12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Сергеевна245
С 2007 года года работаю в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат "Эверест", где обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Призёр областного конкурса "Образование без границ", 2019 год
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Урок русского языка по теме «Сложные слова. Образование сложных слов»

Технологическая карта урока

 

Предмет

Русский язык

 

Класс

7 класс

 

Базовый учебник

УМК «Русский язык». 7 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

 

Тема урока

Сложные слова. Способы образования сложных слов

 

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация, проверка, коррекция ЗУН учащихся)

Изучение нового материала

 

Цели урока


 

Создать условия для формирования предметных компетенций (знать определение сложных слов, способы их образования; уметь правильно писать соединительную гласную в сложных словах; знать понятия «корень», «однокоренные слова»;

находить сложные слова в тексте); решать жизненно-практические задачи, конструировать предложения, используя сложные слова.

Воспитывать внимание к слову, интерес к языковым явлениям. Воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям.

 

Планируемые результаты (личностные; предметные: «знать», «уметь»; метапредметные)

В результате урока ученик должен

знать определение сложных слов, способы их образования;

знать понятия «корень» и «однокоренные слова»;

уметь находить сложные слова в предложении, тексте, правильно писать соединительную гласную;

решать жизненно-практические задачи конструировать предложения, используя сложные слова.

 

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с орфографическим правилом, применять теоретические знания на практике, корректировать свою работу и оценивать собственную деятельность и деятельность других.

 

Формы работы (фронтальная,индивидуальная,парная,групповая)

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная

 

Межпредметные связи

СБО, Трудовое обучение

 

Внутрипредметные связи

Интерес к языковым явлениям с опорой на иллюстрацию

 

Виды используемых ИКТ

презентация

 

Материалы и оборудование

карточки


 

Структура и ход урока

 

Этапы работы

Содержание этапа


 

1.

Организационный момент

Учащиеся настраиваются на работу, показывают каким настроением они пришли в класс (на партах рожицы настроения)

2 мин

2.

Целеполагание через проблемную задачу

Цели учителя:

организовать деятельность учащихся для пробуждения интереса к изучению нового материала

Цели учащихся:

должны владеть:

навыками отгадывать загадки;

- анализировать новые языковые явления, сравнивать, сопоставлять.

Учитель сообщает, что сегодня школьники познакомятся с новыми интересными словами. С какими - он сообщит позднее. Учащимся предлагается записать число, слова «классная работа», а затем отгадать загадки. Учащиеся работают в парах, записывают отгадки на бланке , если затрудняются – пропускают.

1. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
Ответ: СамОвар

2. В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь.

Ответ: ЛистОпад

3. Плывет корабль, ломая лед,

И караван судов ведет.

Ответ: ЛедОкол.

4. На носу рога торчат,

Неприветлив, мрачен взгляд,

Очень вспыльчив, очень строг

Африканский …

Ответ: НосОрог.

Ребята записывают отгадки, далее учитель предлагает повторить определение слова «корень» и просит выделить его в отгаданных словах.

Некоторые из учеников видят, что в словах несколько корней, но они сомневаются.

Учитель подводит к тому, что это и есть новые интересные слова, а называются они сложными. Почему? Это предстоит узнать.

Ребята записывают тему урока, определяют цели и задачи на урок. Если возникают затруднения, учитель помогает их сформулировать. (цель и задачи на слайде)

10 мин

2.

Изучение нового учебного материала.

Цели учителя:

организовать деятельность учащихся по изучению сложных слов, формировать умение образовывать сложные слова

Цели учащихся:

должны уметь:

анализировать основы слов, из которых образуются сложные слова

должны знать:

определение сложного слова, соединительной гласной;

должны владеть:

способом образования сложных слов

Ход работы:

Предлагаю вам поработать исследователями и увидеть, как образуются сложные слова.

Учитель раздает карточки, на которых даны пары слов. Ученикам нужно проанализировать, как они получились, и по образцу составить свои.

ЛИСТ + ПАДАТЬ = листОпад

ЗЕМЛЯ +МЕРИТЬ = землЕмер

- Прочитайте слова.

- Выделите в каждом корень.

- Посмотрите, как из этих корней образовались сложные слова.

- При помощи чего соединяются корни? (при помощи гласных )

«о,е»)

- Как бы вы назвали такие гласные? (соединительные)

 

- А теперь попробуйте сами:

ЛОВИТЬ + РЫБА =

ВОДА+ ПАДАТЬ =

САМОВАР =

ЛЕДОКОЛ =

ЛЕДОКОЛ =

- Выделите корни, подумайте, из каких слов образованы слова - отгадки.

Чтение теоретического материала в учебнике.

Формулирование выводов (познавательные): после каждого этапа анализа делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается краткая запись с окончательными выводами, представленными на экране, в виде слайда презентации в MS PowerPoint.

7 мин

3.

Физминутка

- Ребята, сейчас мы проведем физминутку. Слово очень интересное. Не задумывались?

-Как образовалось слово «физминутка»? Можно ли его считать сложным?

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.   (2 раза)

2 мин

4.

Формирование умений и навыков

Цели учителя:

установление степени усвоения учащимися нового материала, устранение обнаруженных пробелов;

развитие навыков по составлению сложных слов

Цели учащихся:

должны уметь:

работать по способу действия;

должны знать:

условия выбора соединительной гласной в сложных словах;

должны владеть:

навыками по соотношению профессии и вида деятельности.;

навыками конструирования предложений.

- Ребята, перед вами карточки, на которых перечислены некоторые профессии. Вам надо с помощью стрелочек указать их вид деятельности. Например, врач – лечит людей. А кто такой мореход?

МОРЕХОД Он разводит пчел, ухаживает за ними, формирует новые

пчелиные семьи, собирает мёд и пр.

СТАЛЕВАР В старину: мореплаватель, открыватель морских путей

 

ВОДОЛАЗ Специалист, обученный по спускам под воду и выполняющий

различные работы под водой.

ПЧЕЛОВОД Рабочий, занимающийся выплавкой стали.

- Давайте проверим, знаете ли вы эти профессии (правильное выполнение на слайде), выпишем названия профессий в тетрадь. Выделим корни (учащиеся выделяют, понимают, что это сложные слова).

- Попробуйте определить, от каких слов образовались названия профессий? (учащиеся отвечают)

- Почему в этих сложных словах соединительные гласные разные? Назовите их.

- От чего зависит выбор написания гласной? (ребята пытаются понять условие написания) Учитель обобщает: после твердой согласной пишется – О, после мягкой -Е. (схема на слайде)

- Подчеркните соединительные гласные.

- Сейчас на слайде вы увидите бытовые приборы, запишите их.(смотрят, записывают). Составьте 1-2 предложения на тему «Я помогаю»

Картинки: микроволновка, кофеварка, электрочайник, пылесос.

Учащиеся зачитывают свои предложения.

15 мин

5.

Задание на дом

Цели учителя:

закрепить полученные учащимися знания и навыки;

стимулировать развитие творческих способностей.

Цели учащихся:

свободно владеть навыком составления сложных слов;

уметь обосновать выбор соединительной гласной.

Письменная работа:

Работа по карточкам

Задание: образовать и записать сложные слова.

Море, ходить; рыба, ловить; утка, нос; путь, шествие; муха, морить; вода, качать; сталь, варить; чёрный, глаз; второй, класс; труд, любить; пчела, разводить.


 

Задание: образовать и записать сложные слова.

Секунда, мерить; скот, разводить; корень, плод; любить, знания; первый, класс; коньки, бежать; огонь, тушить; зелёный, глаз; овощи, резать; зуб, чистить; зверь, ферма.

2 мин


 


 


 


 


 


 

6.

Рефлексия учебной деятельности

Результаты:

Осознают понятие «сложные слова» (предметные)

Умеют работать с терминами (метапредметные)

Сформирована мотивация достижения результата (личностные)

Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний

Способ действий: коллективное обсуждение

УУД:

1.Построение выводов

2.Осознание своих возможностей

3.Умение оценивать собственную деятельность.

Предполагаемый результат:

Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения

Совместная деятельность (корректировочная )

(Учащиеся подводят итоги урока).

- Насколько сложно было работать на уроке?

- Что нового узнали во время занятия?

- Как вы оцените своё участие в работе на уроке?

Возвращаемся к слайду, на котором определены задачи урока. Делаем выводы

- Покажите, какое настроение у вас сейчас. В конце урока (дети показывают смайлики).

2 мин


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.