Технологическая карта урока по теме «Линзы»

6
0
Материал опубликован 2 June 2017 в группе

Цветкова Е.И. ОГБПОУ Фурмановский технический колледж

Технологическая карта урока физики по по теме

«Линза. Построение изображений, даваемых линзой»

Разработала: преподаватель физики

Цветкова Елена Ивановна

2017

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Тема урока: Линза. Построение изображений, даваемых линзой.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создание условий для изучения знаний о линзах, их физических свойствах и характеристик и ввести понятие оптическая сила линзы.

Задачи урока:

а) формирование представлений о линзах, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации.

(метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование по разделу «Геометрическая оптика», набор линз на подставке, экран, диск «Открытая физика», компьютер, проектор, Интернет.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент

Здравствуйте. дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать.

Зачитывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня.

Вопрос: что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня? (Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица».)

После правильного ответа обучающихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.

(“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”)

Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

Что каждый из вас хочет узнать сегодня на уроке?

Приветствие.

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Постановка проблемного вопроса

Ответ на приветствие учителя.

Ответ на вопросы учителя. Выдвижение предположения о теме урока «Линзы»

Выделение существенной информации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели.

Взаимодействие с учителем

Взаимодействие с учителем

 

Слушание учителя

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

 

Целеполагание

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение настраиваться на занятие

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

2. Актуализация знаний

Вспомним основные понятия распространения света, законы преломления и отражения света.

Задание:

Трое учащихся готовятся отвечать на вопросы карточек.

Карточка №1

Что такое свет?

Что такое световой луч?

Карточка №2

Каким излучением называют свет?

Что такое световой луч?

Карточка №3

Что такое плоское зеркало?

Что такое световой луч?

Остальные учащиеся отвечают устно на вопросы:

Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света?

Сформулируйте законы отражения света?

Сформулируйте законы преломления света?

Задаёт вопросы.

Обучающиеся отвечают на вопросы карточек.

1.Свет – излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом.

2.Свет называют видимым излучением

3.Плоским зеркалом называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет.

4.Световой луч – линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

АО - луч падающий, ОВ - луч отраженный, SN – отражающая плоскость, α – угол падения, β – угол отражения, точка О, в которую опущен перпендикуляр.

1.Угол падения равен углу отражения.

2.Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, проведенный в точку касания лучей, лежат в одной плоскости.

1.Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред.

2.Луч падающий, преломленный и перпендикуляр, проведенный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

Вопрос: что такое линзы? На столах линзы на подставках. Обучающиеся внимательно смотрят и вводят понятие линзы. Пользуются учебником

Определения: (Слайд 2)

Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями, называют линзой.

Вопрос: линзы на столах у вас одинаковые или чем-то отличаются?

Ребята разглядывают линзы и делают вывод: линзы отличаются формой сферических поверхностей.
Линза может быть ограничена двумя выпуклыми поверхностями (двояковыпуклая линза), выпуклой сферической поверхностью и плоскостью (плосковыпуклая), выпуклой и вогнутой  сферическими поверхностями (вогнуто-выпуклая линза). Эти линзы посредине толще, чем у краёв, и все они называются 
выпуклыми, они являются собирающими. (Слайд 3)

Линзы, которые посредине тоньше,  чем у краёв называются вогнутыми. Соответственно: двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая, они являются  рассеивающими. (Слайд 4)

Практическая работа: определение вида линзы.

Если толщина линзы пренебрежимо мала по сравнению с радиусами сферических поверхностей линзы и расстоянием от предмета до линзы, то такие линзы называют тонкими. Основные точки и линии в линзе:

Прямая, проходящая через центры  сферических поверхностей, которые ограничивают линзу, называют главной оптической осью. Точку О на этой оси называют оптическим центром.  Любую другую прямую, проходящую через оптический центр, называют побочной оптической осью. Точка,  в которой пересекаются после преломления в собирающей линзе лучи, падающие на неё параллельно главной оптической оси, называют главным фокусом линзы.  У линзы два главных фокуса.  Они располагаются по обе стороны линзы на одинаковых расстояниях от неё. Эти расстояния называют фокусным расстоянием линзы. (Слайд 5,6)

Рассмотрите линзы и ответьте на следующие вопросы:

Вопрос: от чего зависит фокусное расстояние линзы?

Вопрос: Какая линза преломляет лучи сильнее?

Характеристики линз

Фокусное расстояние линзы обозначают  буквой  F. Величину, обратную фокусному  расстоянию называют  оптической силой линзы и обозначают буквой  D:

D = 1\ F.

[D]=[1/м]=[дптр] Т.е. 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием F = 1 м.

Оптическая сила выпуклой линзы выражается числом положительным, а вогнутой – отрицательным. (Слайд 7)

Вопрос: как зависит оптическая сила линзы от фокусного расстояния?

Обобщая ответы делаем вывод: чем меньше фокусное расстояние, тем линза сильнее преломляет лучи, т.е. оптическая сила линзы будет больше.

Оптическая сила собирающих линз D > О, т.к. F > 0. Для рассеивающих линз D <О, т.к. F<0.

В случае плотно прижатых друг к другу тонких линз оптическая сила системы линз равна сумме (обязательно с учетом знака) оптических сил отдельных линз:

С помощью линз можно не только собирать или рассеивать световые лучи, но и получать различные изображения предмета.

Вопрос: Как же получаются столь различные изображения? От чего может зависеть характер изображения?

Давайте проверим ваши предположения с помощью постановки демонстрационного эксперимента.

Вопрос: какие световые лучи из бесчисленного множества лучей удобно использовать для построения изображения с помощью линзы? ( слайд 9,10,11 )

После этого учащиеся рассаживаются по заранее сформированным по интересам учащихся группам (6 групп). Каждой группе определяются задание и отводится определенное время для их выполнения.

Задание для группы №1

1.Постройте изображение (А 1 В 1 ) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится между линзой и ее фокусом, т.е. d < F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А 1 В 1.

3.Исследуйте с помощью ППС « Открытая физика », будет ли меняться характер получаемого с помощью собирающей линзы изображения предмета при изменении взаимного расположения предмета и линзы (при условии F < d < 2F ; d > 2F ).

4. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод.

Задание для группы №2

1.Постройте изображение (А 1 В 1 ) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом, т.е. F < d < 2F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А1В1 .

3.Исследуйте с помощью ППС « Открытая физика » (раздел «Оптика»: Тонкая линза), будет ли меняться характер получаемого с помощью собирающей линзы изображения предмета при изменении взаимного расположения предмета и линзы (при условии d < F ; d > 2F ).

4. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод.

Задание для группы №3

1.Постройте изображение (А1 В1 ) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится за двойным фокусом линзы , т.е. d > 2F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А1 В 1

3.Исследуйте с помощью ППС « Открытая физика », будет ли меняться характер получаемого с помощью собирающей линзы изображения предмета при изменении взаимного расположения предмета и линзы (при условии d < F ; F < d < 2F ).

4.Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте

Задание для группы №4

1.Постройте изображение (А 1В1 ) предмета АВ с помощью рассеивающей линзы при условии, что предмет находится между линзой и ее фокусом, т.е. d < F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А1 В1 .

Исследуйте с помощью ППС « Открытая физика » будет ли меняться характер получаемого с помощью рассеивающей линзы изображении предмета при изменении взаимного расположения предмета и линзы (при условии F < d < 2F ; d > 2F ).

4. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод.

Задание для группы №5

1.Постройте изображение (А 1 В 1 ) предмета АВ с помощью

рассеивающей линзы при условии, что предмет находится

между фокусом линзы и ее двойным фокусом, т.е. F < d < 2F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А 1 В 1

3.Исследуйте с помощью ППС « Открытая физика будет ли меняться характер получаемого с помощью рассеивающей линзы изображения предмета при изменении взаимного расположения предмета и линзы (при условии d < F ; d > 2F ).

4. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод.

Задание для группы №6

1.Постройте изображение (А 1 В 1 ) предмета АВ с помощью рассеивающей линзы при условии, что предмет находится за двойным фокусом линзы , т.е. d > 2F.

2. Дайте характеристику полученному изображению А 1 В 1.

3. Исследуйте с помощью ППС « Открытая физика », будет ли меняться характер получаемого с помощью рассеивающей линзы изображения предмета при изменении взаимного расположения предмета и линзы (при условии d < F ; F < d < 2F ).

4. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод.

Обучающиеся выполняют работу, делают вывод по ней, после чего заполняется сводная таблица.

расстояние от предмета до линзы d

характеристика изображения

собирающая линза

рассеивающая линза

d< F

   

F< d< 2F

   

d >2 F

   

Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент:

Демонстрация ЭОР.

Проводит демонстрационный эксперимент.

Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.

Слушание учителя.

Читают параграф выделяют существенную информацию.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Наблюдение за материалом ЭОР.

Ответ Фокусное расстояние зависит от кривизны ее поверхностей

Ответ Линзы с более выпуклыми поверхностями

Отвечают на вопрос учителя.

Ответ. Вероятнее всего, характер получаемого изображения зависит от взаимного расположения предмета и линзы.

Выполняют задание по группам , объясняют наблюдаемое явление, делают выводы.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение строить речевое высказывание.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Обсуждают выводы.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы.

Слушание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Чтение.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

4. Первичная проверка понимания изученного

«Откройте учебник на странице 164 и поработайте в парах сначала над ответами на вопросы после параграфа 66, затем на странице 167, после параграфа 67. Затем будем работать над этими вопросами по «Цепочка».

Решение тестовых заданий из ЭОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ef6876b-7ff6-8dc3-5a2b-46656f56edac/00119627335612199.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b1c780bd-c0ae-9a81-a86b-1f3027edf18a/00119646817399855.htm

(слайд 12)

Дает обучающимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Следит за соблюдением правил игры «Цепочка»

Отвечают на вопросы после параграфов сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке».

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Первичное закрепление

Решение качественных и количественных задач

Определите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 и 50 см.

Оптические силы линз равны 5 дптр и 8 дптр. Каковы их фокусные расстояния?

Какое изменение оптической силы получили глаза мартышки, если она надела две пары очков по –3 дптр каждая и три пары очков с фокусным расстоянием 50 см?

Формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач.

Решение задач.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

6. Домашнее задание

§66-§67 , упр. 33(1), упр 34(3), подготовить сообщение или презентацию (по желанию) по теме «Применение линз».

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

7. Подведение итогов занятия

С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?

Оценки за работу на уроке.

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос учителя: с понятием линзы, основными характеристиками линз, построением изображения в линзах.

Потому что капельки воды являются маленькими линзами и могут повредить растение.

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

8. Рефлексия

Приём «Пантомима»

Обучающиеся пантомимой показывают результаты своей работы: руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Проводит рефлексию, анализирует выбранные ответы

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция.

Рефлексия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.