Технологическая карта урока по теме: А. Л. Барто «Снегирь»
Класс: 2
Тема: «А. Л. Барто «Снегирь»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с биографией А.Л.Барто и её стихотворением «Снегирь»
Задачи:
Образовательные: формировать умение характеризовать героя, прогнозировать его поступки
Развивающие: развивать умения объяснять смысл названия произведения, выявить причины поступков персонажей, определить своё отношение к ним.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения, совершенствовать навыки общения.
Планируемые результаты:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнение действий в устной и письменной форме
Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент (2 мин) | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Речевая разминка Шесть мышат в шалаше шуршат. Почитать выразительно. Мышонку шепчет мышка: Ты все шуршишь, не спишь? Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише! | Приветствуют учителя Читают глазами Читают быстро Читают с вопросом Читают выразительно | Умение слушать |
2.Актуализация знаний ( 5 мин) | В день, когда в саду метели пели, На рябине яблоки поспели... Только я сорвать одно хотела, Яблоко вспорхнуло, улетело, И уселось веточкой повыше! Ты об этом чуде раньше слышал? Если да, скорее говори: "Яблоки зимою... - это Снегири". А вы видели эту птичку? Что вы знаете о снегире? Да ребята, снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головой. Летает снегирь легко и красиво. Снегири обычно держаться небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. Изредка она передвигается, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Вот к клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут. С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрытая в ветках. Снегири украшают зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием. О ком же мы сегодня будем говорить? Правильно ребята мы с вами сегодня познакомимся со стихотворением «Снегирь» А. Л. Барто | Да Серенькая птичка с красной грудкой О снегире | выполнение действий в устной форме |
3.Открытие новых знаний (34 мин) | Первичное усвоение новых знаний Сегодня мы с вами поговорим о таком детском писателе, как Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище. Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить. Первичная проверка понимания Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение «Снегирь», а вы внимательно послушайте. Проведём небольшую словарную разминку. На доске у меня написаны слова (Арбат, Галоши, Скажите на милость) Ребята, как вы понимаете слова из этого стихотворения? Арбат – одна из старейших улиц Москвы. Галоши – непромокаемая, обычно резиновая обувь. Скажи на милость - выражение удивления чем-либо. Физкультминутка Понравилось ли вам прочитанное стихотворение? Кто является главным героем стихотворения? Что делал мальчик, чтобы ему купили снегиря? А сейчас, ребята, вы будите читать стихотворение, следите внимательно, я остановлю, продолжит кто-нибудь другой. А затем будем анализировать это стихотворение. Анализ стихотворения Составим палитру настроения. Как менялось настроение мальчика с начала повествования и до конца? Прочитаем первую часть. Взяли карандаш, подчеркнули слова, которые использует автор, чтобы передать, что для мальчика значит птичка? Прочитаем вторую. Какие слова подтверждают горе мальчика и его нестерпимое желание иметь птичку? Прочитаем третью часть. Какие слова подтверждают радость мальчика? Как автор относится к мальчику? Каким тоном мы начинаем читать стихотворение? А потом? Как заканчиваем? Давайте прочитаем это стихотворение ещё раз, попробуем передать при чтении свои чувства и свое отношение. Какими строчками заканчивается стихотворение? Какой знак стоит в конце этих строк? С какой интонацией он читается? Кому задает мальчик вопрос? Для чего Агния Барто закончила стихотворение именно этими строчками? Раз мальчик задает вопрос, значит, он сомневается, нужно ли ему вести себя плохо. Хочет ли он сам этого? А если заменить вопросительный знак в конце предложения на восклицательный, что изменится? А вы бы хотели иметь такую птицу дома? Какой совет можете дать Мальчику? Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки. Первичное закрепление Работа в группах: Составьте модель- описание наших героев. На ваших столах карточки с характеристикой героев . Выберите нужные высказывания для каждого героя и соедините их стрелкой. Чему учит стихотворение А. Барто? | Слушают биографию А. Л. Барто Да Мальчик Вел себя хорошо Читают стихотворение Что теперь не спиться мне. Я не мог ни на минутку Из-за этой самой птицы Было сухо, но галоши Я почти не спорил с дедом, Я с девчонками не дрался Я принес его домой. Наконец теперь он мой! Я Я им буду любоваться, сочувствует, понимает, жалеет, немного иронично спокойным, размеренным грустным, тоскливым, но с надеждой радостно Значит, снова можно драться / Завтра утром во дворе? Вопросительный Самому себе Мальчик очень ждал, пока ему купят снегиря. Ему приходилось с трудом удерживать себя, чтобы не подраться И теперь наконец-то можно не притворятся больше, можно даже драться, ведь мама купили снегиря, но драться уже не очень хочется. Сомнений не останется. Мальчик уверенно ответил бы, что можно «драться завтра утром на дворе! Нет на нее можно посмотреть на улице Отпустить снегиря на волю Снегирь, ярко-розовый, милый, сидит, свистит, в клетке Мальчик: целеустремлённый, настойчивый, мечтает, старается, счастлив Быть добрыми | выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими поступков, отношение автора к ним; выбирают нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи. формулировать высказывание, мнение; строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы и высказывать свою точку зрения. выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие. |
4.Итог урока (2 мин) | О какой птичке мы говорил сегодня? С каким стихотворением мы познакомились на уроке? Кто его автор? Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке литературного чтения? Что вам особенно запомнилось? | О снегире «Снегирь» Барто Ответы детей | выполнение действий в устной форме |
5.Рефлексия (2 мин) | Лесенка успеха верхняя ступенька , у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. средняя ступенька , у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы нижняя ступенька , у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось | Оценивают свою работу на уроке | Умение оценить свою работу на уроке |