Технологическая карта урока по теме «Перенос слова»
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя школа № 72
Краснооктябрьского района г.Волгограда
Технологическая карта урока русского языка
на тему: «Перенос слова»
Класс 1 «А»
Провела: учитель начальных классов
Иванова Валерия Александровна
Волгоград
2018 год
Технологическая карта урока по русскому языку
Ф.И.О. учителя:Иванова Валерия Александровна
Класс: 1 «А»
Тема: «Перенос слова».
Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный урок
Цель урока: создать условия для формирования навыка переноса слова; умения делить слово на слоги; различать гласные и согласные звуки в слове; оформлять предложение на письме.
Задачи
Образовательные: способствовать усвоению знаний о правилах переноса слова и постановке ударения.
Развивающие: содействовать развитию умения делить слово на слоги; мыслительных операций: синтеза, анализа, обобщения, логического мышления, внимания.
Воспитательные: способствовать воспитанию сознательной дисциплины и культуры учебного труда, любви к родному языку.
Дидактические средства:
для учителя – карточки с заданиями, правила переноса, презентация, Буратино, ключики с заданиями, эталон для проверки, песочные часы, QR код, планшет.
для обучающегося –рабочая тетрадь, пенал.
10. Характеристика этапов урока
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1 |
Мотивация (са-моопределение) к учебной деятель-ности. (1-2 мин) Цель: включение в учебную деятель-ность на личност-но-значимом уров-не. |
Приветствие Психологический настрой на учебную деятельность |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. В класс крадётся тишина, Подожди её пока, Ну, а чтобы подождать Надо просто замолчать. Раз, два, смолк звонок, Три – ротик на замок, На четыре помолчи, А на пять – урок начни! |
Приветствуют.
|
Фронтальная |
Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция; (Л) смыслообразование |
2 |
Актуализация и фиксирование ин-диивидуального затруднения в пробномдейст-вии. (8 - 10 мин) Цель: готовность мышления и соз-нание потребности к построению ново-го способа дейст-вия |
Встреча Буратино
Каллиграфическая минутка. 1 ключик
|
-Ребята к нам сегодня пришел в гости герой. А вот какой именно, вы узнаете отгадав загадку. У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос суёт свой длинный… Кто же это? -Молодцы! Буратино пришел не один, а с ключиками -заданиями. Итак, 1 ключик, давайте посмотрим что там Буратино предлагает нам провести минутку красивого письма. -Урок мы начнем с чистописания Я тетрадь свою открою И наклонно положу Я друзья от вас не скрою Ручку вот как я держу. Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь. Откройте тетради и запишите дату и классную работу. - Посмотрите на доску, мы с вами должны повторить правильное написание букв Аа Ее Ии Соединим их с буквой С Аса Есе Иси -Для чего мы проводим минутку чистописания? |
-Буратино -открывают тетради и записывают дату и классную работу -прописывают в тетради. -Для того, что бы научиться писать правильно, аккуратно, соблюдая графические правила. |
Индивидуальная
Фронтальная |
Формирование УУД: (Р) учатся отличать вер-но выполненное задание от неверного. (К) умение выражать свои мысли с достаточ-ной полнотой и точ-ностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыс-лительных операций: анализ, сравнение, обоб-щение. |
3. |
Постановка проблемы. Выявле-ние места и при-чины затрудне-ния. (8 мин) Цель: выявление и фиксация места причины затруд-нения. |
Загадки 2 ключик Постановка проблемы |
-Давайте вспомним, как можно определить количество слогов в слове. -Молодцы, верно! На очереди второй ключик. Буратино предлагает нам отгадать загадки и определить количество слогов в словах-отгадках. 1. На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. 2.Вот по нему мчится конь – Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. 3.По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает иногда: из мешков бежит вода. -Молодцы еще один ключик мы разгадали
Давайте запишем предложение в тетради. Дедушка купил внуку подарок. - Ребята, что мне делать, у меня не хватает места, чтобы дописать слово «подарок» на этой строчке? -А что нужно сделать, чтобы перенести слово? -Давайте слово «подарок» разделим на слоги
-Хорошо, молодцы ребята! |
-Сколько гласных в слове, столько и будет слогов.
1. Ра-ду-га
2. Гро-за
3. Ту-чи
-записывают в тетрадь -необходимо перенести слово на другую строчку -Чтобы перенести слово нужно разделить его на слоги. -по-да-рок |
Фронталь-ная
|
Формирование УУД: (Р) волевая саморегу-ляция в ситуации затруд-нения; учатся работать по предложенному учи-телем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (К)умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мне-ния.
|
4. |
Проектирование и фиксация ново-го знания.Пост-роение проекта выхода из затруд-нения. Цель: постановка цели учебной дея-тельности. |
Определение темы и цели урока
Правило 1
Физминутка (Фиксики) |
-Как думаете, какая тема урока? Что мы с вами сегодня будем повторять на уроке? -Какую цель мы для себя поставим?
