Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя существительное» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 14 November 2021


Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

по теме «Имя существительное»


Тип урока

Открытие новых знаний.

Технология построения урока

Системно – деятельностный подход в обучении.

Тема

«Имя существительное».

Цель

Формировать понятие об имени существительном. Создание условий для формирования изученной учебной информации и УУД обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- обучающиеся научатся различать слова-названия предметов;

- использовать специальную терминологию при определении части речи;

- распределять имена существительные в тематические группы предметов;

- развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать своё предположение на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-проводить классификацию, по заданным критериям;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь полно и точно выражать свои мысли;

- контролировать действия партнёра;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 3 класс – «Просвещение», 2020, 159 с. Образовательный ресурс UCHI.RU

Время проведения урока

40 мин.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности

Какие качества нам пригодятся для работы на уроке?



Активность, внимательность, хорошее настроение.

II. Актуализация знаний



Рассмотреть схему «Части речи». (уч. с. 53)

- Расскажи по схеме о каждой части речи.

(На доске представлен план урока) Приложение 1

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа

- Посмотрите на план урока, что у нас первое по плану?

- Что мы пропишем на минутке чистописания?

- Пропишите сочетание до конца строки и под самым красивым написанием поставьте зелёную точку.

- Чему учились, выполняя данное задание?

- Следующее по плану, что у нас?

Сейчас я произнесу лексическое значение слова, а вам нужно догадаться, о чём или о ком идёт речь? (Самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы).

- Записываем данное слово с новой строки, а кто-то из детей комментирует написание данного слова.

- Чему учились, выполняя данное здание?



- Что у нас следующее по плану?

- Какой звук будет обозначать буква Р в первом слоге в слове трактор?


- Чему учились, выполняя данное здание?


- Что у нас следующее по плану?


- Что нужно будет сделать?

На доске есть вопросы, по которым нужно составить предложение.

кто?

что сделал?

какой?

что?

Составленное предложение записываем в тетрадь.

- В данном предложении нужно найти главные члены предложения. кто-то из детей комментирует с объяснением.





- Чему учились, выполняя данное здание?



Анализировать ответы обучающихся. Обучающиеся рассказывают по схеме о частях речи.

- Открывают тетради и записывают.

- Минутка чистописания.

- Пропишем сочетание ак.

- Обучающиеся прописывают.


- Прописывали сочетание ак.

- Работа над словарным словом.





- Это слово трактор.

- Трактор (ударение падает на первый слог

-трак, подчёркиваем непроверяемый безударный гласный О во втором слоге).

- Выполняя данное задание, работали над словарным словом, узнали лексическое значение слова трактор.

- Речевая разминка.

- Буква Р обознает звук[р]. Задание выполняют устно. [р] – согл., твёр., звон., непар.

- Выполняя данное задание, давали характеристику звуку [р].

- Следующее по плану работа над предложением.

- Нужно составить предложение по вопросам с новым словарным словом. Дети составляют предложение.

- Папа купил новый трактор.



- Один обучающийся записывает предложение у доски с комментированием.

- В предложении говорится о папе (кто? папа - это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выраженное именем существительным). Задаем вопрос от слова папа (что сделал? купил – это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выраженное глаголом. Купил (что?) трактор, трактор выраженное частью речи именем существительным. Трактор (какой?) новый, новый это слово выражено именем прилагательным).

- Выполняя данное задание, учились составлять предложение по вопросам с новым словарным словом, находили главные члены предложения, определяли части речи.

III. Самоопределение

к деятельности
















Учитель показывает слова с пропусками орфограмм, а обучающиеся карточку с ответом (карточки есть у каждого обучающегося). Затем учитель прикрепляет слово на доску.

л..сной

оз..ро

горо..

с..бака

боч..ка



лесной

озеро

город

собака

бочка









- Чему учились, выполняя данное здание?



- Ребята, посмотрите на слова. Какое слово может быть лишнее и почему?

- А что объединяет оставшиеся слова?


- А на какие вопросы отвечают эти слова?

- Предположите, о чём пойдёт на уроке?

Давайте определим тему нашего урока.

На доске появляется карточка темы урока

Имя существительное

- Определите, задачи урока.

Все дети показывают карточку с ответом, кто-то один из учеников комментирует пропущенную букву (объясняет орфограмму)

- В слове лесной орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово лес.

- В слове озеро орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово озёра.

