 

Цели:

Деятельностные:

1.создание условий для усвоения темы;

2. создание ситуации успеха;

3.развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

5. развитие навыков самоконтроля;

6. развитие схематического мышления.

Образовательная: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2) развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

 

Здоровьесберегающие: профилактика сколиоза, близорукости.

 

Тип урока. Рефлексия. Урок развития речи

 

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу

Эмоциональный настрой.

Приветствие учителя

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л-2,3

 

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Эпиграф на доске (запись в тетради):

 

«Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».

Эмоциональный настрой.

Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) .

Чтение вслух и анализ притч о милосердии и человечности. Задать по одному вопросу по притчам. Просмотр короткометражного фильма. Определить тему фильма.

 

Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь

Высказывают свои мысли на тему «Что означают слова « настоящий человек»

 

Подготовка к устному собеседованию

Р1.2,4

К1,2

ПР-19,5

Л5,6

3. Выявление места и причины затруднения

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях)

Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.

Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Высказывают свои мысли. Отвечают на вопросы, записывают синонимы, антонимы, работают со словарём

К2

Л5,6

Пр5,7,19

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Вспомнить структуру сочинения: что такое тезис, аргументы?

 

Запишем вступление к сочинению – определение:

Человечность - это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно. Даёт рекомендации к написанию вступления к сочинению

 

Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях

Работают с Памяткой композиция сочинения 15.3

К2

Л5,6

Пр5,7,19

5 Физминутка для глаз

Физминутка для глаз

Выполняют физминутку

Л7

6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Подобрать аргументы для доказательства тезиса.

Аргумент по фильму

Аргумент с опорой на художественный текст или жизнь

Слушают, читают, анализируют текст

ПР10,!7,19,

Л5,6

7. Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи

Ответить на вопрос «Почему человек должен проявлять человечность»? Включить свой ответ в заключение сочинения.
 

Отвечают на вопросы, записывают, работают со словарём.

ПР20,17

Л5

8.Включение в систему знаний

Чтение и анализ афоризмов о милосердии, человечности. Подобрать афоризм (ы) для своего сочинения.

Читают,

формулируют собственные мысли

Л5,6

ПР20,17

9 Рефлексия.   

Ребята, назовите тему урока. Ребята, скажите, чем запомнился вам урок? (ответы).

Чему вы научились?

- Чему мы научились?

 Взаимооценка

Работа по экрану рефлексии

Проводят рефлексию. Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке; дают оценку своей работе

 

 

Л5,6

Р5,2

ПР-20

 

 

10. Итог  урока.

Заключительное слово. ДЗ Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение- рассуждение по данному тексту 15.3

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

 

 

Эпиграфы, высказывания и афоризмы о человечности.


 

Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком тогда называть?

Саади

 

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью.

Гюго В.

 

Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

Григорий Богослов

 

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

Саади

 

Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.

Цицерон

 

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Достоевский Ф. М.

 

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Конфуций


В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Аристотель


Бояться надо не смерти, а пустой жизни.

Бертольд Брехт


Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Василий Осипович Ключевский


Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.

Викентий Викентьевич Вересаев


У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.

Владимир Солоухин


Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью.

Джебран Халиль Джебран


Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.

Дмитрий Владимирович Веневитинов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Хорошая разработка!

13 June 2019