-Как можно перенести слово « молоко» -Давайте с вами сформулируем правило , которым мы можем пользоваться в процессе работы над переносом слова.
-Когда Буратино учился в школе, он очень любил переносить слова. И даже сочинил стихотворение, чтобы было легче научиться переносить. -Перенос веди толково, Чтобы дело шло на лад, Раздели на слоги слово Как на дольки шо-ко-лад. -Кто такие фиксики? Сегодня они решили с нами потанцевать. Встаем все. |
-Перенос слова. -закрепим умения делить слово на слоги и переносить слово. -мо-ло-ко 1 правило -Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слово на слоги. |
Фронтальная
|
Формирование УУД: (Р) проговаривание пос-ледовательностьдейст-вий на уроке; форми-рование познавательной инициативы. (П) умение делать пред-положения и обосновы-вать их. |
5. |
Реализация пост-роенного проекта. Цель: фиксация но-вого знания( 10 мин) |
Карточка с заданиями Работа в паре.
Стихотворение.
Правило 2
Ключик Загадка
Правило 3
Загадка
Правило 4
|
-Сейчас каждая пара получает карточку с заданиями. Вы должны разделить слово для переноса. Вам даётся 1 минута.
-Сверим с эталоном.
-Внимательно посмотрите на доску. КИТ -Мальвина перенесла слово вот так КИ-Т - А Буратино сказал, что нужно вот так К- ИТ -Ребята, правильно ли перенесли слово наши герои? - Послушайте стихотворение и сделайте вывод. Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес: Е-два, И получил за это «два», Укол я перенес: У-кол И получил за это «кол», Опять я перенес: О-пять, Теперь, наверное, будет «пять»?! - Так получит мальчик оценку «пять»? -А как нужно?
-У нас появляется 2 правило переноса. Давайте его сформулируем
- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить.
-Следующий ключик -Отгадайте загадку. -У кого глаза на рогах,
-Понаблюдайте, как перенесли это слово?
- Что сделали при переносе?
-Кто может сформулировать правило?
-Перенесите слова, пользуясь правилом №3
-Какие еще слова можно отнести к этому правилу? -Молодцы , ребята!
-Отгадайте следующую загадку. Люблю я, подбоченясь, -Понаблюдайте, как перенесли это слово?
- Что сделали при переносе?
-Кто может сформулировать правило?
-Пользуясь, правилом перенесите слова. |
- гро-за, ре-ка, лу-жа, за-бор, не-бо, па-кет,ди-ван.
-нет
-нет - Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке. Значит слово кит перенести нельзя. - Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку. - Оля, ёжик, оса
- улитка
-Там 2 согласные буквы, идущие друг за другом. - разделили 2 согласные буквы - Чтобы перенести слово на стыке двух согласных букв, нужно одну согласную оставить на одной строчке, а другую перенести на следующую. - Ин-на Тык-ва Рыб-ка - Ар-буз, ар-мия, пол-ка, зем-ля, крас-ный, слад-кий, храб-рый, Де-нис.
-чайник -чай-ник
-букву Й оставили на первой строчке -Буква Й никогда не переносится на другую строку. - лей-ка, ска –мей-ка, ко-пей-ка |
Работа в паре.
Фронтальная |
Формирование УУД: (К) адекватно использо-вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
(Р) волеваясаморегуля-ция в ситуации затруд-нения; учатся работать по предложенному учи-телем плану. |
6. |
Самостоятель-ная работа Цель: способство-вать использование алгоритма самос-тоятельноосущес-твлятьсамопровер-ку. |
Карточки для самостоятельной работы Ключик |
На очереди нас ждет последний ключик. Каждый из вас получает карточки с заданиями. Даётся минутка для выполнения. |
Индивидуальная |
Формирование УУД: (Л) умение оценивать се-бя на основе критерия успешности. (Р) волеваясаморегуля-ция в ситуации затруд-нения; учатся работать по предложенному учи-телем плану. |
|
7. |
Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками ( 5 мин.) |
Подведение итогов
Кластер
Рефлексия
QR код |
Составим кластер:
-Какую тему мы сегодня изучали?
-Какую цель мы ставили в начале урока? -Что мы делали для того, чтобы научиться грамотно, переносить слова?
-Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? -Ребята, я тоже считаю, что вы сегодня отлично поработали. А теперь у вас на столах листочки . Желтый у меня все получилось, не испытывал затруднений. Розовой – у меня были сложности, я не все понял. -Буратино на прощание нам зашифровал послание , чтобы его прочесть нужно поднести наш планшет к картинке и мы узнаем, что хотел сказать он. - Мне понравилось как работали сегодня следующие ребята….. -Урок окончен! Спасибо за урок! |
-составляют кластер
-Перенос слова
-научиться переносить слова
-изучали правила переноса
-да, достигли |
Фронталь-ная |
(П)рефлексия способов и условий действия; конт-роль и оценка процесса и результатовдеятельнос-ти. (Л) самооценка на осно-ве критерия успешности. (К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |