Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Сложные слова. Образование сложных слов» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 21 November 2017

Урок русского языка по теме «Сложные слова. Образование сложных слов»

Технологическая карта урока

 

Предмет

Русский язык

 

Класс

7 класс

 

Базовый учебник

УМК «Русский язык». 7 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

 

Тема урока

Сложные слова. Способы образования сложных слов

 

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация, проверка, коррекция ЗУН учащихся)

Изучение нового материала

 

Цели урока


 

Создать условия для формирования предметных компетенций (знать определение сложных слов, способы их образования; уметь правильно писать соединительную гласную в сложных словах; знать понятия «корень», «однокоренные слова»;

находить сложные слова в тексте); решать жизненно-практические задачи, конструировать предложения, используя сложные слова.

Воспитывать внимание к слову, интерес к языковым явлениям. Воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям.

 

Планируемые результаты (личностные; предметные: «знать», «уметь»; метапредметные)

В результате урока ученик должен

знать определение сложных слов, способы их образования;

знать понятия «корень» и «однокоренные слова»;

уметь находить сложные слова в предложении, тексте, правильно писать соединительную гласную;

решать жизненно-практические задачи конструировать предложения, используя сложные слова.

 

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с орфографическим правилом, применять теоретические знания на практике, корректировать свою работу и оценивать собственную деятельность и деятельность других.

 

Формы работы (фронтальная,индивидуальная,парная,групповая)

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная

 

Межпредметные связи

СБО, Трудовое обучение

 

Внутрипредметные связи

Интерес к языковым явлениям с опорой на иллюстрацию

 

Виды используемых ИКТ

презентация

 

Материалы и оборудование

карточки


 

Структура и ход урока

 

Этапы работы

Содержание этапа


 

1.

Организационный момент

Учащиеся настраиваются на работу, показывают каким настроением они пришли в класс (на партах рожицы настроения)

2 мин

2.

Целеполагание через проблемную задачу

Цели учителя:

организовать деятельность учащихся для пробуждения интереса к изучению нового материала

Цели учащихся:

должны владеть:

навыками отгадывать загадки;

- анализировать новые языковые явления, сравнивать, сопоставлять.

Учитель сообщает, что сегодня школьники познакомятся с новыми интересными словами. С какими - он сообщит позднее. Учащимся предлагается записать число, слова «классная работа», а затем отгадать загадки. Учащиеся работают в парах, записывают отгадки на бланке , если затрудняются – пропускают.

1. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
Ответ: СамОвар

2. В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь.

Ответ: ЛистОпад

3. Плывет корабль, ломая лед,

И караван судов ведет.

Ответ: ЛедОкол.

4. На носу рога торчат,

Неприветлив, мрачен взгляд,

Очень вспыльчив, очень строг

Африканский …

Ответ: НосОрог.

Ребята записывают отгадки, далее учитель предлагает повторить определение слова «корень» и просит выделить его в отгаданных словах.

Некоторые из учеников видят, что в словах несколько корней, но они сомневаются.

Учитель подводит к тому, что это и есть новые интересные слова, а называются они сложными. Почему? Это предстоит узнать.

Ребята записывают тему урока, определяют цели и задачи на урок. Если возникают затруднения, учитель помогает их сформулировать. (цель и задачи на слайде)

10 мин

2.

Изучение нового учебного материала.

Цели учителя:

организовать деятельность учащихся по изучению сложных слов, формировать умение образовывать сложные слова

Цели учащихся:

должны уметь:

анализировать основы слов, из которых образуются сложные слова

должны знать:

определение сложного слова, соединительной гласной;

должны владеть:

способом образования сложных слов

Ход работы:

Предлагаю вам поработать исследователями и увидеть, как образуются сложные слова.

Учитель раздает карточки, на которых даны пары слов. Ученикам нужно проанализировать, как они получились, и по образцу составить свои.

ЛИСТ + ПАДАТЬ = листОпад

ЗЕМЛЯ +МЕРИТЬ = землЕмер

- Прочитайте слова.

- Выделите в каждом корень.

- Посмотрите, как из этих корней образовались сложные слова.

- При помощи чего соединяются корни? (при помощи гласных )

«о,е»)

- Как бы вы назвали такие гласные? (соединительные)

 

- А теперь попробуйте сами:

ЛОВИТЬ + РЫБА =

ВОДА+ ПАДАТЬ =

САМОВАР =

ЛЕДОКОЛ =

ЛЕДОКОЛ =

- Выделите корни, подумайте, из каких слов образованы слова - отгадки.

Чтение теоретического материала в учебнике.

Формулирование выводов (познавательные): после каждого этапа анализа делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается краткая запись с окончательными выводами, представленными на экране, в виде слайда презентации в MS PowerPoint.

7 мин

3.

Физминутка

- Ребята, сейчас мы проведем физминутку. Слово очень интересное. Не задумывались?

-Как образовалось слово «физминутка»? Можно ли его считать сложным?

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.   (2 раза)

2 мин

4.

Формирование умений и навыков

Цели учителя:

установление степени усвоения учащимися нового материала, устранение обнаруженных пробелов;

развитие навыков по составлению сложных слов

Цели учащихся:

должны уметь:

работать по способу действия;

должны знать:

условия выбора соединительной гласной в сложных словах;

должны владеть:

навыками по соотношению профессии и вида деятельности.;

навыками конструирования предложений.

- Ребята, перед вами карточки, на которых перечислены некоторые профессии. Вам надо с помощью стрелочек указать их вид деятельности. Например, врач – лечит людей. А кто такой мореход?

МОРЕХОД Он разводит пчел, ухаживает за ними, формирует новые

пчелиные семьи, собирает мёд и пр.

СТАЛЕВАР В старину: мореплаватель, открыватель морских путей

 

ВОДОЛАЗ Специалист, обученный по спускам под воду и выполняющий

различные работы под водой.

ПЧЕЛОВОД Рабочий, занимающийся выплавкой стали.

- Давайте проверим, знаете ли вы эти профессии (правильное выполнение на слайде), выпишем названия профессий в тетрадь. Выделим корни (учащиеся выделяют, понимают, что это сложные слова).

- Попробуйте определить, от каких слов образовались названия профессий? (учащиеся отвечают)

- Почему в этих сложных словах соединительные гласные разные? Назовите их.

- От чего зависит выбор написания гласной? (ребята пытаются понять условие написания) Учитель обобщает: после твердой согласной пишется – О, после мягкой -Е. (схема на слайде)

- Подчеркните соединительные гласные.

- Сейчас на слайде вы увидите бытовые приборы, запишите их.(смотрят, записывают). Составьте 1-2 предложения на тему «Я помогаю»

Картинки: микроволновка, кофеварка, электрочайник, пылесос.

Учащиеся зачитывают свои предложения.

15 мин

5.

Задание на дом

Цели учителя:

закрепить полученные учащимися знания и навыки;

стимулировать развитие творческих способностей.

Цели учащихся:

свободно владеть навыком составления сложных слов;

уметь обосновать выбор соединительной гласной.

Письменная работа:

Работа по карточкам

Задание: образовать и записать сложные слова.

Море, ходить; рыба, ловить; утка, нос; путь, шествие; муха, морить; вода, качать; сталь, варить; чёрный, глаз; второй, класс; труд, любить; пчела, разводить.


 

Задание: образовать и записать сложные слова.

Секунда, мерить; скот, разводить; корень, плод; любить, знания; первый, класс; коньки, бежать; огонь, тушить; зелёный, глаз; овощи, резать; зуб, чистить; зверь, ферма.

2 мин


 


 


 


 


 


 

6.

Рефлексия учебной деятельности

Результаты:

Осознают понятие «сложные слова» (предметные)

Умеют работать с терминами (метапредметные)

Сформирована мотивация достижения результата (личностные)

Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний

Способ действий: коллективное обсуждение

УУД:

1.Построение выводов

2.Осознание своих возможностей

3.Умение оценивать собственную деятельность.

Предполагаемый результат:

Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения

Совместная деятельность (корректировочная )

(Учащиеся подводят итоги урока).

- Насколько сложно было работать на уроке?

- Что нового узнали во время занятия?

- Как вы оцените своё участие в работе на уроке?

Возвращаемся к слайду, на котором определены задачи урока. Делаем выводы

- Покажите, какое настроение у вас сейчас. В конце урока (дети показывают смайлики).

2 мин


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.