Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Сложные слова. Образование сложных слов» (7 класс)
Урок русского языка по теме «Сложные слова. Образование сложных слов»
Технологическая карта урока
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
7 класс |
|
Базовый учебник |
УМК «Русский язык». 7 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. |
|
Тема урока |
Сложные слова. Способы образования сложных слов |
|
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация, проверка, коррекция ЗУН учащихся) |
Изучение нового материала |
|
Цели урока
|
Создать условия для формирования предметных компетенций (знать определение сложных слов, способы их образования; уметь правильно писать соединительную гласную в сложных словах; знать понятия «корень», «однокоренные слова»; находить сложные слова в тексте); решать жизненно-практические задачи, конструировать предложения, используя сложные слова. Воспитывать внимание к слову, интерес к языковым явлениям. Воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям. |
|
Планируемые результаты (личностные; предметные: «знать», «уметь»; метапредметные) |
В результате урока ученик должен • знать определение сложных слов, способы их образования; • знать понятия «корень» и «однокоренные слова»; • уметь находить сложные слова в предложении, тексте, правильно писать соединительную гласную; • решать жизненно-практические задачи конструировать предложения, используя сложные слова. |
|
УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с орфографическим правилом, применять теоретические знания на практике, корректировать свою работу и оценивать собственную деятельность и деятельность других. |
|
Формы работы (фронтальная,индивидуальная,парная,групповая) |
Работа в парах, индивидуальная, фронтальная |
|
Межпредметные связи |
СБО, Трудовое обучение |
|
Внутрипредметные связи |
Интерес к языковым явлениям с опорой на иллюстрацию |
|
Виды используемых ИКТ |
презентация |
|
Материалы и оборудование |
карточки |
Структура и ход урока
Этапы работы |
Содержание этапа |
|
||||
1. |
Организационный момент |
Учащиеся настраиваются на работу, показывают каким настроением они пришли в класс (на партах рожицы настроения) |
2 мин |
|||
2. |
Целеполагание через проблемную задачу |
Цели учителя: организовать деятельность учащихся для пробуждения интереса к изучению нового материала Цели учащихся: должны владеть: – навыками отгадывать загадки; - анализировать новые языковые явления, сравнивать, сопоставлять. Учитель сообщает, что сегодня школьники познакомятся с новыми интересными словами. С какими - он сообщит позднее. Учащимся предлагается записать число, слова «классная работа», а затем отгадать загадки. Учащиеся работают в парах, записывают отгадки на бланке , если затрудняются – пропускают. 1. И шипит, и кряхтит 2. В тишине осенних рощ Золотистый льется дождь. Ответ: ЛистОпад 3. Плывет корабль, ломая лед, И караван судов ведет. Ответ: ЛедОкол. 4. На носу рога торчат, Неприветлив, мрачен взгляд, Очень вспыльчив, очень строг Африканский … Ответ: НосОрог. Ребята записывают отгадки, далее учитель предлагает повторить определение слова «корень» и просит выделить его в отгаданных словах. Некоторые из учеников видят, что в словах несколько корней, но они сомневаются. Учитель подводит к тому, что это и есть новые интересные слова, а называются они сложными. Почему? Это предстоит узнать. Ребята записывают тему урока, определяют цели и задачи на урок. Если возникают затруднения, учитель помогает их сформулировать. (цель и задачи на слайде) |
10 мин |
|||
2. |
Изучение нового учебного материала. |
Цели учителя: организовать деятельность учащихся по изучению сложных слов, формировать умение образовывать сложные слова Цели учащихся: должны уметь: – анализировать основы слов, из которых образуются сложные слова должны знать: – определение сложного слова, соединительной гласной; должны владеть: – способом образования сложных слов Ход работы: Предлагаю вам поработать исследователями и увидеть, как образуются сложные слова. Учитель раздает карточки, на которых даны пары слов. Ученикам нужно проанализировать, как они получились, и по образцу составить свои. ЛИСТ + ПАДАТЬ = листОпад ЗЕМЛЯ +МЕРИТЬ = землЕмер - Прочитайте слова. - Выделите в каждом корень. - Посмотрите, как из этих корней образовались сложные слова. - При помощи чего соединяются корни? (при помощи гласных ) «о,е») - Как бы вы назвали такие гласные? (соединительные)
- А теперь попробуйте сами: ЛОВИТЬ + РЫБА = ВОДА+ ПАДАТЬ = САМОВАР = ЛЕДОКОЛ = ЛЕДОКОЛ = - Выделите корни, подумайте, из каких слов образованы слова - отгадки. Чтение теоретического материала в учебнике. Формулирование выводов (познавательные): после каждого этапа анализа делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается краткая запись с окончательными выводами, представленными на экране, в виде слайда презентации в MS PowerPoint. |
7 мин |
|||
3. |
Физминутка |
- Ребята, сейчас мы проведем физминутку. Слово очень интересное. Не задумывались? -Как образовалось слово «физминутка»? Можно ли его считать сложным? Руки подняли и покачали – |
2 мин |
|||
4. |
Формирование умений и навыков |
Цели учителя: установление степени усвоения учащимися нового материала, устранение обнаруженных пробелов; развитие навыков по составлению сложных слов Цели учащихся: должны уметь: – работать по способу действия; должны знать: – условия выбора соединительной гласной в сложных словах; должны владеть: – навыками по соотношению профессии и вида деятельности.; – навыками конструирования предложений. - Ребята, перед вами карточки, на которых перечислены некоторые профессии. Вам надо с помощью стрелочек указать их вид деятельности. Например, врач – лечит людей. А кто такой мореход? МОРЕХОД Он разводит пчел, ухаживает за ними, формирует новые пчелиные семьи, собирает мёд и пр. СТАЛЕВАР В старину: мореплаватель, открыватель морских путей
ВОДОЛАЗ Специалист, обученный по спускам под воду и выполняющий различные работы под водой. ПЧЕЛОВОД Рабочий, занимающийся выплавкой стали. - Давайте проверим, знаете ли вы эти профессии (правильное выполнение на слайде), выпишем названия профессий в тетрадь. Выделим корни (учащиеся выделяют, понимают, что это сложные слова). - Попробуйте определить, от каких слов образовались названия профессий? (учащиеся отвечают) - Почему в этих сложных словах соединительные гласные разные? Назовите их. - От чего зависит выбор написания гласной? (ребята пытаются понять условие написания) Учитель обобщает: после твердой согласной пишется – О, после мягкой -Е. (схема на слайде) - Подчеркните соединительные гласные. - Сейчас на слайде вы увидите бытовые приборы, запишите их.(смотрят, записывают). Составьте 1-2 предложения на тему «Я помогаю» Картинки: микроволновка, кофеварка, электрочайник, пылесос. Учащиеся зачитывают свои предложения. |
15 мин |
|||
5. |
Задание на дом |
Цели учителя: закрепить полученные учащимися знания и навыки; стимулировать развитие творческих способностей. Цели учащихся: свободно владеть навыком составления сложных слов; уметь обосновать выбор соединительной гласной. Письменная работа: Работа по карточкам
|
2 мин
|
6. |
Рефлексия учебной деятельности |
Результаты: Осознают понятие «сложные слова» (предметные) Умеют работать с терминами (метапредметные) Сформирована мотивация достижения результата (личностные) Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний Способ действий: коллективное обсуждение УУД: 1.Построение выводов 2.Осознание своих возможностей 3.Умение оценивать собственную деятельность. Предполагаемый результат: Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения Совместная деятельность (корректировочная ) (Учащиеся подводят итоги урока). - Насколько сложно было работать на уроке? - Что нового узнали во время занятия? - Как вы оцените своё участие в работе на уроке? Возвращаемся к слайду, на котором определены задачи урока. Делаем выводы - Покажите, какое настроение у вас сейчас. В конце урока (дети показывают смайлики). |
2 мин
|