Урок по русскому языку в 3 классе на тему «Сложные слова»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей № 36
пр. Кирова, 29а, г. Нижний Новгород, 603101, тел./факс (831) 293-62-41, e-mail:schooln36@inbox.ru,schl36@mts-nn.ru
Конспект урока
по русскому языку
«Сложные слова»
3 класс
разработка учителя
начальных классов
высшей категории
Музюкиной Н.А.
МАОУ Лицей №36
2015г Русский язык
Тема «Сложные слова»
Цель: Сформировать у обучающихся представление о сложных словах, формировать умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные.
Познавательные УУД- развиваем умения самостоятельно «читать» и объяснять информацию; находить новые способы познания об образовании сложных слов
Коммуникативные УУД – развиваем умения активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, ясно формулировать ответы на вопросы учителя и других учеников
Регулятивные УУД -развиваем возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
Личностные УУД- развиваем возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам
Оборудование:
Учебник Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
Индивидуальные карточки, карточки для групповой работы. (см. Приложение)
презентация SMART Notebook
проектор, интерактивная доска SMARTboord
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности (Цель- Включить в учебную деятельность на личностно-значимом уровне)
На экране пословица
Нестыдно не знать, стыдно не учиться.
- как вы понимаете ее значение?
Почему на уроке она прозвучала в самом начале?
Желаю успехов.
Актуализация знаний.
Минутка чистописания
Ое ео Ео ое
- Перепишите пословицу
- Над какой темой мы работаем последние несколько уроков?
- Давайте проверим ваши знания.
(Актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках)
(Несколько детей выполняют тесты на листочках, двое у доски SMART NOTEBOOK)(см. Приложение)
- Молодцы, все правильно, но знания правил, это еще не все знания, что нужно делать, чтобы правила были усвоены?
Пробное действие.
- Тогда предлагаю вам работу в группах, разделите данные слова на группы, подходящие по схемам.
- Давайте проверим вашу работу. Какие слова вы отнесли в столбик КОРЕНЬ, СУФФИКС,ОКОНЧАНИЕ?
- Какие слова вы отнесли в столбик ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ?
- Какое слово вы не отнесли никуда? Почему?
- Предлагаю вам разобрать слово САМОКАТ по составу . Но сначала объясните значение этого слова, почему его так назвали?(работа с комментированием)
- Что у вас вызвало затруднение? ( мы не встречали слова , в которых два корня)
- Таким образом, появилось для нас с вами новое в строении слова, слова, в которых два корня. А можете ли вы мне дать название этим словам?
Предлагаю вам в качестве подсказки - анаграмму.
- Итак, как называются такие слова?
Постановка цели и темы урока.
- Итак, какова же тема урока?
- Но в строении этого слова есть еще один элемент, как мы его назовем? Почему мы не можем быть уверенными в своем ответе?
- У нас нет правила.
- Где мы его можем прочитать?
(УЧЕБНИК с.119)
- Итак, мы теперь знаем, что в русском языке есть слова, которые состоят из двух корней. Тогда какую цель мы поставим?
- Узнать о строении сложных слов и научиться самим строить такие слова.
5. Открытие нового знания.
- Соберите слова по их описанию.(см. Приложение)
- Почему в этих словах соединительные гласные выделены красным цветом?
Поставьте в словах ударение, произнесите их, что получается? (Они звучат не так как пишутся- орфограмма)
Да в русском языке только две соединительных гласных, их нужно запомнить.
5. Физкульминутка
- Как услышите сложное слово- хлопните в ладони:
Водолаз, ледоход, паровоз, трамвай, полотер, мясорубка, терка, новосел, землекоп, лопата, переход
6. Закрепление нового знания.
- Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.
Высоко в небе летит …… .
Гудвин исполнил желание Железного …
…проверил морское дно.
О пользе меда нам рассказал … .
Виктория – самый большой … в мире.
7. Рефлексия.
- Какое знание мы сегодня получили? (сложные слова)
- Как нам зафиксировать наше новое знание? (заполним эталон)
- На отрезке успеха оцените свою работу.
- Все ли вам понятно было на уроке? Сможете ли вы дома привести примеры сложных слов и объяснить , почему они так называются?
- Но у меня приготовлено еще одно слово : МЕДСЕСТРА.
Вопрос: будет ли оно сложным? (варианты ответов)
- Чем оно отличается от слов, предложенных ранее на уроке? ( в нем нет соединительной гласной)
- К сожалению время урока ограничено, тогда какую цель поставим на следующий урок?
(не только закрепить знания о сложных словах, но и узнать , как называются слова, в которых есть 2 корня и нет соединительной гласной.)
- Спасибо. Жду вас на уроке завтра.
Приложения.
Вывод: Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются _________________ . Примеры:_______________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Вывод: Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются _______________ . Примеры:_______________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Вывод: Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются _________________ . Примеры:_______________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Вывод: Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются ________________ . Примеры:_______________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Судно с паровым двигателем
Человек, идущий пешком
Металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней топкой
Механизм для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах
Рабочий, занимающийся выплавкой стали