- В слове город орфограмма парный согласный Д, потому что проверочное слово города.

- В слове собака орфограмма непроверяемый безударный гласный О.

- В слове бочка орфограмма ЧК пишется без мягкого знака.

- Выполняя данное задание, повторили орфограммы (безударный гласный, парный согласный, непроверяемый безударный гласный, ЧК пишется без Ь знака).

- Слово лесной лишнее, так как это имя прилагательное.

- Оставшиеся слова объединяет то, что это имена существительные.

- Отвечают на вопросы кто? и что?

- Речь пойдем об именах существительных.





- Узнаем понятие имени существительного.

- Будем учиться, распознавать одушевлённые/неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний










Посмотрите на план урока. Какая работа, следующая по плану? Давайте, вспомним о том, что мы знаем об имени существительном

- Как называются слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что?

- Почему солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные?


- Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос кто?

- Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос что?

- Работа по теме урока.



- Эти слова называются именами существительными.

- Потому что к этим слова мы можем задать вопрос кто? или что? и обозначают название предметов.

- Это предметы одушевлённые.


- Это предметы неодушевлённые.

V. Первичная проверка понимания.


Работа по учебнику с. 55 упр.95 (Приложение 2)

-Сейчас поработаем над упр. 95 с. 55. Что нужно сделать.

- Дети по цепочке объясняют слово (девочка…, мальчик, город…, озеро…, село…, деревня…, улица…, корова…, собака…, коза…, кошка…, конь…).





- Что обозначают все эти слова?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какой частью речи являются данные слова?

- Что нужно сделать с имена существительными?






Кто-то из обучающихся, записывает слово у доски с комментированием и объяснением.



- Чему учились, выполняя данное задание?



-Встанем, отдохнём.


-Подобрать к нарицательным именам существительным собственные имена существительные. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что?

- К слову девочка задаем вопрос кто? потому что это одушевлённый предмет. Это слово обозначает предмет.

- Объясняют все слова.

- Эти все слова обозначают слова-названия предметов.

- Слова отвечают на вопрос кто? или что?

- Это имена существительные.

- Нужно к каждому слову подобрать имя собственное. Подчеркнуть заглавную букву в собственных именах существительных.

- Обучающиеся выполняют у доски.


(Девочка Нина, мальчик Илья, город Томск, озеро Байкал, село Молчаново, деревня Росинка, улица Ленина, корова Бурёнка, собака Трезор, коза Машка, кошка Мурка).

- Учились подбирать к нарицательным именам существительным собственные имена существительные

VI. Физ. минутка

«Гимнастика для глаз».

Обучающиеся, выполняют упражнение стоя.

VII. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

- Сейчас поработаем парами.

- У обучающихся на столах лежит карточка белого цвета. Возьмите карточку. Выполняют задание.

Прочитай слова. Подчерните только имена существительные.

Сказал, белый, девочка, завод, ракета, запивать, работа, грибное, слово, письмо, рисовать, месяц.

- Проверяем выполненную работу.

- Каждая пара называем слово и доказывает, что это имя существительное.



- Оцените свою работу.


- Чему учились, выполняя данное здание?


- Что Вам помогло определить, что это имена существительные?


- Выполняют задание в парах.


(Девочка – отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет, завод - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, ракета - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, работа - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, слово - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, письмо - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, месяц - отвечает на вопрос что? и обозначает предмет).

- Оценивают работа с помощью оценочных кругов.

- Выполняя данное задание, учились различать слова-названия предметов.

- Умение задавать вопросы..


VIII. Домашнее задание

Домашнее задание в личном кабинете дистанционного образовательного ресурса UCHI.RU (выполнить карточку № 1).

Приложение 3

- Задание выполняют детьми в личном кабинете.

IX. Рефлексия деятельности


- Какую часть речи Вы научились распознавать?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?


-Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос кто?

- Что мы можем сказать об именах существительных, которые отвечают на вопрос что?


- Имя существительное.

- Обозначает слова-названия предметов.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? и что?

- Речь идёт об одушевлённых предметах.


- Имена существительные, которые отвечают на вопрос что, это неодушевлённые предметы.






















Приложение 1

План урока: минутка чистописания; работа со словарным словом; речевая разминка; работа над предложением; работа по теме урока; домашнее задание; рефлексия своей деятельности.

t1636876571aa.jpg






Приложение 2





t1636876571ab.gif
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации