12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Музюкина Нина Александровна45
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное автономное образовательное учреждение

Лицей № 36

пр. Кирова, 29а, г. Нижний Новгород, 603101, тел./факс (831) 293-62-41, e-mail:schooln36@inbox.ru,schl36@mts-nn.ru

Конспект урока

по русскому языку

«Сложные слова»

3 класс

разработка учителя

начальных классов

высшей категории

Музюкиной Н.А.

МАОУ Лицей №36

2015г Русский язык

Тема «Сложные слова»

Цель: Сформировать у обучающихся представление о сложных словах, формировать умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные.

Познавательные УУД- развиваем умения самостоятельно «читать» и объяснять информацию; находить новые способы познания об образовании сложных слов

Коммуникативные УУД – развиваем умения активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, ясно формулировать ответы на вопросы учителя и других учеников

Регулятивные УУД -развиваем возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Личностные УУД- развиваем возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам

Оборудование:

Учебник Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Индивидуальные карточки, карточки для групповой работы. (см. Приложение)

презентация SMART Notebook

проектор, интерактивная доска SMARTboord

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности (Цель- Включить в учебную деятельность на личностно-значимом уровне)

На экране пословица

Нестыдно не знать, стыдно не учиться.

- как вы понимаете ее значение?

Почему на уроке она прозвучала в самом начале?

Желаю успехов.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Ое ео Ео ое

- Перепишите пословицу

- Над какой темой мы работаем последние несколько уроков?

- Давайте проверим ваши знания.

(Актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках)

(Несколько детей выполняют тесты на листочках, двое у доски SMART NOTEBOOK)(см. Приложение)

- Молодцы, все правильно, но знания правил, это еще не все знания, что нужно делать, чтобы правила были усвоены?

 

Пробное действие.

- Тогда предлагаю вам работу в группах, разделите данные слова на группы, подходящие по схемам.

- Давайте проверим вашу работу. Какие слова вы отнесли в столбик КОРЕНЬ, СУФФИКС,ОКОНЧАНИЕ?

- Какие слова вы отнесли в столбик ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ?

- Какое слово вы не отнесли никуда? Почему?

- Предлагаю вам разобрать слово САМОКАТ по составу . Но сначала объясните значение этого слова, почему его так назвали?(работа с комментированием)

- Что у вас вызвало затруднение? ( мы не встречали слова , в которых два корня)

- Таким образом, появилось для нас с вами новое в строении слова, слова, в которых два корня. А можете ли вы мне дать название этим словам?

Предлагаю вам в качестве подсказки - анаграмму.

- Итак, как называются такие слова?

 

Постановка цели и темы урока.

- Итак, какова же тема урока?

- Но в строении этого слова есть еще один элемент, как мы его назовем? Почему мы не можем быть уверенными в своем ответе?

- У нас нет правила.

- Где мы его можем прочитать?

(УЧЕБНИК с.119)

- Итак, мы теперь знаем, что в русском языке есть слова, которые состоят из двух корней. Тогда какую цель мы поставим?

- Узнать о строении сложных слов и научиться самим строить такие слова.

 

5. Открытие нового знания.

- Соберите слова по их описанию.(см. Приложение)

- Почему в этих словах соединительные гласные выделены красным цветом?

Поставьте в словах ударение, произнесите их, что получается? (Они звучат не так как пишутся- орфограмма)

Да в русском языке только две соединительных гласных, их нужно запомнить.

 

5. Физкульминутка

- Как услышите сложное слово- хлопните в ладони:

Водолаз, ледоход, паровоз, трамвай, полотер, мясорубка, терка, новосел, землекоп, лопата, переход

 

6. Закрепление нового знания.

- Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

Высоко в небе летит …… .

Гудвин исполнил желание Железного …

…проверил морское дно.

О пользе меда нам рассказал … .

Виктория – самый большой … в мире.

 

7. Рефлексия.

- Какое знание мы сегодня получили? (сложные слова)

- Как нам зафиксировать наше новое знание? (заполним эталон)

- На отрезке успеха оцените свою работу.

- Все ли вам понятно было на уроке? Сможете ли вы дома привести примеры сложных слов и объяснить , почему они так называются?

- Но у меня приготовлено еще одно слово : МЕДСЕСТРА.

Вопрос: будет ли оно сложным? (варианты ответов)

- Чем оно отличается от слов, предложенных ранее на уроке? ( в нем нет соединительной гласной)

- К сожалению время урока ограничено, тогда какую цель поставим на следующий урок?

(не только закрепить знания о сложных словах, но и узнать , как называются слова, в которых есть 2 корня и нет соединительной гласной.)

- Спасибо. Жду вас на уроке завтра.

Приложения.

Вывод:

Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются _________________ .

Примеры:_______________________________

________________________________________

________________________________________

Вывод:

Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются _______________ .

Примеры:_______________________________

________________________________________

________________________________________

Вывод:

Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются _________________ .

Примеры:_______________________________

________________________________________

________________________________________

Вывод:

Слова, образованные путём соединения двух ________ при помощи ______________________ гласных ___и___, называются ________________ .

Примеры:_______________________________

________________________________________

________________________________________

Судно с паровым двигателем

Человек, идущий пешком

Металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней топкой

Механизм для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах

Рабочий, занимающийся выплавкой стали

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.