Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя существительное» (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
по теме «Имя существительное»
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Технология построения урока | Системно – деятельностный подход в обучении. |
Тема | «Имя существительное». |
Цель | Формировать понятие об имени существительном. Создание условий для формирования изученной учебной информации и УУД обучающихся. |
Планируемые результаты | Предметные: - обучающиеся научатся различать слова-названия предметов; - использовать специальную терминологию при определении части речи; - распределять имена существительные в тематические группы предметов; - развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать своё предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -проводить классификацию, по заданным критериям; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь полно и точно выражать свои мысли; - контролировать действия партнёра; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Образовательные ресурсы | Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 3 класс – «Просвещение», 2020, 159 с. Образовательный ресурс UCHI.RU |
Время проведения урока | 40 мин. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности | Какие качества нам пригодятся для работы на уроке? | Активность, внимательность, хорошее настроение. | |||||||||||||
II. Актуализация знаний | Рассмотреть схему «Части речи». (уч. с. 53) - Расскажи по схеме о каждой части речи. (На доске представлен план урока) Приложение 1 - Откройте тетрадь, запишите число, классная работа - Посмотрите на план урока, что у нас первое по плану? - Что мы пропишем на минутке чистописания? - Пропишите сочетание до конца строки и под самым красивым написанием поставьте зелёную точку. - Чему учились, выполняя данное задание? - Следующее по плану, что у нас? Сейчас я произнесу лексическое значение слова, а вам нужно догадаться, о чём или о ком идёт речь? (Самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы). - Записываем данное слово с новой строки, а кто-то из детей комментирует написание данного слова. - Чему учились, выполняя данное здание? - Что у нас следующее по плану? - Какой звук будет обозначать буква Р в первом слоге в слове трактор? - Чему учились, выполняя данное здание? - Что у нас следующее по плану? - Что нужно будет сделать? На доске есть вопросы, по которым нужно составить предложение.
Составленное предложение записываем в тетрадь. - В данном предложении нужно найти главные члены предложения. кто-то из детей комментирует с объяснением. - Чему учились, выполняя данное здание? | Анализировать ответы обучающихся. Обучающиеся рассказывают по схеме о частях речи. - Открывают тетради и записывают. - Минутка чистописания. - Пропишем сочетание ак. - Обучающиеся прописывают. - Прописывали сочетание ак. - Работа над словарным словом. - Это слово трактор. - Трактор (ударение падает на первый слог -трак, подчёркиваем непроверяемый безударный гласный О во втором слоге). - Выполняя данное задание, работали над словарным словом, узнали лексическое значение слова трактор. - Речевая разминка. - Буква Р обознает звук[р]. Задание выполняют устно. [р] – согл., твёр., звон., непар. - Выполняя данное задание, давали характеристику звуку [р]. - Следующее по плану работа над предложением. - Нужно составить предложение по вопросам с новым словарным словом. Дети составляют предложение. - Папа купил новый трактор. - Один обучающийся записывает предложение у доски с комментированием. - В предложении говорится о папе (кто? папа - это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выраженное именем существительным). Задаем вопрос от слова папа (что сделал? купил – это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выраженное глаголом. Купил (что?) трактор, трактор выраженное частью речи именем существительным. Трактор (какой?) новый, новый это слово выражено именем прилагательным). - Выполняя данное задание, учились составлять предложение по вопросам с новым словарным словом, находили главные члены предложения, определяли части речи. | |||||||||||||
III. Самоопределение к деятельности | Учитель показывает слова с пропусками орфограмм, а обучающиеся карточку с ответом (карточки есть у каждого обучающегося). Затем учитель прикрепляет слово на доску.
- Чему учились, выполняя данное здание? - Ребята, посмотрите на слова. Какое слово может быть лишнее и почему? - А что объединяет оставшиеся слова? - А на какие вопросы отвечают эти слова? - Предположите, о чём пойдёт на уроке? Давайте определим тему нашего урока. На доске появляется карточка темы урока
- Определите, задачи урока. | Все дети показывают карточку с ответом, кто-то один из учеников комментирует пропущенную букву (объясняет орфограмму) - В слове лесной орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово лес. - В слове озеро орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово озёра. - В слове город орфограмма парный согласный Д, потому что проверочное слово города. - В слове собака орфограмма непроверяемый безударный гласный О. - В слове бочка орфограмма ЧК пишется без мягкого знака. - Выполняя данное задание, повторили орфограммы (безударный гласный, парный согласный, непроверяемый безударный гласный, ЧК пишется без Ь знака). - Слово лесной лишнее, так как это имя прилагательное. - Оставшиеся слова объединяет то, что это имена существительные. - Отвечают на вопросы кто? и что? - Речь пойдем об именах существительных. - Узнаем понятие имени существительного. - Будем учиться, распознавать одушевлённые/неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные. | |||||||||||||
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний | Посмотрите на план урока. Какая работа, следующая по плану? Давайте, вспомним о том, что мы знаем об имени существительном - Как называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что? - Почему солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные? - Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос кто? - Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос что? | - Работа по теме урока. - Эти слова называются именами существительными. - Потому что к этим слова мы можем задать вопрос кто? или что? и обозначают название предметов. - Это предметы одушевлённые. - Это предметы неодушевлённые. | |||||||||||||
V. Первичная проверка понимания. | Работа по учебнику с. 55 упр.95 (Приложение 2) -Сейчас поработаем над упр. 95 с. 55. Что нужно сделать. - Дети по цепочке объясняют слово (девочка…, мальчик, город…, озеро…, село…, деревня…, улица…, корова…, собака…, коза…, кошка…, конь…). - Что обозначают все эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Какой частью речи являются данные слова? - Что нужно сделать с имена существительными? Кто-то из обучающихся, записывает слово у доски с комментированием и объяснением. - Чему учились, выполняя данное задание? -Встанем, отдохнём. | -Подобрать к нарицательным именам существительным собственные имена существительные. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что? - К слову девочка задаем вопрос кто? потому что это одушевлённый предмет. Это слово обозначает предмет. - Объясняют все слова. - Эти все слова обозначают слова-названия предметов. - Слова отвечают на вопрос кто? или что? - Это имена существительные. - Нужно к каждому слову подобрать имя собственное. Подчеркнуть заглавную букву в собственных именах существительных. - Обучающиеся выполняют у доски. (Девочка Нина, мальчик Илья, город Томск, озеро Байкал, село Молчаново, деревня Росинка, улица Ленина, корова Бурёнка, собака Трезор, коза Машка, кошка Мурка). - Учились подбирать к нарицательным именам существительным собственные имена существительные | |||||||||||||
VI. Физ. минутка | «Гимнастика для глаз». | Обучающиеся, выполняют упражнение стоя. | |||||||||||||
VII. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении | - Сейчас поработаем парами. - У обучающихся на столах лежит карточка белого цвета. Возьмите карточку. Выполняют задание.
- Проверяем выполненную работу. - Каждая пара называем слово и доказывает, что это имя существительное. - Оцените свою работу. - Чему учились, выполняя данное здание? - Что Вам помогло определить, что это имена существительные? | - Выполняют задание в парах. (Девочка – отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет, завод - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, ракета - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, работа - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, слово - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, письмо - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, месяц - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет). - Оценивают работа с помощью оценочных кругов. - Выполняя данное задание, учились различать слова-названия предметов. - Умение задавать вопросы.. | |||||||||||||
VIII. Домашнее задание | Домашнее задание в личном кабинете дистанционного образовательного ресурса UCHI.RU (выполнить карточку № 1). Приложение 3 | - Задание выполняют детьми в личном кабинете. | |||||||||||||
IX. Рефлексия деятельности | - Какую часть речи Вы научились распознавать? - Что обозначает имя существительное? - На какие вопросы отвечает имя существительное? -Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос кто? - Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос что? | - Имя существительное. - Обозначает слова-названия предметов. Имя существительное отвечает на вопросы кто? и что? - Речь идёт об одушевлённых предметах. - Имена существительные, которые отвечают на вопрос что, это неодушевлённые предметы. |
Приложение 1
План урока: минутка чистописания; работа со словарным словом; речевая разминка; работа над предложением; работа по теме урока; домашнее задание; рефлексия своей деятельности.
Приложение 2