12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ерофеева Мария Сергеевна17
Россия, Башкирская респ., Белорецк


Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе «Б»

(УМК «Перспектива»)


Тема урока

«Имя прилагательное».

Педагогическая цель

Познакомит с новой темой урока, показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи.

Задачи:

развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность;

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с новой частью речи – имя прилагательное;

научатся употреблять имена прилагательные в речи.

Личностные результаты:

научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

научатся осознавать свои возможности в учении;

смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Универсальные учебные действия (предметные):

Познавательные:

показать важность употребления имён прилагательных в русской речи;

владеть навыками составления текстов-описания;

Регулятивные:

формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи.


Формы и методы обучения

Фронтальные, игровые, здоровьесберегающие.

Образовательные ресурсы


Телевизор, ноутбук, презентация, карточки с текстом-описания.





Ход урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.



Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Вот и снова мы отправляемся в страну русского языка. А в этой стране все должны быть грамотными, не допускать ошибок, писать красиво без зачёркиваний. Сегодня я посмотрю, кто не нарушит ни одно из этих правил. Открываем тетради и записываем число, классная работа.

Ребята, закончите предложение. (Слайд 1)

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё ...

Ушки внимательно слушают и всё …

Голова хорошо …

Приветствие.


Ученики открывают тетради и записывают число, классная работа.


Ученики заканчивают предложения.

II.Актуализация знаний.

Минутка чистописания.


Орфографическая минутка.








Начнём мы с минутки чистописания. (Слайд 2) Выводим каждый элемент. Стараемся.

Молодцы!


А теперь мы поиграем в игру «Отгадай загадку». Отгадки записываем в тетрадь, подчёркивая непроверяемые безударные гласные. (Слайды 3 – 5)

1. Летом - в огороде, свежие, зелёные,

А зимою - в бочке, жёлтые, солёные (огурцы)

2. Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками ... (малина)

3. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко).

4. Красный глаз, богатырь Тарас

Под землю ушёл,

Десять братьев нашёл.

Посмотри-ка, посмотри,

Каковы богатыри (картофель).

5. Зелёная толстуха

Одела много юбок,

Стоит теперь на грядке,

Как балерина в пачке (капуста).

6. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая (морковь).

7. Как на нашей грядке выросли загадки сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры).

8. Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки (горох).

Давайте, проверим правильность написания словарных слов.

Ученики прописывают каждую букву.




Ученики отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь.


































Один из учеников читает и называет орфограммы.

III. Самоопределение к деятельности.

Ребята, какие слова помогли вам отгадать загадки?

Что обозначают эти слова? (Признак предмета).

На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какая? Какой? Какое? Какие?)

Послушайте стихотворение и скажите, что же это за часть речи (Слайд 6).

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас.

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- Правильно! Конечно, это имена прилагательные. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? Записываем в тетрадь тему урока «Имена прилагательные». (Слайд 7)

Ответ учеников.





Ответ ученика.













Ученики записывают тему.

IV. Работа по теме урока.

Давайте с вами сформулируем правило, что же такое «имя прилагательное». А поможет нам в этом игра «Да – нет». Я читаю вам утверждение, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны – то качаете головой. Готовы?

Игра «Да и нет»

1. Имя прилагательное относится к служебным частям речи? (нет)

2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи? (да)

3. Имя прилагательное обозначает предмет? (нет)

4. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (да)

5. Имя прилагательное отвечает на вопросы что делать? что сделать? (нет)

6. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)

- Молодцы, справились. Итак, давайте выведем правило! (Слайд 8)

Имя – прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?

Ребята, а какую же роль играют имена прилагательные? Вспомните загадки, как имя прилагательное помогло нам угадать предмет.

Правильно, они описывают предмет.

Выполним с вами творческое задание. (Слайд 9) Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на слайде?

Прочитайте текст. Скажите, точно ли описана Мальвина? (Слайд 10)

Мальвина – это … девочка. У нее … волосы, глазки … с … ресницами, … носик и … румянец на … личике. Мальвина была одета в … платье, а на голове …бант.

Слова для выбора: голубые, красивая, фарфоровое, длинные, хорошенький, розовое, большой светло-розовый, дивный.

Добавьте к описанию слова для выбора. Как изменилось описание? (Оно стало более точным). Запишите в тетрадь.


Итак, ребята, какую же роль играют имена прилагательные, которые мы добавили? (Они помогают более точно представить предмет)

Можем с вами сделать вывод, что имена прилагательные делают нашу речь более точной и образной.





Ученики играют в игру «Да – нет».











Ученики отвечают.



Ответ учеников.




Читают текст и отвечают на вопрос.







Ученики устно вставляют подходящие прилагательные, затем записывают текст в тетрадь.


Ответы учеников.

V. Физкультминутка

А сейчас немного отдохнём. Все встаём и слушаем задание. Если я называю имя существительное, то вы хлопаете, называю глагол – приседаете, называю имя прилагательное – прыгаете.

Выполняют задание физкультминутки.

VI. Продолжение работы по теме урока.


Выполним с вами следующее задание. Рассмотрите слайд 11. Кто изображен на слайде? Опишите кошек, не используя ни одного имени прилагательного. Получится ли связный текст? Почему?

- Правильно, конечно, не получится. Без прилагательных предложения все одинаковые, и непонятно, о какой кошке идет речь.

- А теперь сделайте то же самое, но используя имена прилагательные. Что изменилось? (Имена прилагательные помогают представить предмет, стало понятно, о какой кошке идет речь)

- Запишите полученные предложения в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные.

Кто хочет зачитать составленные предложения?

Скажите, ребята, какой текст невозможно составить без имен прилагательных? (Текст-описание)

- Каждому из вас я раздам текст. Прочитайте его и скажите, какого вида текст. (Приложение 1)

- А теперь выполним задание. Выпишите из текста имена прилагательные вместе с существительными, поставив вопрос.

- Читаем словосочетания, которые у вас получились вместе с вопросом.

Коллективно выполняют задание. Сначала учащиеся пытаются составить предложения о кошках без имен прилагательных.



Выполняют письменно.


По желанию зачитывают свои предложения.

Ответы учащихся.




Учащиеся получают карточки с текстом, читают, отвечают на вопрос.

Учащиеся выполняют задание.

VII. Подведение итогов.

Молодцы!

Ребята, скажите с какой частью речи, мы сегодня познакомились? Без какой части речи нельзя составить текст-описание?

Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

Какую роль играют прилагательные в речи?

Отвечают на вопросы.

VIII. Рефлексия

У вас на столе лежат кружочки разных цветов. Выберите нужный.

Зелёный – Мне всё понятно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я молодец!

Жёлтый – Не все задания оказались уж такими лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой.

Красный – Задания оказались слишком трудными. Мне надо быть внимательнее.

Выражают своё мнение об уроке.

Приложение 1

  Сорока красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!

Г.Скребицкий

Сорока красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!

Г.Скребицкий

Сорока красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!

Г.Скребицкий

Сорока красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!

Г.Скребицкий

Сорока красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока!

Г.Скребицкий

Сорока красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом.​​​​​​​ Нарядная птица сорока!

Г.Скребицкий



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.