Технологическая карта урока «Имя прилагательное» (Русский язык, 5 класс)
Методическая разработка урока
«Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Русский язык. 5 класс
Автор: Воробьева Юлия Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Череповца
2017 год
Урок. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
Цель деятельности учителя: повторить и систематизировать знания об имени прилагательном, основных орфографических правилах, с ним связанных; подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.
Тип урока: урок систематизации знаний, умений, навыков.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказывать об имени прилагательном в форме научного описания; доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, дифференцированная работа.
Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net, http://festival.1september.ru/articles/651263/
Оборудование: репродукция картины К.Ф.Юона “Мартовское солнце”, маркерная доска (экран), ноутбук, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Реализуемая программа: Авторская программа по русскому языку. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 классы / авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: «Просвещение», 2014
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (УУД) |
|||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
Вступительное слово (составляется учителем) |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию друг друга) |
|||||||||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие. |
Работа с текстом (на слайде) Весело в открытом поле в солнеч(?)ный и прохладный день! Мес(?)ность ровная, видно д..леко. Небо ле..кое, просторное и глубокое. Со..нце сверкает сбоку, и дорога замаслилась и бл..стит, как рельсы. Вокруг ра..кидывают(?)ся ш..рокими косяками свеж..е, пышно - з..леные озими*… А в ясную даль уб..гают телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясн… неба. - Определите основную мысль текста. - Как вы думаете, почему в тексте так много прилагательных? Какую роль они выполняют? * (Озимь — осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом) |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. |
Групповая |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. |
Беседа, запись вывода. Вывод. Употребление прилагательных в речи придаёт ей точность, меткость и особую выразительность. Дифференцированные задания по уровням. Уровень I Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания у прилагательных. Уровень II Выпишите из текста прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Укажите род, число, падеж прилагательных. Уровень III Попробуйте создать свой текст из 3-4 предложений с именами прилагательными. |
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. |
Дифференцированная работа. |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в тексте. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
|||||||||||||||
Физкультминутка |
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях) Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены) Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться) Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание) Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев) Каждый пальчик вытираем, не один не забываем. (Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук) Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями) Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях) И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку). |
Выполняют движения в соответствии с текстом. |
Фронтальная |
||||||||||||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. Предлагает выбрать уровень работы с текстом (материалы для каждого уровня распечатаны). I уровень – вставьте пропущенные буквы. Как хорош… (кратк. прил.) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … (глаг.) усидеть дома, выходиш… (глаг.), осматриваеш…ся (глаг) вокруг. Любуеш…ся (глаг.) голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч … (сущ. Род. п. мн. ч.) выглядывает редкий луч…. (сущ. муж. р.)) Ты с радостью понимаеш (глаг.), что весна не мираж (глаг), что скоро почувствуеш… (глаг) запах талых крыш.... (сущ. Род. п. мн. ч) А снег блестящ… (прилаг) и скрипуч.. (прилаг). Такие мысли приходят в голову, когда смотриш… (глаг.) на картину К.Юона “Мартовское солнце”. II уровень – расставьте пропущенные буквы. В скобках объясните свой выбор. Как хорош (?) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш (?) усидеть дома, выходиш (?) осматриваеш (?)ся вокруг. Любуеш (?) ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч (?) выглядывает редкий луч (?). Ты с радостью понимаеш (?), что весна не мираж, что скоро почувствуеш (?) запах талых крыш (?). А снег блестящ (?) и скрипуч (?). Такие мысли приходят в голову, когда смотриш (?) на картину К.Юона “Мартовское солнце”. III уровень – вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые. Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш…. осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш… что весна не мираж что скоро почувствуеш… запах талых крыш.... А снег блестящ… и скрипуч... Такие мысли приходят в голову когда смотриш… на картину К.Юона “Мартовское солнце”. Организует и сопровождает учебную деятельность. |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями. |
Индивидуальная, дифференцированная. |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с трудолюбием, усилиями. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. |
|||||||||||||||
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. |
Задание. Работа с таблицей «Орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» (таблица на слайде)
- Запишите в таблицу словосочетания, распределяя их по видам орфограмм. (Материалы распечатаны в формате А4 для 1-й и 2-й рабочих групп в разных вариантах) Группа № 1 Ветер свеж, вещевой рынок, в холодную воду, ароматного ландыша, песок сыпуч, в большом овраге, в пахучей хвое, серебристую паутину, лицом пригож, в зимней ночи, пирог горяч, на весеннем солнышке, камышовые заросли, в дальнюю дорогу, пунцовые щёки, денёк хорош, образцовый порядок. Группа № 2 Те же словосочетания, но с пропущенными орфограммами. Ветер свеж.., вещ..вой рынок, в холодн… воду, ароматн… ландыша, песок сыпуч.., в больш..м овраге, в пахуч..й хвое, серебрист… паутину, лицом пригож.., в зимн… ночи, пирог горяч…, на весен… солнышке, камыш..вые заросли, в дальн… дорогу, пунц..вые щёки, денёк хорош.., образц..вый порядок. Группа № 3 Получают только таблицу. Самостоятельно придумывают словосочетания для заполнения таблицы. - Объясните написание прилагательных в каждом столбике таблицы. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
Групповая, дифференцированная. |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
|||||||||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. |
Дифференцированные задания по уровням. Уровень I. Образуй от существительных имена прилагательные. Берёза - …, ужас -…, дождь -…, ягода -…., жара - … Уровень II. Запиши словосочетания в три столбика. Слабый голос, лёгкая задача, ясное небо, холодная вода, горячее молоко, старый охотник, крупная рыба, высокое дерево, новый дом. Уровень III. Из данных слов составь и запиши предложения. Окончания имен прилагательных измени по смыслу. Определи в именах прилагательных род. На, грязь, липкий, дорогах, весенние, лежит. Старый, на, хмурый, опушке, ель, стоит. |
Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся зачитывают свои составленные тексты. |
Дифференцированная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализированной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
|||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. |
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Найди лишнее слово. 1. угрожающ, жгуч, блестящ, камыш. 2. мышь, крепыш, камыш, пейзаж. 3. молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь. 4. луж, задач, рощ, забудешь. |
Выполняют упражнения. |
Индивидуальная |
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Заключительная беседа по вопросам. |
Даёт ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ и дать качественную и количественную оценку уроку, в некоторых случаях попросит учащихся аргументировать свой ответ.
|
Подводят итоги урока, оценивают себя. Отвечают на вопросы. |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: оценивают свою работу |
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева